Лекция 2
1. Какие народы пользуются словесно-слоговым типом письма?
1) Русские 2) Китайцы 3) Корейцы 4) Индийцы 5) Японцы
2. В каком типе письма каждый знак передает не слово, а последовательность звуков?
1) Силлабический 2) Идеографический 3) Алфавитный 4) Пиктографический
3. В каком веке появилась славянская письменность?
1) 1 2) 5 3) 9 4) 10
4. Устным, разговорным на Руси 10 века был
1) Старославянский язык 2)Древнерусский язык
5. Как называется знак алфавитного типа письма?
1) логограмма 2) пиктограмма 3) идеограмма 4) буква
6. Кто создал алфавитный тип письма?
1) русские 2) греки 3) славяне 4) арабы 5) древние семиты
7. Назовите первоначальную форму книжной русской речи.
1)Устная 2) Письменная
8. Кто по национальности создатели славянской письменности?
1) Греки 2) Славяне 3) Древние семиты 4) Болгары
9. Как называется русская письменность?
1) Латиница 2) Кириллица 3) Глаголица 4) Санскрит
10. Какой язык на Руси 10 века был книжный, письменный?
1) Древнерусский 2) Старославянский
11. Какой знак является рисунком?
1) логограмма 2) пиктограмма 3) идеограмма
12. Иероглифы – это
1) логограмма 2) пиктограмма 3) идеограмма
13. Что такое бустрофедон?
1) Направление древнего греческого письма
2) Направление древнесемитского письма
3) Речевая ошибка
4) Скрытое многословие
14. Кто привез славянскую письменность на Русь?
1) Древние финикийцы.
2) М.В.Ломоносов
3) А.С.Пушкин
4) Князь Владимир
5) Кирилл и Мефодий
15. В каком веке возникло греческое письмо?
1) 1 2) 5 в. н.э. 3) 9 в. н.э. 4) 8 в. до н.э.
Лекция 3
1. Что такое кодификация норм?
1) Особый вид шифрования
2) Занесение всей информации о слове в словари
2. В каком веке появились языковые нормы в России?
|
1) В 5в. 2) В 10в. 3) В 18в.
3. Что изучает лингвистика?
1) Языковые системы. 2) Теорию речевой деятельности.
3) Теорию текста
4. На каких языках велось преподавание в первом русском университете?
1) На французском 2) На английском 3) На латинском 4) На древнерусском
5. Кто считается основателем современного русского литературного языка?
1) Кирилл и Мефодий 2) Князь Владимир 3) М.В.Ломоносов 4) А.С.Пушкин
6. Назовите год появления официальной письменности на Руси.
1) 863г. 2) 1755г. 3) 988г.
7. Какие языковые нормы закодифицированы в этимологическом словаре?
1) Лексические в области семантики
2) Лексические в области происхождения
3) Лексические в области системных свойств и отношений
8. Найдите лишнюю характеристику речи с точки зрения ее смысловой структуры.
1) Бессмысленная 2) Содержательная 3) Долгая 4) Пустая
9. Кто считается создателем языка как системы в России?
1) А.С.Пушкин 2) В.В.Путин 3) А.Б.Пугачева 4) Кирилл и Мефодий 5) М.В.Ломоносов
10. Назовите самую маленькую единицу языка.
1) фонема 2) морфема 3) лексема
11. Что, язык как система или речь, имеет иерархические отношения, уровневую организацию?
1) Язык 2) Речь
12. Какие языковые нормы не могут быть закодифицированы в словарях?
Морфологические 2) Стилистические 3) Синтаксические 4) Орфографические
13. С чем связано возникновение языка как системы?
1) С приказом Петра 1
2) С возникновением языковых норм
3) С появлением А.С.Пушкина
14. Что является свободной творческой деятельностью человека?
1) Язык как система. 2) Речь как говорение.
Лекции 4, 5
1. Укажите слово, в котором орфоэпическая норма является диспозитивной
|
1) петля
2) звонит
3) обеспечение
4) квартал
2. Найдите лексический пласт, который не относится к книжной лексике:
1) возвышенная
2) стилистически нейтральная
3) официальная
4) специальная
3. Стилистически языковая норма предписывает:
1) правильный выбор слова в соответствии с его стилистической окраской
2) правильное произношение
3) правильное написание слова
4) правильный выбор слова в соответствии с его значением
4. Найдите языковую норму, незакодифицированную в толковом словаре:
1) орфографическая
2) орфоэпическая
3) стилистическая
4) лексическая
5) синтаксическая
6) морфологическая
5. Какие окончания имеют числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах?
6. Как переводится на русский язык корень «авто»?
1) машина 2) двигатель 3) сам
7. Допишите неназванный стиль литературного языка:
1) научный 2) публицистический 3) разговорный 4) художественный
8. Слова, обладающие номинативной функцией, называются
1) эмоционально окрашенными 2) стилистически нейтральными
9. В каком веке на Руси появилась книжная письменная речь?
1) 1 2) 8 3) 9 4) 10
10. Влияет ли древнерусское или старославянское происхождение слова на его стилистическую окраску?
1) да 2) нет
11. Какой стилистической окраски в основном могут быть заимствованные слова?
1) разговорной и просторечной
2) разговорной и книжной
3) книжной и стилистически нейтральной
12. Общедоступность и общепонятность – это признаки
1) диалекта
2) жаргона
3) литературного языка
4) арго
13. Номинатив – это
1) предположение
2) приказание
3) называние
4) предложение
|
14. Стилистика – это раздел языкознания, изучающий
1) грамматические категории и формы слова
2) происхождение языковых единиц
3) значение языковых единиц
4) функционирование языковых единиц в различных условиях языкового общения
15. Как переводится на русский язык корень «астро»?
1) небо 2) звезда 3) птица
16. Архаизмы – это
1) новые слова
2) устаревшие слова
3) слова, обозначающие предметы или явления, которые ушли из жизни
17. Для научного стиля речи характерна
1) книжная и разговорная лексика
2) книжная специальная и стилистически нейтральная
3) арготизмы и жаргонизмы
4) разговорная и просторечная
18. Простые неполные предложения характерны для
1) научного стиля
2) разговорного стиля
3) публицистического стиля
19.Какой лексический пласт русского языка принадлежит к книжной лексике?
1) термины 2) профессионализмы
20. Назовите наименьшую единицу территориального членения языка
1) диалект 2) говор 3) наречие
21. Отметьте цифрой разговорный стиль речи
1) охота пуще неволи
2) желание сильнее принуждения
22. Назовите преобладающую форму существования разговорной речи
1) устная 2) письменная
23. Назовите основные особенности официально-делового стиля.
24. Что такое канцеляризм?
1) приветствие, которым пользуются работники канцелярии
2) слова работника канцелярии, произносимые при прощании
3) комплимент работнику канцелярии
4) слова официально- делового стиля, употребленные в другом стиле речи
25. Ирон., бран., шутл., груб. – стилистические пометы, обозначающие в словаре
1) книжную специальную
2) возвышенную лексику
3) разговорную и просторечную
26. Из приведённых типов внелитературной лексики отметьте цифрами социальные разновидности речи
1) диалект 2) жаргон 3) арго 4) наречие 5) говор 6) профессионализм
27. Какие языковые нормы являются специфичными для письменной формы речи?
1) орфографические, пунктуационные
2) орфоэпические, интонационные
Практические задания для контрольной работы
1) Паронимия
С. 6 – читать
Выполните упражнение
Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу.
1. Так… (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказал…сь преждевременн…. 2. От разгоревшегося (пожарища, пожара) посветлело на улице. 3. Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. 4. С (большой раздражительностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек. 5. Лечебные учреждения проводят (дифференциальное, дифференцированное) питание больных. 6. У билетной кассы предъявляли свои (командировочные, командированные) удостоверения. 7. На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы еще не начинались. 8. На мебель были (надеты, одеты) чехлы.
2) Тавтология и плеоназм
С. 8-9 – читать
Выполните упражнения
а) Устраните речевые ошибки, связанные с наличием тавтологии и плеоназма.
1. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. 2. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов. 3. Герой целеустремленно стремится к своей намеченной цели. 4. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 5. Беседа, проведенная нами, подошла к своему завершающему концу. 6. Катерина предпочитает гибель повседневной обыденности. 7. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости населения в новых социально-экономических условиях России. 8. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 9. К тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива перфекта, что исключает возможность сделки. 10. Реформа ведётся при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления.
б) Устраните речевые ошибки, связанные с наличием плеоназма.
1. Рождество я отмечал у коллеги по работе. 2. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 3. Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях. 4. Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого. 5. Каждый герой имеет свои индивидуальные черты. 6. Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную гвоздями. 7. В речи он употребляет диалектные и областные слова. 8. Алексей мысленно подумал, что это конец. 9. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.
3) Лексическая сочетаемость
Выполните упражнение
Устраните речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова (семантики) и лексической сочетаемостью слов.
1. При задержании он обманул свою фамилию, назвавшись Сидоровым. 2. И вот сегодня перед нами пролились неоплаканные слезы его матери. 3. Крылов произвел резкий скачок в сторону, а потом фиктивно упал. 4. Все коллеги просят ликвидировать Пастухова от должности. 5. Машина, управляемая отборным шофером, сделала все, что в человеческих силах, чтобы избежать аварии. 6. В горах наиболее опасная часть восхождения - спуск.
4) Имя существительное
Трудные случаи склонения фамилий
Выполните упражнение
Выпишите словосочетания, в которых встречаются имена существительные-фамилии, раскрывая скобки (т.е. ставя существительное – фамилию или имя, взятые в скобки, в нужный падеж!). (Все существительные - фамилии обозначают лиц мужского пола!)
1. Тут он вспомнил о завтрашнем дне, когда ему так необходимо быть с герцогом (де Гиз) (муж., фр.). (А. Дюма). 2. Шериф неторопливо зашел сбоку, чтобы посмотреть на (Флойд) (муж., америк.) в профиль, и лицо у (Флойд) залилось краской. (Дж. Стейнбек) 3. Он мог и не упускал случая рассказать вам из чего состоит вода, в чем суть теории (Спиноза) (муж., евр.), как зовут младшего лакея в доме мистера (Г. Маккей Тумли) (муж., америк.) и когда лучше всего сажать курицу на яйца. (О. Генри). 4. Галатенко относится к (Лапоть) с религиозной преданностью. (А. Макаренко). 2. Мы увидели знакомых: Кузьму Ивановича (Магарыч) и Осипа Ивановича (Стому`ха). (А. Макаренко). 5. Едва процессия поравнялась с (Хаккет) (муж., америк.), он встал и сказал несколько слов о святости брачных уз. (О. Генри). 6. Когда я плелся с маленькой станции по главной улице, мне казалось просто невероятным, чтобы где-то здесь, среди этих пошлых домишек с их мещанской рухлядью, мог жить человек, обладающий безупречно полной коллекцией прекраснейших картин (Рембрандт) (муж., голланд.), гравюр (Дюрер) (муж., нем.) и (Мантеньи) (муж., итал.). (С.Цвейг). 7. Здесь нас познакомили с молодым рабочим (Саша Кох). 8. Репертуар (Михаил Рыба) обширен.
5) Имя числительное
С. 28-34 – читать
Выполните упражнения
а) В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки.
1. На занятиях не было обоих сестер. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 4. Трое работниц не смогли выйти на работу. 5. Двое котят играли на полу. 6. Мы объездили множество городов мира, и лишь в ста одиннадцатом нашли то, что искали. 7. Соревновались футбольные команды нескольких московских школ: ста семьдесят третьей, двухсот седьмой и пятисот шестьдесят четвёртой. 8. Семеро суток понадобилось им, чтобы раскрыть преступление. 9. Изъято более трехста граммов наркотиков. 10. Нас было три. 11. Расследуется дело о хищении пяти миллионов шестиста девяноста тысяч рублей.
б) Письменно просклоняйте:
491, 88, полторы секунды, полтораста метров, обе стороны, оба дома.
6) Местоимение
С. 37 – читать
Выполните упражнение
Укажите правильный и неправильный варианты употребления местоимений в предложениях.
1. У ей нет имени. 2. У неё нет имени. 3. Ихний ребёнок. 4. Их ребёнок. 5. Она писала дочери в письме, что ей следует приехать. 6. Она писала дочери, что той следует приехать. 7. В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди них процветают взяточничество, беззаконие, воровство. 8. В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди него процветают взяточничество, беззаконие, воровство. 9. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих ошибок. 10. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершенных им ошибок. 11. Каждый уговаривает почтенного гостя поехать к себе. 12. Каждый уговаривает почтенного гостя поехать к нему. 13. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года. 14. Мальчик теперь сирота. Ребёнку было три года, когда умер его отец. 15. Жилец попросил дворника отнести вещи к себе. 16. Жилец попросил дворника отнести вещи к нему. 17. Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад. 18. Профессор предложил ассистенту, чтобы тот прочитал свой доклад. 19. Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать их в начале месяца. 20. Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать её в начале месяца. 21. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они ждали их с большим нетерпением, надеясь хорошо отдохнуть. 22. Во время каникул, надеясь хорошо отдохнуть, студенты поехали к своим родным, которые ждали их с большим нетерпением. 23. Больной попросил сестру налить себе воды. 24. Больной попросил сестру налить ему воды. 25. Первое выступление молодого артиста принесло ему большой успех, и от него можно ждать многого в дальнейшем. 26. Первое выступление молодого артиста принесло ему большой успех. Критики считают, что от этого актёра можно ждать многого в дальнейшем. 27. Адъютант скомкал записку, закурил сигарету, потом бросил её в мусорную корзину. 28. Адъютант закурил сигарету, скомкал записку, потом бросил её в мусорную корзину.
Заполните таблицу (в столбики заносите номера предложений)
НЕВЕРНО | ВЕРНО |
7) Деепричастные обороты
С. 42 – читать
Выполните упражнение
Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов, укажите номер нарушенного правила.
1. Работая над окончательным вариантом рукописи, меня ничто так не вдохновляло, как будущий успех моей книги. 2. Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от неожиданного успеха. 3. Подходя к музею Великой Отечественной войны, школьников охватило сильное волнение. 4. Произнесение вашего доклада вслух, готовясь к выступлению перед большой аудиторией, поможет вам в дальнейшем более уверенно держаться на сцене. 5. Используя возможность показать свой взгляд на мир природы, художниками создаются произведения пейзажной живописи. 6.Создав славянскую азбуку, на славянский язык были переведены практически все важнейшие церковные книги и молитвы.
8) Стилистическая языковая норма
Выполните упражнение
Сравните лексико-фразеологический состав и грамматический строй и сделайте вывод о функционально-стилевой принадлежности каждого текста. В отрывке из рассказа А.П. Чехова «Степь» выделите тропы (метафоры, олицетворения, эпитеты) и другие средства образной речи.
1. Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.
2. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение. Нанесен значительный ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами.
3. Доводим до Вашего сведения, что вчера после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжающаяся около получаса. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб жителям деревень Ивановка, Щепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Сильно пострадало здание восьмилетней школы в деревне Курково, для его восстановления понадобится капитальный ремонт. Вышедшая из берегов в результате проливного дождя река Вад затопила значительную площадь. Человеческих жертв нет. Образована специальная комиссия для выяснения размеров причиненного стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему местному населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.
4....Ты не поверишь, какая гроза прошла вчера над нами! Я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть.
Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби небесные... В придачу ко всему наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей все вокруг. А совсем рядом, что называется – рукой подать, загорелась школа. И стар и млад – все повысыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревет – вот страсти какие! Здорово я перепугался в тот час, да, слава Богу, все скоро кончилось.
5. Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное место граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие, черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром. Егорушка перекрестился и стал быстро надевать пальто. (...)
Вдруг рванул ветер и со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни шума колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. (...)
Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром. (...)
Дождь почему-то долго не начинался... Было страшно темно. А молнии в потемках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно. (...)
Вдруг над самой головой Егорушки со страшным оглушительным треском разломалось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыпятся обломки... Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки.