ВЫПУСКНА КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА




 

на тему:«СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН СНГ
В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ»

 

Выполнила:

Нуруллина Вилена Айратовна

специальность 40.02.01

Право и организация

социального обеспечения

18 группа

 

Руководитель:

Мокрушин Алексей Сергеевич

______________________

Рецензент: к.с.н., доцент

Волочко Ирина Игоревна

_______________________

 

Работа допущена к защите

«_____»__________ 20___ г.

Заместитель директора

по учебной работе

_________Ю.В. Кременская

 

 

Дата защиты: «___» _________ 201___ г. Оценка ________________

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1Право насоциальное обеспечение в международных актах

1.1 Общая характеристика международныхактовоправахчеловека
и их классификация 8

1.2 Правона социальноеобеспечение – одно из основных в системе
социально-экономических прав человека 13

1.3 Понятие и видымеждународных стандартов
социального обеспечения 16

2 Международные стандарты социального обеспечения, содержащиеся
в актах содружества независимыхгосударств

2.1 Правовая база межрегионального и приграничного
сотрудничества государств-участников СНГ 23

2.2 Сотрудничествов сферерегулирования миграциинаселения
и регулирования рынка труда 29

2.3 Реализациямеждународныхстандартов социального обеспечения
в соглашениях о гарантиях пенсионных прав 37

Выводы 41

Список литературы 46

 


ВВЕДЕНИЕ

Активно развивающиеся процессы глобализации и интеграции, нарастающее влияние международного права на систему и отрасли внутреннего права, усиление межгосударственной миграции населения предопределяют глубокое разностороннее взаимодействие государств в международно-правовом регулировании отношений в области социального обеспечения, которое выразилось, прежде всего, в разработке и принятии различных правовых актов в данной сфере, а также в согласовании законодательства разных стран, касающегося ряда важнейших социальных вопросов.Принимая во внимание, что система социального обеспечения является национальной, строится с учетом уровня экономического развития государства, специфики социально-демографического состава населения, исторических и национально-культурных традиций и функционирует на основе внутригосударственного правопорядка, нельзя игнорировать тот факт, что само право на социальное обеспечение, его базисные условия должны соответствовать международным стандартам социального обеспечения, которые призваны гарантировать достойную жизнь каждому человеку при наступлении соответствующих социальных рисков.

Одним из основных направлений функционирования современного интернационального сообщества является возрастание роли сотрудничества государств как основного принципа международного права. Главный признак сотрудничества, выросший из концепции классического международного права, подразумевает под собой «новый, более высокий уровень взаимодействия» между государствами – основными субъектами международного права. Правовой регулятор взаимоотношений на разных уровнях системы международного права государства закрепляют через универсальные и локальные нормы. При этом первостепенное значение приобретает международно-правововое сотрудничество государств на уровне региональных межгосударственных объединений, благодаря географической близости, имеющих сходство социальных, экономических, культурных и иных факторов. Под международно-правовыми формами сотрудничества понимаются многосторонние и двусторонние акты, имеющие договорный характер создания, а также акты, принимаемые органами Содружества Независимых Государств и иных межгосударственных объединений.

Актуальность темы обусловлена тем, что российское законодательство и особенно практика его применения крайне медленно приводятся в соответствие с международными стандартами.

Международное право выступает как форма выражения воли и интересов государств, так как основывается на соглашениях государств и международных организаций. К сожалению, Россия пошла по такому пути: нет ратификации - нет обязательств. С другой стороны, Российская Федерация является участником Венской конвенции о праве международных договоров, фиксирующей принцип, согласно которому обязательства по международным договорам должны быть выполнены независимо от положений внутреннего права, а в случае коллизии норм международного договора и норм внутреннего права применению подлежат правила, установленные международным договором.

В современной России подавляющее большинство пенсионеров и нетрудоспособных нуждается в социальной защите, на грани нищеты оказались также безработные, вынужденные переселенцы, беженцы, военнослужащие, уволенные с военной службы, безнадзорные и другие лица. Являясь правопреемницей СССР и вливаясь в международное сообщество, Российская Федерация объявила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако формы и механизмы реализации идеи социального государства, место и роль структур гражданского общества в организации социального обеспечения населения не нашли своего концептуального и законодательного решения. Реализация социальных гарантий - одна из наиболее острых проблем в России. Конституция РФ, зафиксировав основные социальные права граждан, не определила механизмы их осуществления. Следовательно, ущемление гражданских свобод и действия, ухудшающее материальное положение людей не только аморально, они ещё и незаконно.

Современное состояние гарантий социальных прав граждан отражает необходимость во вновь принимаемых законах и иных нормативных правовых актах в сфере социальной защиты населения в максимальной степени учитывать отечественный и мировой опыт решения социальных проблем.

Исследование международно-правового регулирования труда и социального обеспечения в рамках СНГ тем более актуально, что данная совокупность норм регионального сотрудничества является составной частью отрасли международного права, получившей наименование «международное трудовое право».

Проблемы международно-правового сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в области труда и социального обеспечения представляют собой одно из малоисследованных и неразработанных направлений в отечественной юридической науке. Вместе с тем вопросы, относящиеся к отдельным аспектам сотрудничества, ставшим предметом рассмотрения в настоящей дипломной работе, нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных правоведов. Однако до сих пор в отечественной юридической науке было предпринято специальных комплексных исследований международно-правового сотрудничества государств-участников СНГ в области социального обеспечения[1].

Проблематика международно-правового регулирования социального обеспечения стала объектом рассмотрения в исследовании.

Целью настоящей дипломной работы является разбор сложившегося механизма международно-правового сотрудничества в социально-трудовой сфере в Содружестве Независимых Государств и обнаружение специфических черт, присущих правовому сотрудничеству в области социального обеспечения, восполнение существующих в отечественной юридической науке пробелов в исследовании проблем регулирования по каждому направлению сотрудничества, применительно к праву СНГ.

Международно-правовое сотрудничество государств-участников Содружества в области социального обеспечения в рамках регионального межгосударственного объединения – Содружества Независимых Государств, выраженное в договорных формах, а также в процедурах согласования и сближения национальных законодательств государства является предметом данной выпускной квалификационной работы.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

- анализ международно-правовых актов, посвященных проблеме социально-экономических прав человека, и определение параметров международного стандарта социального обеспечения;

- исследование опыта функционирования систем социального обеспечения в зарубежных странах;

- изучение процесса сближения правового регулирования отношений по социальному обеспечению в странах-членах СНГ;

- выявление взаимосвязи законодательства о социальном обеспечении Российской Федерации с международными правовыми актами;

- комплексное исследование современного состояния системы социального обеспечения в Российской Федерации.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в отечественной юридической науке практически отсутствует общий анализ международно-правового сотрудничества в области труда и социального обеспечения в рамках СНГ, исследования по отдельным направлениям правового сотрудничества имеют фрагментарный характер.

Предложения и выводы, сформулированные по результатам проведенного исследования, а также сам материал настоящей работы могут быть использованы:

- при осуществлении законотворческой деятельности по совершенствованию порядка международно-правового сотрудничества со стороны Российской Федерации в области трудовой миграции, охраны труда и социального обеспечения и по установлению законодательных положений, отвечающих принятым Российской Федерацией международным обязательствам;

- в деятельности правоприменительных органов Российской Федерации при реализации задач международного сотрудничества в конкретных правоотношениях с участием граждан государств-участников СНГ или граждан Российской Федерации, выезжающих в государства-участники СНГ;

- в учебном процессе в общих курсах международного права (публичного и частного), трудового права и права социального обеспечения, в специальных курсах международного трудового права, права международных передвижений (миграции) физических лиц.

Система настоящего исследования предполагает анализ основных областей сотрудничества, таких как трудовая миграция, охрана труда и социальное обеспечение, в рамках двух разделов, один из которых полностью посвящен сотрудничеству государств-участников СНГ в области трудовой миграции, второй объединяет в себе исследования регионального механизма международно-правового регулирования охраны труда и пенсионного обеспечения, которые рассматриваются в качестве составляющих международно-правового регулирования труда на региональном уровне Содружества Независимых Государств.

Структура ВКР обусловлена целью и задачами настоящей работы и состоит из введения, двух глав, имеющих внутреннее деление на подразделы, заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1 ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В МЕЖДУНАРОДНЫХ АКТАХ

1.1 Общая характеристика международных актов
о правах человекаи их классификация

Социально-экономические права долгое время не могли занять равное место с гражданско-политическими правами. Классификация социальных прав в качестве «позитивных» создает для них, в отличие от естественных прав, иной режим, поскольку они трактуются не как безусловные, а как обусловленные (ограниченные) экономическими возможностями.

Практика реальной жизни мирового сообщества непрерывно доказывает абсурдность противопоставления прав человека в зависимости от того, к какому поколению эти права первоначально были отнесены. Сегодня уже и в науке далеко не все исследователи поддерживают классификацию прав человека на поколения, полагая, что все права неделимы, носителем любых прав всегда является индивид, а деление носит довольно условный характер, отражая лишь исторические особенности создания международно-правовых норм.

Анализ международных актов о правах человека дает основание полагать, что первоначально сформировавшаяся концепция о делении этих прав на соответствующие поколения в зависимости от их значимости все более теряет свою актуальность. Гражданские, политические, экономические и социальные права должны работать в единстве: так, например, право на жизнь не может быть отделено от права надостойный уровень жизни и социальной защиты каждого человека со стороны государства, гражданином которого он является, или на территории которого он проживает.

Все международные документы о правах человека базируются на прочном фундаменте (политическом, юридическом, идеологическом) Устава Организации Объединенных Наций[2]. Устав ООН – институциональный документ, регулирующий жизнедеятельность международной организации. Его положения обязательны для всех государств-членов ООН. Устав ООН закрепил универсальность прав человека. Проблемы прав человека и основных свобод фигурируют в ряде статей Устава ООН. В преамбуле Устава Организации Объединенных Наций народы выражают свою решимость “вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций”.

Всеобщая декларация прав человека – документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., который провозглашает права личности; гражданские и политические права и свободы, а также социально-экономические права, имеет основополагающее значение для международной регламентации прав и свобод человека[3].

Всеобщая декларация прав человека провозглашает основные права человека, охватывающие все главные области его жизнедеятельности.

В настоящее время в мировой практике провозглашения и утверждения прав человека значительную роль играют региональные документы, принятые в разные годы второй половины XX в.:

- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята в 1950 г.);

- Европейская социальная хартия (1961 г.);

- Американская (Межамериканская) конвенция прав человека (1969 г.);

- Исламская всеобщая декларация прав человека (1981 г.);

- Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.);

- Азиатско-Тихоокеанская декларация человеческих прав индивидов и народов (1988 г.) – свидетельствующие о единодушном и нарастающем стремлении современных государств к признанию и осуществлению прав человека.

Наиболее детально разработана и действенна европейская трактовка прав человека, изложенная в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу в 1953 г. и стала основой конституционного права в области защиты прав человека стран-участниц Совета Европы.

В связи с вступлением России в Совет Европы особый интерес вызывает анализ Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, где в первом разделе (ст. 2-13) содержится подробный перечень прав и свобод, подлежащих международной защите[4].

Перечень прав и свобод, закрепленных в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, расширен следующими протоколами.

Протокол № 1 от 20 марта 1952 г. содержит право собственности, право на образование, обязанность государств-участников периодически проводить свободные выборы при тайном голосовании. Протокол № 4 от 16 сентября 1963 г. расширяет круг прав и обязанностей, предусмотренных Конвенцией и Первым протоколом. Это запрещение лишения свободы из-за невозможности выполнения договорных обязательств, право свободно передвигаться по территории страны и свободно избирать место жительства, право покидать любую страну, включая собственную, запрещение изгнания из страны гражданина и безусловное право въезда на территорию страны своего гражданства, запрещение коллективного изгнания иностранцев. Протокол № 6 отменяет смертную казнь. Протокол № 7 от 22 ноября 1984 г. устанавливает порядок высылки иностранцев, право обжаловать решения нижестоящих судов в судах высшей инстанции, право на возмещение убытков, причиненных неправомерным наказанием, установление равноправия супругов.

Участие в Конвенции еще не означает участия во всех Протоколах к

ней или в одном из них. С другой стороны, присоединиться к Протоколам

может только государство-участник Конвенции.

Лаконичные формулировки Конвенции и Протоколов к ней практически заново “переписаны” Европейским судом по правам человека и Комиссией по правам человека, расположенной в г.Страсбурге (Франция).

Понимание ст. 6, 13 Европейской конвенции является узловым моментом в контекстах между национальными судами и Европейским судом. Кроме того, наибольшее число прецедентов, рассмотренных Страсбургским судом, относятся именно к ст. 6 Европейской конвенции, конструирующей право на справедливое судебное разбирательство как включающее три самостоятельных блока прав:

- право на судебное разбирательство, отвечающее набору основных процессуальных требований;

- презумпцию невиновности;

- права каждогообвиняемогоприсовершении уголовногопреступления.

Важный аспект действий Европейской конвенции – существование системы коллективной гарантии, по которой каждое государство отвечает перед остальными государствами-участниками Конвенции за обеспечение уважения основных прав человека на своей территории[5].

Принятие Российской Федерации в 1996 году в Совет Европы и подписание ею Европейской конвенции приобщает нашу страну к высоким международным стандартам прав и свобод человека, заключенных в этой Конвенции, и особому механизму их защиты на европейском уровне, включающему право граждан каждой страны-участницы Конвенции подавать индивидуальные жалобы и обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека.

Документы государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) относятся к региональным.

Здесь выделяются:

- Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. По своему главному содержанию она не отличается от Европейской конвенции и также предусматривает совместный орган – Комиссию по правам человека СНГ[6];

- Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, исходит из того, что права этой группы людей являются неотъемлемой частью общепризнанных прав человека. Конвенция стала шагом к разработке и принятию Международной конвенции по защите коллективных, групповых прав меньшинств, включая меньшинства национальные, и прав лиц, принадлежащих к меньшинствам;

- Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств считает основополагающим принципом равенство социальных прав граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, места и срока проживания на территории соответствующего государства, языка и иных характеристик[7]. Хартия включает в себя статьи по социальным аспектам.

В основе всех международных соглашений и конвенций по вопросам, относящимся к правам человека, находятся такие основополагающие и общепризнанные принципы, как уважение суверенитета государств и недопустимость вмешательства в их внутренние дела, самоопределение народов и наций, равноправие всех людей и запрещение дискриминации, равенство мужчин и женщин, а также принцип, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая вооруженные конфликты.


1.2 Право на социальное обеспечение – одно из основных
в системе социально-экономических прав человека

Вся система социально-экономических прав направлена на обеспечение каждому человеку достойного уровня жизни и социальной защищенности. В любом государстве, независимо от уровня его экономического развития, существуют люди, которые по независящим от них причинам не могут материально обеспечить себя: дети, пожилые люди, а также те, кто не может трудиться в связи с временной или постоянной утратой здоровья. И в данном случае право на социальное обеспечение напрямую является гарантией права на жизнь, т.к. без социальной защиты со стороны государства, данные категории граждан просто не смогут выжить. Точка зрения о неразрывности права на социальное обеспечение человека с его правом на жизнь получает все большее развитие в последние годы.

Так Т.К. Миронова непосредственно соотносит понятие «достойная жизнь» с двумя основными (естественными) правами человека — правом на жизнь и правом на человеческое достоинство, понимая под достойной жизнью, прежде всего материальную обеспеченность, каждого человека на уровне стандартов современного развитого общества, возможность доступа к ценностям культуры, гарантированность личной безопасности[8]. Исследователи называют право человека на достойную жизнь, основополагающим социальным правом, составляющим правовой базис для всей системы социальных прав и свобод человека. Для тех, кто еще не приобрел либо уже потерял источник средств существования, по независящим от них причинам, необходимый для удовлетворения основных человеческих потребностей, социальное обеспечение в целом является гарантией права на жизнь. Следовательно, главная задача государства, признающего причины отсутствия у человека данного источника социально уважительными, предоставить человеку различные виды социального обеспечения на таком уровне, чтобы они способствовали сохранению достойной жизни человека и гарантировали ее высокое качество. Провозглашение государства социальным, проводящим политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, наполняет право на жизнь социальным содержанием и преобразует в правона достойную жизнь, реализация которого должна осуществляться государством, в том числе в системе социальной защиты населения и социального обеспечения.

Право на жизнь — это важнейшее право, однако соблюдение одного лишь права на жизнь недостаточно для полноценного существования и развития личности. Для этого требуется уважение и соблюдение других прав. Право на жизнь входит неотъемлемой составляющей в другие основные права человека, пронизывает их, способствует наиболее полному раскрытию и выступает естественным гарантом их реализации. Например, право на социальное обеспечение мертво, если оно не гарантирует достойную жизнь человека.

По уровню развития социального обеспечения можно судить о социальной политике государства, от которой зависят многие аспекты жизни общества: условия жизни населения, обеспечение занятости, предотвращение социальных конфликтов и др. Социальная справедливость является общепризнанной ценностью современного демократического общественного сознания, закрепленной в основополагающих документах мирового сообщества, наряду с миром и свободой. Как отмечают зарубежные авторы, «нарушение права на свободу от голода квалифицируется как угроза международному миру и безопасности». Как уже говорилось выше, социально-экономические права относят ко второму поколению прав человека. И право на социальное обеспечение, если и не главное, то точно одно из основных в системе социально-экономических прав человека. Поскольку все права человека, в том числе и право на социальное обеспечение, неразрывно связано с индивидом и его местом в обществе, более верным, на наш взгляд, представляется раскрытие содержания права на социальное обеспечение именно с точки зрения индивида.

Непререкаемым принципом демократического общества является то, что каждый человек обязан обеспечить свое существование сам. Однако в вопросах жизнеобеспечения большинство людей не может положиться только на свои силы, поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от социальной несправедливости и такая защита осуществляется с использованием двух социальных форм: обязательного социального страхования и системы социального вспомоществования[9]. Обеспечение дохода тех, кто трудится или трудился ранее по возможности должно быть организовано на основе обязательного социального страхования, посредством которого лица, удовлетворяющие установленным требованиям, имеют право с учетом уплаченных ими в страховое учреждение взносов на пособия, выплачиваемые в размерах и случаях, определяемых законом. В свою очередь, обеспечение потребностей лиц, не охваченных обязательным социальным страхованием, должно производиться системой социального вспомоществования; определенные категории лиц, в особенности находящиеся на иждивении дети и нуждающиеся инвалиды, престарелые лица и вдовы, должны иметь право на пособия в приемлемых размерах.

1.3 Понятие и виды международных стандартов
социального обеспечения

Среди видов социального обеспечения (таких, как пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; страховое возмещение в случае производственной травмы и профессионального заболевания; пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице, по материнству, семейные пособия, социальное и медицинское обслуживание, лекарственное обеспечение) основным признается пенсионное обеспечение. Причем в силу ратифицированного еще СССР Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека оно предоставляется каждому, как члену общества либо как лицу, подлежавшему обязательному социальному страхованию.

В первом случае уровень обеспечения во многом зависит от экономических возможностей государства, поскольку финансовым источником выплаты пенсий в этом случае являются средства федерального бюджета. Социальным стандартом, ниже которого уровень пенсий членам общества не может быть, - это прожиточный минимум. Он призван гарантировать каждому достойные условия жизни, право на которые закреплено как в международных актах, так и в Конституции страны.

Во втором случае, когда пенсионное обеспечение предоставляется застрахованному, за которого работодатель уплачивал страховые платежи в Пенсионный фонд, оно как бы возвращает недополученную ранее работником заработную плату, в связи с чем уровень пенсионного обеспечения должен гарантировать наиболее характерный для данного лица уровень дохода, который он имел ранее. Поэтому определение размера пенсии должно производиться на основе среднего заработка, с суммы которого ранее уплачивались страховые взносы, а не на основе пенсионного капитала, как это предусматривает ныне действующее пенсионное законодательство.

Учитывая, что средства пенсионного фонда формируются несколькими

поколениями и в течение длительного периода, с целью стимулирования длительности страхового стажа целесообразно размер пенсии поставить взависимость не только от размера среднего заработка, но и от продолжительности такого стажа.

Отвлечение пенсионных средств на будущее «накопление», с одной стороны существенно ограничивает возможности для увеличения размеров текущих пенсионных выплат, а с другой – не гарантирует защиту этих средств от инфляции и для будущих пенсионеров, что убедительно доказал нынешний кризис.

В нашей стране получили широкое развитие пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, которые устанавливаются при пониженном на 5-10 лет пенсионном возрасте за работу в неблагоприятных или опасных для здоровья человека условиях. В условиях рыночной экономики необходимо стимулировать работодателей к повышению безопасности труда и внедрению современных технологий (это, безусловно, повлияет на снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний), и поэтапно, в течение определенного срока сокращать виды оснований, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, в том числе путем значительной дифференциации размеров страховых взносов работодателей на страхование от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний.

В нарушение международных норм и ст. 39 Конституции РФ по ныне действующему пенсионному законодательству наступление инвалидности не всегда ведет к установлению пенсии по инвалидности[10].

Как показывает зарубежная практика, от степени утраты способности к труду может зависеть только размер пенсии, но не само право на нее. Таким

образом, при назначении пенсии по инвалидности в России, в отличие от развитых стран, не учитывается утрата способности к самообслуживанию, передвижении, обучению, ограничения инвалида в общении с другими людьми, что в принципе противоречит международным нормам

Перечень социальных выплат в виде пособий при наступлении соответствующих оснований по российскому законодательству значительно шире того, который рекомендуется международными актами.

В условиях экономического кризиса приобретает важнейшее значение такой вид социального обеспечения как пособие по безработице. Основываясь на анализе международных актов, в частности, ст. 5 Конвенции МОТ 1988 г. № 168 и Рекомендации МОТ 1934 г. № 44, автор доказывает, что пособия по безработице должны распространяться не только на полностью безработных лиц, но и на частично безработных. Таким образом, пособие по безработице должно являться не только основным, но и дополнительным источником дохода.

Одним из основных видов социального обеспечения работающих является пособие по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. До недавнего времени правовое регулирование отношений по поводу данного вида пособия осуществлялось нормами, принятыми еще в советский период. С 1 января 2007 г. вступил в силу новый федеральный закон, который незначительно улучшил обеспечение работающих данным пособием, но в то же время существенно ограничил ряд ранее предоставленных застрахованным прав, чем нарушил ст. 55 Конституции РФ. Ограничения связаны с введением максимальных пределов пособий, не гарантирующих компенсацию утраченного в связи с болезнью заработка. Это уже приводит к отказу застрахованных от освобождения от работы и прохождения курса лечения до полного выздоровления. Результатом такого отказа становится рост хронических заболеваний и соответственно рост инвалидности.

Другим ограничением является лишение права тех, кто имеет страховой стаж менее 6 месяцев, на определение размера пособия по временной нетрудоспособности на основе получаемого среднего заработка: пособие исчисляется им из минимального размера оплаты труда.

Ограничен по сравнению с ранее действовавшим срок выплаты пособия в случае ухода за больным ребенком, что полностью противоречит основным направлениям демографической политики, проводимой государством на современном этапе. Результат данного ограничения очевиден – увеличитсяколичество детей, страдающих хроническими заболеваниями.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации, к сожалению, пока не разработано сколько-нибудь системной политики поддержания семьи, материнства и детства.

На первый взгляд, нормативно-правовая база, призванная закрепить систему социальной помощи гражданам, имеющим детей, сформировалась. С другой стороны, установлены необоснованные ограничения по продолжительности выплаты пособия по временной нетрудоспособности для отдельных категорий граждан, таких как инвалиды и лица, осуществляющие уход за больными детьми. Кроме того, существует противоречие между ст. 256 Трудового кодекса РФ и ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ относительно круга лиц, которым данный период включается в стаж, и его максимально допустимой продолжительности.

К негативным последствиям также привело принятие Федерального закона от 22.04.2004 г. № 122-ФЗ, в котором установлено, что размер, порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Большинство субъектов просто переписали федеральные правила, действовавшие до 1 января 2005 г., сохранив размер пособий на прежнем, прямо скажем, невысоком уровне.

Российское законодательство в сфере медицинского обслуживания пошло по пути развития законодательства зарубежных стран, в которых страховая медицина существует давно и положительно зарекомендовала себя. Между тем, мы переняли только «внешнюю оболочку», практически не изменив содержание. В нашей стране совокупные расходы на функционирование здравоохранения (государственные и страховые) крайне низки и не превышают 2,8 - 3,1 % ВВП, тогда как по рекомендации ВОЗ и МОТ их минимальнодопустимый уровень должен составлять не менее 5%. Это означает, что в современных условиях государство не может обеспечить в полном объеме реализацию права на охрану здоровья и медицинскую помощь, что выражается, в томчисле, в ограничении перечня мер медицинской помощи, включенных в программу обязательного медицинского страхования.

Одной из важнейших задач организации здравоохранения на современном этапе становится оптимизация лекарственного обеспечения. В результате проведенной в 2004 г. реформы право отдельных категорий граждан на получение льготного лекарственного обеспечения, таких, например, как ветераны труда, лица, подвергшиеся репрессиям, определяемое на основании нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований, стало зависеть от места их проживания, финансовых возможностей, а, зачастую, и воли субъекта или муниципального образования. Так в ряде субъектов данное право было отменено.

В целом можно сделать вывод, что по видам и по основаниям обеспечения российское законодательство о социальном обеспечении соответствует международным актам, более того перечень оснований предоставления обеспечения в Российской Федерации даже значительно шире международного стандарта. Появились новые виды пособий (например, при передаче детей, лишенных родительской опеки, на воспитание в семью; женам, чьи мужья служат в армии по призыву), материнский капитал, материальная поддержка соотечественников, переселяющихся из-за рубежа, частичная компенсация расходов родителей на содержание детей в дошкольных учреждениях и др.. Однако нет концептуально обоснованной, рассчитанной на длительную перспективу, программы социальной поддержки семей с детьми, которая бы предупреждала их обнищание и гарантировала права семьи, закрепленные в Международном пакте об экономических, социальных и культурныхправах человека.

Резкое расширение системы компенсационных выплат и видов пособий само по себе явление положительное, однако, указанные виды социальных выплат даже в совокупности с такими источниками доходов как заработная плата и пенсия во многих случаях не гарантируют их получателям достойного уровня жизни из-за крайне низкого их размера.

В настоящее время государственным ориентиром в области социального обеспечения является прожиточный минимум, размер которого обеспечивает лишь физиологическое выживание человека, а другие социальные нормативы (минимальный потребительский бюджет, рациональный потребительский бюджет) в российской социально-правовой политике практически не используются.

Недопустимо низким является уровень пенсионного обеспечения в нашей стране. В 2009 году наметилось небольшое «сближение» размеров прожиточного минимума и базовой части пенсии (3660 руб. и 1950 руб. соответственно), однако вряд ли его можно назвать значительным.

Принятая в 2008 году Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предусматривает повышение размера трудовой пенсии по старости до международных стандартов с коэффициентом замещения 40 %. Однако, в связи с тем, что программа разрабатывалась в «докризисный» период, ее реальное выполнение ставится под сомнение.

К проблемам уровня пенсионного обеспечения также относитсясуществование широкой сферы льготного пенсионного обеспечения, которое увеличивает круг получателей пенсионных выплат и приводит к отвлечению на эти цели финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации, что неблагоприятно сказывается на общем уровне пенсионного обеспечения. Представляется целесообразным трансформировать досрочные пенсии постарости впрофессиональны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: