Коучинг для менеджмента: мнение западного специалиста
Ханс Бегир, Владимир Чернявский
Источник: personal-mix.ru
Только что закончился второй модуль программы обучения профессиональных коучеров в рамках Школы профессиональных бизнес-консультантов, и я предложил ведущему этой программы, моему коллеге из Бельгии, д-ру Хансу Бегиру, ответить на ряд вопросов, касающихся его практики работы с западными компаниями в качестве коучера. Это второй приезд Ханса Бегира в Россию с программой обучения коучеров и вторая публикация в журнале «Персонал-Микс» (Cм. «Персонал-Микс», № 3 (16), 2003 г. С. 43.).На этот раз мы беседовали о потребностях менеджмента в коучинге, обсудили процедурные вопросы и вопросы оценки эффективности этой услуги.
Владимир Чернявский
Владимир Чернявский: Ханс, коучинг в России, вслед за США и Европой, становится популярным и модным. Хотелось бы понять причины и условия для этого. Почему коучинг как услуга стал настолько востребованным? Когда это произошло в Европе?
Ханс Бегир: Мне кажется, что в настоящее время на смену программам обучения менеджеров, разработанным в американских корпорациях и бизнес-школах в конце 1950-х годов, постепенно приходят индивидуальные программы, которые носят скорее прикладной, чем теоретический характер. К числу таких программ относится индивидуальный коучинг. Он соответствует индивидуализму, свойственному западному обществу, и учитывает возрастающую сложность международного менеджмента.
Для развития компании, связанного с изменениями, менеджеры должны понимать, чем являются эти изменения для них на индивидуальном уровне, то есть уметь «взглянуть на себя в зеркало». Такие приемы вполне успешно могут быть использованы в программах индивидуального развития. Давайте взглянем на профессиональный спорт, где психологический коучинг является абсолютной необходимостью, — здесь первостепенным становится не отработка технических навыков спортсмена, а формирование личности настоящего профессионала. Я считаю, что коучинг как отдельная услуга сформировался в США в 1980-х годах. В Европу он пришел с небольшим опозданием — в 1990-е. Экономический кризис начала третьего тысячелетия частично затормозил бурное развитие коучинга.
|
Сегодня многие тренинговые компании предлагают программы коучинга. Проблема в том, что становится трудно понять, что именно имеется в виду под коучингом и что конкретно предлагают эти компании.
На мой взгляд, на российском рынке базовой потребностью в обучении менеджеров является развитие технических, финансовых и управленческих навыков. Только после этого целесообразно вводить коучинг как персонализированную программу развития менеджера. Если менеджер не способен решить проблему из-за элементарной нехватки технических знаний, коучинг здесь бессилен.
Коучер помогает решать проблемы в умах менеджеров. Например, менеджер может думать, что он не способен хоть что-нибудь изменить, хотя на самом деле у него большой потенциал. Для меня коучинг является персонализированной программой обучения, где обучаемый под руководством коучера решает определенные вопросы.
В.Ч.: Конечно, со временем комплексность и сложность вопросов управления компаний возрастает, как и количество вопросов, связанных с человеческим фактором. Коучинг как раз и помогает решать вопросы, связанные с людьми. Но всегда ли нужно приглашать специалиста извне для решения подобного рода вопросов, или у компании остается возможность решить возникающие проблемы самостоятельно?
|
Х.Б.: В зависимости от специфики проблемы иногда бывает лучше пригласить специалиста со стороны. Вопрос в том, хочет ли сама компания развивать внутри себя институт коучинга. Иногда появляется такая потребность, и тогда вам необходимо решить, хотите ли вы привлечь для решения данной проблемы технического эксперта, который обучает людей в компании, или вы хотите использовать определенную программу коучинга (в рамках которой вам все равно понадобится участие технического эксперта). Для запуска этой коучинговой программы вы должны ответить на вопрос: каким образом люди усваивают определенные навыки наиболее эффективно? — а затем создать для этого все необходимые условия.
В.Ч.: Коучинг — вид консультирования компании-клиента или ее представителя. Можем ли мы четко определить границу между коучингом и другими видами консультирования? Где заканчивается коучинг? Есть ли специфика у европейского коучинга?
Х.Б.: Это трудный вопрос. Во-первых, мы должны вернуться к определению коучинга: помощь/стимул саморазвитию посредством постановки вопросов.
Если вы даете конкретную рекомендацию по решению конкретной проблемы — это уже не коучинг. Вы просто даете менеджеру готовое решение, вместо того чтобы помочь ему прийти к решению самостоятельно.
Другим отличием является отсутствие терапевтических моментов, то есть глубокого проникновения в психику человека. Я считаю, что бизнес-коучинг эффективен лишь с психически здоровыми людьми.
В Европе эти границы несколько размыты; здесь существует опасность того, что клиент или обучаемый имеет ложные представления и ожидания и просит не того, что ему на самом деле нужно.