Коррекционно-развивающая работа с детьми представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков развития и поведения, а также на развитие личности несовершеннолетних с помощью специально организованных средств социально-психологического воздействия. Такая работа способствует оптимизации психологических функций, обеспечивающих адаптивное поведение несовершеннолетнего, а также формированию навыков эффективного социального взаимодействия.
Социально-психологическая коррекция включает в себя четыре основных компонента: психокоррекцию, коррекцию агрессивного и разрушительного поведения, развитие самосознания, общения, формирование социальных навыков и социальной активности [3].
Специфика коррекционно-развивающий работы с детьми в социально опасном положении заключается в том, что эти дети находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной и сенсорной депривации, высоким уровнем тревоги и страхов (страхи несоответствия, одиночества, смерти и др.), высоким уровнем агрессии (аутоагрессии), высоким уровнем чувства вины и обиды. Отсюда — неадекватная самооценка, негативное самоотношение, рассогласованность образов “Я”. Без снятия острого эмоционального состояния и реабилитации “Я” невозможно провести коррекцию поведения. Часто такие дети на первом этапе сопровождения больше нуждаются в помощи врача, так как имеют психические растройства, множество серьезных хронических заболеваний, у них могут выявиться последствия физического или сексуального насилия в семье.
Основной формой коррекционно-развивающей работы с детьми в СОП остается групповое взаимодействие. В идеале — работа со всем классом (с ориентацией на ребенка группы риска). В таком случае утраченные или неразвитые навыки восстанавливаются в привычной среде сверстников, при этом сплачивается класс, реабилитируется социальный статус ребенка в классном коллективе.
|
Другой вариант — специально сформированные коррекционные группы. По составу они должны быть смешанными, то есть в них находятся не только дети в СОП, но и дети и подростки, нуждающиеся в коррекции агрессивного поведения, тревожных состояний, в развитии коммуниникативной компетенции или самосознания, и среди них — дети группы риска. Подобный состав группы содействует утраченной адаптации, дети не чувствуют себя изгоями, собранными в специальную группу для исправления. Кроме того, в подобной смешанной группе вам будет легче установить правила и им следовать.
В процессе групповой психокоррекции решаются следующие универсальные задачи:
• идентификация собственных чувств, мыслей, потребностей, избавление от страха сильных чувств и избегания близких отношений, проработка чувства стыда;
• принятие на себя ответственности за свои мысли, чувства и поведение;
• избавление от хронического чувства собственной неполноценности;
• повышение самооценки, формирование чувства собственной компетентности;
• принятие собственной уникальности;
• получение подтверждения принятия средой сверстников.
Индивидуальная коррекционная работа реализуется в ситуации, когда по каким-то причинам ребенок не может быть включен в групповую работу. Причиной могут быть психологическая травма, психическое расстройство, ситуация социальной изоляции (на первом этапе, а затем включение в группу), суицидальный риск, нежелание ребенка быть в сформированной группе.
|
Коррекционно-развивающие занятия будут включать в себя элементы психотерапии (различных подходов), арт-терапии, сказкотерапии, игровой терапии, психодрамы и др.
Первый шаг в коррекционно-развивающей работе с СОП – гармонизация эмоциональной сферы детей и подростков. Реализовать этот шаг можно с помощью различных мероприятий (общешкольных и групповых), где ребенок (подросток) получит положительный эмоциональный опыт.
Мероприятия
• Психологические акции, в ходе которых у эмоционально депривированного ребенка (подростка) появляются новые друзья, новые игрушки (возможности). Например:
— общешкольные (или в параллели) мероприятия типа “Минута славы”, “Фабрика звезд”, в которых эти дети могли бы себя проявить и получить эмоциональные подкрепления;
— “Доска знакомства” или “Наши открытия” — в каждом классе организуется доска на которой размещается информация о ребенке или подростке (фотографии, его творчество, его мечты, его обведенная рука, его пожелания одноклассникам, описание его предпочтений, что-то еще); информация должна носить эмоционально-положительный характер, там можно оставить место для отзывов одноклассников и учителей; через доску знакомства проходят все дети класса;
— “День звезды” — каждый день какой-либо ребенок становится звездой дня (можно как-то символически это обозначать); в этот день все должны брать у него интервью, восхищаться им, брать автографы, хвалить.
|
• организация Выставки достижений, когда каждый депривированный ребенок включается в какую-то интересную и богатую положительным опытом деятельность, а затем в школе организуется выставка его достижений.
• Тренинг развития эмоционального интеллекта.
Это все — укрепление эмоционального ресурса.
Второй шаг — реабилитация “Я”.
Этот шаг реализуется педагогом-психологом через различные мероприятия, позволяющие актуализировать образы “Я”, переориентировать их, развить самоинтерес, идентифицироваться с положительными образами, сформировать адекватную самооценку.
Мероприятия
• В первую очередь организация клубов или студий (открытая форма), в работе которых будут участвовать разные дети. Психологический клуб (студия, театр или что-то еще) работает в тематически ориентированном формате, и его цель — позитивизация “Я”. Каждая встреча посвящена какой-то теме (темы могут предлагать ребята, или психолог продумывает темы на год), которая раскрывается через активные, креативные формы работы. Примерные темы: “Имя”, “Прошлое, настоящее, будущее”, “Достижения”, “Мечты и желания”.
• Большие психологические игры. Например, “Кто есть кто в Камелоте?”.
• Поиск и подготовка медиаторов из детей и взрослых, помогающих и поддерживающих позитивный образ “Я” в урочное и внеурочное время.
Это все — укрепление личностного ресурса.
И только при прохождении ребенком (подростком) первых двух шагов, при наличии эмоционального и личностного ресурса возможен третий шаг — переориентация поведения.
Коррекция агрессивного и разрушительного поведения представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление агрессивного и разрушительного поведения детей и подростков в СОП. Комплекс направлений коррекционно-развивающей работы позволяет осуществить целостный системный подход к исправлению агрессивного и разрушительного поведения:
• обучение отреагированию (выражению) собственного гнева и в целом всей негативной ситуации приемлемым способом;
• обучение навыкам контроля и управления собственным гневом;
• обучение конструктивным поведенческим реакциям, снятие деструктивных элементов в поведении;
• снижение уровня личностной тревожности;
• формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
Ведущим видом деятельности для подростков является общение, однако у подростков в СОП навык конструктивного общения чаще всего утрачен. Сформировать навыки и умения конструктивного общения поможет тренинг общения для подростков. В процессе коммуникативного тренинга подростки изучают психологические закономерности, механизмы и способы межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми.
Необходимо проводить также тренинги социальных навыков, которые могут быть направлены:
— на формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек, в том числе и употребления ПАВ;
— формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.
Параллельно социальный педагог, педагог-психолог заняты поиском внешнего ресурса — сверстника, взрослого, который является референтным, значимым лицом для ребенка в СОП и может оказать эмоциональную, дружескую поддержку.
Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной педагогической психологии
ГУО “Академия последипломного образования”,
г. Минск, Республика Беларусь
sakovich@academy.edu.by
![]() |
Фото с сайта www.playcast.ru |
Памятка для педагога
Внешние поведенческие признаки ребенка,
находящегося в социально опасном положении
• Систематические опоздания в школу.
• Ребенок надолго задерживается в школе после уроков (иногда до позднего вечера).
• Боится идти домой.
• Убегает из дома.
• В начальной школе за ребенком приходят дальние родственники, знакомые, соседи.
• Часто беспричинно отсутствует в школе.
• Жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье или другое).
• Совершает самоповреждающие действия (режет руки лезвием, щиплет, выдергивает волосы, бьется головой о стену и др.).
• Замкнут (или депрессивен).
• Агрессивен.
• Избегает физического контакта.
• Имеет следы побоев.
• Носит скрывающую тело одежду, не подходящую по погоде (отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви).
• Имеет неопрятный внешний вид.
• Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение.
• Демонстрирует исключительно хорошие знания о сексе.
• Преобладает низкая самооценка.
• Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения.
• Характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение).
• Истерическая, эмоциональная неуравновешенность.
• Родители приходят в школу (на собрание или по приглашению классного руководителя). в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически).
При наличии у ребенка четырех и более признаков
педагогу необходимо обратиться в социально-психологическую службу.
Литература и интернет-ресурсы
1. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. — Хабаровск, 2004.
2. Сакович Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. — Мн.: АПО, 2010.
3. https://webcache.googleusercontent.com