Коррекционно-развивающая работа




Коррекционно-развивающая работа с детьми представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков развития и поведения, а также на развитие личности несовершеннолетних с помощью специально организованных средств социально-психологического воздействия. Такая работа способствует оптимизации психологических функций, обеспечивающих адаптивное поведение несовершеннолетнего, а также формированию навыков эффективного социального взаимодействия.

Социально-психологическая коррекция включает в себя четыре основных компонента: психокоррекцию, коррекцию агрессивного и разрушительного поведения, развитие самосознания, общения, формирование социальных навыков и социальной активности [3].

Специфика коррекционно-развивающий работы с детьми в социально опасном положении заключается в том, что эти дети находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной и сенсорной депривации, высоким уровнем тревоги и страхов (страхи несоответствия, одиночества, смерти и др.), высоким уровнем агрессии (аутоагрессии), высоким уровнем чувства вины и обиды. Отсюда — неадекватная самооценка, негативное самоотношение, рассогласованность образов “Я”. Без снятия острого эмоционального состояния и реабилитации “Я” невозможно провести коррекцию поведения. Часто такие дети на первом этапе сопровождения больше нуждаются в помощи врача, так как имеют психические растройства, множество серьезных хронических заболеваний, у них могут выявиться последствия физического или сексуального насилия в семье.

Основной формой коррекционно-развивающей работы с детьми в СОП остается групповое взаимодействие. В идеале — работа со всем классом (с ориентацией на ребенка группы риска). В таком случае утраченные или неразвитые навыки восстанавливаются в привычной среде сверстников, при этом сплачивается класс, реабилитируется социальный статус ребенка в классном коллективе.

Другой вариант — специально сформированные коррекционные группы. По составу они должны быть смешанными, то есть в них находятся не только дети в СОП, но и дети и подростки, нуждающиеся в коррекции агрессивного поведения, тревожных состояний, в развитии коммуниникативной компетенции или самосознания, и среди них — дети группы риска. Подобный состав группы содействует утраченной адаптации, дети не чувствуют себя изгоями, собранными в специальную группу для исправления. Кроме того, в подобной смешанной группе вам будет легче установить правила и им следовать.

В процессе групповой психокоррекции решаются следующие универсальные задачи:

• идентификация собственных чувств, мыслей, потребностей, избавление от страха сильных чувств и избегания близких отношений, проработка чувства стыда;

• принятие на себя ответственности за свои мысли, чувства и поведение;

• избавление от хронического чувства собственной неполноценности;

• повышение самооценки, формирование чувства собственной компетентности;

• принятие собственной уникальности;

• получение подтверждения принятия средой сверстников.

Индивидуальная коррекционная работа реализуется в ситуации, когда по каким-то причинам ребенок не может быть включен в групповую работу. Причиной могут быть психологическая травма, психическое расстройство, ситуация социальной изоляции (на первом этапе, а затем включение в группу), суицидальный риск, нежелание ребенка быть в сформированной группе.

Коррекционно-развивающие занятия будут включать в себя элементы психотерапии (различных подходов), арт-терапии, сказкотерапии, игровой терапии, психодрамы и др.

Первый шаг в коррекционно-развивающей работе с СОП – гармонизация эмоциональной сферы детей и подростков. Реализовать этот шаг можно с помощью различных мероприятий (общешкольных и групповых), где ребенок (подросток) получит положительный эмоциональный опыт.

Мероприятия

• Психологические акции, в ходе которых у эмоционально депривированного ребенка (подростка) появляются новые друзья, новые игрушки (возможности). Например:

— общешкольные (или в параллели) мероприятия типа “Минута славы”, “Фабрика звезд”, в которых эти дети могли бы себя проявить и получить эмоциональные подкрепления;

— “Доска знакомства” или “Наши открытия” — в каждом классе организуется доска на которой размещается информация о ребенке или подростке (фотографии, его творчество, его мечты, его обведенная рука, его пожелания одноклассникам, описание его предпочтений, что-то еще); информация должна носить эмоционально-положительный характер, там можно оставить место для отзывов одноклассников и учителей; через доску знакомства проходят все дети класса;

— “День звезды” — каждый день какой-либо ребенок становится звездой дня (можно как-то символически это обозначать); в этот день все должны брать у него интервью, восхищаться им, брать автографы, хвалить.

• организация Выставки достижений, когда каждый депривированный ребенок включается в какую-то интересную и богатую положительным опытом деятельность, а затем в школе организуется выставка его достижений.

• Тренинг развития эмоционального интеллекта.

Это все — укрепление эмоционального ресурса.

Второй шагреабилитация “Я”.

Этот шаг реализуется педагогом-психологом через различные мероприятия, позволяющие актуализировать образы “Я”, переориентировать их, развить самоинтерес, идентифицироваться с положительными образами, сформировать адекватную самооценку.

Мероприятия

• В первую очередь организация клубов или студий (открытая форма), в работе которых будут участвовать разные дети. Психологический клуб (студия, театр или что-то еще) работает в тематически ориентированном формате, и его цель — позитивизация “Я”. Каждая встреча посвящена какой-то теме (темы могут предлагать ребята, или психолог продумывает темы на год), которая раскрывается через активные, креативные формы работы. Примерные темы: “Имя”, “Прошлое, настоящее, будущее”, “Достижения”, “Мечты и желания”.

• Большие психологические игры. Например, “Кто есть кто в Камелоте?”.

• Поиск и подготовка медиаторов из детей и взрослых, помогающих и поддерживающих позитивный образ “Я” в урочное и внеурочное время.

Это все — укрепление личностного ресурса.

И только при прохождении ребенком (подростком) первых двух шагов, при наличии эмоционального и личностного ресурса возможен третий шагпереориентация поведения.

Коррекция агрессивного и разрушительного поведения представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление агрессивного и разрушительного поведения детей и подростков в СОП. Комплекс направлений коррекционно-развивающей работы позволяет осуществить целостный системный подход к исправлению агрессивного и разрушительного поведения:

• обучение отреагированию (выражению) собственного гнева и в целом всей негативной ситуации приемлемым способом;

• обучение навыкам контроля и управления собственным гневом;

• обучение конструктивным поведенческим реакциям, снятие деструктивных элементов в поведении;

• снижение уровня личностной тревожности;

• формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.

Ведущим видом деятельности для подростков является общение, однако у подростков в СОП навык конструктивного общения чаще всего утрачен. Сформировать навыки и умения конструктивного общения поможет тренинг общения для подростков. В процессе коммуникативного тренинга подростки изучают психологические закономерности, механизмы и способы межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми.

Необходимо проводить также тренинги социальных навыков, которые могут быть направлены:

— на формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек, в том числе и употребления ПАВ;

— формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.

Параллельно социальный педагог, педагог-психолог заняты поиском внешнего ресурса — сверстника, взрослого, который является референтным, значимым лицом для ребенка в СОП и может оказать эмоциональную, дружескую поддержку.

Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной педагогической психологии
ГУО “Академия последипломного образования”,
г. Минск, Республика Беларусь
sakovich@academy.edu.by

 

Фото с сайта www.playcast.ru

Памятка для педагога

Внешние поведенческие признаки ребенка,
находящегося в социально опасном положении

• Систематические опоздания в школу.

• Ребенок надолго задерживается в школе после уроков (иногда до позднего вечера).

• Боится идти домой.

• Убегает из дома.

• В начальной школе за ребенком приходят дальние родственники, знакомые, соседи.

• Часто беспричинно отсутствует в школе.

• Жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье или другое).

• Совершает самоповреждающие действия (режет руки лезвием, щиплет, выдергивает волосы, бьется головой о стену и др.).

• Замкнут (или депрессивен).

• Агрессивен.

• Избегает физического контакта.

• Имеет следы побоев.

• Носит скрывающую тело одежду, не подходящую по погоде (отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви).

• Имеет неопрятный внешний вид.

• Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение.

• Демонстрирует исключительно хорошие знания о сексе.

• Преобладает низкая самооценка.

• Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения.

• Характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение).

• Истерическая, эмоциональная неуравновешенность.

• Родители приходят в школу (на собрание или по приглашению классного руководителя). в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически).

При наличии у ребенка четырех и более признаков
педагогу необходимо обратиться в социально-психологическую службу.

Литература и интернет-ресурсы

1. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. — Хабаровск, 2004.

2. Сакович Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. — Мн.: АПО, 2010.

3. https://webcache.googleusercontent.com

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: