МИКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ




РЕФЕРАТ

На тему:

1. Воспитание в контексте микрофакторов социализации.

2. Социально-педагогическая деятельность с людьми девиантного поведения

 

 

Работу выполнила:

Студентка 1 курса гуманитарного факультета БГУ заочное отделение

Специальность: социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)

Раевская О.Н.

 

 

Минск

2008

МИКРОФАКТОРЫСОЦИАЛИЗАЦИИ. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека.

Существует несколько определений семьи. Во-первых: семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Во-вторых, семьёй называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

1. Демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей, полная или неполная, однодетная, мало- или многодетная).

2. Социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

3. Социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

4. Технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенность образа жизни.

Социализирующие функции семьи

Учёные выделяют различные функции семьи:

1. Репродуктивная функция – обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

2. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция.

3. Функция первичной социализации:

а) семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека;

б) семья влияет на формирование психологического пола ребёнка;

в) семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы её членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию;

г) семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами;

д) в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющих его стиль жизни;

е) семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка или безразличие сказывается на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, устоять в меняющихся социальных условиях.

4. Воспитательная функция. Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребёнка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребёнок, подросток, юноша.

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичная для старших система приёмов и характер взаимодействия с младшими.

Авторитарный (властный) стиль – характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших.

Демократический стиль – характеризуется стремлением старших установить тёплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность.

Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу.

5. Рекреационная и психотерапевтическая функция: семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, финансовое положение.

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни.

Соседство представляет собой некую близко территориально проживающую группу людей.

Для детей соседство – не только среда жизнедеятельности, но и мощный фактор социализации. Дети довольно интенсивно общаются с соседями, сверстниками. Для них это общение – выход за рамки семьи, освоение новых социальных ролей, приобретение нового социального опыта, степень адаптации к социуму.

С возрастом межличностные отношения со сверстниками играют большую роль в социализации ребёнка.

Группа сверстников – это объединение не обязательно одногодков. В неё могут входить ребята, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединённые системой отношений, определёнными общими ценностями или ситуативными интересами и отделяющие себя от других сверстников какими-либо признаками обособления. Группа сверстников образуется чаще всего на основании пространственной близости их членов; совпадения индивидуальных интересов; наличия ситуации, угрожающей личному благополучию; наличия формальной организации.

В группе складываются межличностные отношения – субъективно переживаемые отношения между её членами.

В группе выделяется лидер.

Характеристика состава групп сверстников включает такие признаки:

1. Возраст.

2. Пол.

3. Социальный состав.

Группы сверстников можно классифицировать по нескольким автономным параметрам (И.С.Кон). По юридическому статусу и месту в социальной системе группы сверстников делятся на:

1. Официальные (признанные обществом);

2. Неофициальные (существующие как бы сами по себе).

По социально-психологическому статусу они делятся на группы принадлежности, в которых человек состоит реально (школьный класс, клуб) и референтные группы, к которым человек не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит своё поведение и самооценку.

По степени стабильности группы могут быть:

- постоянными;

- временными;

- ситуативными.

По пространственной локализации:

- дворовыми;

- квартальными;

- функционировать в рамках какого-либо учреждения.

По типу лидерства:

- демократическими;

- авторитарными.

По ценностной направленности:

- просоциальными;

- асоциальными;

- антисоциальными.

В последнее время группы сверстников стали одним из решающих микрофакторов социализации подрастающих поколений. Социализирующие функции групп сверстников:

1. Группа приобщает своих членов к культуре данного общества.

2. В группе сверстников осуществляется обучение полоролевому поведению.

3. Группа сверстников играет важную роль в процессе автономизации детей и особенно подростков и юношей от взрослых вообще и от родительского влияния в частности.

4. Группа помогает своим членам достичь автономии от общества сверстников и от возрастной субкультуры.

5. Группа сверстников стимулирует или тормозит решение детьми, подростками, юношами возрастных задач: развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, - определяет содержательную сторону решений этих задач.

6. Группа представляет собой специфическую социальную организацию, которая воспринимается её членами как «экологическая ниша».

Религия как один из социальных институтов традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религия и религиозные организации были важнейшим - после семьи – фактором. Тем не менее в современном мире её роль, во-первых, остаётся важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран её влияние стало опять расти. В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций:

1. Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций. Это осуществляется как в процессе культовых действий (богослужение в храме, молитвы), так и в различных формах религиозного просвещения.

2. Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам.

3. Коммуникативная функция реализуется в создании условий для общения верующих, в определённых формах его организации.

4. Милосердная функция реализуется в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами.

5. Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.

6. Воспитательная функция - религиозное воспитание человека.

В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучительным принципам определённой конфессии (вероисповедания).

Выделяют два уровня религиозного воспитания – рациональный и мистический (Т.В.Склярова).

Рациональный уровень включает в себя три основных компонента – информационный, нравственный, деятельный.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нём проявляется.

В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих формируется специфическая для той или иной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а в целом – стратегии адаптации и обособления в социуме.

Воспитательные организации – специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определённых возрастных групп населения.

По принципу вхождения человека в воспитательную организацию можно выделить:

- обязательные (школы);

- добровольные (клубы, детские и юношеские объединения);

- принудительные (спецучреждения).

По юридическому статусу воспитательные организации могут быть:

- государственными;

- общественными;

- коммерческими;

- конфессиональными;

- частными.

По ведомственной принадлежности:

- организации Министерства образования, здравоохранения, обороны, труда и социальной защиты, профсоюзов, спортивных союзов.

По уровню подчинённости:

- федеральные;

- региональные;

- муниципальные.

По степени открытости-закрытости:

- открытые (школы);

- интернатные;

- закрытые (спецучреждения).

По длительности функционирования:

- постоянные и временные.

По половозрастному составу:

- однополые;

- одновозрастные;

- разнополые;

- разновозрастные.

Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации можно считать следующие:

- приобщение человека к культуре общества;

- создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации;

- автономизация подрастающих поколений от взрослых;

- дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

В относительно социально контролируемой социализации воспитательные организации играют ведущую роль, ибо именно в них человек приобретает институциализированные знания, нормы, опыт, т.е. именно в них осуществляется социальное воспитание.

Социальное воспитание можно рассматривать как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях.

Социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Социальное воспитание является педагогически ориентированной системой оказания помощи личности в её интеллектуальном, культурном, физическом росте, а также развитии индивидуальности, формировании норм приемлемого поведения, нравственности, гражданского сознания. Социальное воспитание готовит человека к жизни в динамично меняющемся мире и соответствии с требованиями общественного развития. Социальное воспитание развивает стремление личности к самовоспитанию, самосовершенствованию и самореализации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: