РЕФЕРАТ
На тему:
1. Воспитание в контексте микрофакторов социализации.
2. Социально-педагогическая деятельность с людьми девиантного поведения
Работу выполнила:
Студентка 1 курса гуманитарного факультета БГУ заочное отделение
Специальность: социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)
Раевская О.Н.
Минск
2008
МИКРОФАКТОРЫСОЦИАЛИЗАЦИИ. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека.
Существует несколько определений семьи. Во-первых: семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Во-вторых, семьёй называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
|
1. Демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей, полная или неполная, однодетная, мало- или многодетная).
2. Социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
3. Социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
4. Технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенность образа жизни.
Социализирующие функции семьи
Учёные выделяют различные функции семьи:
1. Репродуктивная функция – обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.
2. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция.
3. Функция первичной социализации:
а) семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека;
б) семья влияет на формирование психологического пола ребёнка;
в) семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы её членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию;
г) семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами;
д) в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющих его стиль жизни;
е) семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка или безразличие сказывается на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, устоять в меняющихся социальных условиях.
|
4. Воспитательная функция. Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребёнка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребёнок, подросток, юноша.
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичная для старших система приёмов и характер взаимодействия с младшими.
Авторитарный (властный) стиль – характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших.
Демократический стиль – характеризуется стремлением старших установить тёплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность.
Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу.
5. Рекреационная и психотерапевтическая функция: семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, финансовое положение.
Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни.
Соседство представляет собой некую близко территориально проживающую группу людей.
Для детей соседство – не только среда жизнедеятельности, но и мощный фактор социализации. Дети довольно интенсивно общаются с соседями, сверстниками. Для них это общение – выход за рамки семьи, освоение новых социальных ролей, приобретение нового социального опыта, степень адаптации к социуму.
|
С возрастом межличностные отношения со сверстниками играют большую роль в социализации ребёнка.
Группа сверстников – это объединение не обязательно одногодков. В неё могут входить ребята, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединённые системой отношений, определёнными общими ценностями или ситуативными интересами и отделяющие себя от других сверстников какими-либо признаками обособления. Группа сверстников образуется чаще всего на основании пространственной близости их членов; совпадения индивидуальных интересов; наличия ситуации, угрожающей личному благополучию; наличия формальной организации.
В группе складываются межличностные отношения – субъективно переживаемые отношения между её членами.
В группе выделяется лидер.
Характеристика состава групп сверстников включает такие признаки:
1. Возраст.
2. Пол.
3. Социальный состав.
Группы сверстников можно классифицировать по нескольким автономным параметрам (И.С.Кон). По юридическому статусу и месту в социальной системе группы сверстников делятся на:
1. Официальные (признанные обществом);
2. Неофициальные (существующие как бы сами по себе).
По социально-психологическому статусу они делятся на группы принадлежности, в которых человек состоит реально (школьный класс, клуб) и референтные группы, к которым человек не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит своё поведение и самооценку.
По степени стабильности группы могут быть:
- постоянными;
- временными;
- ситуативными.
По пространственной локализации:
- дворовыми;
- квартальными;
- функционировать в рамках какого-либо учреждения.
По типу лидерства:
- демократическими;
- авторитарными.
По ценностной направленности:
- просоциальными;
- асоциальными;
- антисоциальными.
В последнее время группы сверстников стали одним из решающих микрофакторов социализации подрастающих поколений. Социализирующие функции групп сверстников:
1. Группа приобщает своих членов к культуре данного общества.
2. В группе сверстников осуществляется обучение полоролевому поведению.
3. Группа сверстников играет важную роль в процессе автономизации детей и особенно подростков и юношей от взрослых вообще и от родительского влияния в частности.
4. Группа помогает своим членам достичь автономии от общества сверстников и от возрастной субкультуры.
5. Группа сверстников стимулирует или тормозит решение детьми, подростками, юношами возрастных задач: развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, - определяет содержательную сторону решений этих задач.
6. Группа представляет собой специфическую социальную организацию, которая воспринимается её членами как «экологическая ниша».
Религия как один из социальных институтов традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религия и религиозные организации были важнейшим - после семьи – фактором. Тем не менее в современном мире её роль, во-первых, остаётся важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран её влияние стало опять расти. В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций:
1. Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций. Это осуществляется как в процессе культовых действий (богослужение в храме, молитвы), так и в различных формах религиозного просвещения.
2. Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам.
3. Коммуникативная функция реализуется в создании условий для общения верующих, в определённых формах его организации.
4. Милосердная функция реализуется в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами.
5. Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.
6. Воспитательная функция - религиозное воспитание человека.
В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучительным принципам определённой конфессии (вероисповедания).
Выделяют два уровня религиозного воспитания – рациональный и мистический (Т.В.Склярова).
Рациональный уровень включает в себя три основных компонента – информационный, нравственный, деятельный.
Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нём проявляется.
В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих формируется специфическая для той или иной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а в целом – стратегии адаптации и обособления в социуме.
Воспитательные организации – специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определённых возрастных групп населения.
По принципу вхождения человека в воспитательную организацию можно выделить:
- обязательные (школы);
- добровольные (клубы, детские и юношеские объединения);
- принудительные (спецучреждения).
По юридическому статусу воспитательные организации могут быть:
- государственными;
- общественными;
- коммерческими;
- конфессиональными;
- частными.
По ведомственной принадлежности:
- организации Министерства образования, здравоохранения, обороны, труда и социальной защиты, профсоюзов, спортивных союзов.
По уровню подчинённости:
- федеральные;
- региональные;
- муниципальные.
По степени открытости-закрытости:
- открытые (школы);
- интернатные;
- закрытые (спецучреждения).
По длительности функционирования:
- постоянные и временные.
По половозрастному составу:
- однополые;
- одновозрастные;
- разнополые;
- разновозрастные.
Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации можно считать следующие:
- приобщение человека к культуре общества;
- создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации;
- автономизация подрастающих поколений от взрослых;
- дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.
В относительно социально контролируемой социализации воспитательные организации играют ведущую роль, ибо именно в них человек приобретает институциализированные знания, нормы, опыт, т.е. именно в них осуществляется социальное воспитание.
Социальное воспитание можно рассматривать как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях.
Социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Социальное воспитание является педагогически ориентированной системой оказания помощи личности в её интеллектуальном, культурном, физическом росте, а также развитии индивидуальности, формировании норм приемлемого поведения, нравственности, гражданского сознания. Социальное воспитание готовит человека к жизни в динамично меняющемся мире и соответствии с требованиями общественного развития. Социальное воспитание развивает стремление личности к самовоспитанию, самосовершенствованию и самореализации.