Значительные изменения в системе стандартизации в РФ произошли с введением федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». В ст. 2 этого закона впервые введено определение «технический регламент» – документ, который принят международным договором 53 РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Действие технических регламентов распространяется и на защиту жизни или здоровья граждан, охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений (ст. 7). Сами нормативы как технические нормы не входят непосредственно в содержание закона (поскольку не относятся к правовым нормам), а публикуются в специальных изданиях.
Технический регламент может быть принят международным договором (в том числе договором с государствами-участниками СНГ), подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ (п. 2 ст. 10). Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера (за исключением оборонной продукции и продукции, сведения о которой составляют государственную тайну).
В РФ действуют: общие технические регламенты: требования обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; принимаются по вопросам:
− безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;
− безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;
− пожарной безопасности;
− биологической безопасности;
− электромагнитной совместимости;
− экологической безопасности;
− ядерной и радиационной безопасности; специальные технические регламенты: требованиями этих документов учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Относительно содержания технического регламента в законе определен ряд ограничений. Так, технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. Для такой продукции технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит (п. 7 ст. 7).
В законе фиксируется рекомендательный характер актов технического регулирования, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, на примере стандартов. В отношении стандартов используется термин «ненормативный акт».
Стандарт рассматривается как документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандартизация трактуется ФЗ «О техническом регулировании» как деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
К экологическим составляющим стандартизации относят повышение:
• уровня безопасности жизни или здоровья граждан;
• экологической безопасности;
• безопасности жизни или здоровья животных и растений;
• рационального использования ресурсов.
Стандартизация осуществляется на основе принципов:
• добровольного применения стандартов;
• максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
• применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением некоторых случаев;
• недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в ст. 11 ФЗ «О техническом регулировании»;
• недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
• обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
В РФ используются следующие основные документы в области стандартизации:
· национальные стандарты (Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 января 2004 г. № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации» национальными стандартами признаны государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года);
· правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
· применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
· стандарты организаций, рассматриваемые как локальный нормативный правовой акт или не имеющие юридической силы.
· Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных,научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц, могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно, исходя из необходимости применения этих стандартов для целей указанных вст. 11 ФЗ «О техническом регулировании», для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания ус-луг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок. Подобные нормы в виде научных рекомендаций, методических разработок имеются также в министерствах, ведомствах, научноисследовательских учреждениях. Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен (п.2 ст. 44).