дисциплины «Введение в специальность»




Рабочая программа дисциплины

 

Введение в специальность

(Наименование дисциплины)

 

 

Направление подготовки (специальность):

081100 – «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

 

 

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

 

Форма обучения: заочная

 

Нормативный срок освоения программы: 4 года

 

Москва – 2011


 

Общие положения

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки менеджеров по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Цель дисциплины «Введение в специальность» в том, чтобы ознакомить студентов с избранной ими специальностью, объемом дисциплин и знаний, которыми они должны овладеть за годы обучения, порядком и последовательностью изучения.

Внимание акцентируется на раскрытии важности эффективного государственного и муниципального управления на современном этапе развития страны, необходимости глубокого изучения дисциплин как специальных, так и общеобразовательных.

Программа раскрывает содержание процессов государственного и муниципального управления, а также теоретические основы, на которых они базируются. Стержнем здесь являются положения, относящиеся к экономическому и социальному управлению на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Одновременно ставится задача, чтобы студенты уже с самого начала обучения по избранной специальности имели представление о задачах совершенствования государственного и муниципального управления, в решении которых они должны впоследствии непосредственно участвовать.

 

Программа предусматривает также освещение особенностей государственной и муниципальной службы в общей системе подготовки специалистов, получающих квалификацию «Менеджер». Государственная и муниципальная служба рассматривается как одно из важнейших направлений менеджмента. Подготовку высококвалифицированных специалистов для государственной и муниципальной службы и призван обеспечить учебный план по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Тематический план

№ п/п Темы  
 
1. Менеджер организации как профессия  
2. Теоретические основы специализации  
3. Государство и его функции  
4. Политическая система  
5. Система органов государственного и муниципального управления  
6. Экономическое управление  
7. Социальное управление  
8. Региональная государственная политика  
9. Государственная и муниципальная служба  
10. Задачи совершенствования государственного и муниципального управления  
  Итого  

 

 

 


Рабочая программа

дисциплины «Введение в специальность»

 

Тема 1. Менеджер организации как профессия.

 

Менеджер как квалификация (профессия). Роль менеджера в организации. Профессиональная характеристика менеджера в зависимости от его места в организационной структуре (иерархии) управления.

Развитие менеджмента в области социально-экономического управления. Школы менеджмента. Функции и методы менеджмента.

Основы, структура и объем знаний, необходимых для подготовки по квалификации менеджер. Циклы дисциплин учебного плана. Общеобразовательные, естественно-научные, социально-экономические, специальные дисциплины, дисциплины специализаций. Государственное и муниципальное управление в системе наук. Особенности специальности «Государственное и муниципальное управление».

Разнообразие моделей менеджмента. Государственный, муниципальный, корпоративный менеджмент. Стратегический и оперативный менеджмент. Организационный и инновационный менеджмент. Основное содержание деятельности менеджера. Разработка и реализация управленческого решения. Моделирование ситуаций в условиях неопределенности и риска. Обеспечение эффективности и оптимальности управленческих решений.

Требования к обязательному минимальному уровню подготовки лиц по программе специальности «Государственное и муниципальное управление».

Перечень специализаций по специальности «Государственное и муниципальное управление».

 

 

Тема 2. Теоретические основы специализации.

 

Объективные и субъективные факторы общественного развития. Необходимость сознательного воздействия на процессы развития, общие и частные интересы.

Социально-экономическая система как объект управления. Типы и эволюция социально-экономических систем. Способ производства как основной фактор трансформации социально-экономической системы. Формирование общественного (государственного, муниципального, гражданского) и частного секторов.

Социально-экономическое равновесие. Экономический и социальный оптимум, эффективность и социальная справедливость. Макроэкономическая стабильность и нестабильность. Безработица, инфляция, кризисы. Социально-экономические альтернативы.

Национально-государственные системы. Универсальное и национально-специфическое в социально-экономической системе. Влияние национально-исторических факторов на развитие управления. Институциональная структура общества. Естественные, общественные и технологические основания институциональной структуры. Общество и индивид в институциональной системе. Организация как система. Групповое поведение в организации. Пределы свободы индивидуального выбора. Культура организации и стиль руководства. Природа и формы конфликтов в организации.

Разнообразие моделей управления. Российский опыт развития теории и практики управления.

Основные элементы системы управления. Функции управления: анализ, прогнозирование и планирование, координация и коммуникация, мотивация и стимулирование, контроль. Нормативно-правовая база управления. Информационные технологии управления.

Проектирование организационных структур управления.

 

 

Стратегическое управление. Миссия и стратегические цели. Стратегическая сегментация внутренней и внешней среды.

Инновационное управление. Структура инновационного процесса по стадиям и инновационные организации. Разработка и реализация инновационных проектов.

Управление рисками деятельности. Необходимость и механизмы антикризисного управления.

 

Тема 3. Государство и его функции.

 

Общество как организованная система. Гражданское общество и государство. Общественный договор между государственной властью и обществом. Государство как политическая организация общества. Формы государственного устройства. Принципы и способы осуществления государственной власти. Реализация народом власти через государственные институты и самоуправление. Признаки демократического государства.

Роль государства в функционировании социально-экономической системы. Функции государства. Формирование ясных и четких целей и способов их достижения. Стратегическое планирование.

Защита суверенитета, интересов страны и граждан. Создание условий для развития инициативы людей, предпринимательства.

Содержание понятия «государственное управление», «муниципальное управление». Основные научные школы государственного и муниципального управления.

Содержание процесса государственного и муниципального управления. Методы государственного и муниципального управления. Территориальное, отраслевое и функциональное управление. Субъекты и объекты управления. Взаимосвязи государственного и муниципального управления (местного самоуправления).

 

Государственное управление и местное самоуправление в ведущих странах мира: институциональная, организационная и функциональная структура.

Трансформация и становление российской государственности после распада СССР.

 

Тема 4. Политическая система.

 

Обеспечение экономических и социальных прав и свобод человека как основной принцип политики государства.

Формирование правовой и демократической системы в России после 1991 г.

Решение основного вопроса российской демократии – совмещение национальных традиций с набором общедемократических ценностей, справедливого государства (власти), социальной справедливости, менталитета народа, самоорганизации общества с индивидуальной свободой, благосостоянием и благополучием людей.

Укрепление и развитие гражданского общества, всех форм самоуправления, наполнение демократии реальным содержанием, национальной самобытностью. Расширение государственной поддержки общественных организаций. Повышение роли Общественной палаты в соблюдении законности, защите прав человека.

Партии в политической системе. Необходимость развития многопартийности. Нацеленность парламентских партий на привнесение в массы идеологии, внутренней дисциплины, предотвращение межклановой борьбы, групповщины в чиновничьей среде.

Возрастание требований общества к политическим партиям по линии укрепления связи, диалога с избирателями, осознания ответственности за страну, открытости для перемен, недопущения ущерба для страны обострением межпартийных противоречий, попытками раскола общества.

 

Реализация преимуществ выборов в представительные органы власти по партийным спискам на федеральном и региональном уровне.

Особенности партийного строительства. Опыт СССР и других стран.

 

Тема 5. Структура органов государственного и муниципального управления.

 

Конституционные основы построения государственных и муниципальных органов власти. Народ России как единственный источник власти. Представительство народа в органах власти. Легитимизация органов власти.

Президентская республика как форма демократического правления. Преимущества и узкие места парламентской республики.

Функционирование власти.

Разделение государственной власти, ветви и уровни власти. Законодательная (представительная), исполнительная, судебная ветви власти.

Федеральный, региональный (субъекты РФ), муниципальный уровни власти. Президент России – высшее должностное лицо России. Осуществление государственной власти Президентом России, Федеральным собранием России, Правительством России, Судами России. Органы государственной власти субъектов РФ.

Верховенство федерального законодательства. Обеспечение Президентом РФ, Правительством РФ полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны.

Роль Правительства РФ в выработке идеологии и стратегии развития. Курс на обеспечение макроэкономической стабильности, абсолютно объективную сбалансированную, с приоритетом рыночных, либеральных ценностей политику.

Право граждан на местное самоуправление. Самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий. Вопросы местного

 

 

значения, решаемые органами местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Проблемы финансового обеспечения развития муниципального хозяйства.

Характерные черты правового (цивилизованного) государства. Верховенство закона, приоритетность по отношению к подзаконным актам.

Усиление независимости судебной власти; равноудаленность и гуманизм правосудия.

Правовой нигилизм, формы его проявления и методы преодоления.

Федеральные органы государственного управления: министерства Российской Федерации, федеральные службы, федеральные агентства. Территориальные подразделения федеральных министерств и ведомств.

Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.

Администрации субъектов РФ. Взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов управления по вопросам реализации государственной политики.

 

Тема 6. Экономическое управление.

 

Государственное регулирование экономики. Промышленная политика. Научно-техническая политика. Структурная политика. Инновационная политика. Программирование развития экономики. Методы бюджетно-налогового и денежно-кредитного регулирования. Россия в мировой системе технологических укладов. Таможенная политика. Защита национальной валюты.

Преодоление крайней неэффективности экономики, кратное повышение кратное производительности труда как главная проблема экономического управления.

 

 

Снижение налоговой нагрузки; стимулирование инноваций, деловой активности крупного, среднего и малого бизнеса. Управление валютными и бюджетными резервами в интересах развития отечественной экономики.

Учреждение институтов развития на базе использования бюджетных

средств: Банк развития, Инвестиционный фонд, Евразийский банк развития, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Венчурный фонд.

Отраслевое управление как основное звено промышленной политики государства. Программы развития основных отраслей и комплексов на долгосрочную перспективу. Бюджетная поддержка приоритетных отраслей.

Отраслевая структура производства. Добывающие и обрабатывающие отрасли. Отраслевые инфраструктурные монополии. Управление топливно-энергетическим комплексом (ТЭК). Управление машиностроительным комплексом. Управление агропромышленным комплексом (АПК). Управление транспортным комплексом. Управление военно-промышленным комплексом (ВПК). Управление государственным имуществом.

Объективные причины создания государственных корпораций в наиболее чувствительных отраслях экономики. Способы влияния госкорпораций на экономику, решение государственных задач. Наделение госкорпораций организационными и финансовыми ресурсами. Увязка госкорпораций с курсом на развитие частной экономики. Крупные национальные публичные компании.

Преодоление инфраструктурных ограничений роста. Модернизация транспортной инфраструктуры. Создание телекоммуникационной инфраструктуры будущего. Формирование международных транспортных коридоров по территории России.

Предоставление большей свободы предпринимательству. Устранение административных барьеров. Сокращение лицензируемых видов деятельности, подлежащих обязательной сертификации товаров. Замена разрешений уведомлениями. Повышение эффективности антимонопольной политики.

 

Тема 7. Социальное управление.

 

Россия как социальное государство. Развитие человека как абсолютный приоритет социальной политики государства. Конвертация экономических достижений в социальные программы улучшения жизни каждого человека. Основные направления социальной политики государства. Социальные обязательства и социальные приоритеты. Государственная политика в сфере труда и занятости, образования, здравоохранения, культуры. Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения.

Роль национальных проектов в решении наиболее сложных социальных проблем. Сглаживание дифференциации доходов населения без лишения стимулов самореализации, уравниловки. Борьба с бедностью на основе выравнивания по регионам прожиточного минимума, МРОТ и пенсий.

Стимулирование усиления социальной ответственности бизнеса. Поддержка малого бизнеса как фактора роста среднего класса, сокращения бедности. Выведение из-под налогообложения социальных расходов бизнеса и граждан.

Коммерциализация жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей социальной сферы.

Регулирование социально-трудовых отношений. Общественные, техногенные и природные чрезвычайные ситуации и методы их преодоления.

 

Тема 8. Региональная политика.

 

Россия как федеративное государство. Необходимость сочетания отраслевого и территориального управления. Принципы территориального управления. Компетенция Российской Федерации, субъектов РФ, местного самоуправления в территориальном управлении.

Основные направления государственной региональной политики. Преодоление существенных различий в социально-экономическом развитии

 

регионов. Обеспечение реального равноправия регионов, их комплексного социально-экономического развития. Совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры. Государственная политика в отношении районов Севера, Сибири, Дальнего Востока. Создание новых центров социально-экономического развития в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, а также сети инновационных территориально-производственных комплексов. Предотвращение оттока населения из Сибири и Дальнего Востока. Социально-экономические комплексы муниципалитетов.

 

Тема 9. Государственная и муниципальная служба.

 

Правовые и финансовые основы организации государственной и муниципальной службы. Федеральная государственная служба. Государственная служба субъектов РФ. Государственные и муниципальные должности. Функции, права, обязанности государственных и муниципальных служащих; ограничения, связанные с государственной и муниципальной службой.

Порядок замещения должностей и прохождения государственной и муниципальной службы. Должностные (служебные) регламенты. Организация труда государственного и муниципального служащего. Аттестация государственных и муниципальных служащих. Методы оценки и стимулирование деятельности государственных и муниципальных служащих. Основания прекращения государственной и муниципальной службы.

Ответственность органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления перед государством, законом, населением, физическими и юридическими лицами.

Выявление и разрешение конфликтов интересов на государственной и муниципальной службе.

 

 

Кадровая политика. Подготовка специалистов для государственной и муниципальной службы.

Профессиональная этика государственных и муниципальных служащих. Соблюдение норм права и морали во взаимоотношениях с бизнесом, гражданским обществом. Индивидуальная и корпоративная этика. Мировоззрение и партийность в профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего.

Повышение требований к государственной и муниципальной службе: осознание ответственности за страну; персональная ответственность руководителей за качество услуг; превалирование общественных интересов над личными, неиздание правил «под себя»; неукоснительное исполнение каждым работником распоряжений непосредственного руководителя.

Принципы и результаты административной реформы. Преодоление негативного образа чиновника в СМИ, противопоставление его обществу.

Расширение привлечения квалифицированных кадров на государственную и муниципальную службу по конкурсу. Стимулирование достижения высоких результатов, а не пребывания на должности.

 

Тема 10. Задачи совершенствования государственного и муниципального управления.

 

Негативные явления в управлении в 90-е годы, задержавшие развитие страны на 15 лет. Ослабление всех институтов власти. Контроль олигархов и криминала над экономикой. Невозможность проведения либеральной

 

экономической политики. Финансовый кризис и зависимость от внешних займов. Снижение производства; неоправдавшиеся надежды людей на перемены в лучшую сторону, падение реальных доходов населения в 1999 г. к 1991 г. на 40 %, катастрофическое снижение рождаемости, вооруженные конфликты на юге страны.

 

 

Принятие базовых законов в 2000-е годы по государственному строительству и совершенствованию управления. Выход из кризиса. Достижения в сфере социально-экономического развития.

Стратегия развития России на период до 2020 г. как выбор пути развития. Построение общества с высокими стандартами жизни народа: по показателям доходов, образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищных условий, продолжительности жизни. Радикальное повышение эффективности экономики на основе модернизации, инноваций, изменение ее структуры за счет современных производств.

Инвестиции в человека как долгосрочный национальный приоритет. Создание реальных и равных возможностей для жизненного успеха, мотивация на производство и потребление товаров и услуг качественных и доступных.

Опора на базовые морально-нравственные ценности в системе ориентиров развития страны. Обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества.

Модернизация экономики и социальной сферы. Поддержка фундаментальной науки. Разработка и реализация прорывных мегапроектов. Построение национальной инновационной системы. Увеличение финансирования перспективных программ фундаментальных исследований с использованием конкурсного механизма государственных заказов. Повышение роли частного бизнеса в финансировании НИОКР.

Замена технологий производства, парка машин и оборудования; развитие новых секторов в высокотехнологичных отраслях; строительство дорог, портов, других инфраструктурных объектов. Глубокая переработка природных ресурсов; создание мощного энергетического комплекса. Переход от национальных краткосрочных проектов к полномасштабной модернизации социальной сферы.

Повышение эффективности функционирования государственного и муниципального секторов. Госсектор как каркас всего государства.

 

Государственные и муниципальные предприятия, бюджетные учреждения. Преодоление невысокой мотивации государственных и муниципальных предприятий к модернизации, повышению качества услуг, доходности, рациональному использованию бюджетных средств. Оптимизация масштабов государственного и муниципального секторов с учетом рыночной реальности.

Построение мощной самостоятельной, открытой миру финансовой системы. Превращение рубля в региональную резервную валюту на основе его полной конвертируемости. Учреждение макроэкономической стабильности и защита от мировых финансовых кризисов.

Угрозы российской государственности: закрепление роли сырьевого придатка развитых стран; отставание от мировых лидеров; импортозависимость. Попытка ограничения доступа к новым технологиям. Ослабление связей со странами СНГ. Разжигание внутренней межнациональной розни. Угрозы обороноспособности. Мероприятия по противодействию угрозам и упрочению положения России на мировом рынке.


Литература:

Основная

  1. Конституция Российской Федерации, М. 1995.
  2. Послание Президента РФ Федеральному собранию, 01.12.2010 г.
  3. Глазунова Н.И., Система государственного и муниципального управления, учебник, М., ЮБИТИ, 2006.
  4. Пикулькин А.В., Система государственного управления, учебник, издание четвертое, М., ЮНИТИ, 2009.

5. Экономика муниципального сектора, учебное пособие, под редакцией Пикулькина А.В., М., ЮНИТИ. 2009.

 

Дополнительная

6. Гринберг Р., Рубинштейн, Основания смешанной экономики, Институт экономики РАН, М., 2008.

7. Государственная служба. Комплексный подход: учебник / Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Государственный университет - Высшая школа экономики; руководители авторского коллектива: А.В. Оболонский, А.Г. Барабашев; отв. ред. А.В. Оболонский. - М.: Дело, 2009. - 511 с. - Библиогр.: с. 509-511. - ISBN 978-5-7749-0539-3: 458-40.

8. Саймон Г. и др., Менеджмент в организации, М., Экономика, 1998.

9. Сакс Д., Макроэкономика. Глобальный подход, М., Дело, 1996.

10. Самуэльсон П., Экономика, в 2-х томах, М., Дело, 2004

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Общие положения ………………………………………………………….. 2

Тематический план ………………………………………………………….. 2

Рабочая программа …………………………………………………………. 3

Литература …………………………………………………………………… 16

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: