Новые времена: появление цифровой мобильной телефонии




Инновации и изменения

История 3.

Motorola и сотовые телефоны

Эта история берет свое начало в 1928 году, когда братья Пол и Джозеф Галвины основали Galviп Мапиfacturing Соrроrаtiоп. Через два года, в 1930-м, компания предложила потребителям первый удобный и доступный по цене автомобильный радиоприемник. Радиоприемник продавался под торго­вой маркой Моtоrо1а, получившейся из сочетания двух слов — тоtоr и Victrо1а. Начав с этого шага, Моtоrоlа неустанно продолжала разрабатывать многочисленные новшества, среди которых — первая портативная радиостанция для американской армии и первый сравнительно доступный телевизор, который стоил меньше 200 долларов (1948 г). В 50-х годах компания начала принимать участие в осуществлении космических программ США и стала поставлять оборудование для самых различных проектов в рамках этих программ. Моtоrо1а также выпустила на рынок первый пейджер, который мгновенно приобрел бешеную популярность среди сотрудников американских боль­ниц. К 70-м компания добавила в список своих достижений создание фир­менных микропроцессоров; она не­уклонно упрочивала свою репутацию мирового технологического лидера. И вот наконец наступило время сотовых телефонов.

Американский самурай: господин на рынке сотовой телефонии

Сотовая телефония была изобретена Ве11 Labs еще в 70-х годах, однако ее настоящее развитие началось только тогда, когда фирмы, подобные Моtоrо1а, создали собственные производственные мощности для работы в этом направлении. Покупка нескольких небольших телекоммуникацион­ных компаний и использование собственного экспертного потенциала позволили Моtоrо1а начать в 1983 году промышленную эксплуатацию своей первой сотовой системы связи — Dупа-ТАС. Первые сотовые телефоны были громоздкими и дорогостоящими аналоговыми устройствами, их по­купали крупные бизнесмены и высококлассные профессионалы, для ко­торых имела большое значение возможность оставаться на связи даже тог­да, когда под рукой не оказывалось стационарного телефонного аппарата. Начав с обслуживания этого сегмента, Моtоrо1а постепенно заняла веду­щие позиции на рынке сотовой телефонии.

Внутренние механизмы компании работали безупречно четко. Моtоrо1а усвоила принципы ТQМ (всеобщего контроля качества) еще в те годы, ког­да американское производство выглядело бедным родственником на фоне производства японского, а внимание компании к повышению роли каж­дого в общем деле стало поводом для восхищения как аналитиков, так и конкурентов. В 1988 году Моtоrо1а одной из первых была удостоена Наци­ональной премии качества Малкольма Болдриджа — награды, присужда­емой Конгрессом США за достижения в области улучшения качества. К 1990 году доходы компании превысили 10 млрд. долларов. Она контролирова­ла 45 % мирового рынка сотовой телефонии и 85 % ми­рового рынка пейджинговой связи. По мере расширения международно­го рынка сотовой телефонии Моtorola продолжала активно развивать это направление своего бизнеса. Как сказал бывший генеральный директор Роберт Галвин, Моtоrо1а была «бесспорным лидером всемирного рынка ана­логовых устройств». В период с 1992 по 1995 годы компания казалась живым свидетельством того, что даже огромная корпорация при правиль­ном управлении способна демонстрировать впечатляющие темпы роста. Ежегодно ее доходы увеличивались в среднем на 27 %, и в 1995 году они составили 27 млрд. долларов. Годовой рост чистой прибыли за тот же период составил 58 %, и к 1995 году он добрался до отмет­ки 1,8 млрд. долларов.

Новые времена: появление цифровой мобильной телефонии

К 1994 году Моtоrо1а контролировала 60 % сотового рынка США. В это время внимание операторов беспроводной связи начала привлекать новая, альтернативная аналоговой, технология. Называлась эта техноло­гия цифровой мобильной телефонией; на первом этапе она реализовыва­лась посредством так называемой РСS (персональной коммуникационной системы). В аналоговых системах для передачи информации использова­лись звуковые волны. Сигнал сопровождался помехами, разговоры часто прерывались и не были защищены от подслушивания посторонними ли­цами. Персональные коммуникационные системы превращали передава­емые данные в цифровые сигналы, что позволяло избавиться от помех и давало возможность шифровать информацию при помощи цифровых кодов безопасности. Единственное преимущество аналоговой связи перед цифровой было, по всей видимости, недолговечным: поскольку аналого­вая телефония появилась на рынке на десять лет раньше, ее зона покрытия на тот момент значительно превышала соответствующую зону РСS.

С экономической точки зрения, цифровая технология впервые позво­ляла осуществлять действительно массовое обслуживание абонентов. Со­гласно приблизительным подсчетам, на одном и том же участке спектра радиочастот цифровые сети могли обеспечивать своими услугами пример­но в десять раз больше клиентов, чем их аналоговые конкуренты. Это до­стигалось благодаря более гибким (и «концентрированным») характерис­тикам цифровой технологии. Таким образом, при использовании цифро­вой технологии постоянные издержки распределялись на более широкую абонентскую базу. Именно это свойство цифровой телефонии сделало ее столь привлекательной для операторов сотовой связи: цифровая техноло­гия давала возможность снизить себестоимость, что в свою очередь по­зволяло значительно увеличить число абонентов, предложив им более низкие цены и, тем не менее, обеспечив себе хороший доход.

Для поставщиков оборудования, каким была Моtоrо1а, такой переход означал еще и необходимость работать с новой группой клиентов, с кото­рой компания была не слишком хорошо знакома. В отличие от типичного потребителя аналоговой связи — крупного бизнесмена, абоненты цифро­вых сетей не были готовы платить за продукт компании высокую цену, они были менее требовательны в вопросах функциональности, но уделя­ли большое внимание внешнему виду телефона. Как бы то ни было, судь­ба аналогового стандарта была предрешена.

Наш ответ: «Сорок три миллиона абонентов аналоговых сетей не могут ошибаться»

Поскольку Моtоrо1а была ведущим игроком на рынке сотовых телефонов и основным американским производителем (Nokiа представляла финскую промышленность, Еricssоп— индустрию Швеции), вполне естественно, что американские операторы беспроводной связи, желающие перейти на цифро­вой стандарт, обратили свои взгляды именно на компанию Motorolа. Вот чторассказывает представитель одного из ведущих операторов:

Мы просили у них: «Дайте "цифру", дайте "цифру", дайте "цифру". Они отвечали аналоговым Star-ТАС. Смотрели на нас свысока. Агенты по продажам — они знали. Да все знали. Мы ездили в Шаумбург [голов­ной офис Мotorо1а в Иллинойсе] в 1993-м, в 1994-м, но они так ничего и не решили. Они утверждали, что мы сами не знаем, о чем говорим. Уже в 1996-м, после того, как они упустили первую волну цифровой связи, мы говорили им, что нам нужен двухдиапазонный, способный работать в двух разных сетях телефон, что мы намерены продавать толь­ко такие аппараты. О, наши переговоры были совсем не похожи на дру­жескую беседу. Но Моtоrо1а все равно ничего не сделала; мало-помалу мы начали работать с Еricssоп, а затем и с Nokiа».

Отказываясь предложить операторам телефонной связи цифровые аппараты, Моtorola прилагала неимоверные усилия для продвижения своих аналоговых телефонов, чем вызывала серьезное раздражение со стороны потребителей. В одном случае компания даже попыталась стимулировать продажи своих аналоговых телефонов, предложив вознаграждение торго­вому персоналу АТ&Т Wireless.

Что интересно, о том, что рынок требует цифровых технологий, гово­рили компании не только ее потребители. Конкуренты тоже предупреж­дали ее об этом, хотя и несколько другим способом. Дело в том, что, хотя Моtоrо1а в течение многих лет отказывалась заниматься производством цифровых сотовых телефонов, она являлась владельцем нескольких па­тентов, имевших отношение к цифровым технологиям, а Nokia и Еricssоп купили у нее права на использование этих технологий. Лицензионные пла­тежи, которые получала Моtоrо1а, являлись наглядным доказательством того, что популярность цифровой сотовой связи неуклонно растет, и мог­ли служить индикатором направления развития рынка. Тем не менее даже такие неопровержимые данные о рыночных тенденциях и о потребностях клиентов не заставили компанию пересмотреть свои внутренние модели долгосрочного планирования, которые утверждали, что операторам будет выгоднее работать с аналоговыми телефонами.

Итак, Моtorо1а была в состоянии производить цифровые сотовые теле­фоны и обладала исчерпывающей информацией, позволяющей сделать вывод о том, что на рынке существовал огромный спрос именно на циф­ровую аппаратуру. Она могла с самого начала стать фаворитом, а возмож­но, и победителем цифровой гонки, но приняла решение не участвовать в этом состязании. Здесь мы сталкиваемся с примером так называемого «необъяснимо нерационального» поведения организации.

Оказывается, что люди и организации временами начинают вести себя «нерационально», точно так же, как иногда они демонстрируют «замеча­тельное» поведение. Руководители подразделения сотовых телефонов Моtorola, которые обладали огромной независимостью благодаря децент­рализованной организационной структуре компании и потому, что они отвечали за «аналоговую» франшизу стоимостью в 43 млн. долларов, счи­тали, что потребителям на самом деле нужны более совершенные и более элегантные аналоговые телефоны.

Повернувшись спиной к «цифре», Моtorо1а сфокусировала все свои усилия на разработке Star-ТAC, который был размером с пачку сига­рет, но оставался при этом аналоговым телефоном. Подобные Star-ТАС «очаровательные крохотные» телефоны были в своем роде чудесами тех­ники, но это не превращало их из аналоговых в цифровые. Роберт Галвин сказал об этом так: «Когда кто-то думает о себе, что он чертовски умен, это называется одним словом — самоуверенность».

Организационные ловушки

Многие руководители слишком беспокоились о получении краткосрочных прибылей и не делали инвестиций в будущее.

Гари Тукер,

бывший генеральный директор Моtоrо1а, 2001 год

Бывший генеральный директор Тукер, скорее всего, прав, однако такое объяснение постигшей компанию неудачи не является абсолютно исчер­пывающим. На протяжении многих лет в компании действовала в выс­шей степени децентрализованная система административного управления», которая предусматривала значительное делегирование ответственности рабочим подразделениям. Подобная самостоятельность часто способствует более внимательному отношению ко всем деталям функционирования бизнеса, но в рамках Моtоrоlа она, кроме того, привела к появлению «не­примиримых племен», пропасть между которыми еще более углублялась из-за того, что в основу системы поощрений тоже был положен принцип автономии организационных единиц. Такое положение дел привело к по­явлению двух неприятных последствий. Во-первых, менталитет «непри­миримых племен» негативно сказывался на координации действий раз­ных организационных единиц. Когда Моtоrо1а решила не искать внешне­го поставщика микросхем, необходимых для изготовления цифровых со­товых телефонов, а разрабатывать их своими силами, она потеряла из-за этой нескоординированности много драгоценного времени.

Во-вторых, как и во многих других децентрализованных организаци­ях, размеры вознаграждения управляющих отделениями определялись по итогам деятельности их подразделений. При этом каждое подразделение должно было самостоятельно покрывать стоимость своих капиталовло­жений. В результате вполне возможно, что «на мнения ответственных лиц [занимавшихся сотовой телефонией] наложила серьезный отпечаток не­обходимость авансовых расходов, которую они навлекли бы на себя, если бы решили перейти от аналогового стандарта к цифровому». Принятая в компании система мотивации стала причиной возникновения сиюминутного антистимула, делавшего переход на выпуск цифровых телефонов невыгодным в краткосрочной перспективе.

В итоге история компании Моtоrо1а возвращает нас к вопросу о роли руководителя. Если организация не желает вносить изменения в свою деятельность и удовлетворять четко сформулированные насущные потреб­ности своих клиентов, несмотря на то, что она полностью располагает не­обходимым для этого потенциалом, то налицо сбой механизма управле­ния. И этот сбой происходит не только на том уровне, на котором прини­мается непосредственное решение отгородиться от покупателей, настоя­тельно требующих цифровых сотовых телефонов, но наблюдается и на самых верхних этажах организации, обитатели которых определяют стра­тегию компании, ее структуру и принципы корпоративной культуры. В не­которой степени это признает и сам Роберт Галвин: «Мы все убаюкали, убедили себя в том, что цифровое будущее будет приближаться к нам раз­меренно и постепенно. Чего там говорить, мы приняли никуда не годное решение». Изолированность подразделений и чисто номинальный контроль за их деятельностью были частью корпоративной культуры Моtоrо1а на протяжении долгих лет, и высшие руководители позволили компании развиваться в этом направлении.

Рынок сотовой связи весьма динамичен, и когда Мotorolа в 1997 году наконец представила потребителям свой новый — цифровой — телефон, конкуренты успели уйти далеко вперед. Рыночным позициям компании был нанесен серьезный урон. В 1994 году Моtоrо1а добилась своих лучших показателей: ее доля на рынке сотовых телефонов США составила 60 % — лишь для того, чтобы к началу 1998-го обрушиться до отметки 34 %, в то время как рыночная доля Nоkiа за тот же период подня­лась от 11 до 34 %. В июне 1998 года Моtоrо1а объявила об увольнении 20 тыс. человек, которое было вызвано необходимостью умень­шить издержки в связи с падением рентабельности производства. Этот шаг был первым в ряду многочисленных сокращений, реорганизаций и пере­смотров стратегии, через которые еще предстояло пройти компании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: