Ремонтно-изоляционные работы при КРС проводят для перекрытия путей движения посторонних вод к эксплуатационному объекту.
1) При эксплуатации нефтяных месторождений посторонняя вода может поступать в период освоения скважины или в процессе эксплуатации.
Причиной прорыва посторонних вод являются:
· некачественное цементирование обсадной колонны в процессе бурения;
- разрушение цементного кольца в затрубном пространстве или цементного стакана на забое скважины;
- наличие в теле колонны слома, трещин, раковин;
- наличие соседней обводненной скважины.
2) При КРС исправляют повреждения обсадных колонн и изолируют пути движения в скважину верхних, нижних, подошвенных и пластовых вод.
Изоляцию верхней воды, поступающей через нарушение обсадной колонны, проводят:
1) заливкой цементным раствором:
· на водной основе через нарушение в колонне под давлением с последующим разбуриванием цементного кольца;
· с последующим вымыванием его излишков;
2) спуском дополнительной колонны и ее цементированием;
3) спуском специальных пакеров.
Изоляцию верхней воды, поступающей через отверстия фильтра, осуществляют:
· заливкой цементным раствором через отверстие фильтра с последующим разбуриванием цементного кольца или вымыванием излишков цементного раствора;
- заливкой нефтецементным раствором через отверстия фильтра с последующим вымыванием излишков раствора.
Технология РИР: Для изоляции верхних вод через нарушение в колонне:
1) Закачивают под давлением цементный раствор. Предварительно отверстия фильтра затрамбовывают песком, и, если необходимо, создают цементный стакан под насыпной пробкой ниже дефекта в колонне.
|
2) После затвердения раствора колонну испытывают на герметичность опрессовкой, а затем разбуривают цементный стакан и песчаную пробку с промывкой скважины до забоя.
При наличии в колонне нескольких дефектов ремонт их проводят в таком же порядке, начиная сверху.
Верхнюю воду, поступающую через отверстия фильтра, изолируют закачкой нефтецементного раствора.
Изоляцию нижних вод проводят созданием нового цементного стакана разбуриванием до прежнего забоя и последующей промывкой. Процесс цементирования осуществляют способом "сифона" с помощью желонки (в неглубоких скважинах) или заливочного агрегата (в глубоких скважинах). При этом раствор подается небольшими порциями без давления.
Технология проведения изоляции подошвенных вод аналогична технологии при изоляции нижних вод. Цементирование проводят нефтенасыщенным раствором, а раствор нагнетается под давлением. Иногда перед этим предварительно производят гидравлический разрыв пласта (ГРП).
Рисунок 1 – Возможные пути движения пластовых вод при эксплуатации скважины: I – продукция скважины; II – вода; III – нефть в изолированном пласте; IV – вода в изолированном пласте; А – переток воды между пластами; В – прорыв верхних вод через дефект в эксплуатационной колонне; С – прорыв верхних вод через дефект в цементном камне; Д – подошвенные воды; Е – нижние воды, поступающие через дефект в цементном стакане. |
Работы по устранению негерметичности обсадных колонн заключаются:
· в изоляции сквозных дефектов обсадных труб
· повторной герметизации их соединительных узлов (резьбовых соединений, стыковочных устройств, муфт ступенчатого цементирования).
|
1. Повторной герметизации соединительных узлов обсадных труб обеспечиваетсяметодом:
· Тампонирования под давлением.
· Довинчивания обсадных труб с устья скважины (редко примен.).
Тампонирование негерметичных резьбовых соединении обсадных колонн производят для ликвидации:
· утечки жидких или газообразных флюидов из колонны через резьбовые соединения опрессовкой;
· межколонных проявлений во время эксплуатации скважин.
В качестве тампонирующих материалов используют:
· фильтрующиеся полимерные составы, превращающиеся в предельном состоянии в газонепроницаемый камень (отверждающиеся составы);
· минеральные вяжущие составы, фильтрат которых отверждается или образует гель (редко применяемые).
· гель (гелеобразующие составы).
Применение цементного раствора в данном случае запрещается!!!
Докрепление негерметичных резьбовых соединений эксплуатационной колонны методом довинчивания обсадных труб с устья скважины применяют в вертикальных и наклонных скважинах которые, расположенны в свободной, т. е. незацементированной и неприхваченной части обсадной колонны не заклиненной посторонними предметами.
Технология ликвидации каналов негерметичности в стыковочных устройствах и муфтах ступенчатого цементирования:
Если негерметичноеть стыковочного устройства или муфты ступенчатого цементирования характеризуется лишь падением давленияв процессе опрессовки и непрерывная прокачка жидкости при допустимых давлениях для колонны невозможна, то каналы утечки изолируют одним из способов тампонирования под давлением.
|
Если пропускная способность каналов негерметичности позволяет вести непрерывную закачку жидкости при допустимых для колонны давлениях, РИР проводят методами, используемыми для изоляции сквозных дефектов обсадных колонн.
Для изоляций сквозных дефектов в обсадных колоннах используют следующие основные способы:
1) тампонирования под давлением
2) замены поврежденной части колонны,
3) установку труб меньшего диаметра против дефекта.
Замену поврежденной части колонны производят при следующих условиях:
· дефектные и находящиеся выше них обсадные трубы расположены в незацементированной и неприхваченной части обсадной колонны, не заклиненной посторонними предметами (ствол скважины должен быть свободным);
· на извлекаемых трубах не установлены элементы технологической оснастки обсадных колонн (центраторы, заколонные пакеры и др.);
· извлекаемые обсадные трубы расположены в обсаженной или не склонной к обвалам части ствола скважины;
· давление гидроразрыва окружающих горных пород в зоне дефекта колонны составляет менее 50% от давления опрессовки обсадной колонны, что обусловливает неэффективность применения цементирования под давлением;
· по условиям эксплуатации не допускается перекрытие дефекта ОК трубами меньшего диаметра, уменьшающими проходное сечение ОК;
· грузоподъемность наземных сооружений и механизмов обеспечивает подъем (спуск) извлекаемой части колонны.
Тампонирование сквозных дефектов обсадных колонн применяют в случаях, когда замена дефектной части колонны или перекрытие ее трубами меньшего диаметра не возможны по указанным причинам.
При наличии нескольких дефектов в колонне последовательно тампонируют каждый дефект сверху вниз. Местоположение его можно уточнять путем поинтервальной опрессовки колонны с помощью пакера.
Перекрытие дефекта колонны трубами меньшего диаметра применяют в следующих случаях:
· тампонирование дефекта не обеспечивает требуемой степени герметичности обсадной колонны;
· колонна имеет несколько дефектов, устранение которых другими методами невозможно или экономически нецелесообразно;
· по условиям эксплуатации скважины допустимо перекрытие дефекта трубами меньшего диаметра, уменьшающими проходное сечение колонны.
Перекрытие дефекта колонны осуществляют следующими способами:
1) спуском дополнительной колонны меньшего диаметра до забоя или интервала перфорации;
2) спуском летучки т. е. перекрытием дефекта трубами меньшего диаметра, длина которых определяется протяженностью негерметичного интервала колонны;
3) перекрытием дефекта тонкостенными металлическими пластырями, запрессованными в обсадную колонну (устройство Дорн).
Технология спуска дополнительной колонны:
1) Доп. колонну спускают во внутрь основной эксплуатационной колонны, устанавливая башмак ее ниже дефекта и выше продуктивного горизонта или на забое. В отдельных случаях с целью экономии обсадных труб спускают летучку, которая перекрывает только интервал дефектов, при этом нижняя и верхняя части эксплуатационной колонны остаются прежними. Дополнительную колонну спускают в скважину с последующим цементированием, или же с установкой, пакера.
Рис.. Переводник с обратным клапаном для спуска летучки |
На нижний конец летучки, соединяемой с колонной бурильных труб 1 переводником с обратным клапаном, навинчивают башмак с фаской, а верхний оборудуют специальной направляющей воронкой 8, которая имеет в верхней части левую резьбу.
Переводник состоит из корпуса 2 и муфты 6 с левой резьбой. Внутри муфты установлены шариковый клапан 4 с пружиной 3 и тарельчатый клапан 7. Каналы 5 соединяют клапан 4 с затрубным пространством.
2) После установки песчаной или глинопесчаной пробки выше отверстий фильтра и шаблонирования эксплуатационной колонны, на бурильных трубах спускают летучку и цементируют ее.
3) Цементирование летучки. Закачав расчетный объем цементного раствора и продавочной жидкости, обратной промывкой вымывают излишки цементного раствора через шариковый клапан переводника.
Близкое расположение каналов к воронке обеспечивает полное удаление излишков цементного раствора из кольцевого пространства выше воронки, благодаря чему исключается прихват переводника и бурильных труб цементом.
4) По окончании ОЗЦ, отвинчивают колонну бурильных труб, поднимают ее из скважины, электротермометром определяют высоту подъема цемента за летучкой и проверяют ее на герметичность.
5) Затем разбуривают оставшуюся цементную пробку и промывают скважину до забоя. На этом ремонт скважины заканчивается.
Дополнительные обсадные колонны можно спускать с пакерами различных конструкций. Наиболее целесообразно применение пакеров механического и гидравлического действия, предназначенных для разобщения пластов при раздельной эксплуатации нескольких пластов одной скважиной.
Дополнительную колонну с пакером без опоры на забой спускают следующим образом. В интервале существующего фильтра насыпают песчаную или глинопесчаную пробку высотой на б—10 м выше верхних отверстий фильтра. В скважину спускают шаблон, а затем, если последний беспрепятственно проходит по всему стволу до насыпной пробки, — дополнительную колонну с пакером. Затем воду в стволе скважины заменяют буровым раствором.
При использовании пакера механического действия резиновые элементы уплотняются под действием массы дополнительной колонны. В случае применения пакера гидравлического действия в результате закачки жидкости в трубы освобождаются чашеобразные резиновые манжеты от предохранительных кожухов. Верхнюю часть колонны закрепляют на устье скважины. Испытывают пакер и дополнительную колонну на герметичность. В этих целях в затрубное пространство в зависимости от диаметра деформированной колонны нагнетают буровой раствор под давлением 4—8 МПа. Если перелива раствора из труб дополнительной колонны не наблюдается, то это означает, что пакер уплотнен, а дополнительная колонна герметична. Тогда в скважину спускают трубы и промывают ее до забоя.
Если дефект в эксплуатационной колонне находится на небольшой глубине от устья, отремонтировать его способом заливок под давлением трудно. Цементированием в этом случае не достигается создание прочных пробок, так как схватывание раствора происходит при низкой температуре, небольшом давлении и значительном поглощении жидкости через дефект в колонне. Ремонтные работы в таких случаях можно проводить с помощью устройства Дорн или путем спуска дополнительной колонны в кольцевое пространство между эксплуатационной и технической колоннами или кондуктором.
При наличии на устье скважины колонной головки пьедестальный патрубок эксплуатационной колонны заменяют патрубком с заглушкой. Если же эксплуатационная колонна закреплена на хомуте, то в ее верхнюю муфту ввинчивают заглушку, снимают колонну с хомута и осторожно разгружают. На устье устанавливают торцовый фрезер длиной 0,3—0,5 м с зубьями высотой 22—25мм, нарезанными на торцовой части и армированными твердым сплавом. Наружный диаметр фрезера должен быть на 10—12мм больше диаметра муфты дополнительной колонны, а внутренний—на 8—10 мм меньше внутреннего диаметра этой колонны.
К верхнему концу обсадной колонны через специальный переводник присоединяют вертлюг, пропускают эту колонну в отверстие стола ротора и фрезером накрывают верхний конец эксплуатационной колонны. Вращая обсадную трубу с фрезером при одновременной промывке скважины буровым раствором, обуривают эксплуатационную колонну на длину первой обсадной трубы. Затем наращивают очередную обсадную трубу и продолжают.обуривание до тех пор, пока дополнительная колонна не окажется на необходимой глубине. Из верхней муфты дополнительной колонны отвинчивают специальный переводник с вертлюгом, устанавливают устьевую головку и цементируют колонну. После окончания закачки цементного раствора снимают устьевую головку и монтируют колонную головку. В этих целях в дополнительную и эксплуатационную колонны ввинчивают патрубки с фланцами и пьедесталом. Дополнительную колонну устанавливают на фланец технической колонны (кондуктора), а эксплуатационную —на пьедестал дополнительной колонны. После монтажа колонной головки скважину оставляют в покое на срок, необходимый для затвердения цементного раствора.
Если эксплуатационная колонна была установлена на хомуте, то после окончания процесса цементирования снимают цементировочную головку и при помощи подъемного патрубка колонну устанавливают в то же положение, в каком она находилась до снятия с хомута. После окончания срока затвердения цементного раствора дополнительную колонну обвязывают с устьем, а эксплуатационную сажают на хомут и из верхней трубы вывинчивают подъемный патрубок.
По окончании работ по цементированию дополнительной колонны шаблоном проверяют проходимость эксплуатационной колонны, после чего испытывают ее на герметичность.