Нормы речевого развития
Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы в несколько недель, месяц. Воспринимать информацию нужно в совокупности. Только если ребенок на протяжении нескольких месяцев отстает от параметров ВОЗ, можно обращаться к неврологу.
| Возрастной этап | Характеристика | Отмечаем как у вашего малыша + или - |
| 0-2 месяца | Появление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком. | |
| 3 месяца | Важный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, «гуление», «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет. | |
| 4 месяца | Возраст, когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: «ооооооуууу, ааааааооооо». | |
| 5 месяцев | Возникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния: ма, ба, па, ня, ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление. | |
| Полгода | Малыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления, возникает спонтанное соединение слогов: гуга, дади, нати, мами, баба и т. д. | |
| 7 месяцев | Ребенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника. | |
| 8 месяцев | Кроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя. К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи. |
Понимание речи
| Возраст | Навык | Отметка умеет/ не умеет |
| 1 год | Отзывается на свое имя. | |
| Показывает на близких родственников (где папа?, где мама?). | ||
| Выполняет несложные просьбы (дай, принеси, подними). | ||
| Понимает простые предложения, которые слышит ежедневно (идем кушать, подними руки, пойдем гулять). | ||
| Показывает как минимум одну часть тела. | ||
| 1,5 года | Показывает несколько частей тела. | |
| Показывает все предметы в быту по просьбе (где мяч?, где стол?, где чашка?). | ||
| Различает простые глаголы по картинке (кто бежит?, кто плывет?). | ||
| Выполняет простые инструкции (принеси платок из комнаты, вытри лицо салфеткой, возьми ложку со стола). | ||
| Может показать родственников на фотографиях по просьбе. | ||
| 2 года | Показывает все основное части тела. | |
| Показывает большинство предметов в книгах. | ||
| Различает значение глаголов (кто идет, летит, едет, плачет, мяукает, лает). | ||
| Различает значение прилагательных (большой/маленький, названия цветов, высокий/низкий). | ||
| Выполняет простые инструкции из 2-х частей (возьми носки и дай папе), понимает речь взрослого. | ||
| 2,5 года | Понимает значение большинства глаголов, прилагательных, наречий (много/мало, далеко, близко, долго). | |
| Понимает речь взрослых. | ||
| Выполняет инструкцию из двух частей (возьми ложку и положи на стол). | ||
| Понимает назначение предмета (чем едят, чем пишут). | ||
| По большей части различает значение вопросов косвенных падежей (чем рисуют, чем пишут, на чем рисуют). | ||
| Слушает сказки, Может односложно ответить на вопрос по сюжету. | ||
| 3 года | Показывает все части тела (плечи, пальцы, колени, локти). | |
| Понимает значение окончаний, различает множественное и единственное число существительных (где ложка, а где ложки), значение уменьшительно ласкательных суффиксов (ложка-ложечка). | ||
| Выполняет инструкцию из2-3 частей (иди в прихожую, возьми там носки и отнеси в стирку). | ||
| Понимает некоторые причинно-следственные связи (пошел дождь – на улице лужи). | ||
| Понимает значение предлогов (может по просьбе положить мяч НА стол, ПОД стол, В стол, ОКОЛО стола, ЗА стол). | ||
| Различает значение вопросов косвенных падежей (чем рисуют/ что рисуют / на чем рисуют), понимает назначение предметов (что нужно чтобы копать?) | ||
| 4 года | Полностью понимает обращенную речь | |
| Понимает большинство причинно-следственных связей (потеплело-растаял снег). | ||
| Различает значение вопросов косвенных падежей (чем рисуют / что рисуют/ на чем рисуют). | ||
| Понимает значение всех предлогов (НА, ПОД, В, ИЗ, ЗА, ОКОЛО, ПЕРЕД, МЕЖДУ, НАД и прочее). | ||
| Слушает сказки, понимает их смысл. Отвечает на вопросы по содержанию короткими и длинными предложениями. | ||
| от 4 до 5 лет | Возникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные. | |
| от 5 до 7 лет | Ребенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов. |
Сенсорное и умственное развитие
| Возраст | Навык | Отметка умеет/ не умеет |
| 1 год | Подбирает «такой же» по цвету предмет (красную чашечку к красной тарелочке). | |
| Надевает колечки пирамидки на штырек. | ||
| 2 года | Различает большой/маленький (показывает из нескольких предметов: где большой? где маленький?). | |
| Различает один-много (показывает где одна игрушка, а где много). | ||
| Показывает и называет два цвета. | ||
| Раскладывает предметы парами по цветам и размеру (большой к большому, зеленый к зеленому). | ||
| Собирает сортер с фигурами. | ||
| Умеет складывать пирамидку с небольшой помощью. | ||
| 3 года | Показывает и называет четыре цвета (красный, синий, зеленый, желтый). | |
| Подбирает предметы по цвету (красную бабочку садит на красный цветок). Может выбрать предметы определенного цвета (все красное, все зеленое). | ||
| Показывает основные фигуры (круг, квадрат, треугольник), при назывании их может иногда путать. | ||
| Подбирает предметы и картинки по форме (может найти на картинках круглый/квадратный/треугольный предмет). | ||
| Собирает сортер с фигурами по цветам. | ||
| Узнает теневые изображения (предметы по их тени). | ||
| Играет в простые сюжетные игры (Стройка, Дочки-матери). | ||
| Умеет складывать пирамидку без помощи, самостоятельно. | ||
| Делит предметы по группам: по цветам (зеленое, желтое, красное), по размеру и другим признакам (съедобное/несъедобное). | ||
| 4 года | Показывает и называет минимум 6 цветов без ошибок. Оттеночные цвета может путать. | |
| Знает все геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник). | ||
| Считает в пределах 10. Знает цифры (до 5 без ошибок, после 5 может путать). Соотносит количество предметов с нужной цифрой. | ||
| Умеет определять расположение предметов: вверху, внизу, справа, слева, сзади, спереди. | ||
| Узнает теневые расположения предметов: вверху, внизу, справа, слева, сзади, спереди. | ||
| Узнает теневые изображения (предметы по их тени) и контурные (только по их контору). | ||
| Называет обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, кот – домашние животные). | ||
| Делит предметы по группам: по цветам (зеленое, красное, желтое), по размеру и другим признакам. |
Развитие моторики
Общая моторика
| Возраст | Навык | Отметка умеет/ не умеет |
| 1,5 года | Ходит. Во время ходьбы падает редко. | |
| Пытается бегать. | ||
| Перешагивает через препятствия. | ||
| Поднимается и спускается по лестнице приставным шагом (держась за перила или за руку). | ||
| Может бросить мяч. | ||
| 2 года | Ходит уверенно, не падает. | |
| Бегает. Во время бега падает редко. | ||
| Поднимается по лестнице приставным шагом, держится за перила. | ||
| Самостоятельно приседает и встает. | ||
| Может подпрыгнуть на двух ногах. | ||
| 3 года | Ходит, бегает. Во время ходьбы и бега практически не падает. | |
| Поднимается по лестнице, чередуя ноги (ставит по одной ноге на ступеньку). | ||
| Умеет бросать и ловить мяч. | ||
| Самостоятельно приседает и встает. | ||
| Умеет прыгать на двух ногах. | ||
| Может несколько секунд постоять на одной ноге. | ||
| Умеет ездить на трехколесном велосипеде. | ||
| 4 года | Ловко ходит, бегает. Во время бега падает редко. | |
| Прыгает на 2-х ногах и на 1 ноге. Может прыгать не только на месте, но и вперед. | ||
| Может перепрыгнуть через неширокую канавку. | ||
| Может пройти по узенькой скамейке или мостику, но не очень уверенно. | ||
| Умеет играть в салки. Убегает не только вперед и назад, но и вбок (делать броски вправо и влево, если взрослый стоит перед ним). | ||
| Умеет кувыркаться через голову. | ||
| Легко лазит по шведской стенке вверх и вниз. Может раскачиваться на канате, но еще не умеет подниматься по нему. |
Мелкая моторика
| Возраст | Навык | Отметка умеет / не умеет |
| 1,5 года | Рисует каракули. | |
| Разрывает бумагу. | ||
| Показывает на предметы указательным пальцем. | ||
| Может взять мелкий предмет двумя пальцами (большим и указательным). | ||
| Переворачивает по несколько страниц за раз в книге. | ||
| 2 года | Формируется предпочтение руки (ест, рисует чаще определенной рукой). | |
| Разрывает бумагу. | ||
| Рисует вертикальные круги, линии. Повторяет за взрослым. | ||
| Показывает на предметы указательным пальцем, берет мелкие предметы двумя пальцами. | ||
| Может сам снять носки, шапку, варежки, всунуть ногу в обувь. | ||
| 3 года | Есть ведущая рука, которой ест и рисует ребенок. | |
| Переворачивает по одной странице в книге. | ||
| Держит карандаш пальцами, а не зажимает в кулак. | ||
| Разрывает бумагу. | ||
| Показывает на предметы указательным пальцем, берет мелкие предметы двумя пальцами. | ||
| Рисует линии, может повторить круг. | ||
| Может сам снять и надеть носки, шапку, варежки. | ||
| Расстегивает крупные пуговицы. | ||
| 4 года | Есть ведущая рука, которой ест и рисует ребенок. | |
| Уверенно рисует линии, круги. Рисует квадраты, прямоугольники (стороны могут быть еще не ровные). В рисунках есть сюжет. | ||
| Правильно держит карандаш. | ||
| Умеет вырезать ножницами полоски. | ||
| Делает аппликацию (наклеивает детали). | ||
| Раскрашивает раскраски до конца. | ||
| Любит играть с мелкими предметами (мозайкой, конструкторами). | ||
| Повторяет движения в пальчиковых играх без затруднений. | ||
| Расстегивает пуговицы, молнии. Может сам застегнуть крупные пуговицы. | ||
| Сам обувается, надевает шапку, носки, майку, шорты. Может развязать слабо завязанный шарф. |