Принципы и методы обучения русскому языку в коррекционной школе.




Специальная методика преподавания русского языка как наука.

Методика – это наука о том чему и как учить

СМПРЯ – наука преподавания в области русского языка

Система обучения:

· Содержание обучения

· Принципы обучения

· Методы и приемы обучения

· Цели

· Задачи

· Организационные нормы обучения

Методика разрабатывает теоретические аспекты, связанные с определением научной базы обучения (основные концепции обучения и связь методики со смежными науками).

Наша методика связана с науками: лингвистика, психология, педагогика, логопедия (сделать конспект Комаров «методика преподавания русского языка в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи», сделать конспект по параграфу)

Прикладной аспект: связан с разработкой системы обучения русскому языку в школе и имеет конкретное выражение в виде учебников и т.д.

В методике применяются определенные методы исследования которые делятся на теоретические и практические.

Теоретические – анализ литературы, как в историческом аспекте, так и в сравнительном, анализ опыта работы школ и учителей;

Прикладной – наблюдение, эксперименты.

Методика решает 2 группы задач, которые одновременно и являются и задачами обучения языку в специальной школе:

1. Усвоение языка как средства общения, и орудия познавательной деятельности, развитие речи как способа общения (сконцетрированна коррекционная направленность обучения);

2. Усвоение учебных дисциплин, усвоение основ наук.

Учебники школы России.

22.03.13

Принципы и методы обучения русскому языку в коррекционной школе.

Принципы:

1. Обще-дидактические (пример: принцип осознанности – который предполагает, что каждое действие, каждый материал, дети должны понимать)

2. Частно-методические – определяют изучение русского языка, как предмета, разработаны Федоренко Л.П. (для нормы), необходимости тренировки мусколькой силы руки и артикуляционного аппарата

3. Специальные – разработаны Комаровым К.В. на основе концепции Р.Е. Левиной. Среди этих принципов выделяются:

1. Коммуникативный принцип – язык как средство общения … набор материала для урока, в подборе системы упражнений, в выборе методов обучения

2. Онтогенетический – процесс обучения языку детей с тяжелыми речевыми нарушениями, строится с учетом основных закономерностей речевого развития в норме. А) развитие речи идет по направлению от восприятия к активному использования; б) в процессе речевого онтогенеза, диалогические формы общения развиваются раньше чем монологические; в) ситуативные формы речи в онтогенезе появляется чем речь в контексте. Речь контекстная определяется как понятная собеседником исходя из использования развернутых языковых средств. Г) Опережающее развитие устной речи по отношению к письменной.

3. Обучение языку ведется на основе первичного формирования языковых обобщений. Практические языковые обобщения – реализуемая в речи представления о структуре, значении, функционировании и взаимодействии языковых единиц различных уровней. Эти представления являются неосознанными и в норме формируются спонтанно. На каждом языковом уровне свои обобщения (фонетические обобщения реализуются в виде способности ребенка распознавать, воспроизводить фонетические единицы, противопоставлять их друг другу как на слух, так и в письменной речи. Лексические обобщения формируются через способность ребенка понимать значение слова, использовать эти слова верно по значению, улавливать значение слова в контексте, устанавливать связи между совами и т.д. грамматические обобщения – способность изменять слова в соответствии с их классом и связывать эти слова в предложении). … первым шаком к формированию метоязыковой способности, а эта способность заключается в том что ребенок может сделать язык как объект наблюдения.

4. Необходимость учета взаимодействия всех уровней языковой системы

5. Умет типичных и индивидуальных проявлений речевого недоразвития … через использование системы заданий учитывающих особенности детей а так же через отбор языкового материала, с этих же позиций.

Методы обучения языку – как способ взаимодействия ученика и учителя при обучении языку (Классификация по способу познания материала):

1. Словесные/теоретические: используются для объяснения нового материала, так же для повторения и закрепления, т.е. там где требуется изучение теории. Ведущий метод – беседа (она позволяет вовлечь детей в процесс обучения, с ее помощью обсуждаются темы на уроках развития речи, новый материал на уроках русского языка; сложность – правильно выстроить систему вопросов, для подведения к выводу по изучаемой темы), так же рассказ или сообщение учителя + учитель может целостно представить материал – у наших детей сложности с восприятием монологического материала. Должны использоваться методы активизации детей; работа с учебников (Конспект по Комарову -=- параграф методы и приемы обучения языку)

2. Наглядные/теоретико-практические:

3. Практические

Формирование произношения

Проводятся в 1-2 классах, постановка звуков проводится на индивидуальных занятиях, на групповых дифференциация и автоматизация.

1. Произношение и восприятие звука

2. Над слоговой структурой слова, ритмоинтонационное оформление речи

Обучение детей звуковому анализу и синтезу

Этапы:

1. Подготовительный, 1.5-2 месяца, изучаются звуки сохранные в произношении начиная с гласных, уточняется их артикуляция

На индивидуальных занятиях постановка звуков осуществляется в строгом соответствии с патогенезом в речевой патологии

 

Д.з.:

1. конспект: Левина «Основы теории и практики логопедии – глава: ОНР пр –

2. выбераем звук который нравится простые, расписываем по этапам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: