Различные примеры нарушения лексических норм




Неправильно Правильно
Эти функции поручаются классному руководителю Функция — обязанность, её не поручают, а возлагают, вменяют Эти функции возлагаются на классного руководителя
Он одел пальто и вышел на улицу Одеть можно кого-то, например ребёнка Он надел пальто и вышел на улицу
Необходимо повысить подготовку специалистов Подготовка специалиста может быть хорошей или плохой. Её можно улучшить, а не повысить Необходимо улучшить подготовку специалистов
Бoльшая половина группы занимается в спортивных секциях Половина не может быть большей или меньшей Более половины группы занимается в спортивных секциях

 

Лексическая ошибка Лексическая норма
1. За истекший период времени нами были проведены осушительные работы (плеоназм) 1. За истекший период нами были проведены осушительные работы
2. Выступление юного гимнаста было весьма техническим (смешение паронимов) 2. Выступление юного гимнаста было весьма техничным
3. Необходимо увеличить уровень благосостояния наших ветеранов (неуместное употребление слова увеличить без учёта его лексического значения и без учёта его лексической сочетаемости: уровень благосостояния может быть высоким или низким; его можно повысить, но не увеличить) 3. Необходимо повысить уровень благосостояния наших ветеранов

Многословие.

В речи встречаются различные виды многословия.

4.1. Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная мимика лица. (Мимика - это «выражение лица». У него своеобразное «выражение лица» лица). Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм).

Некоторые плеоназмы закреплены в языке и не считаются ошибкой. Например, экспонат выставки (экспонат – «выставленный»)

4.2. Тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos – слово) – повторение однокоренных слов (обычно): Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку. ( Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку).

4.3. Слова-паразиты – разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы (вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др.). Их употребление не оправдано содержанием и структурой высказывания.

Ни одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в процессе речи. Поскольку слова-паразиты не связаны со смыслом высказывания, они затрудняют процесс общения.

5. Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания) – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания (В кабинете висели < портреты >русские писатели).

 

К лексическим нормам относятся и правила употребления фразеологических оборотов.

Фразеологизм – это неделимое, целостное по своему значению устойчивое сочетание слов,

воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Его ещё называют идиомой, или

устойчивым сочетанием слов.

Если известен автор фразеологического оборота, то последний называется крылатым

словом.

При употреблении фразеологических оборотов возможны следующие ошибки:

• Использование фразеологического оборота без учета их семантики.

• Искажение грамматической формы компонента фразеологического оборота.

• Замена компонента фразеологического оборота или его пропуск.

• Контаминация фразеологического оборота.

Например, во фразе «Врет без зазрения совести – хоть глаз выколи» употреблены две

устойчивые единицы. И если первая идиома употреблена верно, то употребление второй –

ошибочно. Ошибка произошла из-за незнания значения фразеологизма (он означает «темно,

ничего не видно»). А вот во фразе: Вопрос о дисциплине пора ставить на ребро - искажена

грамматическая форма фразеологической единицы «поставить вопрос ребром». Во

фразеологизм нельзя, как правило, вставить новое слово или выбрасывать какой-либо

компонент, нельзя подменять слово даже близкими по значению и структуре. Поэтому

ошибочно такое выражение, как взяться за свой ум (надо: взяться за ум). Контаминацию

фразеологических оборотов мы наблюдаем, например, во фразе: Раздавая почести,

председатель начал мерить всех под одну гребенку (надо: или стричь под одну гребенку,

или мерить на один аршин).

Упражнение. Укажите речевые ошибки, отредактируйте предложения.

1. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава. 2. В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 3. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики. 4. Выпас собак запрещается. 5. Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов. 6. Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свалки. 7. Продается пожилой дом. 8. Лекция для бездетных родителей переносится на четверᴦ. 9. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии. 10. За последние годы правительственные организации усилили внимание развитию сотрудничества в области выработки мер для защиты биосферы от загрязнения. 11. Он был настолько болезненный, что постоянно простуживался и болел. 12. Хочу коснуться еще одного момента͵ касающегося доверия избирателей: предпринимаемые нами меры ни в коей мере не должны подрывать доверие к государственным учреждениям. 13. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранᴦ. 14. Дело в том, что раньше в делах добрых нашего отдела, в его починах и начинаниях участвовали все. Теперь совсем другое дело.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: