ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА – ФМФ (М, ПМ, Ф, ФХ) 2011-2012 уч. год




 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ ЛЕКЦИЯ СЕМИНАР САМОСТОЯТЕЛЬ-НАЯ РАБОТА
Тема 1. Психология в системе наук о человеке Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Место психологии в системе наук о человеке. Исторические этапы развития психологии как самостоятельной науки. Основные направления развития психологии в XX веке: бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая психология. Лекция 1. Психология как наука 1. Предмет и задачи психологии. 2. Место психологии в системе наук о человеке. 3. Исторические этапы развития психологии.     Семинар 1. (Лекция) Основные психологические направления XX века 1. Бихевиоризм как наука о поведении. 2. Психоанализ З. Фрейда. 3. Когнитивная психология. 4. Гуманистическая психология.  
Тема 2. Психика и организм Понятие «психика». Функции психики. Структура психики. Стадии развития психики в филогенезе. Сознание как высшая ступень развития психики. Лекция 2. Развитие психики в филогенезе 1. Понятие, структура и функции психики. 2. Стадии развития психики в филогенезе. 3. Сознание как высшая ступень развития психики. Нет  
Тема 3. Познавательные процессы личности. Ощущения. Свойства и закономерности ощущений. Виды ощущений. Восприятие. Виды и свойства восприятия. Восприятие пространства, времени, движения. Внимание. Структура внимания. Виды и свойства внимания. Развитие внимания. Воображение. Виды воображения. Способы создания образов воображения. Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых. Память. Процессы и виды памяти. Нарушения памяти. Мышление как психологический феномен. Операции мышления. Формы и виды мышления. Речь как инструмент мышления. Виды речи. Интеллект: структура, виды, факторы развития. Оценка интеллекта. Лекция 3. Ощущения, восприятие 1. Ощущения. Свойства и закономерности ощущений. Виды ощущений. 2. Восприятие. Виды и свойства восприятия. Восприятие пространства, времени, движения. Лекция 4. Внимание, воображение 3. Внимание. Структура внимания. Виды и свойства внимания. Развитие внимания. 4. Воображение. Виды воображения. Способы создания образов воображения. Семинар 2. Память, мышление, интеллект. 1. Процессы и виды памяти. 2. Нарушения памяти 3. Операции мышления. Формы и виды мышления. 4. Речь как инструмент мышления. Виды речи. 5. Интеллект: структура, виды, факторы развития. Оценка интеллекта.  
Тема 4. Психология личности Понятие о личности в психологии. Личность, индивид, субъект, индивидуальность. Психологическая структура личности. Активность и направленность личности. Самосознание личности.   Лекция 5. Психологическая структура личности 1. Понятие о личности в психологии. 2. Структура личности. 3. Активность и направленность личности. 4. Самосознание личности. Нет .
Тема 5. Индивидуально-психологические свойства личности Темперамент. Общая характеристика типов темперамента. Характер. Структура характера. Типология характеров. Формирование характера. Задатки и способности. Виды способностей. Эмоции. Природа эмоций. Виды эмоций. Чувства. Виды чувств и их формирование. Воля и ее основные признаки. Основные функции воли. Лекция 6. Эмоции, чувства, воля 1. Эмоции. Природа эмоций. Виды эмоций. 2. Чувства. Виды чувств и их формирование. 3. Воля и ее основные признаки. Основные функции воли. Семинар 3. Темперамент, характер, способности 1. Общая характеристика типов темперамента. 2. Структура характера. Формирование характера. 3. Типология характеров. 4. Задатки и способности. Виды способностей.    
             

 

  СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ ЛЕКЦИЯ СЕМИНАР САМОСТОЯТЕЛЬ-НАЯ РАБОТА
  Тема 6. Психология общения Общение как вид деятельности. Общение как средство передачи форм культуры, социального и профессионального опыта. Роль общения в психическом развитии человека. Межличностное общение: виды, функции. Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Средства общения: вербальные и невербальные. Стили общения. Особенности манипулятивного стиля общения. Барьеры общения.   Лекция 7. Общение как категория психологии 1. Понятие об общении. 2. Виды, функции общения. 3. Структура общения. 4. Вербальные и невербальные средства общения     Семинар 4. Средства, стили, барьеры общения 1. Вербальные и невербальные средства общения 2. Стили общения. 3. Особенности манипулятивного стиля общения. 4. Барьеры общения.      
  Тема 7. Психология малой группы и коллектива Понятие о малой группе. Виды малых групп. Психология малой группы (взаимоотношения, устремления, мнения, традиции). Коллектив как высший уровень развития группы. Этапы формирования коллектива. Эффективность групповой деятельности. Руководство и лидерство в группе. Лекция 8. Малая группа 1. Понятие о малой группе. Виды малых групп. 2. Психология малой группы (взаимоотношения, устремления, мнения, традиции).   Семинар 5. Коллектив как малая группа 1. Коллектив как высший уровень развития группы. 2. Этапы формирования коллектива. 3. Оценка эффективности групповой деятельности. 4. Руководство и лидерство в группе.  
  Тема 8. Педагогика в системе наук о человеке Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи и функции педагогики. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение. Исторические этапы развития педагогики     Лекция 9. Педагогика как наука 1. Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи и функции педагогики. 2. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение. 3. Исторические этапы развития педагогики.   Нет  
  Тема 9. Система образования в РФ Образовательная система России. Принципы государственной политики в области образования. Структура системы образования. Государственный образовательный стандарт и его функции. Типы образовательных учреждений. Исторические этапы развития образования как социального явления. Социокультурные функции образования. Образование как педагогическая категория. Образование как результат педагогической деятельности. Лекция 10. Система образования в России 1. Принципы государственной политики в области образования. 2. Структура системы образования в РФ и органы управления образованием. 3. Государственный образовательный стандарт и его функции. 4. Типы образовательных учреждений. Семинар 6. Образование: социальное явление и педагогическая категория 1. Исторические этапы развития образования как социального явления. 2. Социокультурные функции образования. 3. Образование как педагогическая категория. 4. Образование как результат педагогической деятельности.  
Тема 10. Основы теории обучения Дидактика как педагогическая теория обучения. Сущность процесса обучения, его структура и виды. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Принципы обучения   Лекция 11. Процесс обучения как система 1. Общее понятие о дидактике. 2. Сущность процесса обучения как целостной системы, его структура. 3. Функции обучения. 4. Принципы обучения.   Нет    
                 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ ЛЕКЦИЯ СЕМИНАР САМОСТОЯТЕЛЬ-НАЯ РАБОТА
Тема 11. Методы и формы организации учебной деятельности Понятие и сущность метода обучения. Виды методов обучения. Средства обучения. Выбор методов и средств обучения. Организационные формы обучения. Характеристика классно-урочной системы обучения.   Лекция 12. Методы и формы обучения 1. Понятие и сущность метода обучения. Виды методов обучения. 2. Средства обучения. 3. Организационные формы обучения. 4. Классно-урочная система как основная форма организации обучения.     Нет    
Тема 13. Воспитание в педагогическом процессе Воспитание как социально-педагогический феномен. Принципы воспитания. Содержание воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, гражданское, эстетическое и др. Воспитательные системы: исторический аспект. Авторитарные и гуманистические воспитательные системы. Понятие о методах воспитания. Методы формирования сознания. Методы организации деятельности. Методы стимулирования поведения. Семья как социальный институт. Функции современной семьи. Особенности, принципы и содержание семейного воспитания. Типы семей и стили семейных взаимоотношений. Методы, правила семейного воспитания.     Лекция 13. Воспитание как социально- педагогический феномен 1. Сущность процесса воспитания. 2. Принципы воспитания. 3. Содержание воспитания.   Семинар 7. Методы и системы воспитания 1. Воспитательные системы: исторический аспект. 2. Авторитарные воспитательные системы. 3. Гуманистические воспитательн. системы. 4. Методы формирования сознания. 5. Методы организации деятельности. 6. Методы стимулирования поведения. Семинар 8. Семья в системе социализации и воспитания личности 1. Семья как социальный институт. Функции современной семьи. 2. Особенности, принципы и содержание семейного воспитания. 3. Типы семей и стили семейных взаимоотношений. 4. Методы, правила семейного воспитания.    

Преподаватели:

1. Лектор – канд. пед. наук, профессор Бирюкова Наталья Алексеевна,

E-mail: natbir316@mail.ru

2. Руководитель семинарских занятий – ст. преподаватель Курочкина Людмила Валентиновна E-mail: curochkinaludmila@yandex.ru

Контактная информация – кафедра педагогики МарГУ, корп. Б, каб. 316.

Тел. 45-24-06. E-mail: pedagog@marsu.ru

Организация программы:

1. Лекций – 13, семинарских занятий – 8.

2. Итоговый контроль – экзамен с учетом итогов рейтинга группы и результатов итоговой контрольной работы по курсу.

3. Итоговая контрольная работа по результатам изучения дисциплины.

4. Текущие контрольные работы по темам самостоятельной работы.

5. Вариативный текущий контроль индивидуальной работы:

- доклад на семинарском занятии – до 10 б.

- дополнения к докладу – до 5 б.

6. Работа по выбору (факультативно): творческие письм. задания (эссе.) – до 10 б.

7. Электронные варианты учебников – на кафедре педагогики.

 

Литература к курсу:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2003. 304 с. – ЭЛ. ВАРИАНТ

2. Голуб, Б.А. Основы общей дидактики: учеб. Пособие. М.: Гуманит. ИЦ «Владос», 1999. 96 с. – ЭЛ. ВАРИАНТ

3. Крившенко Л.П. Педагогика:учебник. М.: ТК Велби, 2006. 432 с. - ЭЛ. ВАРИАНТ

4. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. Пособие. СПб.: Питер, 2000. 592 с.

5. Немов, Р.С. Психология: учеб. для высш. учеб. завед. В 3 кн. Кн.1: Общие основы психологии. М.: Владос, 2001. 688 с.

6. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Пед. о-во России, 1998. – 640 с.

7. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. М.: Гуманит. ИЦ «Владос», 2005.

8. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001. 656 с. – ЭЛ. ВАРИАНТ

9. Сластенин, В.А., Исаев И.Ф. Педагогика: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2003. 576 с. – ЭЛ. ВАРИАНТ

10. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 672 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: