СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ | ЛЕКЦИЯ | СЕМИНАР | САМОСТОЯТЕЛЬ-НАЯ РАБОТА | |||
Тема 1. Психология в системе наук о человеке Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Место психологии в системе наук о человеке. Исторические этапы развития психологии как самостоятельной науки. Основные направления развития психологии в XX веке: бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая психология. | Лекция 1. Психология как наука 1. Предмет и задачи психологии. 2. Место психологии в системе наук о человеке. 3. Исторические этапы развития психологии. | Семинар 1. (Лекция) Основные психологические направления XX века 1. Бихевиоризм как наука о поведении. 2. Психоанализ З. Фрейда. 3. Когнитивная психология. 4. Гуманистическая психология. | ||||
Тема 2. Психика и организм | Лекция 2. Развитие психики в филогенезе 1. Понятие, структура и функции психики. 2. Стадии развития психики в филогенезе. 3. Сознание как высшая ступень развития психики. | Нет | ||||
Тема 3. Познавательные процессы личности. Ощущения. Свойства и закономерности ощущений. Виды ощущений. Восприятие. Виды и свойства восприятия. Восприятие пространства, времени, движения. Внимание. Структура внимания. Виды и свойства внимания. Развитие внимания. Воображение. Виды воображения. Способы создания образов воображения. Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых. Память. Процессы и виды памяти. Нарушения памяти. Мышление как психологический феномен. Операции мышления. Формы и виды мышления. Речь как инструмент мышления. Виды речи. Интеллект: структура, виды, факторы развития. Оценка интеллекта. | Лекция 3. Ощущения, восприятие 1. Ощущения. Свойства и закономерности ощущений. Виды ощущений. 2. Восприятие. Виды и свойства восприятия. Восприятие пространства, времени, движения. Лекция 4. Внимание, воображение 3. Внимание. Структура внимания. Виды и свойства внимания. Развитие внимания. 4. Воображение. Виды воображения. Способы создания образов воображения. | Семинар 2. Память, мышление, интеллект. 1. Процессы и виды памяти. 2. Нарушения памяти 3. Операции мышления. Формы и виды мышления. 4. Речь как инструмент мышления. Виды речи. 5. Интеллект: структура, виды, факторы развития. Оценка интеллекта. | ||||
Тема 4. Психология личности Понятие о личности в психологии. Личность, индивид, субъект, индивидуальность. Психологическая структура личности. Активность и направленность личности. Самосознание личности. | Лекция 5. Психологическая структура личности 1. Понятие о личности в психологии. 2. Структура личности. 3. Активность и направленность личности. 4. Самосознание личности. | Нет | . | |||
Тема 5. Индивидуально-психологические свойства личности Темперамент. Общая характеристика типов темперамента. Характер. Структура характера. Типология характеров. Формирование характера. Задатки и способности. Виды способностей. Эмоции. Природа эмоций. Виды эмоций. Чувства. Виды чувств и их формирование. Воля и ее основные признаки. Основные функции воли. | Лекция 6. Эмоции, чувства, воля 1. Эмоции. Природа эмоций. Виды эмоций. 2. Чувства. Виды чувств и их формирование. 3. Воля и ее основные признаки. Основные функции воли. | Семинар 3. Темперамент, характер, способности 1. Общая характеристика типов темперамента. 2. Структура характера. Формирование характера. 3. Типология характеров. 4. Задатки и способности. Виды способностей. | ||||
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ | ЛЕКЦИЯ | СЕМИНАР | САМОСТОЯТЕЛЬ-НАЯ РАБОТА | |||||
Тема 6. Психология общения Общение как вид деятельности. Общение как средство передачи форм культуры, социального и профессионального опыта. Роль общения в психическом развитии человека. Межличностное общение: виды, функции. Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Средства общения: вербальные и невербальные. Стили общения. Особенности манипулятивного стиля общения. Барьеры общения. | Лекция 7. Общение как категория психологии 1. Понятие об общении. 2. Виды, функции общения. 3. Структура общения. 4. Вербальные и невербальные средства общения | Семинар 4. Средства, стили, барьеры общения 1. Вербальные и невербальные средства общения 2. Стили общения. 3. Особенности манипулятивного стиля общения. 4. Барьеры общения. | ||||||
Тема 7. Психология малой группы и коллектива Понятие о малой группе. Виды малых групп. Психология малой группы (взаимоотношения, устремления, мнения, традиции). Коллектив как высший уровень развития группы. Этапы формирования коллектива. Эффективность групповой деятельности. Руководство и лидерство в группе. | Лекция 8. Малая группа 1. Понятие о малой группе. Виды малых групп. 2. Психология малой группы (взаимоотношения, устремления, мнения, традиции). | Семинар 5. Коллектив как малая группа 1. Коллектив как высший уровень развития группы. 2. Этапы формирования коллектива. 3. Оценка эффективности групповой деятельности. 4. Руководство и лидерство в группе. | ||||||
Тема 8. Педагогика в системе наук о человеке Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи и функции педагогики. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение. Исторические этапы развития педагогики | Лекция 9. Педагогика как наука 1. Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи и функции педагогики. 2. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение. 3. Исторические этапы развития педагогики. | Нет | ||||||
Тема 9. Система образования в РФ Образовательная система России. Принципы государственной политики в области образования. Структура системы образования. Государственный образовательный стандарт и его функции. Типы образовательных учреждений. Исторические этапы развития образования как социального явления. Социокультурные функции образования. Образование как педагогическая категория. Образование как результат педагогической деятельности. | Лекция 10. Система образования в России 1. Принципы государственной политики в области образования. 2. Структура системы образования в РФ и органы управления образованием. 3. Государственный образовательный стандарт и его функции. 4. Типы образовательных учреждений. | Семинар 6. Образование: социальное явление и педагогическая категория 1. Исторические этапы развития образования как социального явления. 2. Социокультурные функции образования. 3. Образование как педагогическая категория. 4. Образование как результат педагогической деятельности. | ||||||
Тема 10. Основы теории обучения Дидактика как педагогическая теория обучения. Сущность процесса обучения, его структура и виды. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Принципы обучения | Лекция 11. Процесс обучения как система 1. Общее понятие о дидактике. 2. Сущность процесса обучения как целостной системы, его структура. 3. Функции обучения. 4. Принципы обучения. | Нет | ||||||
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ | ЛЕКЦИЯ | СЕМИНАР | САМОСТОЯТЕЛЬ-НАЯ РАБОТА |
Тема 11. Методы и формы организации учебной деятельности Понятие и сущность метода обучения. Виды методов обучения. Средства обучения. Выбор методов и средств обучения. Организационные формы обучения. Характеристика классно-урочной системы обучения. | Лекция 12. Методы и формы обучения 1. Понятие и сущность метода обучения. Виды методов обучения. 2. Средства обучения. 3. Организационные формы обучения. 4. Классно-урочная система как основная форма организации обучения. | Нет | |
Тема 13. Воспитание в педагогическом процессе Воспитание как социально-педагогический феномен. Принципы воспитания. Содержание воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, гражданское, эстетическое и др. Воспитательные системы: исторический аспект. Авторитарные и гуманистические воспитательные системы. Понятие о методах воспитания. Методы формирования сознания. Методы организации деятельности. Методы стимулирования поведения. Семья как социальный институт. Функции современной семьи. Особенности, принципы и содержание семейного воспитания. Типы семей и стили семейных взаимоотношений. Методы, правила семейного воспитания. | Лекция 13. Воспитание как социально- педагогический феномен 1. Сущность процесса воспитания. 2. Принципы воспитания. 3. Содержание воспитания. | Семинар 7. Методы и системы воспитания 1. Воспитательные системы: исторический аспект. 2. Авторитарные воспитательные системы. 3. Гуманистические воспитательн. системы. 4. Методы формирования сознания. 5. Методы организации деятельности. 6. Методы стимулирования поведения. Семинар 8. Семья в системе социализации и воспитания личности 1. Семья как социальный институт. Функции современной семьи. 2. Особенности, принципы и содержание семейного воспитания. 3. Типы семей и стили семейных взаимоотношений. 4. Методы, правила семейного воспитания. |
Преподаватели:
1. Лектор – канд. пед. наук, профессор Бирюкова Наталья Алексеевна,
E-mail: natbir316@mail.ru
2. Руководитель семинарских занятий – ст. преподаватель Курочкина Людмила Валентиновна E-mail: curochkinaludmila@yandex.ru
Контактная информация – кафедра педагогики МарГУ, корп. Б, каб. 316.
Тел. 45-24-06. E-mail: pedagog@marsu.ru
Организация программы:
1. Лекций – 13, семинарских занятий – 8.
2. Итоговый контроль – экзамен с учетом итогов рейтинга группы и результатов итоговой контрольной работы по курсу.
3. Итоговая контрольная работа по результатам изучения дисциплины.
4. Текущие контрольные работы по темам самостоятельной работы.
5. Вариативный текущий контроль индивидуальной работы:
- доклад на семинарском занятии – до 10 б.
- дополнения к докладу – до 5 б.
6. Работа по выбору (факультативно): творческие письм. задания (эссе.) – до 10 б.
7. Электронные варианты учебников – на кафедре педагогики.
Литература к курсу:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2003. 304 с. – ЭЛ. ВАРИАНТ
2. Голуб, Б.А. Основы общей дидактики: учеб. Пособие. М.: Гуманит. ИЦ «Владос», 1999. 96 с. – ЭЛ. ВАРИАНТ
3. Крившенко Л.П. Педагогика:учебник. М.: ТК Велби, 2006. 432 с. - ЭЛ. ВАРИАНТ
4. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. Пособие. СПб.: Питер, 2000. 592 с.
5. Немов, Р.С. Психология: учеб. для высш. учеб. завед. В 3 кн. Кн.1: Общие основы психологии. М.: Владос, 2001. 688 с.
6. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Пед. о-во России, 1998. – 640 с.
7. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. М.: Гуманит. ИЦ «Владос», 2005.
8. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001. 656 с. – ЭЛ. ВАРИАНТ
9. Сластенин, В.А., Исаев И.Ф. Педагогика: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2003. 576 с. – ЭЛ. ВАРИАНТ
10. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 672 с.