Работа над иллюстрацией художника Билибина к поэме Лермонтова.




Для ознакомления

Эпоха Ивана Грозного – 1533-1584 годы. Царём Иван стал в трёхлетнем возрасте. Фактически государством правила сначала его мать, после её внезапной смерти за власть боролись знатные бояре из разных семей. Много жестокости, злобы и коварства видел Иван ещё ребёнком. Но он рано созрел для царствования. В 13 лет он велел отрубить голову знатному боярину – к ужасу всех окружающих. Историк В.Соловьёв рассказывает нам о случаях казни людей, которые верой и правдой исполняли царскую волю, о награждении одних бояр поместьями, отнятыми у других. Присланного из Персии слона он велел изрубить за то, что измученное долгой дорогой животное не подчинилось приказу и не встало перед ним на колени.

В 1858 г. царь начал войну за прибалтийские земли. В начавшихся после побед неудачах Иван Грозный стал обвинять изменников-бояр. В 1564 году он покинул Москву и объявил об отречении от престола. В январе 1565 года он возвращается на царство, вытребовав себе особые полномочия. Вся страна была разделена на две части: земщина и опричнина. В земщине продолжали существовать государственные учреждения, мешавшие, по мнению царя, ему править. В опричнине власть Ивана Грозного была безраздельна, так как земские учреждения не действовали. Отошла в опричнину и находившаяся к западу от Кремля часть Москвы. Преданные царю опричники получали земли, неугодные были переселены в земщину. Царь создал себе войско из преданных ему опричников. Они безнаказанно совершали грабежи и убийства по земщине. Со своими опричниками царь провёл множество казней. Жестокому разгрому подвергались многие города. Ему удалось стать полным самодержцем в своём государстве. Кто ему оказывал сопротивление, он или истреблял, или запугивал. Несмотря на свою жестокость, он так и не смог выиграть войну за прибалтийские земли Страна к концу его правления настолько была обескровлена, что местами просто обезлюдела, приходилось крестьянам запрещать покидать своих помещиков, чтобы те не остались без рабочих рук. Умер Иван Грозный в 1584 году. После него осталась разорённая и взбаламученная страна

 

Почему М.Ю. Лермонтов называет своё произведение песне й?

(Здесь собраны и поэтические переработанные народные песни, былины, сказы о грозном царе Иване IV, в ней мы видим отзвук народной, разбойничьей лирики. Фольклорным источником лермонтовской поэмы считают так называемые исторические песни об Иване Грозном.

Повествование ведётся от лица гусляров, которые тешат этой песней «боярина Матвея Ромодановского» и православный народ, получают за своё исполнение подарки и угощения в течение 3 дней и 3 ночей)

 

5. Что такое НРАВСТВЕННОСТЬ ?(Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами)Что такое нравственный идеал? Каждый из нас выбирает ту или иную манеру поведения, модель действий. Для одних – это что-то хорошее, для других – плохое. Какой же нравственный идеал у каждого человека? Это то, к чему человек стремится. Читая поэму М.Ю. Лермонтова, мы можем это определить. Недаром Михаил Юрьевич обращается к старинным временам, приводит нам в пример сильных, мужественных, благородных людей, для которых важно защищать не только свою честь, но и честь своей семьи. Впоследствии такие люди становились народными идеалами.

Работа с текстом

Ребята, вы все прочитали поэму, поэтому обратимся к её содержанию.

- Какова тема «Песни…» М. Лермонтова? (История, которая произошла с купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем).

- Как вы думаете, кто их героев поэмы подходит под данную характеристику? (Калашников).

Так в чём же проявляется благородство Калашникова?

1.- Какое чувство у вас осталось после прочтения поэмы?

- Какой из героев запомнился вам больше всего? Почему? Что это за человек?

7. Ответьте на вопросы.

- Кто ведёт рассказ «Песни…»?

-Зачитайте описание царского пира, назовите отрицательные сравнения.

- Кто остался равнодушным к угощению царя?

- Как царь отреагировал на его отказ?

- Какова причина грусти опричника?

- Что предлагает ему царь?

- В последней строфе гусляры проявляют сочувствие герою. Прочтите эти строчки.

- Всю ли правду сказал Кирибеевич царю?

- Какой можно сделать вывод? (Любовь – замечательное чувство, она должна дарить радость и не приносить горе. Настоящая любовь неподкупна)

4. Работа над композицией и сюжетом произведения.

Глава 1. – Любовь опричника к красавице замужней женщине.

-Что представляет собой Кирибеевич? (Гусляры поют о нем как о «добром молодце» из песни «удалой боец, молодой боец…)

- Лукавый раб (во 2 главе гусляры передают свой рассказ Алене Дмитриевне, для нее он – разбойник – лукавый раб, нарушает божеские законы, законы чести, разрушает семью).

 

Глава 2. – Оскорбление Алены Дмитриевны и решение купца Калашникова отомстить обидчику.

- Каким мы видим купца Калашникова? (В нем нет сложностей и противоречий. Честный, сильный, мужественный)

- Для него позор жены – это и его позор, а позор – хуже смерти.

- Подняв руку на любимого опричника царя, Калашников совершает подвиг. Своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства, что лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием.

ГЛАВА 3. – Трагически разрешается столкновение двух героев: одного постигает справедливое возмездие, другой гибнет по воле царя.

 

- Какой приём с точки зрения композиционной использует М.Ю.Лермонтов?

– А что такое антитеза?

КУЛАЧНЫЙ БОЙ

- Посмотрим на обоих молодцов (читаем начало 3 главы, описание боя).

- Кому кланяется Кирибеевич, выходя на круг? (Царю).

- Кому кланяется Калашников? (Церквам, народу русскому, царю).

-С какой целью вышел на кулачный бой Кирибеевич? (Потешить царя, но тут же нарушает волю царя, говорит, что оставит в живых, кто с ним будет драться)

-Что стало причиной искажения добрых оснований характера Кирибеевича?

- А какова же задача Калашникова? (Отстаивает честь семьи)

- Так только ли за честь семьи выступает Калашников?

- Мы снова видим ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ.

- Образ царя, каков он?

 

Вывод: Царь казнит Калашникова без расследования, казнит только за то, что купец в честном бою убил верного опричника, но в награду победителю – царская милость: не оставит жену и сиротушек – детей.

Работа над иллюстрацией художника Билибина к поэме Лермонтова.

-Как выглядит в начале боя Калашников, как Кирибеевич? Кто считает себя хозяином положения? В каких словах это отражается?

-Как Калашников представляется Кирибеевичу? Почему он не скрыл своего имени?

-Как меняется Кирибеевич? Можно ли уже сейчас предсказать исход боя? Почему?

-В чём черпает силы Калашников? (Прочитать его слова о правде). Калашников не богат материально, в отличие от Кирибеевича, который ходит в дорогих нарядах; но зато Степан Парамонович богат духовно, он обладает духовной красотой, он является благородным защитником своей семьи, своей чести, в отличие от Кирибеевича, который не заслуживает ни уважения, ни признательности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: