Культура древних цивилизаций




ФОНД КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Тест1 Теория культуры

1. Что означает в переводе на русский язык латинское слово «cultura»:

а) очеловечивание;

б) украшение, развлечение;

в) обработка, возделывание.

2. В настоящее время имеется более 500 определений культуры. Подобное разнообразие можно объяснить:

а) несовершенством человеческого разума;

б) многообразием, многозначностью, распыленностью самого феномена культуры;

в) разнообразием методологических установок исследователей.

3. У истоков культурологии как самостоятельной науки в комплексе общественных дисциплин стоял:

а) Й. Хейзинга;

б) О. Конт;

в) Л.Уайт.

4. К особенностям культуры, рассматриваемой как система, относятся:

а) целостность, связанность всех элементов;

б) четкая организация, жесткое соподчинение одних частей другим;

в) неопределенность границ, сложные, многократно опосредованные связи между элементами.

5. Фундаментальной оппозицией теории культуры является:

а) оппозиция «человек - техника»;

б) оппозиция «природа - культура»;

в) оппозиция «религия - наука».

6. Ценностный подход в культурологии предполагает рассмотрение культуры в качестве:

а) некого устройства, преобразующего неинформацию (хаос) в информацию (порядок);

б) способа человеческой деятельности живой и овеществленной, задающего своеобразие данного типа культуры;

в) совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

7. Типология культуры решает задачу:

а) расчленения на типы разнородного по составу множества объектов культуры;

б) изучения социокультурных явлений с помощью количественных характеристик;

в) хронологической классификации истории и культуры.

8. Концепции О. Шпенглера, Н. Данилевского, А. Тойнби объединяет идея:

а) создания общечеловеческой культуры;

б) многовариативности развития человечества;

в) рассмотрения каждой культуры как ступени в развитии мирового духа.

9. В основе каждого культурного организма, выделяемого О. Шпенглером, лежит:

а) этническое самосознание;

б) прасимвол;

в) язык.

10. Самый благоприятный культурный контакт по Данилевскому:

а) контакт по типу минерального удобрения;

б) прививка;

в) прополка.

11. Культуры по Шпенглеру:

а) самодостаточны, поэтому абсолютно замкнуты;

б) усваивают в чужих культурах то, что лежит вне их пределов самобытности;

в) развиваются по типу семейно-родственных связей.

12. Главный механизм, движущий цивилизации в истории А. Тойнби:

а) мимесис;

б) мимикрия;

в) вызов - и - ответ.

13. Кому принадлежит следующее высказывание: «Цивилизации суть самые крайние и самые искусственные
состояния... Они - завершение, они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как
оцепенение...»:

а) П. Сорокину;


б) Л. Гумилеву;

в) О. Шпенглеру.

14. Механизм передачи культурной информации от поколения к поколению называется:
а) аккультурацией;

б)традицией;

в) идентификацией.

15. Укажите артефакты культуры:

а) соха;

б) река;

в) дорога.

16. Философ, литературовед, эстетик, культуролог, автор оригинальной концепции, основанной на идее диалога
как способа взаимодействия различных культур в исторической перспективе:

а) Г. Риккерт;

б) Л. Леви-Брюль;

в) М. Бахтин.

17. Основа диалога культур:

а) самотождественность культур

б) неравенство культур друг другу;

в) и вариант а), и вариант б).

18. «... предполагает равновесие идеи и образа. Идея дана конкретно, чувственно, наглядно, в ней нет ничего,
чего бы не было в образе и наоборот» (А.Ф. Лосев). В данном высказывании речь идет:

а) об аллегории;

б) о символе;

в) о схеме.

19. Понимая культуру как текст, мы определяем тем самым ее суть:

а) как непознаваемого, иррационального образования;

б) как некой неопределенности, взывающей к своему толкователю;

в) как коммуникативной системы.

20. Как называется теория и практика истолкования текстов:
а) мартилогия;

б)антропология; в) герменевтика.

21. Ментальность как культурологический термин характеризует:

а) ситуацию конфликта в культуре с существующими нормами поведения и мышления в обществе;

б) образ, способ мышления и поведения, укорененный в данной культурной среде;

в) уровень развития официальной культуры.

22. Сакральное содержание культуры определяется прежде всего:

а) отнесением к традиции;

б) отнесением к маргинальным зонам культуры;

в) как погруженность культуры в мерно текущую повседневность.

Тест 2

Культура древних цивилизаций

(на примере культуры Древнего Египта)

1. Переход от первобытной культуры к ранней цивилизации обнаруживается:

а) в зоне кочевой скотоводческой культуры;

б) в зоне охотническо-рыболовческой культуры;

в) в зоне раннеземледельческих культур с системами полного земледелия.

2. Древние цивилизации - это:

а) определенный этап развития культуры, для которого характерно сохранение первобытного общества, не
затронутого процессами социального расслоения, тип присваивающего хозяйства и идеологические представления,
отождествляющие человека и окружающую природу;

б) классовые, городские, письменные образования, представляющие качественно новый этап в развитии
культуры и общества;

в) определенный этап развития культуры, на котором последняя сохраняет в себе первобытность в более
непосредственном виде как мифологические модели мышления и ритуального поведения и тем самым существенно
отличается от более поздних цивилизаций.


3. Первые очаги цивилизации возникли:

а) в долине реки Нил и между реками Тигр и Евфрат;

б) на юге Балканского полуострова как крито-микенская цивилизация;

в) на территории Закавказья как цивилизация Урарту.

4. Тип цивилизации Древнего Египта:

а) прибрежный, ориентированный на обмен и торговлю;

б) речной, ориентированный на ирригацию, земледелие и соответствующие институты управления;

в) соответствует типу древних культур тропической Африки, основанных на океанском судоходстве и океанском
промысле.

5. Начало летописной египетской традиции связывается с именем основателя первой династии египетских
фараонов:

а) Мином;

б) Яхмосом;

в) Рамсесом.

6. Одной из главных черт культуры Древнего Египта является:

а) антропоцентризм;

б) рационализм;

в) консерватизм.

7. Тип государственного управления в Древнем Египте может быть охарактеризован как:

а) централизованная деспотия;

б) полисная система управления;

в) сочетание элементов восточной деятельности и полисной системы управления.

8. С эпохи Древнего царства живущие фараоны Египта рассматриваются как воплощение:

а) бога Гора;

б) бога Осириса;

в) бога Сета.

9. Определяющую роль в экономике страны играло:

а) царское хозяйство;

б) храмовое хозяйство;

в) частное хозяйство.

10. Характернейшей чертой египетской мифологии является:

а) эстетизм;

б) космологизм;

в) зооморфизм.

11. Общегосударственной теологической концепцией Древнего Египта в период создания единого государства (с
V династии) являлась:

а) Гелиопольская теология;

б) Мемфисская теология;

в) Гермопильская теология.

12. Важнейший культовый центр Древнего Египта, связанный с почитанием Осириса:

а) Абидос;

б) Фивы;

в) Гермопиль.

13. Египетская Маат считалась:

а) богиней любви, веселья, музыки;

б) богиней истины и порядка;

в) богиней плодородия.

14. Имя известного реформатора, который порывает с традиционным египетским многобожием:

а) Эхнатон;

б) Тутмос;

в) Рамсес.

15. Особое развитие в силу сложившихся культурно-исторических обстоятельств в Древнем Египте получила:

а) философия;

б) медицина;

в) ботаника.


16. Одно из самых необычных явлений культуры Древнего Востока, являющееся достоянием египетской
культуры:

а) гимновая поэзия;

б) летописное повествование;

в) некультовая любовная лирика.

17. Основные черты искусства Древнего Египта:

а) антропоцентризм, космологизм, атональность;

б) монументальность, традиционность, каноничность;

в) отсутствие большого стиля, динамичность, акцент на индивидуальность художника.

18. Ведущий вид в искусстве Древнего Египта:

а) изобразительное искусство;

б) статичная скульптура;

в) монументальная архитектура.

19. Статус художника в культуре Древнего Египта:

а) очень высок, часто смыкается с положением жреца;

б) очень низок, художник находится в самом низу социальной лестницы;

в) достаточно низок, так как художник существует на заказы влиятельных лиц в государстве.

20. Одно из достояний египетского искусства и культуры, причисленное к «Семи чудесам Света»:

а) египетские оросительные каналы;

б) египетские пирамиды;

в) египетские рельефы.

21. К основным архитектурным формам Древнего Египта относятся:

а) триумфальная арка, колонна, термы;

б) пирамида, заупокойный храм, солнечный храм с обелиском;

в) храмово-пещерный комплекс, наземный храм, ступа.

22. Магические фигурки из дерева или глины, покрытие эмалью, которые должны были выполнять различные
работы за умершего в загробном мире назывались:

а) канопы;

б) ушебти;

в) мастабы.

23. Амарнский период в развитии древнего Египта характеризуется как:

а) возрождение древнего монументального стиля в искусстве;

б) расшатывание канонических рамок искусства и рождение нового типа искусства, более реалистического и
светского по содержанию;

в) время эпигонтства, эклектизма, постепенного угасания самобытности египетского искусства.

ТестЗ Культура Древней Греции и Рима

1. По типу греческая культура - это:

а) культура прибрежная, жестко не привязанная к аграрному циклу, активно вступающая в контакты с
соседними народами, культура децентрализованная и демократичная по своему составу;

б) культура речная, жестко привязанная к аграрному циклу, существующая за счет жесткой централизации и
консервации собственного содержания;

в) образец кочевой империи, которая экстенсивно использует пастбищные земли, ведет непрерывные войны и
завоевания, английский историк Арнольд Тойнби такой тип цивилизации относит к примеру задержанных
цивилизаций.

2. Материальную основу культуры Древней Греции составляла:

а) государственно-храмовый тип экономики, сопровождаемый установлением деспотии и жесткой иерархией
социальных отношений;

б) особая форма социально-экономической и политической организации общества как община - полис,
существующий по принципу автаркии (совокупность подобных самостоятельных образований и составляет
специфику данной культуры);

в) домовая община, члены которой связаны родственными узами и коллективно владеют землей.

3. Человек в классической культуре Древней Греции - это прежде всего:

а) подданный верховного царя правителя;

б) гражданин полиса;

в) гражданин мира.


4. Греческая культура, наука:

а) признавая важность интеллектуального поиска, больше интересовалась практическим воплощением своих
результатов;

б) сводила процесс получения нового знания к пассивному усвоению уже разработанных рецептов и правил;

в) опережала другие культуры в постановке метавопросов, касающихся природы самого исследования.

5. Для древнегреческой мифологии (олимпийский период) характерен культ:

а) героев;

б) обожествленного царя;

в) солярного божества.

6. В греческой мифологии божество необходимости, неизбежности:

а) Нике;

б) Тихе;

в) Ананке.

7. В культуре Древней Греции «агора» - это название:

а) укрепленной части древнегреческого города, где находились главные святыни;

б) рыночной площади, где проводились народные собрания и которая являлась центром деловой и общественной
жизни греков;

в) участка для захоронений, который обычно располагался за пределами города и вдоль дорог.

8. В древнегреческом искусстве (классический период) принцип мимесиса реализовался как:

а) подражание космосу - прекрасному и совершенному произведению искусства;

б) подражание божеству - в виде абсолютной личности, стоящей над миром;

в) подражание изящной природе и ее образцам.

9. Автор поэзии красоты, любви и веселья, представитель сольной лирики архаического периода в развитии
Древней Греции:

а) Пиндар; б) Анакреонт; в) Архилох.

10. В области литературы Древней Греции (классический период) доминировал жанр:

а) эпистолярный;

б) буколистический;

в) трагедийный.

11. «Образцовой» статуей в древнегреческой скульптуре считался:

а) «Дорифор» Поликлета;

б) «Дискобол» Мирона;

в) «Зевс Олимпийский» Фидия.

12. Храм в Древней Греции по своим смысловым характеристикам - это прежде всего:

а) дом божества;

б) собрание общины верующих;

в) собрание произведений искусства.

13. На территории афинского акрополя в период расцвета греческой культуры был выстроен храм,
посвященный:

а) Афине;

б) Зевсу;

в) Артемиде.

14. В архитектуре Древней Греции ордер, который отличается мощными, тяжелыми пропорциями колонн без
баз, простой капителью, а также фризом с чередующимися триглифами и метопами:

а) дорическом ордер;

б) коринфский ордер;

в) ионический ордер.

15. К «Семи чудесам Света» был причислен такой памятник греческой архитектуры как:

а) Пергамский алтарь, посвященный Зевсу;

б) статуя Афины Паллады в Афинах;

в) статуя Зевса в Олимпии.

16. На орхестре греческого театра обычно воздвигался алтарь, посвященный богу:

а) Аполлону;

б) Гермесу;

в) Дионису.

17. Древнегреческий драматург, которому приписывается первая постановка трагедии - это:


а) Софокл;

б) Эсхил;

в) Феспид.

18. В театральном искусстве Древней Греции доминировали (в классический период) следующие жанры:

а) мимы, пантомимы, комедии нравов;

б) миракли, фарсы, мистерии;

в) трагедии, комедии, сатировские драмы.

19. В эллинистическую эпоху содержание понятия «эллин» расшифровывалось прежде всего, как:

а) принадлежность определенной национальности;

б) принадлежность греческой культуре в целом;

в) принадлежность определенному полису.

20. Базовой общностью греческой и римской культур являлось:

а) наличие гражданской общины;

б) наличие сельской общины;

в) территориальной общины с сохранением кровнородственных связей.

21. В римском обществе сфера «дела» предполагала следующую благородную форму времяпровождения:

а) война;

б) актерские представления;

в) поэзия.

22. Один из классиков «золотого века» латинской поэзии (правление Октавиана Августа):

а) Гораций;

б) Иоанн Златоуст;

в) Лукиан.

23. Наиболее ярко индивидуальность римского искусства проявилась:

а) в области скульптурного портрета;

б) в области монументальной скульптуры;

в) в области архитектуры.

24. Римская культура успешно развивала традиции греческой/ого:

а) логики;

б) искусства;

в) математики.

Тест 4 Культура европейского Средневековья

1. Средневековая культура- это:

а) культура переходного типа, которая характеризуется быстрым развитием и расцветом городов, разрушением
традиционных корпоративных связей и рождением нового типа личности - свободного исследователя и
предпринимателя;

б) культура традиционного типа, которая характеризуется замедленными темпами развития общественной
жизни, техники, науки, поскольку это эпоха господства традиций и обычая, приоритета коллектива над отдельным
индивидом;

в) культура нетрадиционного типа, которая характеризуется особой интенсивностью развития и роста
собственных структур, ярким индивидуализмом, господством базисной установки в обществе на обновление,
новаторство.

2. Средневековая культура- это:

а) результат синтеза римского и варварских миров;

б) результат безсинтезного развития культуры;

в) результат варваризации, когда культура более высокая вытесняется культурой, находящейся на более низкой
стадии развития.

3. Средневековая культура основана на:

а) рабовладельческом строе собственников;

б) феодальном строе держателей;

в) буржуазных отношениях, в основе которых лежит не этика верности и личного служения, а отношения
свободы, самостоятельности и предпринимательства.

4. Средневековые представления о мире - это:

а) представления, в которых мир строится по принципу иерархии;

б) представления, в которых мир описывается как замкнутый космос;


в) представления, в которых мир предстает как совокупность отдельных, автономных образований.

5. Суть новых общественных отношений в средневековой культуре - это:

а) отношения свободных граждан, которые равны перед лицом закона;

б) отношения по типу «правитель - подданные»;

в) отношения личной зависимости и преданности.

6. Философско-культурная школа, основанная в правление Карла Великого называлась:

а) «Мусейон»;

б) «Академия»;

в) «Дом жизни».

7. Средневековый ученый, видный представитель Каролингского Возрождения:

а) Фома Аквинский;

б) Августин Аврелий;

в) Алкуин.

8. В состав «семи свободных искусств», которым обучали средневековых учеников церковные учителя, входили:

а) риторика;

б) диалектика;

в) медицина.

9. Старейший университет в Европе:

а) Оксфордский в Англии;

б) Болонский в Италии;

в) Гейдельбергский в Германии.

10. Руководитель факультета в средневековом высшем учебном заведении назывался:

а) деканом;

б) магистром;

в) ректором.

11. Обряд принесения вассальной присяги в средневековой культуре назывался:

а) хиротония;

б) оммаж;
в)турнир.

12. Основа средневекового синтеза искусств:

а) архитектура;

б) живопись;

в) театр.

13. Стиль западноевропейского искусства в эпоху раннего средневековья назывался:

а) готическим;

б) романским;
в)барокко.

14. В церковном зодчестве Западной Европы в основном утвердился тип:

а) крестово-купольного храма;.

б) базилики;

в) базиликальный тип храма с купольным покрытием.
15; Непременная принадлежность готических соборов:

а) фреска;

б) витраж;

в)скульптура.

16. Специально обработанная шкура животных, использовавшаяся при изготовлении средневековых книг:

а) бумага;

б) пергамент;

в) папирус.

17. Украшения в книге или рукописи в виде небольшого рисунка или орнамента в начале или в конце текста:

а) виньетка;

б) миниатюра;

в) вензель.

18. Непосредственный прообраз современной книги:

а) свиток;

б) кодекс;


в) таблетка.

19. Один из замечательных образцов французского героического эпоса:

а) песнь о Сиде;

б) песнь о Роланде;

в) песнь о Нибелунгах.

20. Один из самых распространенных жанров городской литературы во Франции:

а) фаблио;

б) шванки;

в) кансона.

21. Родственник русского скомороха в средневековой Германии:

а) аэд;

б) скальд;

в) шпильман.

22. Вид средневекового европейского представления: вольные обычно стихотворные инсценировки библейских
эпизодов, которые разыгрывались на площадях во время религиозных празднеств:

а) мистерия;

б) интерлюдия;

в) фарс.

23. Центральная башня средневекового замка:

а) крипта;

б) донжон;

в) мегарон.

Тест 5 Культура западноевропейского Возрождения

1. Первым употребил термин «Возрождение»:

а) Л. Медичи;

б) Дж. Вазари;

в) Фр. Петрарка.

2. Возрождение было общеевропейским явлением, но прежде и больше всего:

а) английским;

б) итальянским;

в) французским.

3. Возрождение раньше всего проявилось в Италии, потому что:

а) это бьш наиболее развитый в экономическом отношении регион, поднявшийся за счет средиземноморской и
общеевропейской торговли;

б) на этой территории установилась централизованная королевская власть;

в) в Италии никогда не прерывалась античная традиция.

4. Культурным центром раннего Возрождения в Италии являлась:

а) Флоренция;

б) Венеция;

в) Генуя.

5. Центром новой гуманистической культуры в Италии являлся:

а) феодальный замок;

б) владения отдельных монастырей;

в) город - коммуна.

6. Основой ренессансного мироощущения был:

а) теоцентризм;

б) пантеизм;

в) деизм.

7. Гуманист применительно к итальянскому Возрождению - это прежде всего:

а) человек, проповедующий аскетический образ жизни;

б) человек, занимающийся изучением наук, не связанных со средневековой схоластикой;

в) человеколюб в широком смысле этого слова.

8. Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция:

а) Фернана Магеллана;

б) Христофора Колумба;


в) Васко да Гамы.

9. В состав гуманистических штудий входили:

а) поэзия;

б) риторика;

в) богословие.

10. Автор следующих строк: «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы
ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь»:

а) Блез Паскаль;

б) Пико делла Мирандола;

в) Людовик Ариосто.

11. Символическим прототипом для человека эпохи Возрождения может быть назван:

а) Протей;

б) Сизиф;

в) Давид.

12. В культуре и искусстве зрелого Ренессанса большую роль играли:

а) цеховая организация художественной деятельности;

б) институт меценатства и патроната;

в) академия художеств

13. К новым культурным формам, зародившимся в эпоху Возрождения, можно отнести:

а) музей;

б) картину;

в) передвижную выставку.

14. Художник итальянского Ренессанса - это в основном:

а) представитель цеха;

б) частное лицо;

в) работник художественной мануфактуры.

15. Для искусства эпохи Возрождения характерен расцвет:

а) театрального искусства;

б) изобразительного искусства;

в) музыкального искусства.

16. Основной принцип, на который опиралось искусство итальянского Ренессанса, был принцип:

а) мимесиса;

б) образно-символического канона;

в) свободного творчества.

17. Родоначальником ренессансной архитектуры в Италии был:

а) Филиппо Брунеллески;

б) Микеланджело Буонарроти;

в) Андреа Палладио.

18. Принцип круглой скульптуры был утвержден в творчестве:

а) Гиберти;

б) Пизано;

в) Донателло.

19. Маньеризм-это художественный стиль:

а) высокого Ренессанса;

б) раннего Возрождения;

в) предвозрождения.

20. К венецианской живописной школе относится художник:

а) Тициан;

б) Брейгель;

в) Джорджоне.

21. Наиболее популярный народный жанр в итальянском театре эпохи Возрождения:

а) комедия «дель арте»;

б) комедия плаща и шпаги;

в) мелодрама.

22. Один из характернейших литературных жанров Возрождения:
а) роман;


б) повесть;

в) новелла.

23. Специфика северного Ренессанса заключалась:

а) в резком разрыве со средневековой традицией;

б) в плавном переосмыслении Средневековья;

в) в восстановлении обновленного христианства.

24. К мастерам северного Возрождения относятся:

а) Альбрехт Дюрер;

б) Данте Алигьери;

в) Франсуа Рабле.

Тест 6 Западноевропейская культура XVII-XVIII веков

1. Ведущая страна в европейском пространстве Нового времени:

а) Россия;

б) Франция;

в) Испания.

2. Новоевропейский тип культуры демонстрирует:

а) эволюционную линию развития;

б) революционную линию развития;

в) сочетание и революционных, и эволюционных способов развития.

3. Идеология Реформации как предтеча новой культуры Европы XVII-XVIII веков:

а) разрушает иерархическое строение космоса;

б) проповедует идеи активного поиска личного смысла и истины;

в) сохраняет структуру жестких связей человека и бога.

4. Секуляризация в культуре характеризуется прежде всего процессами:

а) усиления религиозного начала в культуре;

б) вытеснения религии на периферию культуры;

в) архаизации, то есть намеренного подражания древним формам культуры.

5. Новоевропейская культура активно демонстрирует:

а) веру в прогресс через разум;

б) веру в прогресс через совершенствование духа;

в) недоверие к разуму и прогрессу.

6. Общественная система новоевропейской культуры характеризуется:

а) овеществлением общественных отношений;

б) атомизацией индивида;

в) усилением личного, внеэкономического начала в культуре.

7. Первая наука в комплексе естествознания Западной Европы:

а) философия;

б) механика;

в) математика.

8. К новым формам организации исследовательской работы в этот период относятся:

а) организация научных сообществ;

б) организация научной переписки;

в) организация научного эксперимента.

9. Главный конфликт изучаемой эпохи - это конфликт между:

а) человеком и богом;

б) человеком и средой;

в) человеком и другим человеком.

10. Обыденное сознание эпохи отслеживает жизнь отдельного индивида как:

а) дар;

б) воплощение закона;

в) результат собственных усилий.

11. Основная черта культуры эпохи Просвещения:

а) иррационализм;

б) рационализм;

в) синкретизм.


12. Самое характерное издание эпохи Просвещения:
а) суммы;

б)хроники;

в)энциклопедии.

13. Идеальное воплощение духовной культуры эпохи Просвещения - это:

а) храм;

б) садово-парковый ансамбль;

в) театральная постановка.

14. Один из деятелей английского Просвещения, создатель семейно-воспитательного романа:

а) Вольтер;

б) Ричардсон;

в) Дидро.

15. Барокко как художественный стиль Нового времени зародился и достиг наивысшего расцвета:

а) в Италии;

б) во Франции;

в) в Англии.

16. Типичный представитель европейского барокко, для творчества которого характерно преобладание чувства
над рассудком, динамизма форм и торжества декоративного начала:

а) Н. Пуссен;

б) Т. Жерико;

в) П. Рубенс.

17. Первый безордерный стиль Европы XVIII века:
а)барокко;

б) классицизм;

в) рококо.

18. Родиной классицизма принято считать:

а) Португалию;

б) Испанию;

в) Францию.

19. Один из первых теоретиков классицизма XVIII века:

а) Н. Буало;

б) Д. Локк;

в) Д. Дидро.

20. Главной в искусстве классицизма является тема:

а) мужества и личной ответственности за происходящее;

б) бренности, разделенности и бессилия человека в борьбе с мировыми силами;

в) светлой веры в мощное человеческое начало.

21. Решающее значение в новоевропейском искусстве приобретают произведения:

а) станкового искусства;

б) монументального искусства;

в) декоративного искусства.

22. Символом изучаемой эпохи как модели мироздания может быть избран/а:

а) храм;

б) книга;

в) часовой механизм.

Тест 7 Западноевропейская культура ХЕК века

1. В недрах культуры XIX века рождается новый тип:

а) научно-технической культуры;

б) постиндустриальной культуры;

в) аграрной культуры.

2. В культуре Западной Европы нарастает:

а) соизмеримость человека и мира;

б) несоизмеримость человека и мира;

в) растворенность человека в мире.

3. Представление о классической культуре XIX века - это представления:


а) прежде всего о достойном объекте подражания;

б) о состоянии особой зрелости и завершенности всех культурных форм;

в) о культуре, в основании которой лежит активное действие, демифологизация, открытие мира и человека.

4. X. Ортега-и-Гассет писал о факторах, которые обозначают собой культуру XIX века, где речь идет о:

а) демократии;

б) экспериментальной науке;

в) войне.

5. Демократизм культуры ХЕК века наиболее отчетливо выражен

а) в сфере образования;

б) в сфере искусства;

в) в сфере реформирования церкви.

6. Для художественной культуры ХЕХ века характерны:

а) художественная ценность и относительное единство всех проявлений;

б) разностильность и дробность художественного процесса;

в) соседство выдающихся и посредственных произведений.

7. Периодизация европейского искусства такова:

а) неоклассицизм, ампир, романтизм, реализм, символизм, модерн;

б) романтизм, реализм, символизм, модерн, неоклассицизм, ампир;

в) неоклассицизм, ампир, символизм, модерн, романтизм, реализм.

8. Критицизм ХЕХ века как общая мировоззренческая установка эпохи благоприятствует развитию прежде всего:

а) искусства слова;

б) искусства музыки;

в) искусства архитектуры.

9. Романтизм как система идейно-художественных принципов, сложившихся в конце XVIII - начале ХЕК века,
предполагал:

а) единство возвышенного идеала и действительности;

б) мучительный разлад идеала и действительности;

в) ощущение разочарованности в людях и мире.

10. Главная категория романтического миросозерцания:

а) воображение;

б) подражание;

в) ирония.

11. Романтизм реабилитирует в истории мировой культуры эпоху:

а) Возрождения;

б) Средневековья;

в) Античности.

12. Французский художник, теоретик, активный приверженец романтизма, автор знаменитого полотна «Свобода,
ведущая народ»:

а) Т. Курбе;

б) О. Домье;

в) Э. Делакруа.

13. Романтизм привносит в художественную культуру идею:

а) синтеза искусств;

б) самостоятельного развития отдельных видов искусства;

в) музыкальной основы искусства.

14. Главным жанром литературного реализма являлся жанр:

а) баллады;

б) романа;

в) лирического стихотворения.

15. Примером последнего европейского биографического романа может служить творчество:

а) О. де Бальзака;

б) Р. Роллана;

в) Э. Золя.

16. Искусство тонких живописных приемов, работа на пленэре, передача непосредственно впечатлений
характерны для:

а) символизма;


б) импрессионизма;

в) реализма.

17. Художественные процессы XIX века часто определяются:

а) традицией;

б) волей художника или функционализмом;

в) модой.

18. Последний европейский «большой» стиль:

а) символизм;

б) модерн;

в) арт.

19. Основные категории модерна:

а) декоративность;

б) текстоничность;

в) эстетизм.

20. Наиболее значительный мастер модерна, автор проекта первого небоскреба:

а) Ван де Вельде;

б) Ч. Макинтош;

в) Л. Салливэн.

21. Под декадансом прежде всего подразумевают:

а) определенную деструктивность художественного сознания;

б) определенную позитивность художественного сознания;

в) определенный ретроспективизм художественного сознания.

22. Визитной карточкой сложного противоречивого сознания ХЕК века может быть творчество французского
поэта, бродяги и путешественника, автора поэмы «Пьяный корабль»:

а) А. Рембо;

б) П. Верлена;

в) С. Малларме.

Тест 8 Культура XX века

1. Культурное сознание XX века характеризуется: а) мозаичностью; б) иерархией; в) синкретизмом.

2. Отчуждающий механизм культуры XX века прежде всего связан:

а) с разрушением целостности культурного универсума;

б) с активной экспансией африканской культуры в европейские регионы;

в) с естественнной логикой развития культурного механизма.

3. Массовая культура - это:

а) ориентация культуры на «усредненный» уровень массового потребителя;

б) ориентация культуры на небольшую группу людей, элитарный слой в обществе;

в) народная культура.

4. Доминирующие механизмы культурного воспроизводства в XX веке:

а) тиражирование и распространение;

б) охрана и консервация;

в) мимесис (подражание).

5. Современное мифотворчество - это:

а) особый вид духовной деятельности, связанный с сознательным заимствованием отдельных мифологий;

б) магическая, ритуальная культурная практика;

в) ситуация непохожести, несовпадения одних культурных ценностей с другими.

6. Авангард - это:

а) совокупность новаторских направлений в художественной культуре XX века;

б) образцы классического искусства, составляющие его «золотой фонд»;

в) постоянно воспроизводимое содержание культуры в виде набора стереотипов.

7. Игра в концепции Й. Хейзинги является:

а) природной характеристикой культуры;

б) биологической функцией организма;

в) начальной стадией формирования культуры.

8. Постмодернизм как культурное течение XX века выделяется:


а) эклектическим смешением разных языков;

б) строгостью единой культурной программы;

в) противопоставлением массовой и элитарной культур.

9. Содержанием культурной коммуникации является:

а) вся культура как разнообразие смыслов;

б) отдельный культурный объект;

в) некорректно сформулированный вопрос.

10. Своеобразие традиции в культуре проявляется:

а) в разрастании культурной традиции;

б) в гармоничном сочетании инновации и традиций;

в) в постоянной модификации традиций.

11. Субкультура характеризует:

а) неоднородность общего культурного пространства;

б) однородность культуры;

в) культурный универсализм.

12. Новый вид искусства, получивший развитие в XX веке, - это:

а) портрет;.

б) фотография;

в) кинематограф.

13. Конструктивизм как художественное направление в искусстве XX века (утилитаризм):

а) проявляется как набор функциональных характеристик культуры;

б) репрезентирует сакральное ядро культуры;

в) заявляет о себе как искусство малых форм.

14. Первое авангардное направление в культуре XX века обозначено как:

а) кубизм;

б) дювизм;

в) сюрреализм.

15. Основное направление современной философии, искусства, науки, которое характеризуется всеобщим
плюрализмом и культурной опосредованностью:

а) постмодернизм;

б) модернизм;

в) романтизм.

16. Агональная ситуация - это прежде всего:

а) необходимость;

б) необязательность, добровольность;

в) продолжение повседневного вступления игры в жизнь.

17. Статус художественного произведения XX века:

а) размыт;

б) четко определен;

в) представляет собой статус академически выверенного каноном произведения.

18. Коллаж в художественной культуре XX века-это:

а) сочетание разнородных элементов;

б) систематическое собрание однородных предметов;

в) объединение искусства, произведения которого воспроизводятся зрением.

19. Одна из известных картин П. Пикассо, которую считают альбомом новых идей кубизма, называется:

а) «Авиньонские девушки»;

б) «Комедианты»;

в) «Голубая комната».

20. Представители «театра абсурда» во второй половине XX века:

а) Э. Ионеску, С. Беккет;

б) Ж. Ануй, Ж. Кокто;

в) Б. Брехт, А. Миллер.

Тест 9 Русская культура (Древняя Русь) 1. Главное место в системе ценностей древних славян занимала: а) Природа;


б) цивилизация;

в) абсолют.

2. В языческий период на Руси особенно почитали:

а) быка;

б) льва;

в) медведя.

3. К десятому веку славянский пантеон находился на стадии развития:

а) монотеистических представлений;

б) полидемонических представлений;

в) энотеистических представлений.

4. К высшему уровню славянской мифологии от



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: