ФОНД КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Тест1 Теория культуры
1. Что означает в переводе на русский язык латинское слово «cultura»:
а) очеловечивание;
б) украшение, развлечение;
в) обработка, возделывание.
2. В настоящее время имеется более 500 определений культуры. Подобное разнообразие можно объяснить:
а) несовершенством человеческого разума;
б) многообразием, многозначностью, распыленностью самого феномена культуры;
в) разнообразием методологических установок исследователей.
3. У истоков культурологии как самостоятельной науки в комплексе общественных дисциплин стоял:
а) Й. Хейзинга;
б) О. Конт;
в) Л.Уайт.
4. К особенностям культуры, рассматриваемой как система, относятся:
а) целостность, связанность всех элементов;
б) четкая организация, жесткое соподчинение одних частей другим;
в) неопределенность границ, сложные, многократно опосредованные связи между элементами.
5. Фундаментальной оппозицией теории культуры является:
а) оппозиция «человек - техника»;
б) оппозиция «природа - культура»;
в) оппозиция «религия - наука».
6. Ценностный подход в культурологии предполагает рассмотрение культуры в качестве:
а) некого устройства, преобразующего неинформацию (хаос) в информацию (порядок);
б) способа человеческой деятельности живой и овеществленной, задающего своеобразие данного типа культуры;
в) совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человеком.
7. Типология культуры решает задачу:
а) расчленения на типы разнородного по составу множества объектов культуры;
б) изучения социокультурных явлений с помощью количественных характеристик;
в) хронологической классификации истории и культуры.
8. Концепции О. Шпенглера, Н. Данилевского, А. Тойнби объединяет идея:
|
а) создания общечеловеческой культуры;
б) многовариативности развития человечества;
в) рассмотрения каждой культуры как ступени в развитии мирового духа.
9. В основе каждого культурного организма, выделяемого О. Шпенглером, лежит:
а) этническое самосознание;
б) прасимвол;
в) язык.
10. Самый благоприятный культурный контакт по Данилевскому:
а) контакт по типу минерального удобрения;
б) прививка;
в) прополка.
11. Культуры по Шпенглеру:
а) самодостаточны, поэтому абсолютно замкнуты;
б) усваивают в чужих культурах то, что лежит вне их пределов самобытности;
в) развиваются по типу семейно-родственных связей.
12. Главный механизм, движущий цивилизации в истории А. Тойнби:
а) мимесис;
б) мимикрия;
в) вызов - и - ответ.
13. Кому принадлежит следующее высказывание: «Цивилизации суть самые крайние и самые искусственные
состояния... Они - завершение, они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как
оцепенение...»:
а) П. Сорокину;
б) Л. Гумилеву;
в) О. Шпенглеру.
14. Механизм передачи культурной информации от поколения к поколению называется:
а) аккультурацией;
б)традицией;
в) идентификацией.
15. Укажите артефакты культуры:
а) соха;
б) река;
в) дорога.
16. Философ, литературовед, эстетик, культуролог, автор оригинальной концепции, основанной на идее диалога
как способа взаимодействия различных культур в исторической перспективе:
а) Г. Риккерт;
б) Л. Леви-Брюль;
в) М. Бахтин.
17. Основа диалога культур:
а) самотождественность культур
б) неравенство культур друг другу;
|
в) и вариант а), и вариант б).
18. «... предполагает равновесие идеи и образа. Идея дана конкретно, чувственно, наглядно, в ней нет ничего,
чего бы не было в образе и наоборот» (А.Ф. Лосев). В данном высказывании речь идет:
а) об аллегории;
б) о символе;
в) о схеме.
19. Понимая культуру как текст, мы определяем тем самым ее суть:
а) как непознаваемого, иррационального образования;
б) как некой неопределенности, взывающей к своему толкователю;
в) как коммуникативной системы.
20. Как называется теория и практика истолкования текстов:
а) мартилогия;
б)антропология; в) герменевтика.
21. Ментальность как культурологический термин характеризует:
а) ситуацию конфликта в культуре с существующими нормами поведения и мышления в обществе;
б) образ, способ мышления и поведения, укорененный в данной культурной среде;
в) уровень развития официальной культуры.
22. Сакральное содержание культуры определяется прежде всего:
а) отнесением к традиции;
б) отнесением к маргинальным зонам культуры;
в) как погруженность культуры в мерно текущую повседневность.
Тест 2
Культура древних цивилизаций
(на примере культуры Древнего Египта)
1. Переход от первобытной культуры к ранней цивилизации обнаруживается:
а) в зоне кочевой скотоводческой культуры;
б) в зоне охотническо-рыболовческой культуры;
в) в зоне раннеземледельческих культур с системами полного земледелия.
2. Древние цивилизации - это:
а) определенный этап развития культуры, для которого характерно сохранение первобытного общества, не
затронутого процессами социального расслоения, тип присваивающего хозяйства и идеологические представления,
отождествляющие человека и окружающую природу;
|
б) классовые, городские, письменные образования, представляющие качественно новый этап в развитии
культуры и общества;
в) определенный этап развития культуры, на котором последняя сохраняет в себе первобытность в более
непосредственном виде как мифологические модели мышления и ритуального поведения и тем самым существенно
отличается от более поздних цивилизаций.
3. Первые очаги цивилизации возникли:
а) в долине реки Нил и между реками Тигр и Евфрат;
б) на юге Балканского полуострова как крито-микенская цивилизация;
в) на территории Закавказья как цивилизация Урарту.
4. Тип цивилизации Древнего Египта:
а) прибрежный, ориентированный на обмен и торговлю;
б) речной, ориентированный на ирригацию, земледелие и соответствующие институты управления;
в) соответствует типу древних культур тропической Африки, основанных на океанском судоходстве и океанском
промысле.
5. Начало летописной египетской традиции связывается с именем основателя первой династии египетских
фараонов:
а) Мином;
б) Яхмосом;
в) Рамсесом.
6. Одной из главных черт культуры Древнего Египта является:
а) антропоцентризм;
б) рационализм;
в) консерватизм.
7. Тип государственного управления в Древнем Египте может быть охарактеризован как:
а) централизованная деспотия;
б) полисная система управления;
в) сочетание элементов восточной деятельности и полисной системы управления.
8. С эпохи Древнего царства живущие фараоны Египта рассматриваются как воплощение:
а) бога Гора;
б) бога Осириса;
в) бога Сета.
9. Определяющую роль в экономике страны играло:
а) царское хозяйство;
б) храмовое хозяйство;
в) частное хозяйство.
10. Характернейшей чертой египетской мифологии является:
а) эстетизм;
б) космологизм;
в) зооморфизм.
11. Общегосударственной теологической концепцией Древнего Египта в период создания единого государства (с
V династии) являлась:
а) Гелиопольская теология;
б) Мемфисская теология;
в) Гермопильская теология.
12. Важнейший культовый центр Древнего Египта, связанный с почитанием Осириса:
а) Абидос;
б) Фивы;
в) Гермопиль.
13. Египетская Маат считалась:
а) богиней любви, веселья, музыки;
б) богиней истины и порядка;
в) богиней плодородия.
14. Имя известного реформатора, который порывает с традиционным египетским многобожием:
а) Эхнатон;
б) Тутмос;
в) Рамсес.
15. Особое развитие в силу сложившихся культурно-исторических обстоятельств в Древнем Египте получила:
а) философия;
б) медицина;
в) ботаника.
16. Одно из самых необычных явлений культуры Древнего Востока, являющееся достоянием египетской
культуры:
а) гимновая поэзия;
б) летописное повествование;
в) некультовая любовная лирика.
17. Основные черты искусства Древнего Египта:
а) антропоцентризм, космологизм, атональность;
б) монументальность, традиционность, каноничность;
в) отсутствие большого стиля, динамичность, акцент на индивидуальность художника.
18. Ведущий вид в искусстве Древнего Египта:
а) изобразительное искусство;
б) статичная скульптура;
в) монументальная архитектура.
19. Статус художника в культуре Древнего Египта:
а) очень высок, часто смыкается с положением жреца;
б) очень низок, художник находится в самом низу социальной лестницы;
в) достаточно низок, так как художник существует на заказы влиятельных лиц в государстве.
20. Одно из достояний египетского искусства и культуры, причисленное к «Семи чудесам Света»:
а) египетские оросительные каналы;
б) египетские пирамиды;
в) египетские рельефы.
21. К основным архитектурным формам Древнего Египта относятся:
а) триумфальная арка, колонна, термы;
б) пирамида, заупокойный храм, солнечный храм с обелиском;
в) храмово-пещерный комплекс, наземный храм, ступа.
22. Магические фигурки из дерева или глины, покрытие эмалью, которые должны были выполнять различные
работы за умершего в загробном мире назывались:
а) канопы;
б) ушебти;
в) мастабы.
23. Амарнский период в развитии древнего Египта характеризуется как:
а) возрождение древнего монументального стиля в искусстве;
б) расшатывание канонических рамок искусства и рождение нового типа искусства, более реалистического и
светского по содержанию;
в) время эпигонтства, эклектизма, постепенного угасания самобытности египетского искусства.
ТестЗ Культура Древней Греции и Рима
1. По типу греческая культура - это:
а) культура прибрежная, жестко не привязанная к аграрному циклу, активно вступающая в контакты с
соседними народами, культура децентрализованная и демократичная по своему составу;
б) культура речная, жестко привязанная к аграрному циклу, существующая за счет жесткой централизации и
консервации собственного содержания;
в) образец кочевой империи, которая экстенсивно использует пастбищные земли, ведет непрерывные войны и
завоевания, английский историк Арнольд Тойнби такой тип цивилизации относит к примеру задержанных
цивилизаций.
2. Материальную основу культуры Древней Греции составляла:
а) государственно-храмовый тип экономики, сопровождаемый установлением деспотии и жесткой иерархией
социальных отношений;
б) особая форма социально-экономической и политической организации общества как община - полис,
существующий по принципу автаркии (совокупность подобных самостоятельных образований и составляет
специфику данной культуры);
в) домовая община, члены которой связаны родственными узами и коллективно владеют землей.
3. Человек в классической культуре Древней Греции - это прежде всего:
а) подданный верховного царя правителя;
б) гражданин полиса;
в) гражданин мира.
4. Греческая культура, наука:
а) признавая важность интеллектуального поиска, больше интересовалась практическим воплощением своих
результатов;
б) сводила процесс получения нового знания к пассивному усвоению уже разработанных рецептов и правил;
в) опережала другие культуры в постановке метавопросов, касающихся природы самого исследования.
5. Для древнегреческой мифологии (олимпийский период) характерен культ:
а) героев;
б) обожествленного царя;
в) солярного божества.
6. В греческой мифологии божество необходимости, неизбежности:
а) Нике;
б) Тихе;
в) Ананке.
7. В культуре Древней Греции «агора» - это название:
а) укрепленной части древнегреческого города, где находились главные святыни;
б) рыночной площади, где проводились народные собрания и которая являлась центром деловой и общественной
жизни греков;
в) участка для захоронений, который обычно располагался за пределами города и вдоль дорог.
8. В древнегреческом искусстве (классический период) принцип мимесиса реализовался как:
а) подражание космосу - прекрасному и совершенному произведению искусства;
б) подражание божеству - в виде абсолютной личности, стоящей над миром;
в) подражание изящной природе и ее образцам.
9. Автор поэзии красоты, любви и веселья, представитель сольной лирики архаического периода в развитии
Древней Греции:
а) Пиндар; б) Анакреонт; в) Архилох.
10. В области литературы Древней Греции (классический период) доминировал жанр:
а) эпистолярный;
б) буколистический;
в) трагедийный.
11. «Образцовой» статуей в древнегреческой скульптуре считался:
а) «Дорифор» Поликлета;
б) «Дискобол» Мирона;
в) «Зевс Олимпийский» Фидия.
12. Храм в Древней Греции по своим смысловым характеристикам - это прежде всего:
а) дом божества;
б) собрание общины верующих;
в) собрание произведений искусства.
13. На территории афинского акрополя в период расцвета греческой культуры был выстроен храм,
посвященный:
а) Афине;
б) Зевсу;
в) Артемиде.
14. В архитектуре Древней Греции ордер, который отличается мощными, тяжелыми пропорциями колонн без
баз, простой капителью, а также фризом с чередующимися триглифами и метопами:
а) дорическом ордер;
б) коринфский ордер;
в) ионический ордер.
15. К «Семи чудесам Света» был причислен такой памятник греческой архитектуры как:
а) Пергамский алтарь, посвященный Зевсу;
б) статуя Афины Паллады в Афинах;
в) статуя Зевса в Олимпии.
16. На орхестре греческого театра обычно воздвигался алтарь, посвященный богу:
а) Аполлону;
б) Гермесу;
в) Дионису.
17. Древнегреческий драматург, которому приписывается первая постановка трагедии - это:
а) Софокл;
б) Эсхил;
в) Феспид.
18. В театральном искусстве Древней Греции доминировали (в классический период) следующие жанры:
а) мимы, пантомимы, комедии нравов;
б) миракли, фарсы, мистерии;
в) трагедии, комедии, сатировские драмы.
19. В эллинистическую эпоху содержание понятия «эллин» расшифровывалось прежде всего, как:
а) принадлежность определенной национальности;
б) принадлежность греческой культуре в целом;
в) принадлежность определенному полису.
20. Базовой общностью греческой и римской культур являлось:
а) наличие гражданской общины;
б) наличие сельской общины;
в) территориальной общины с сохранением кровнородственных связей.
21. В римском обществе сфера «дела» предполагала следующую благородную форму времяпровождения:
а) война;
б) актерские представления;
в) поэзия.
22. Один из классиков «золотого века» латинской поэзии (правление Октавиана Августа):
а) Гораций;
б) Иоанн Златоуст;
в) Лукиан.
23. Наиболее ярко индивидуальность римского искусства проявилась:
а) в области скульптурного портрета;
б) в области монументальной скульптуры;
в) в области архитектуры.
24. Римская культура успешно развивала традиции греческой/ого:
а) логики;
б) искусства;
в) математики.
Тест 4 Культура европейского Средневековья
1. Средневековая культура- это:
а) культура переходного типа, которая характеризуется быстрым развитием и расцветом городов, разрушением
традиционных корпоративных связей и рождением нового типа личности - свободного исследователя и
предпринимателя;
б) культура традиционного типа, которая характеризуется замедленными темпами развития общественной
жизни, техники, науки, поскольку это эпоха господства традиций и обычая, приоритета коллектива над отдельным
индивидом;
в) культура нетрадиционного типа, которая характеризуется особой интенсивностью развития и роста
собственных структур, ярким индивидуализмом, господством базисной установки в обществе на обновление,
новаторство.
2. Средневековая культура- это:
а) результат синтеза римского и варварских миров;
б) результат безсинтезного развития культуры;
в) результат варваризации, когда культура более высокая вытесняется культурой, находящейся на более низкой
стадии развития.
3. Средневековая культура основана на:
а) рабовладельческом строе собственников;
б) феодальном строе держателей;
в) буржуазных отношениях, в основе которых лежит не этика верности и личного служения, а отношения
свободы, самостоятельности и предпринимательства.
4. Средневековые представления о мире - это:
а) представления, в которых мир строится по принципу иерархии;
б) представления, в которых мир описывается как замкнутый космос;
в) представления, в которых мир предстает как совокупность отдельных, автономных образований.
5. Суть новых общественных отношений в средневековой культуре - это:
а) отношения свободных граждан, которые равны перед лицом закона;
б) отношения по типу «правитель - подданные»;
в) отношения личной зависимости и преданности.
6. Философско-культурная школа, основанная в правление Карла Великого называлась:
а) «Мусейон»;
б) «Академия»;
в) «Дом жизни».
7. Средневековый ученый, видный представитель Каролингского Возрождения:
а) Фома Аквинский;
б) Августин Аврелий;
в) Алкуин.
8. В состав «семи свободных искусств», которым обучали средневековых учеников церковные учителя, входили:
а) риторика;
б) диалектика;
в) медицина.
9. Старейший университет в Европе:
а) Оксфордский в Англии;
б) Болонский в Италии;
в) Гейдельбергский в Германии.
10. Руководитель факультета в средневековом высшем учебном заведении назывался:
а) деканом;
б) магистром;
в) ректором.
11. Обряд принесения вассальной присяги в средневековой культуре назывался:
а) хиротония;
б) оммаж;
в)турнир.
12. Основа средневекового синтеза искусств:
а) архитектура;
б) живопись;
в) театр.
13. Стиль западноевропейского искусства в эпоху раннего средневековья назывался:
а) готическим;
б) романским;
в)барокко.
14. В церковном зодчестве Западной Европы в основном утвердился тип:
а) крестово-купольного храма;.
б) базилики;
в) базиликальный тип храма с купольным покрытием.
15; Непременная принадлежность готических соборов:
а) фреска;
б) витраж;
в)скульптура.
16. Специально обработанная шкура животных, использовавшаяся при изготовлении средневековых книг:
а) бумага;
б) пергамент;
в) папирус.
17. Украшения в книге или рукописи в виде небольшого рисунка или орнамента в начале или в конце текста:
а) виньетка;
б) миниатюра;
в) вензель.
18. Непосредственный прообраз современной книги:
а) свиток;
б) кодекс;
в) таблетка.
19. Один из замечательных образцов французского героического эпоса:
а) песнь о Сиде;
б) песнь о Роланде;
в) песнь о Нибелунгах.
20. Один из самых распространенных жанров городской литературы во Франции:
а) фаблио;
б) шванки;
в) кансона.
21. Родственник русского скомороха в средневековой Германии:
а) аэд;
б) скальд;
в) шпильман.
22. Вид средневекового европейского представления: вольные обычно стихотворные инсценировки библейских
эпизодов, которые разыгрывались на площадях во время религиозных празднеств:
а) мистерия;
б) интерлюдия;
в) фарс.
23. Центральная башня средневекового замка:
а) крипта;
б) донжон;
в) мегарон.
Тест 5 Культура западноевропейского Возрождения
1. Первым употребил термин «Возрождение»:
а) Л. Медичи;
б) Дж. Вазари;
в) Фр. Петрарка.
2. Возрождение было общеевропейским явлением, но прежде и больше всего:
а) английским;
б) итальянским;
в) французским.
3. Возрождение раньше всего проявилось в Италии, потому что:
а) это бьш наиболее развитый в экономическом отношении регион, поднявшийся за счет средиземноморской и
общеевропейской торговли;
б) на этой территории установилась централизованная королевская власть;
в) в Италии никогда не прерывалась античная традиция.
4. Культурным центром раннего Возрождения в Италии являлась:
а) Флоренция;
б) Венеция;
в) Генуя.
5. Центром новой гуманистической культуры в Италии являлся:
а) феодальный замок;
б) владения отдельных монастырей;
в) город - коммуна.
6. Основой ренессансного мироощущения был:
а) теоцентризм;
б) пантеизм;
в) деизм.
7. Гуманист применительно к итальянскому Возрождению - это прежде всего:
а) человек, проповедующий аскетический образ жизни;
б) человек, занимающийся изучением наук, не связанных со средневековой схоластикой;
в) человеколюб в широком смысле этого слова.
8. Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция:
а) Фернана Магеллана;
б) Христофора Колумба;
в) Васко да Гамы.
9. В состав гуманистических штудий входили:
а) поэзия;
б) риторика;
в) богословие.
10. Автор следующих строк: «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы
ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь»:
а) Блез Паскаль;
б) Пико делла Мирандола;
в) Людовик Ариосто.
11. Символическим прототипом для человека эпохи Возрождения может быть назван:
а) Протей;
б) Сизиф;
в) Давид.
12. В культуре и искусстве зрелого Ренессанса большую роль играли:
а) цеховая организация художественной деятельности;
б) институт меценатства и патроната;
в) академия художеств
13. К новым культурным формам, зародившимся в эпоху Возрождения, можно отнести:
а) музей;
б) картину;
в) передвижную выставку.
14. Художник итальянского Ренессанса - это в основном:
а) представитель цеха;
б) частное лицо;
в) работник художественной мануфактуры.
15. Для искусства эпохи Возрождения характерен расцвет:
а) театрального искусства;
б) изобразительного искусства;
в) музыкального искусства.
16. Основной принцип, на который опиралось искусство итальянского Ренессанса, был принцип:
а) мимесиса;
б) образно-символического канона;
в) свободного творчества.
17. Родоначальником ренессансной архитектуры в Италии был:
а) Филиппо Брунеллески;
б) Микеланджело Буонарроти;
в) Андреа Палладио.
18. Принцип круглой скульптуры был утвержден в творчестве:
а) Гиберти;
б) Пизано;
в) Донателло.
19. Маньеризм-это художественный стиль:
а) высокого Ренессанса;
б) раннего Возрождения;
в) предвозрождения.
20. К венецианской живописной школе относится художник:
а) Тициан;
б) Брейгель;
в) Джорджоне.
21. Наиболее популярный народный жанр в итальянском театре эпохи Возрождения:
а) комедия «дель арте»;
б) комедия плаща и шпаги;
в) мелодрама.
22. Один из характернейших литературных жанров Возрождения:
а) роман;
б) повесть;
в) новелла.
23. Специфика северного Ренессанса заключалась:
а) в резком разрыве со средневековой традицией;
б) в плавном переосмыслении Средневековья;
в) в восстановлении обновленного христианства.
24. К мастерам северного Возрождения относятся:
а) Альбрехт Дюрер;
б) Данте Алигьери;
в) Франсуа Рабле.
Тест 6 Западноевропейская культура XVII-XVIII веков
1. Ведущая страна в европейском пространстве Нового времени:
а) Россия;
б) Франция;
в) Испания.
2. Новоевропейский тип культуры демонстрирует:
а) эволюционную линию развития;
б) революционную линию развития;
в) сочетание и революционных, и эволюционных способов развития.
3. Идеология Реформации как предтеча новой культуры Европы XVII-XVIII веков:
а) разрушает иерархическое строение космоса;
б) проповедует идеи активного поиска личного смысла и истины;
в) сохраняет структуру жестких связей человека и бога.
4. Секуляризация в культуре характеризуется прежде всего процессами:
а) усиления религиозного начала в культуре;
б) вытеснения религии на периферию культуры;
в) архаизации, то есть намеренного подражания древним формам культуры.
5. Новоевропейская культура активно демонстрирует:
а) веру в прогресс через разум;
б) веру в прогресс через совершенствование духа;
в) недоверие к разуму и прогрессу.
6. Общественная система новоевропейской культуры характеризуется:
а) овеществлением общественных отношений;
б) атомизацией индивида;
в) усилением личного, внеэкономического начала в культуре.
7. Первая наука в комплексе естествознания Западной Европы:
а) философия;
б) механика;
в) математика.
8. К новым формам организации исследовательской работы в этот период относятся:
а) организация научных сообществ;
б) организация научной переписки;
в) организация научного эксперимента.
9. Главный конфликт изучаемой эпохи - это конфликт между:
а) человеком и богом;
б) человеком и средой;
в) человеком и другим человеком.
10. Обыденное сознание эпохи отслеживает жизнь отдельного индивида как:
а) дар;
б) воплощение закона;
в) результат собственных усилий.
11. Основная черта культуры эпохи Просвещения:
а) иррационализм;
б) рационализм;
в) синкретизм.
12. Самое характерное издание эпохи Просвещения:
а) суммы;
б)хроники;
в)энциклопедии.
13. Идеальное воплощение духовной культуры эпохи Просвещения - это:
а) храм;
б) садово-парковый ансамбль;
в) театральная постановка.
14. Один из деятелей английского Просвещения, создатель семейно-воспитательного романа:
а) Вольтер;
б) Ричардсон;
в) Дидро.
15. Барокко как художественный стиль Нового времени зародился и достиг наивысшего расцвета:
а) в Италии;
б) во Франции;
в) в Англии.
16. Типичный представитель европейского барокко, для творчества которого характерно преобладание чувства
над рассудком, динамизма форм и торжества декоративного начала:
а) Н. Пуссен;
б) Т. Жерико;
в) П. Рубенс.
17. Первый безордерный стиль Европы XVIII века:
а)барокко;
б) классицизм;
в) рококо.
18. Родиной классицизма принято считать:
а) Португалию;
б) Испанию;
в) Францию.
19. Один из первых теоретиков классицизма XVIII века:
а) Н. Буало;
б) Д. Локк;
в) Д. Дидро.
20. Главной в искусстве классицизма является тема:
а) мужества и личной ответственности за происходящее;
б) бренности, разделенности и бессилия человека в борьбе с мировыми силами;
в) светлой веры в мощное человеческое начало.
21. Решающее значение в новоевропейском искусстве приобретают произведения:
а) станкового искусства;
б) монументального искусства;
в) декоративного искусства.
22. Символом изучаемой эпохи как модели мироздания может быть избран/а:
а) храм;
б) книга;
в) часовой механизм.
Тест 7 Западноевропейская культура ХЕК века
1. В недрах культуры XIX века рождается новый тип:
а) научно-технической культуры;
б) постиндустриальной культуры;
в) аграрной культуры.
2. В культуре Западной Европы нарастает:
а) соизмеримость человека и мира;
б) несоизмеримость человека и мира;
в) растворенность человека в мире.
3. Представление о классической культуре XIX века - это представления:
а) прежде всего о достойном объекте подражания;
б) о состоянии особой зрелости и завершенности всех культурных форм;
в) о культуре, в основании которой лежит активное действие, демифологизация, открытие мира и человека.
4. X. Ортега-и-Гассет писал о факторах, которые обозначают собой культуру XIX века, где речь идет о:
а) демократии;
б) экспериментальной науке;
в) войне.
5. Демократизм культуры ХЕК века наиболее отчетливо выражен
а) в сфере образования;
б) в сфере искусства;
в) в сфере реформирования церкви.
6. Для художественной культуры ХЕХ века характерны:
а) художественная ценность и относительное единство всех проявлений;
б) разностильность и дробность художественного процесса;
в) соседство выдающихся и посредственных произведений.
7. Периодизация европейского искусства такова:
а) неоклассицизм, ампир, романтизм, реализм, символизм, модерн;
б) романтизм, реализм, символизм, модерн, неоклассицизм, ампир;
в) неоклассицизм, ампир, символизм, модерн, романтизм, реализм.
8. Критицизм ХЕХ века как общая мировоззренческая установка эпохи благоприятствует развитию прежде всего:
а) искусства слова;
б) искусства музыки;
в) искусства архитектуры.
9. Романтизм как система идейно-художественных принципов, сложившихся в конце XVIII - начале ХЕК века,
предполагал:
а) единство возвышенного идеала и действительности;
б) мучительный разлад идеала и действительности;
в) ощущение разочарованности в людях и мире.
10. Главная категория романтического миросозерцания:
а) воображение;
б) подражание;
в) ирония.
11. Романтизм реабилитирует в истории мировой культуры эпоху:
а) Возрождения;
б) Средневековья;
в) Античности.
12. Французский художник, теоретик, активный приверженец романтизма, автор знаменитого полотна «Свобода,
ведущая народ»:
а) Т. Курбе;
б) О. Домье;
в) Э. Делакруа.
13. Романтизм привносит в художественную культуру идею:
а) синтеза искусств;
б) самостоятельного развития отдельных видов искусства;
в) музыкальной основы искусства.
14. Главным жанром литературного реализма являлся жанр:
а) баллады;
б) романа;
в) лирического стихотворения.
15. Примером последнего европейского биографического романа может служить творчество:
а) О. де Бальзака;
б) Р. Роллана;
в) Э. Золя.
16. Искусство тонких живописных приемов, работа на пленэре, передача непосредственно впечатлений
характерны для:
а) символизма;
б) импрессионизма;
в) реализма.
17. Художественные процессы XIX века часто определяются:
а) традицией;
б) волей художника или функционализмом;
в) модой.
18. Последний европейский «большой» стиль:
а) символизм;
б) модерн;
в) арт.
19. Основные категории модерна:
а) декоративность;
б) текстоничность;
в) эстетизм.
20. Наиболее значительный мастер модерна, автор проекта первого небоскреба:
а) Ван де Вельде;
б) Ч. Макинтош;
в) Л. Салливэн.
21. Под декадансом прежде всего подразумевают:
а) определенную деструктивность художественного сознания;
б) определенную позитивность художественного сознания;
в) определенный ретроспективизм художественного сознания.
22. Визитной карточкой сложного противоречивого сознания ХЕК века может быть творчество французского
поэта, бродяги и путешественника, автора поэмы «Пьяный корабль»:
а) А. Рембо;
б) П. Верлена;
в) С. Малларме.
Тест 8 Культура XX века
1. Культурное сознание XX века характеризуется: а) мозаичностью; б) иерархией; в) синкретизмом.
2. Отчуждающий механизм культуры XX века прежде всего связан:
а) с разрушением целостности культурного универсума;
б) с активной экспансией африканской культуры в европейские регионы;
в) с естественнной логикой развития культурного механизма.
3. Массовая культура - это:
а) ориентация культуры на «усредненный» уровень массового потребителя;
б) ориентация культуры на небольшую группу людей, элитарный слой в обществе;
в) народная культура.
4. Доминирующие механизмы культурного воспроизводства в XX веке:
а) тиражирование и распространение;
б) охрана и консервация;
в) мимесис (подражание).
5. Современное мифотворчество - это:
а) особый вид духовной деятельности, связанный с сознательным заимствованием отдельных мифологий;
б) магическая, ритуальная культурная практика;
в) ситуация непохожести, несовпадения одних культурных ценностей с другими.
6. Авангард - это:
а) совокупность новаторских направлений в художественной культуре XX века;
б) образцы классического искусства, составляющие его «золотой фонд»;
в) постоянно воспроизводимое содержание культуры в виде набора стереотипов.
7. Игра в концепции Й. Хейзинги является:
а) природной характеристикой культуры;
б) биологической функцией организма;
в) начальной стадией формирования культуры.
8. Постмодернизм как культурное течение XX века выделяется:
а) эклектическим смешением разных языков;
б) строгостью единой культурной программы;
в) противопоставлением массовой и элитарной культур.
9. Содержанием культурной коммуникации является:
а) вся культура как разнообразие смыслов;
б) отдельный культурный объект;
в) некорректно сформулированный вопрос.
10. Своеобразие традиции в культуре проявляется:
а) в разрастании культурной традиции;
б) в гармоничном сочетании инновации и традиций;
в) в постоянной модификации традиций.
11. Субкультура характеризует:
а) неоднородность общего культурного пространства;
б) однородность культуры;
в) культурный универсализм.
12. Новый вид искусства, получивший развитие в XX веке, - это:
а) портрет;.
б) фотография;
в) кинематограф.
13. Конструктивизм как художественное направление в искусстве XX века (утилитаризм):
а) проявляется как набор функциональных характеристик культуры;
б) репрезентирует сакральное ядро культуры;
в) заявляет о себе как искусство малых форм.
14. Первое авангардное направление в культуре XX века обозначено как:
а) кубизм;
б) дювизм;
в) сюрреализм.
15. Основное направление современной философии, искусства, науки, которое характеризуется всеобщим
плюрализмом и культурной опосредованностью:
а) постмодернизм;
б) модернизм;
в) романтизм.
16. Агональная ситуация - это прежде всего:
а) необходимость;
б) необязательность, добровольность;
в) продолжение повседневного вступления игры в жизнь.
17. Статус художественного произведения XX века:
а) размыт;
б) четко определен;
в) представляет собой статус академически выверенного каноном произведения.
18. Коллаж в художественной культуре XX века-это:
а) сочетание разнородных элементов;
б) систематическое собрание однородных предметов;
в) объединение искусства, произведения которого воспроизводятся зрением.
19. Одна из известных картин П. Пикассо, которую считают альбомом новых идей кубизма, называется:
а) «Авиньонские девушки»;
б) «Комедианты»;
в) «Голубая комната».
20. Представители «театра абсурда» во второй половине XX века:
а) Э. Ионеску, С. Беккет;
б) Ж. Ануй, Ж. Кокто;
в) Б. Брехт, А. Миллер.
Тест 9 Русская культура (Древняя Русь) 1. Главное место в системе ценностей древних славян занимала: а) Природа;
б) цивилизация;
в) абсолют.
2. В языческий период на Руси особенно почитали:
а) быка;
б) льва;
в) медведя.
3. К десятому веку славянский пантеон находился на стадии развития:
а) монотеистических представлений;
б) полидемонических представлений;
в) энотеистических представлений.