Сущность и причины коррупции в РК




Уголовное право

Уголовное право есть совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере уголовного права. Эти общественные отношения являются предметом уголовного права. К данным общественным отношениям относятся: задачи и принципы уголовного законодательства, понятие пре­ступления, основание уголовной ответственности, устанавливают виды и признаки преступлений, наказаний за них, определяют основания ос­вобождения от уголовной ответственности и наказания. Объектом регулирования уголовного права выступает отношения складывающиеся при охраны и защиты интересы государства, физических и юридических лиц от преступных посягательств.

Субъектами уголовно-правового отношения являются: гражданин, со­вершивший преступление, и государство в лице своих уполномоченных органов (следствие, прокуратура, суд и др.). Для регулирования и охраны общественных отношений, образующих предмет уголовного права, требуются особые методы. Один из них выра­жается в том, что за нарушение запрета (установленного уголовно-право­вой нормой) совершать общественно опасные деяния (преступления) пре­дусматривается возможность применения от имени государства наиболее суровой меры принуждения — наказания. При совершении иных право­нарушений применение наказания исключается.

Система уголовного права состоит из общей и особенной части. В общую часть заключены общие положения и институты, позволя­ющие правильно понимать и применять статьи Особенной части, решать вопрос об уголовной ответственности лица, определяются задачи уголов­ного законодательства РК, основания уголовной от­ветственности, пределы действия уголовного закона, общее понятие пре­ступления, виды наказания, порядок их назначения и освобождения от уголовной ответственности и наказания, то в Особенной части содержат­ся нормы, дающие перечень деяний, признаваемых преступлениями, оп­ределяются их признаки. Задачи уголовного законодательства: 1) охранительная; 2) предупредительная (профилактическая); 3) воспитательная.

Основанием возбуждения уголовного дела является совершения преступления. Согласно статьи 9 УК РК преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное УК РК под угрозой наказания. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной части УК РК, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Признаками преступления являются: общественная опасность, противоправность, виновность. В зависимости от характера и степени общественной опасности все преступления подразделяется на четыре категории: преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает двух лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы (п. 2 ст. 10 УК РК). Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет (п. 3 ст.10 УК РК). Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двенадцати лет лишения свободы (п. 4. ст. 10 УК РК). Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет или смертной казни (п. 5. ст. 10 УК РК).

Совокупность установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление, принято в уголовном праве называть составом преступления. Состав преступления же – нормативная категория, закрепляющая только типичные признаки какого-либо преступного деяния. Если совершение преступление является фактическим основанием уголовной ответственности, то состав преступления выступает его юридическим основанием. В юридической литературе сложилось, что в каждом составе преступления имеется четыре его обязательных элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Уголовный закон выделяет три стадии совершения умышленного преступления: приготовление, покушение и оконченное преступление. Ситуация, когда одно и то же лицо совершает несколько преступлений, представляют повышенную общественную опасность. Следовательно, в уголовном праве под множественностью преступлений понимается совершение лицом двух или более преступлений, по которым не истекли сроки давности уголовного преследования, либо не погашена и не снята судимость, либо уголовное преследование не было прекращено в соответствии с законом. Действующее уголовное законодательство Казахстана различает следующие виды множественности преступлений: 1) неоднократность преступлений; 2) совокупность преступлений; 3) рецидив преступлений.

Ситуация, когда преступление является результатом совместных усилий нескольких лиц, составляющих значительную часть всех совершаемых преступлений, называется соучастием. В зависимости от характера связей, степени организованности между соучастниками различают следующие формы соучастия: простое соучастие без предварительного сговора и с предварительным сговором; сложное соучастие всегда с предварительным сговором. А также когда между соучастниками распределены преступные роли (исполнитель, подстрекатель, пособник, организатор); соучастие особого рода (организованная группа, преступное сообщество). Уголовное законодательство РК различает четыре вида соучастников: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник.

Согласно Уголовному кодексу РК к обстоятельствам, исключающие уголовную ответственность относятся:необходимая оборона (ст.32 УК РК), причинение вреда при задержании лица, совершившего посягательство (ст.33 УК РК); крайняя необходимость (ст.34 УК РК), обоснованный риск (ст.35 УК РК), физическое или психическое принуждение (ст.36 УК РК) и исполнение приказа или распоряжений (ст.37 УК РК).

Освобождение от уголовной ответственности. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст.65 УК РК); Освобождение от уголовной ответственности при превышении пределов необходимой обороны (ст.66 УК РК); Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим (ст.67 УК РК); Освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки (ст.68 УК РК); Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности (ст.69 УК РК). 1. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки: а) два года после совершения преступления небольшой тяжести; б) пять лет после совершения преступления средней тяжести; в) пятнадцать лет после совершения тяжкого преступления; г) двадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

Понятие преступления.

Определение понятия преступления дается в статье 9. Раздела II Уголовного кодекса Республики Казахстан в его Общей части:

«Преступлением признается совершённое виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания…».

Данное определение содержит два связанных между собой понятия - формальное (нормативное) и материальное. Под формальной стороной определения понятия преступления понимается запрещенность человеческого деяния, действия или бездействия, уголовным законом под угрозой наказания, то есть противоправность. В данной дефиницией преступления отражена одна из основных идей уголовного права – принцип законности, отказ от аналогии. Никто не вправе признать то или иное деяние преступным, если оно прямо не предусмотрено уголовно-правовой нормой (этот принцип закреплен в Конституции Республики Казахстан). Однако определение понятия преступления не исчерпывается формальным подходом к дефиниции преступления. Материальная сторона определения деяния как преступления определяет его общественную опасность, иначе говоря, социальную сущность преступного деяния.

Переходя к определению признаков преступления необходимо исходить из определения понятия преступления, рассмотренного в предыдущем параграфе. Как мы выяснили, дефиниция преступления определяется формальной и материальной стороной. Общественная опасность и уголовная противоправность есть суть объективные характеристики преступления. Как видно из формулировки закона, в понятие преступления входят еще два признака – его виновность и наказуемость. В целом преступление представляет собой совокупность четырех признаков, определяющих и вычленяющих из общей массы правонарушений деяния (действия или бездействия) определяемое Уголовным кодексом Республики Казахстан как преступление – уголовная противоправность (противозаконность), общественная опасность, виновность и наказуемость. Охарактеризуем кратко указанные признаки преступления.

Уголовная противоправность (противозаконность) – формальный признак преступления, означающий законодательное выражение принципа «нет преступления без указания о том в законе». Из этого следует и прямо указано в соответствующей статье Уголовного кодекса Республики Казахстан, что по казахстанскому уголовному праву не допускается применение уголовного закона по аналогии.

Общественная опасность. Как мы выше говорили, данный признак является объективным материальным, то есть внутренним свойством, характеристикой преступления. «Общественная опасность имеет двустороннюю характеристику: качественную или характер опасности и количественную или степень общественной опасности. Качество или характер общественной опасности преступления определяется тем, на какие ценности покушается преступление (жизнь человека, собственность, честь и т.д.). Количественная сторона или степень общественной опасности преступления зависит от тяжести последствий, особенностей и степени самого посягательства (окончено или не окончено, одним лицом или группой совершено посягательство и т.д.)» (Уголовное право Республики Казахстан. Общая часть. Елеген Каиржанов.). Определение степени общественно опасного преступления во многом определяется компетенцией суда, прокурора. В этой связи, важно отметить, что при определении деяния как преступления, содержащего все формальные признаки преступления, необходимо четко определять степень общественной опасности, уметь правильно оценить тяжести последствий деяний. На это прямо указывается в части 2 статьи 9. Раздела II Уголовного кодекса Республики Казахстан в его Общей части:

«2. Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству».

Виновность – субъективная сторона преступления, которая определяется наличием психического отношения лица к совершенному деянию и наступившим последствиям в форме умысла или неосторожности. Иначе говоря, общественно опасное деяние может быть признано уголовно противоправным лишь тогда, когда оно совершено виновно.

Наказуемость – обязательность наступления наказания, при совершении запрещенного уголовным законом общественно опасного деяния.

Большинство юристов придерживаются именно такого количественного состава признаков преступления. Однако, некоторые видные юристы отмечают и выделяют как отдельный признак преступления – его аморальность, то есть преступление как явление противоречащее нормам общечеловеческой морали. К этой группе ученых можно отнести профессора А.А. Герцензона.

Уголовное законодательство основывается на общепризнанных принципах и норм международного права и Конституции Республики Казахстан. По этому в число основных задач Уголовного кодекса входит: зашита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Определяя понятие преступления против личности выделим и охарактеризуем элементы состава преступления. Объектами преступления против личности выступают неотъемлемые права на жизнь (здоровье), на личную свободу, на неприкосновенность чести и достоинства. Объективной стороной является любые активные воздействия на человека, заключающиеся как в действии так и в бездействии, направленные на нарушение указанных неотъемлемых прав. Субъект преступлений против личности – общей: любое физическое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста, а в случаях прямо указанных в Уголовном кодексе – с 14 лет. Субъектами преступления наряду с гражданами Республики Казахстан могут быть лица без гражданства и иностранные граждане. С субъективной стороны деяние совершаются как умышленно, так и по неосторожности.

Виды преступления против личности определены и конкретизированы в статьях 96–130 главы 1 «Преступления против личности» УК РК. По объекту преступления их можно условно выделить на следующие группы:

- умышленное и по неосторожности причинение смерти и вреда жизни и здоровью;

- противоправное лишение свободы человека;

противоправное нарушение неприкосновенности чести и достоинства человека.

Трудовое право

 

Трудовое право — это отрасль казахстанского права, регулирующая обще­ственные отношения, складывающиеся в сфере экономики между участника­ми трудовых правоотношений в рамках общественной кооперации труда.

Трудовое право регулирует такие общественные отношения, ко­торые возникают в связи с применением профессиональных знаний, способностей, умений и навыков физических лиц в процессе функци­онирования хозяйствующих субъектов, действующих в соответствии с законодательством и на основании своих учредительных документов.

Основными целями трудового законодательства являются установле­ние государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, созда­ние благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Если предмет трудового права отвечает на вопрос что, какой круг общественных отношений регулирует указанная отрасль права, то метод трудового права отвечает на вопрос как, каким образом осуществляется это регулирование.

Метод трудового права как комплекс способов правового регулиро­вания труда проявляется через нормы права и имеет свои особенности.

Система трудового права есть совокупность юридических норм, об­разующих единое предметное целое, включающее в себя отдельные от­носительно самостоятельные структурные образования (институты), а также иные устойчивые общности норм, имеющие структурную опреде­ленность (пединституты).

Принципы трудового права — это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность раз­вития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов. К ним относятся: свобода труда, защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение ра­бочего времени, равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в пол­ном размере выплату справедливой заработной платы,

Индивидуальный трудовой договор в трудовом правоотношении относится к основному юридическому нормативному документу. Его юридическая сила и социальное значение обусловлены, прежде всего, Конституцией Республики Казахстан. В мировой практике трудовой договор является общепризнанной и в юридическом отношении наиболее эффективной формой реализации свободы, способностей, потребностей и интересов человека в сфере трудовых правоотношений.

Индивидуальный трудовой договор — это двустороннее соглашение между работником и работодателем, совершаемое в письменной форме, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату и иные, предусмотренные законодательством и соглашением сторон, денежные выплаты, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде и коллективным договором.

Субъектами трудового правоотношения являются граждане, с другой стороны - предприятия, но все они должны обладать определенной трудовой правосубъектностью (побочными субъектами трудовых правоотношений могут быть также трудовые коллективы, профсоюзы и их органы, суды, бюро по трудоустройству и т.д.)

Трудовая правосубъектность - это единство правоспособности и дееспособности участников трудового правоотношения, т.е. способность сторон трудового правоотношения иметь права и нести юридические обязанности.

Одной из сторон трудового правоотношения являются граждане, принимаемые на работу в порядке найма - работники. В зависимости от объема и характера прав и обязанностей работников, как субъектов трудового права, различается общий и специальный правовой статус.

Семинар.вопросы:

1. Права и обязанности работодателя

2. Права и обязанности работника

3. Трудовой Кодекс РК (содержание)

4. Субъеты трудового права

5. Общая и особенная часть трудового права

Обеспечение равенства возможностей работников без всякой дис­криминации на продвижение по работе с учетом производительно­сти труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников созда­вать профессиональные союзы и вступать в них; обеспечение права работников на участие в управлении организа­цией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальное партнерство, включающее право на участие работни­ков, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в свя­зи с исполнением им трудовых обязанностей; установление государственных гарантий по обеспечению прав ра­ботников и работодателей, осуществление государственного над­зора и контроля за их соблюдением;

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установ­ленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами; обязанность сторон трудового договора соблюдать условия за­ключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требо­вать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержа­щих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осу

ществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового за­

конодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в пе­риод

трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работ­ников.

Являясь основными руководящими положениями нормативного характера, принципы помогают законодателю формулировать все иные отрасли права и глубже уяснять смысл норм в процессе право применения, особенно в тех случаях, когда в них имеются различного рода противоречия и проблемы.

В систему общественных отношений, составляющих предмет трудово­го права, помимо собственно трудовых, входят отношения, тесно связан­ные с ними, которые предшествуют, сопутствуют либо вытекают из них.

К таким отношениям относятся организационно-управленческие отношения, позволяющие гражданам участвовать в создании и управле­нии хозяйствующими субъектами.

Если предмет трудового права отвечает на вопрос что, какой круг общественных отношений регулирует указанная отрасль права, то метод трудового права отвечает на вопрос как, каким образом осуществляется это регулирование.

Метод трудового права как комплекс способов правового регулиро­вания труда проявляется через нормы права и имеет свои особенности.

Система трудового права есть совокупность юридических норм, об­разующих единое предметное целое, включающее в себя отдельные от­носительно самостоятельные структурные образования (институты), а также иные устойчивые общности норм, имеющие структурную опреде­ленность (пединституты).

Нормы Общей части трудового права регламентируют наиболее об­щие вопросы организации и применения труда работников. Они уста­навливают предмет трудового права, субъективный состав участников регулируемых общественных отношений {в том числе коллективных представителей интересов работников и работодателей), их статус (правовое положение), формируют метод правового регулирования, устанавливают параметры действия норм трудового права во времени, в пространстве и по кругу лицу. Нормы Общей части устанавливают компетенции сторон социального партнерства, определяют границы их полномочий, прав, обязанностей и ответственности, закрепляют проце­дурные вопросы согласования, подписания и изменения коллективно-договорных актов в сфере социального партнерства.

Нормы Особенной части трудового права конкретизируют положе­ния Общей части. Они регламентируют отдельные виды общественных отношений и их элементов, группируя их в институты и пединституты. В Особенной части нашли свое закрепления нормы, регулирующие положения отдельных участников трудовых правоотношений с учетом их возраста, наличия у них обязанностей по воспитанию детей, регио­нальной и отраслевой принадлежности.

Сущность и причины коррупции в РК

Коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении общества и государства, когда государственные служащие, лица, уполномоченные на выполнение государственных и иных управленческих функций, в том числе и в частном секторе, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности вопреки интересам службы и установленным нормам права и морали в целях личного обогащения или в групповых интересах. В казахстанском законодательстве, а именно в законе РК «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 года в статье 2 пункта один дано следующее определение понятию коррупция.

Под коррупцией в настоящем Законе понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Основными причинами развития коррупции в Казахстане являются:

- бюрократия - (от фр. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - власть) - высший чиновничий аппарат, администрация;

- система управления, основанная на формализме, административной волоките. Примером того может служить факт: что бы получить какой-либо документ, люди должны оббежать множество коридоров и должностях лиц, что способствует развитию коррупции в беготне за различными справками и подтверждениями человек рискует просто напросто запутаться, и становится легче заплатить чиновнику для решения вопросов; снижение давления бюрократических механизмов, по моему мнению, может снизить коррупцию, как таковую;

- незнание гражданами своих прав.

Наличие у органов государственной власти значительного ресурса правовых, экономических, административных, информационных, организационных и технических возможностей требует строгой правовой регуляции. Бесконтрольное использование государственными служащими властных полномочий зачастую приводит к появлению коррупционных правонарушений. Коррупция «существенно усложняет позитивную динамику и порядок экономических и социально-политических последовательных преобразований, блокирует попытки модернизации государства, обеспечивая приоритет частных интересов в управлении сложными процессами реконструкции общества, переподчиняя политическую волю государства узкогрупповым интересам заинтересованных лиц и всей своей практикой подрывая доверие граждан к власти».

Противодействие коррупционным проявлениям должно носить системный и последовательный характер с условием эффективного межведомственного взаимодействия государственных органов, активного вовлечения в эту работу неправительственных организаций и непосредственно самого населения. Результатом этой работы должно стать формирование высокого уровня антикоррупционной компетентности как государственных служащих, так и всего населения в целом. Относительно государственных служащих в части исполнения функций представителя государства в этой связи особое значение получает осуществление деятельности в рамках правового поля административных процедур. В соответствии с действующим законодательством Республике Казахстан административные процедуры должны способствовать «совершенствованию организации управленческой деятельности, обеспечению бесперебойного функционирования государственных органов, оперативному принятию управленческих решений, соблюдению прав и свобод граждан, защите государственных интересов, недопущению использования государственными служащими должностных полномочий во внеслужебных целях, а также деятельности по оказанию государственных услуг».

Защита законно обоснованных прав, свобод и интересов граждан определена в качестве одной из основополагающих задач демократического государства. Вопрос повышения качества работы государственных органов с обращениями физических и юридических лиц находится на постоянном контроле как самих органов исполнительной власти, так и органов, уполномоченных осуществлять контрольно-надзорные функции. Так, неоднократные нарушения установленного действующим законодательством порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решения иных входящих в их компетенцию вопросов являются правонарушениями, создающими условия для коррупции.

Коррупция тормозит процесс социально-экономического развития, строительства рыночной экономики, привлечения инвестиций и негативно воздействует на политические и общественные институты демократического государства, представляет серьезную угрозу для будущего страны.

Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, налоговой, таможенной и пограничной службы, финансовой и военной полиции.

Должностные лица вышеназванных органов обязаны в установленный законодательством срок сообщать письменно лицу или органу, направившему дело, материал, протокол, представление о коррупционном преступлении, административном правонарушении, о результатах их рассмотрения.

Необходимо знать, что согласно закону РК «О борьбе с коррупцией» эти органы обязаны принимать меры, вытекающие из их полномочий, и незамедлительно направлять сведения обо всех случаях выявления коррупционных преступлений, совершаемых лицами, занимающими ответственную государственную должность, в органы правовой статистики и информации

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: