ТЕМА 2. Основы конституционного строя Российской Федерации (2 часа).





ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

(заочная дистанционная форма обучения, сокращенные сроки)

 

Тема Количество часов
Лекции Семинары Сам.работа
Семестр I
1. Конституция Российской Федерации и ее развитие  
2. Основы конституционного строя Российской Федерации  
3. Основы правового статуса личности в Российской Федерации  
4. Федеративное устройство России    
Семестр II
5. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации  
6. Федеральное Собрание Российской Федерации  
7. Правительство Российской Федерации    
  ВСЕГО  

 

ТЕМА 1. Конституция РФ и ее развитие (2 часа).

1. Понятие, сущность Конституции РФ.

2. Юридические свойства Конституции РФ.

3. Функции Конституции РФ.

 

Нормативно-правовые акты:

1.КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ , от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (принят ГД ФС РФ 25.05.1994).

3. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.02.1998).

4. Указ Президента РФ от 10.08.2000 N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации".

5. Постановление Правительства РФ от 02.08.2001 N 576 "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов".

Дополнительная литература к занятию:

1.Конституционное право России : учебник / А. Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцина ; под ред. Н.А. Михалевой. - М. : Эксмо, 2006. - 864 с.

2.Козлова, Е. И. Конституционное право России : учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб., доп. - М. : Проспект, 2007. - 603 с.

3. Конституционное право России : учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина. - 4-е изд., перераб., и доп. - М. : Проспект, 2010. - 603 с.

4.Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учеб. для вузов по направлению 030501

(021100) "Юриспруденция" / В. Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2010. – 327

5.Васильев, А. Актуальные вопросы конституционно-правового статуса Счетной палаты Российской Федерации / Васильев А. А. // Финансовое право. – 2004. -С. 10-14.

 

Методические указания.

При подготовке к семинарскому занятию по этому вопросу следует исходить из того, что Конституция - это основной закон государства и общества, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства. Студентам необходимо показать, в чем причины принятия Конституции РФ 1993,сущность конституции и ее социальная ценность.

Особое внимание стоит уделить процессу разработки проекта действу­ющей Конституции Российской Федерации на Конституционном сове­щании (июнь-октябрь 1993 года), его экспертизы в Комиссии Совета Европы «За демократию через право» (Венецианской комиссии) и принятию на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.

Характеристику Конституции Российской Федерации следует на­чинать с ее внешней формы как единого систематизированного акта. По своей форме и сущности Конституция РФ - это писаная Конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и Конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.

Участники дискуссии объясняют особенности структуры действующей Конституции РФ, т.е. виды и последовательность ее разделов и глав, надо описать внутреннюю структуру Конституции России (пре­амбула и два раздела; первый раздел не имеет названия и состоит из 9 глав, объединяющих 137 статей; второй раздел «Заключительные и переходные положения» включает в себя 9 пунктов). Концептуально важно уяснение внутренней логики расположения составных частей Конституции, их взаимной согласованности.

Студентам необходимо дать определение свойств Конституции. Место конституции в системе источников конституционного пра­ва обусловлено ее социально-политическими (легитимность, реаль­ность, стабильность) и юридическими верховенство на всей террито­рии страны, высшая юридическая сила, прямое действие) свойствами. Далее раскрываются юридические свойства Конституции РФ

Студентам необходимо исходить из того, что функции отражают роль ее в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства и показывают специфику воплощения таких функций, как: учредительная, организаторская, идеологическая, воспитательная, внешнеполитическая.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо уяснить, что основные черты Конституции характеризуют ее связь как политико - юридического документа с общественным развитием, ее истоки, специфику воздействия общественных отношений на характер конституции и воздействия Конституции на общественные отношения, роль Конституции в реальных процессах страны. Далее необходимо рассмотреть особенности Конституции РФ 1993 г., отличающие ее от предыдущих Конституций. Необходимо указать, что Конституции республик, входящих в РФ,- это конституции государств (ч. 1 ст. 5). Следует рассмотреть на занятии, что объединяет конституции: по порядку принятия, внесению изменений, содержанию, структуре. Каковы особенности, различия между конституциями республик.

Выступающие излагают понимание толкования Конституции. При этом они должны пояснить, почему толкование Конституции РФ поручено Конституционному суду РФ? Толкование Конституции зачастую приводит к созданию новых правил, и это надо проиллюстрировать примерами. Постановлений Конституционного Суда о толковании Конституции РФ много, студенты могут распределить между собой отдельные постановления и сделать по ним сообщения на семинаре.

По вопросу семинарского занятия надо сначала ответить на вопрос, что есть охрана Конституции, кто в ней участвует. Особенно следует показать роль Президента РФ как гаранта Конституции РФ ( ст. 80 Конституции) , а также Конституционного Суда РФ.

 

ТЕМА 2. Основы конституционного строя Российской Федерации (2 часа).

1. Понятие и основные черты конституционного строя РФ.

2. Российское государство и его конституционные характеристики.

3. Институты непосредственной и представительной демократии в конституционном строе РФ.

- общая характеристика непосредственной и представительной демократии;

- референдум;

- общий обзор институтов непосредственной демократии (выборы, отзыв депутатов и выборов должностных лиц, опрос населения, публичное слушания, обращения граждан, наказы избирателей, массовые мероприятия).

Нормативно- правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации 1993г.( в ред. 21.07.2014г)

2.Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014г) "О Правительстве Российской Федерации"

3.Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 12.12.1014г.) "О референдуме Российской Федерации".

5.. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23.07.1013г) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ ( в ред. от 21.07.2014г.) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

7. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (в ред. от 23.07.2013г.) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

8. Федеральный закон от 11.07.2011 N 95-ФЗ ( в ред. от 14.11.2014г) "О политических партиях".

9. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ ( в ред. от 01.12.2014г.) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

10. Федеральный закон от 12.05.2009 N 95-ФЗ ( в ред. 18.12.2013г) "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами".

11 Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ ( в ред. от 12.03.1014г.) "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".

12. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 ( в ред. от 24.12.2014г.) "О средствах массовой информации".

Дополнительная литература к занятию:

 

1.Конституционное право России : учебник / А. Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцина ; под ред. Н.А. Михалевой. - М. : Эксмо, 2006. - 864 с.

2.Козлова, Е. И. Конституционное право России : учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб., доп. - М. : Проспект, 2007. - 603 с.

.3. Конституционное право России : учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина. - 4-е изд., перераб., и доп. - М. : Проспект, 2010. - 603 с.

4.Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учеб. для вузов по направлению 030501

(021100) "Юриспруденция" / В. Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2010. – 327

5.Васильев, А. Актуальные вопросы конституционно-правового статуса Счетной палаты Российской Федерации / Васильев А. А. // Финансовое право. – 2004. -С. 10-14.

Методические рекомендации: Изучение данной темы необходимо начать с определения понятия основ конституционного строя. Оптимальным здесь будет последовательное уяснение смысла близких, но не равнозначных явлений: госу­дарственный строй, общественный строй, конституционный строй. Не­обходимо иметь в виду, что термин «конституционный строй» отра­жает базовые характеристики государства и общества, которые и фик­сируются в конституции страны в качестве его основ.

Важно понимать значение, которое имеют основы конституцион­ного строя, содержащиеся в главе 1 Конституции Российской Федера­ции с аналогичным названием, для системы российского права в це­лом и для самой Конституции, в частности. Это фундаментальные принципы, ценностные ориентиры, которые должны быть незыбле­мыми для всех в нашем государстве и уважаемыми всеми субъектами права. Надо вспомнить также, каковы особенности юридической силы основ конституционного строя: остальные нормы Конституции Рос­сийской Федерации строятся на их базисе, и не могут им противоре­чить, а для изменения этих конституционных положений необходимо принимать новый основной закон.

Студентам следует дать обобщенную характеристику конституционного строя, раскрыть его принципы, используя положения гл. 1 Конституции РФ, а также показать соотношение основ государственного, общественного и конституционного строя.

Надо показать роль Российского государства как фундамента конституционного строя. Рассказать, в чем заключается суверенитет Российской Федерации ( ст. 4 Конституции РФ). Конституция содержит ряд характеристик нашего государства, которые отражены в Конституции РФ ( ст. ст. 1-3.5,7,8,10,14). При рассмотрении этого вопроса необходимо раскрыть и показать особенности каждой из характеристик.

Студенты должны усвоить основные характеристики Российской Федерации, проявляющиеся в различных сферах: политической, эко­номической, социальной, духовной. Однако предварительно необходи­мо рассмотреть «суперпринцип» основ конституционного строя, явля­ющийся их целью и результатом — гуманизм. Принцип гуманизм выражается через признание человека, его прав и свобод высшей цен­ностью, и установление обязанности государства по признанию, соблю­дению и защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Более подробно следует раскрыть и показать содержание экономических, политических, социальных и духовных основ.

Последовательность освещения политических основ конституцион­ного строя проистекает из формулировки ч. 1 ст. 1 Конституции Рос­сийской Федерации, именующей Россию демократическим федера­тивным правовым государством с республиканской формой правле­ния.

Для начала нужно остановиться на особенностях демократического правового режима. Студенты излагают сущность демократии, и характе­ризуют различные стороны ее проявления. Довольно много внимания требуется уделить вопросам непосредственной и представительной демократии и формам их осуществления (непосредственная демокра­тия реализуется через референдумы, выборы, иные способы прямого волеизъявления граждан; представительная — через органы государ­ственной власти и местного самоуправления). Эти моменты освеща­ются с учетом федеративного устройства России, и отделения местно­го самоуправления от государственной власти.

Далее надо раскрыть особенности федеративной формы террито­риального устройства. Необходимо, в частности, отграничить ее от фор­мы унитарного государства; определить основные черты России как федеративного государства; назвать виды субъектов Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа); упомянуть о принципах взаимо­отношений между федерацией и ее субъектами.

Следует объяснить, какое значение имеет провозглашенный в Консти­туции Российской Федерации принцип правового государства. Он свя­зывается с правилами о верховенстве Конституции Российской Фе­дерации и федеральных законов на всей территории России, а также о признании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации составной час­тью российской правовой системы (ст. 4, 15 Конституции России).

При изучении республиканской формы правления надо не только отразить ее специфику по сравнению с монархией, но и продумать, к какой разновидности республики — президентской, парламентской, смешанной (президентско-парламентской или парламентско-президентской) относится Российская Федерация, и чем это обусловлено.

В завершение изучения политических основ конституционного строя России исследуются вопросы суверенитета Российской Федера­ции и политического многообразия.

Приступая к освещению экономических основ конституционного строя, необходимо определить, на основании какого типа экономики функционирует Российское государство, найдя подтверждение своему мнению в Конституции Российской Федерации. Следует обозначить и разъяснить принципы экономического устройства страны: един­ство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода эконо­мической деятельности; равное закрепление и защита частной, госу­дарственной, муниципальной и иных форм собственности. Немало­важно здесь определиться, какой объем конституционного регулиро­вания вопросов экономики оптимален; должно ли государство быть активным участником таких отношений или ему следует максималь­но самоустраниться от этой сферы.

Следующий вопрос темы — социальные основы конституционного строя. Студенты раскрывают понятие социального государства, зафикси­рованное в Конституции Российской Федерации, а также указывают, по каким направлениям должна двигаться социальная политика государ­ства для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.

Отдельно рассматриваются духовно-культурные основы конституци­онного строя и их элементы: идеологическое многообразие; светскость государства. Студенту следует сформулировать и высказать свое отно­шение по поводу проблем поиска государственной идеологии, опреде­ления взаимоотношений государства и религиозных объединений.

Важно обратиться к анализу понятий непосредственной и представительной демократии. При рассмотрении вопроса надо подробнее остановиться на категории «народовластие» (ст. 3 Конституции). Надо разобраться с соотношением понятий: референдум и опрос, императивный и консультативный референдум, референдум и народное обсуждение законопроекта, вопросов государственной жизни, референдум и народная инициатива. Конституция закрепляет и такую форму народовластия, как местное самоуправление. Наконец, в процессе осуществления политической власти непременно участвуют средства массовой информации, церковь и некоторые другие институты, которые формально не считаются институтами власти, но оказывают на нее заметное влияние.





Читайте также:
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.019 с.