А4 (базовый уровень, время – 2 мин)




Тема: Выполнение арифметических операций в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.

Что нужно знать:

· перевод чисел между десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления (см. презентацию «Системы счисления»)

· выполнение сложения (вычитания, умножения) в этих системах

Пример задания:

Чему равна сумма чисел и ?

1) 1218 2) 1718 3)6916 4) 10000012

Общий подход:

перевести оба исходных числа и ответы в одну (любую!) систему счисления, и выполнить сложение

Решение (вариант 1, через десятичную систему):

1)

2)

3) сложение: 35 + 86 = 121

4a) переводим результат во все системы, в которых даны ответы (пока не найдем нужный):

121 = 11110012 = 1718 = 7916

4b) или переводим все ответы в десятичную систему

1218 = 81, 1718 = 121, 6916 = 105, 10000012 = 65

5) таким образом, верный ответ – 2.

Возможные ловушки и проблемы: · дана верная запись числа, но в другой системе счисления (неверный ответ 1218) · арифметические ошибки при переводе из других систем в десятичную

Решение (вариант 2, через двоичную систему):

1) (каждая цифра восьмеричной системы отдельно переводится в три двоичных – триаду, старшие нули можно не писать)

2) (каждая цифра шестнадцатеричной системы отдельно переводится в четыре двоичных – тетраду)

3) складываем

1000112

+ 10101102

11110012

4) переводим все ответы в двоичную систему

1218 = 001 010 0012 = 10100012 (по триадам)

1718 = 001 111 0012 = 11110012 (по триадам)

6916 = 0110 10012 = 11010012 (по тетрадам)

10000012 не нужно переводить

5) правильный ответ – 2.

 

Возможные проблемы: · много вычислений · запись двоичных чисел однородна, содержит много одинаковых символов – нулей и единиц, поэтому легко запутаться и сделать ошибку.

Решение (вариант 3, через восьмеричную систему):

1) , никуда переводить не нужно

2) (сначала перевели в двоичную систему, потом двоичную запись числа разбили на триады справа налево, каждую триаду перевели отдельно в десятичную систему, так как для чисел от 0 до 7 их восьмеричная запись совпадает с десятичной)

3) складываем

438

+ 1268

1718

4) видим, что такой ответ есть, это ответ 2.

Возможные проблемы: · нужно помнить двоичную запись чисел от 0 до 15 (или переводить эти числа в двоичную систему при решении). · при сложении в восьмеричной системе нужно помнить, что перенос в следующий разряд идет тогда, когда сумма больше или равна 8, а не 10.

Решение (вариант 4, через шестнадцатеричную систему):

1) (сначала перевели в двоичную систему, потом двоичную запись числа разбили на тетрады справа налево, каждую тетраду перевели в шестнадцатеричную систему; при этом тетрады можно переводить из двоичной системы в десятичную, а затем заменить все числа, большие 9, на буквы – A, B, C, D, E, F)

2) , никуда переводить не нужно

3) складываем

2316

+ 5616

7916

4) переводим в шестнадцатеричную систему все ответы:

1218 = 001 010 0012 = 0101 00012 = 5116 (перевели в двоичную систему по триадам, разбили на тетрады справа налево, каждую тетраду перевели отдельно в десятичную систему, все числа, большие 9, заменили на буквы – A, B, C, D, E, F)

171 2 = 001 111 0012 = 0111 10012 = 7916,

6916, переводить не нужно

10000012 = 0100 00012 = 4116

5) таким образом, верный ответ – 2.

Возможные проблемы: · нужно помнить двоичную запись чисел от 0 до 15 (или переводить эти числа в двоичную систему при решении) · при сложении в шестнадцатеричной системе нужно помнить, что перенос в следующий разряд идет тогда, когда сумма больше или равна 16, а не 10.
Выводы: · есть несколько способов решения, «каждый выбирает для себя» · при переводе всех чисел в десятичную систему можно легко ошибиться, однако складывать в десятичной системе проще и привычнее · работая в двоичной системе, также легко ошибиться, например, «потерять» цифру или перепутать цифры местами при списывании; сложение в двоичной системе также не совсем безобидно · видимо, наиболее простой вариант в данной задаче – использовать восьмеричную систему, нужно просто запомнить двоичные записи чисел от 0 до 15 и аккуратно все сделать · для того, чтобы выбрать систему счисления, в которой будет удобнее работать, можно посмотреть, в каких системах даны исходные данные и ответы, и выбрать ту, которая чаще всего встречается (обычно в ней легче считать) · никто не будет спрашивать, как вы считали, важно получить верный результат · возможно, если в задании будет вычитание или умножение, вычисления будет проще сделать в десятичной системе счисления

Еще пример задания:

Чему равна разность чисел и ?

1) 1001112 2) 1101112 3)1011112 4) 1011012

Общий подход:

для выполнения операций оба исходных числа должны быть в одной системе счисления;

в этой задаче оба числа и все результаты уже даны в двоичной системе;

вероятность сделать ошибку выше всего при выполнении сложения и вычитания в двоичной системе, поэтому…

может иметь смысл перевести их в другую систему, а потом перевести результат обратно.

Решение (вариант 1, через двоичную систему):

1) просто выполняем вычитание:

11011102

- 1111112

1011112

2) таким образом, ответ – 3.

Возможные проблемы: · высокая вероятность ошибки при вычитании в двоичной системе

Решение (вариант 2, через десятичную систему):

1) переводим в десятичную систему

11011102 = 26 + 25 + 23 + 22 + 21 = 64 + 32 + 8 + 4 + 2 = 110

1111112 = 25 + 24 + 23 + 22 + 21 + 20

= 32 + 16 + 8 + 4 + 2 + 1 = 63

2) выполняем вычитание: 110 – 63 = 47

3) переводим результат в двоичную систему:

47 = 32 + 8 + 4 + 2 + 1 = 25 + 23 + 22 + 21 + 20 = 1011112

4) таким образом, ответ – 3.

 

Возможные проблемы: · очень трудоемко, высокая вероятность ошибки

Решение (вариант 3, через восьмеричную систему):

1) переводим в восьмеричную систему (разбиваем на триады справа налево)

11011102 = 1 101 1102 = 1568

1111112 = 111 1112 = 778

2) выполняем вычитание:

1568

- 778

578

3) переводим результат в двоичную систему (заменяем каждую восьмеричную цифру триадой):

578 = 101 1112

4) таким образом, ответ – 3.

Возможные проблемы: · возможна ошибка при вычитании в восьмеричной системе; нужно не забыть, что заем добавляет в текущий разряд 8, а не 10

Решение (вариант 4, через шестнадцатеричную систему):

1) переводим в восьмеричную систему (разбиваем на тетрады справа налево)

11011102 = 110 11102 = 6E16

1111112 = 11 11112 = 3F16

2) выполняем вычитание:

6E16

- 3F16

2F16

3) переводим результат в двоичную систему (заменяем каждую шестнадцатеричную цифру тетрадой):

2F16 = 10 11112

4) таким образом, ответ – 3.

Возможные проблемы: · возможна ошибка при вычитании в шестнадцатеричной системе; нужно не забыть, что заем добавляет в текущий разряд 16, а не 10

Задачи для тренировки [1]:

1) Вычислите сумму чисел x и y, при x = A616, y = 758. Результат представьте в двоичной системе счисления.

1) 110110112 2) 111100012 3) 111000112 4) 100100112

2) Значение выражения 1016 + 108 • 102 в двоичной системе счисления равно

1) 10102 2) 110102 3) 1000002 4) 1100002

3) Вычислите сумму двоичных чисел x и y, если x = 10101012 и y = 10100112

1) 101000102 2) 101010002 3) 101001002 4) 101110002

4) Вычислите значение суммы 102 + 108 +1016 в двоичной системе счисления.

1) 101000102 2) 111102 3) 110102 4) 101002

5) Вычислите сумму чисел x и y, при x = 2718, y = 111101002. Результат представьте в шестнадцатеричной системе счисления.

1) 15116 2) 1AD16 3) 41216 4) 10B16

6) Вычислите сумму чисел x и y, при x = A116, y = 11012. Результат представьте в десятичной системе счисления.

1) 204 2) 152 3) 183 4) 174

7) Вычислите сумму чисел x и y, при x = 568, y = 11010012. Результат представьте в двоичной системе счисления.

1) 111101112 2) 100101112 3) 10001112 4) 110011002

8) Вычислите сумму чисел x и y, при x = 5A16, y = 10101112. Результат представьте в восьмеричной системе счисления.

1) 1518 2) 2618 3) 4338 4) 7028

9) Вычислите сумму чисел x и y, при x = 1278, y = 100101112. Результат представьте в десятичной системе счисления.

1) 214 2) 238 3) 183 4) 313

10) Вычислите A8116 + 37716. Результат представьте в той же системе счисления.

1) 21B16 2) DF816 3) C9216 4) F4616

11) Чему равна разность чисел 10116 и 1101112?

1) 3128 2) 128 3) 3216 4) 6416

12) Чему равна разность чисел 1248 и 5216?

1) 112 2) 102 3) 1002 4) 1102

13) Чему равна сумма чисел 278 и 3416?

1) 1138 2) 638 3) 5116 4) 1100112

14) Чему равна сумма чисел 438 и 5616?

1) 7916 2) A316 3) 1258 4) 10101012

15) Вычислите сумму чисел x и y, при x = 1101112, y = 1358. Результат представьте в двоичном виде.

1) 110101002 2) 101001002 3) 100100112 4) 100101002

16) Чему равно произведение чисел 138 и 516?

1) 678 2) Е216 3) 658 4) 1000012

17) Чему равно произведение чисел 158 и 516?

1) 758 2) 10010012 3) 2018 4) 4116

18) Чему равна разность чисел и ?

1) 110102 2) 101002 3)100102 4) 101012

19) Чему равна разность чисел и ?

1) 448 2) 2348 3)3616 4) 6016

20) Чему равна сумма чисел С516 и 478?

1) 111010102 2) 111011002 3) 100011002 4) 111101002

21) Чему равна сумма чисел и ?

1) 101000102 2) 101001002 3) 100101002 4) 100011002

22) Чему равна сумма чисел 578 и 4616?

1) 3518 2) 1258 3) 5516 4) 7516

23) Чему равна разность чисел 10116 и 11001012?

1) 448 2) 2348 3) 3616 4) 6016

24) Чему равна сумма чисел 448 и 4416?

1) 8810 2) 10410 3) 8816 4) 1048

25) Чему равна сумма чисел 448 и 5916?

1) 10310 2) 10112 3) A116 4) 1758

26) Чему равна сумма чисел 718 и 1F16?

1) 778 2) 1111112 3) BB16 4) 8810

27) Чему равна сумма чисел 338 и AA16?

1) 19710 2) 11110112 3) 778 4) 19716

28) Чему равна разность чисел A1216 и 45118?

1) 3018 2) 21110 3) C116 4) 110010012

29) Чему равна сумма чисел 6118 и F416?

1) 10011110012 2) 27D16 3) 64710 4) 11358

 

 


[1] Источники заданий:

1. Демонстрационные варианты ЕГЭ 2004-2011 гг.

2. Гусева И.Ю. ЕГЭ. Информатика: раздаточный материал тренировочных тестов. — СПб: Тригон, 2009.

3. Якушкин П.А., Ушаков Д.М. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010. Информатика. — М.: Астрель, 2009.

4. Крылов С.С., Лещинер В.Р., Якушкин П.А. ЕГЭ 2011. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся. — М.: Интеллект-центр, 2011.

5. Чуркина Т.Е. ЕГЭ 2011. Информатика. Тематические тренировочные задания. — М.: Эксмо, 2010.

6. Самылкина Н.Н., Островская Е.М. ЕГЭ 2011. Информатика. Тематические тренировочные задания. — М.: Эксмо, 2010.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: