Глава 2. Анекдоты в журнале




В 1964 году Никита Сергеевич Хрущёв был освобождён от всех занимаемых постов Октябрьским пленумом ЦК. Это сказалось на всей жизни государства: начали сворачиваться либо отменяться проведённые реформы, постепенно умолкала критика сталинского режима, приостановился процесс реабилитации. В журнале была развёрнута критика действий ушедшего Первого секретаря, развернувшего, в том числе и перенимание опыта у западных стран, особенно в области сельского хозяйства. До 1965 года на его страницах периодически появляется критика демонстрации западных достижений в качестве примера, в прочем, не многочисленная.

В печатных изданиях смена политики проявилась через окончание хрущёвской «оттепели» и возвращению более жесткого цензурного контроля над изданиями. Однако введение её было постепенным и некоторое время многие отголоски былых послаблений сохранялись. Это видно и по рассматриваемому материалу. Всё ещё поднималась тема неприкрытой цензуры и навязывания «правильного» взгляда на вещи, однако с течением времени всё менее активно и к началу 1970-х гг. вовсе была оставлена. Тем не менее, показательно, что явления, характерные для прошедшей эпохи, не были отменены сразу же по смене главы государства, а сворачивались постепенно, в течение нескольких лет.

В 1969 году в журнале неоднократно поднималась тема борьбы с пьянством, что свидетельствует о неудовлетворительных темпах преодоления проблемы не смотря на то, что СССР встал на этот путь ещё в 1958 году. Это имеет особое значение в свете того, что вскоре, в 1972 году, будет объявлена новая антиалкогольная кампания, начатая Постановлением партии и правительства №361 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма».

Немало внимания было уделено и тому, с чем журнал традиционно боролся - бюрократии, низкому качеству производимых товаров, низкой эффективности управления. В данной области журнал продолжал исправно исполнять свои функции, возложенные на него ещё во времена руководства Демьяна бедного.

Особое внимание уделялось зарубежным вопросам. Журнал выполнял свою функцию демонстрации всех недостатков и пороков западного общества. Повышенное внимание уделялось моральному облику жителя капиталистического общества - данная тематика, безусловно, была наиболее популярной, после бытовой. Не обходится стороной и сам принцип избрания во властные структуры, демонстрировавший превосходство как советской политической модели, так и меньший уровень политической сознательности в западном обществе, что, в свою очередь, перекликалось с регулярно поднимаемыми в его отношении морально-нравственными вопросами.

В целом, период второй половины 1960-х гг. для журнала в области социально-политических анекдотов характеризуется продолжением «по инерции» традиций Оттепели с их постепенным затуханием, всё большей ролью идеологически ориентированных шуток. Тем не менее, сохранялись и злободневные, обращённые к советской действительности, правда, некоторые начали маскировать под направленные на зарубежные вопросы. В прочем, этого вполне хватало для того, чтобы допустить их к печати.

Начиная с 1971 года анекдоты размещаются преимущественно в рубрике "улыбки разных широт", что подчёркивает их официально заграничную тематику. Всё так же остаётся ведущей тема западных ценностей и следования им. Не обходится вопрос соотношения декларируемой расовой терпимости и реального положения дел в США. Растёт внимание не столько к морали, сколько к самим принципам построения капиталистического общества. Затрагиваются и внутренние вопросы: как традиционные, так и достаточно необычные. Временами поднимается вопрос отношения к религии, что может рассматриваться как начало нового витка давления на церковь, формально прекратившегося с отстранением Хрущёва от власти и окончанием «антирелигиозной кампании». Так же критикуется качество изучения иностранных языков, затрагиваются лозунги, связанные со всевозможной экономией. Традиционно становится объектом осмеивания излишняя бюрократия. Можно сказать, что между шутками внутренней и внешней направленности установилось своего рода равновесие. Однако оно нарушается к середине десятилетия. Анекдоты посвящаются внутренним проблемам более, нежели внешним, что, скорее всего, вызвано набирающим в этот период обороты процессом «разрядки международной напряженности», достигший своей кульминации во время первого в истории визита Президента США в СССР и подписания Брежневым и Никсоном серии договоров и соглашений. Единственное, без чего журнал не мог обойтись - традиционное указание на чрезмерную озабоченность любыми материальными ценностями в западном мире.

Во второй половине 1970-х гг. вновь нарастает внимание к внешнеполитическим проблемам, что совпадает с периодом очередного охлаждения отношений со странами Запади и, в особенности, США. В журнале для данного периода характерно повышение активности в отношении мира Запада. Традиционно поднимается вопрос морали и ценностей. Затрагиваются социальные проблемы, с которыми сталкиваются идеологические противники, критикуется сама модель капиталистического государства и формы его управления. Активно используется принцип противопоставления двух моделей. Нарастает критика и высмеивание религии. В целом, данный период характеризуется преобладанием анекдотов с зарубежной и антирелигиозной направленностью, затрагиваются вопросы, связанные не только с моралью, но и с экономической системой западного мира. Внутренние проблемы освещаются мало, вопрос о бюрократии поднят лишь дважды, при том скорее посредством намёков, нежели прямого утверждения.

С началом 1980-х годов деятельность журнала в области публикации анекдотов сохраняла свою внешнеполитическую направленность, что поддерживалось общей напряженностью межгосударственных отношений, наступившей после окончания «разрядки» с вводом советских войск в Афганистан и бойкотированием в той или иной форме спортсменами из 64 государств Московской олимпиады 1980 года. Однако, произошли некоторые изменения в тематике: большое внимание уделялось проблеме не столько морального облика жителя капиталистического мира как такового, сколько следующему из этого росту преступности. Отношение к религии меняется от жесткой критики к иронии, но продолжает выставлять ее, прежде всего, в негативном свете.

В последние два года жизни Брежнева продолжает наблюдаться тенденция возрастания внимания к зарубежным проблемам в ущерб проблемам внутренним. Всё увеличивается нажим на моральный облик западного человека, дабы выставить его в как можно более неприглядном свете вместе со всей капиталистической средой, которая его таковым сформировала. Не ослабевает давление на религию. Внутренние проблемы практически не освещаются, за исключением занимающей заметное место медицинской тематики в общем потоке бытовых анекдотов. На прочие внутренние проблемы внимания не обращается вовсе.

Таким образом, журнал «Крокодил» отходит от своих базовых установок, заложенных при основании, и вновь приближается к состоянию, в котором он пребывал в последний период сталинской эпохи, что позволяет проводить некоторые параллели и говорить об отражении в журнале складывания нового «культа личности», чьи методы использования журнала во внутриполитических целях во многом копируют те, что имели место в начале 1950-х годов.

На рассмотренном материале ярко видна эволюция политики в отношении публикуемых в издании анекдотов за полтора десятка лет, прошедших после отстранения Хрущёва от власти и сворачивания «Оттепели». Если в первой половине 1960-х годов её отголоски ещё вполне чётко просматриваются в публикуемом материале, то уже к началу следующего десятилетия ясно видно увеличение давления на издание со стороны центральных органов: увеличивается доля анекдотов, имеющих внешнеполитическую направленность, преимущественно антизападную во всех проявлениях: от насмешек над экономическим строем до указаний на моральное разложение самого общества. Шутки, посвященные внутренним вопросам, приобретают менее явный вид, как правило, через использование вышеозначенных приёмов. В начале 1970-х годов вновь поднята тема религии, давление на которую через анекдоты не будет ослабевать вплоть до конца рассматриваемого периода.

Тем не менее, к середине десятилетия наблюдается некоторый спад интереса к внешним вопросам и концентрация на внутренних. Активно поднимается вопрос о бюрократии как негативно влияющей силе. Разумеется, конкретно о советской бюрократии не говорится ни слова, но тема с завидным постоянством поднимается вплоть до конца рассматриваемого периода и только к его концу перестаёт освещаться столь ярко, затухая к 1982 году. Возможно, это было связано с нарастающими проблемами в системе государственного управления в последние годы жизни Брежнева, что могло вызвать желание не привлекать к этому вопросу дополнительное внимание.

К 1976 году в разделе анекдотов наблюдается некое равновесие между шутками, посвященными внешним и внутренним вопросам, С течением времени, вплоть до конца рассматриваемого периода, доля анекдотов внешнеполитической направленности будет неуклонно возрастать, тогда как указания на внутренние проблемы будут практически вытеснены из раздела анекдотов к 1982 году. Таким образом, последующие шесть лет для раздела журнала «Крокодил» характеризовались всё возрастающим цензурным контролем, исключившем сначала «обезличенные» шутки внутренней направленности, а потом и замаскированные под высмеивающие зарубежные проблемы, но актуальные и в советском государстве.


Заключение

журнал советский печать анекдот

Можно сказать, что в рассматриваемый период юмор, публикуемый в изучаемом источнике, официально являлся одним из средств пропаганды и внушения «правильных» мыслей советскому человеку, формирования у него определённого образа мышления в отношении некоторых вопросов окружающей действительности, выполнял функцию освещения позиции Партии по многим вопросам, при том, делая это в менее официальной форме, что могло способствовать более глубокому проникновению в человеческое сознание, нужного взгляда на вещи, нежели при классическом подходе, использовавшимся в СМИ.

Юмор сам по себе носит менее навязчивый характер, легче входит в жизнь людей и потому легче распространяет информацию. В то же время работающие в журнале зачастую выражали на листах издания и мнения, не связанные по своей тематике с государственной пропагандой, но делали это не в открытую, а с использованием маскирующих приёмов, таких как обезличивание шутки через устранение всех элементов, способных указать на место действия, либо направления их официально на зарубежные проблемы. В обоих случаях, с формальной точки зрения, анекдоты переставали быть носителями не соответствующих желательному положению дел идей, но сохраняли саму ситуацию, хорошо знакомую рядовому населению СССР и потому им понятную. Это позволяло публиковать анекдоты, направленные на актуальные и злободневные внутренние проблемы, притом избегая возможного их запрета органами цензуры.

Всего в ходе работы было отобрано, изучено и проанализировано 86 шуток и анекдотов социально-политической направленности, опубликованных в течение рассматриваемого периода в разделах, посвященных анекдотам в журнале «Крокодил».

Таким образом, в результате проделанной исследовательской работы было выявлено прямое влияние политической обстановки, особенно внутренней, на материалы, публикуемые в разделе анекдотов журнала «Крокодил». Данное влияние для второй половины 1970-х - начала 1980-х годов характеризуется обратной зависимостью между нарастанием внутренних проблем и количеством публикуемых посвященных им анекдотов. Если в 1976 году таковых 7, не считая посвященных вопросам религии, то в 1982 таковыми могут считаться только 3, и то лишь с определённой условностью, так как проблема медицины в данных анекдотах лишь отчасти относится к социальной, переходя больше в бытовую сферу.

Работа показала, что с течением времени анекдоты всё больше выполняли функции пропаганды как через освещение проблем западного мира, так и через прямое противопоставление двух систем и даже двух «типов» людей: жителей мира «капиталистического» и мира «социалистического», как правило, с неизбежным доминированием с моральной точки зрения ценностей последнего.

В последние десятилетия существования СССР юмор выполнял различные функции. Он служил для снижения напряжения в обществе и ставился на службу пропаганде, он внушал «правильную» точку зрения и доносил, скрывая в себе, мысли самих авторов и редакторов изданий, он вставал в своеобразную оппозицию существующему положению дел и укреплял его, его ставили на службу государственной пропаганде и делали своим оружием несогласные.

Анекдот жил в культурной среде советского общества, изменяясь согласно велению времени и в то же время оставаясь на давно установленных позициях. Все эти противоречия, сплетаясь в тугой клубок, порождали явление, сочетающее несовместимые черты, имеющие простую форму, но множество смыслов и ещё большее количество возможностей их истолкования. Даже прохождение цензурного надзора не могло ничего изменить - даже убрав один, верхний слой анекдота, оставались другие, трактуемые не только с позиций юмора, но и в соответствии с окружающими социально-политическими и экономическими реалиями. Это «чтение между строк» позволяло заиграть анекдоту новыми красками, обнажить один за другим несколько скрытых смыслов, заложенных в него при его создании и развитии, осознанно, либо неожиданно для самого автора.

Именно этот взаимный обмен смысла и его понимания в определённой обстановке делает анекдот ценнейшим источником для изучения эпохи, ведь ничто не может передать её дух лучше, чем само её детище, вольное или невольное. Многогранность советского анекдота, даже не смотря на все попытки придать ему большую однозначность хотя бы в печати, была символом своего времени: времени развития и застоя, роста и распада, силы и слабости - времени противоречий.


Список использованной литературы и источников

1. Крокодил. − №1-36. − 1965. − С. 14-15.

2. Крокодил. − №1-36. − 1967. − С. 14-15.

. Крокодил. − №1-36. − 1969. − С. 14-15.

. Крокодил. − №1-36. − 1971. − С. 14-15.

. Крокодил. − №1-36. − 1974. − С. 14-15.

. Крокодил. − №1-36. − 1976. − С. 14-15.

. Крокодил. − №1-36. − 1977. − С. 14-15.

. Крокодил. − №1-36. − 1980. − С. 14-15.

. Крокодил. − №1-36. − 1982. − С. 14-15.

10. Блюм А.В. За кулисами «Министерства правды». / Тайная история советской цензуры. − СПб, 1994. − 320 с.

11. Руднев В. Прагматика анекдота // Даугава − №6. − 1990. − С. 99-102.

12. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. − М.: Новое литературное обозрение, 1996. − 368 с.

13. Ванюков Д.А. Эпоха Застоя. − М.: Мир книги, 2008. - 256 с.

14. Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР 1917-1991. − М.: РОССПЭК, 2002. - 400 с.

. Зубкова Е.Ю. История Отечества: люди, идеи, решения. − М., 1991. - 319 с.

16. Козлов В.А. Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти 1953-1985 гг. − М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. - 448 с.

17. Кречетников А. Перезагрузка-1959: первая попытка. URL: https://www.bbc.co.uk/russian/russia/2009/09/090929_khrushchev_usa_visit.shtml (Обращение 23.08.2011 18:53)

18. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. − М.: Искусство, 1968. - 191 с.

. Медведев Р.А. Личность и эпоха. Политический портрет Л.И. Брежнева. кн. 1-2. − М., 1991.

. Политика и культура при Брежневе, Андропове, Черненко. 1970-1985 гг. / Д. Кречмар; Авт. предисл. К. Аймермахер; Пер. с нем. М.Г. Ратгауза; Ассоц. исследователей рос. о-ва XX века; Ин-т рус. и совет. культуры им. Лотмана. - М.: АИРО-XX, 1997. - 320 с.

. Стыкилин С., Кременская И. Справочник «Сатира советской эпохи 1917-1963». − М., 1963.

. Стыкалин С., Кременская И. Советская сатирическая печать. 1917-1963. − М.: Госполитиздат, 1963. − 484 с.

. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. М.: Мысль, 1979.

. Цензура в России: история и современность. − СПб.: РНБ. 2001. - 271 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: