ПРИРОДА, СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ




Исходный тезис настоящей темы лекции может быть сформули­рован так: каждый человек мыслит, в своей основе, понятиями обы­денного познания, а наука оперирует специальными понятиями, ко­торые называются категориями. Это относится и к философии, ведь она тоже является формой познания и поэтому не может обойтись без собственного понятийного аппарата.

Любая наука имеет собственный, исторически сложившийся арсе­нал средств мышления, с помощью которых она осуществляет познание своего объекта и предмета. К этим.средствам относятся исходные прин­ципы как краеугольные положения данной науки и специальные методы познания. Познавательную роль выполняют и законы науки, представ­ляющие собой итоги и выводы исследования. Особое значение для науки имеет ее категориальный аппарат (система понятий). С его помощью наука проникает в "мир сущностей" предметов, явлений и процессов. Она постигает то, что не лежит на поверхности явлений и скрыто от наблюде­ния — сущность и структура, законы существования объектов. Катего­рии и есть предельно общие понятия науки, которые отражают внутрен­ние, наиболее общие и существенные стороны и связи той или иной пред­метной области окружающего мира. Категории —это научные понятия, в отличие от тех понятий, которые используются людьми в рамках их обыденного мышления ("стол", "дом", "одежда" и т.п.).

Что касается философских категорий, то они являются фундамен­тальными понятиями, поскольку на них опирается весь познаватель­ный процесс. Они активно применяются во всех сферах научного по­знания, а не только в науке. Эти категории отражают наиболее суще­ственные, необходимые свойства и универсальные (всеобщие) связи окружающего мира, бытие самого человека в этом мире. Кроме это­го, категории философии являют собой сложный синтез знаний о мире, ведь философия опирается на весь познавательный опыт человечества, всю его длительную, богатую и противоречивую историю. Именно это и имел в виду В. И Ленин, когда в своей работе "Философские тетра­ди" писал следующее: "Перед человеком сеть явлений природы. Ин­стинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Созна­тельный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т.е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать и ов­ладевать ею". К сказанному остается лишь добавить, что в философс­ких категориях воплощен также опыт самопознания человека, рас­крываются разнообразные отношения между человеком и миром.

Поскольку философские категории отражают единый и недели­мый, многообразный мир, то взятые вместе, они образуют собой не­кую систему ("сеть"). В этой сети категории, как содержательные фор­мы ("клеточки") и ступени человеческого мышления, органически вза­имосвязаны, как и все стороны отражаемого ими мира. Они вытека­ют друг из друга (например: "человек"—"индивидуальность"—"лич­ность" и т.п.) и дополняют, "переливаясь" друг в друга ("общество" и "природа", "причина" и "следствие" и т.д.). Система философских категорий представляет собой как бы портрет, теоретический образ окружающего мира и бытия человека в нем.

Первые попытки анализа и систематизации философских катего­рий появились в античной философии. Наиболее развитое для того вре­мени учение о категориях создал Аристотель (трактат "Категории"). Составленная греческим мыслителем таблица включала в себя 10 важ­нейших категорий философии: "сущность", "качество" и "количество", "отношение", "положение", "обладание", "место" и "время", "действие" и "страдание". Эта классификация имела большое значение для после­дующего развития философского и научного знания. В другой своей работе ("Метафизика") Аристотель свел эти категории к трем основ­ным — "сущность", "свойство" и "отношение". По Аристотелю, фило­софские категории — это высказывания об общих характеристиках бытия, образующие структуру логического мышления.

В средние века учение о понятиях развивалось в рамках острой полемики между номинализмом и реализмом как философскими тече­ниями. Основной предмет их спора состоял в том, существуют ли об­щие понятия ("универсалии") до вещей (так считал реализм) или же эти понятия являются всего лишь обозначениями (именами) этих ве­щей, как это полагали номиналисты.

Новым этапом в развитии представлений о природе и функциях фи­лософских категорий явилось творчество И.Канта. Они рассматривались немецким ученым как логические инструменты, с помощью которых по­знающий субъект обобщает и синтезирует результаты эмпирического (чув­ственного) познания. По определению Канта, категории —это некое "чи­стое", "подлинное" знание. Он отдельно выделял и рассматривал катего­рии, которые формируются и действуют на уровне чувственного познания ("созерцание", "опыт" и др.), рассудочного мышления ("пространство", "время", "движение" и др.) и разума ("мир", "Бог" и др.). Кант сформиро­вал систему из 12 наиболее употребляемых рассудком категорий — "един­ство", "реальность", "причинность", "взаимодействие", "множество" и другие. Задача рассудка ("практического разума") — соединять и обоб­щать эмпирический материал. К числу высших понятий ("идей") философ отнес такие, как "мир", "Бог", "душа" и т.п., которые формируются разу­мом и являются, по убеждению Канта, предметом веры, а не науки. Задача идей —"схватить" мир как единое и бесконечное целое.

Другой немецкий философ, Г.Гегель, разработал более подробную систему философских категорий. По его замыслу, она должна выражать движение мысли от абстрактного к конкретному, шествие "абсолютной идеи" в мире и ее опредмечивание в различных формах бытия (природа, обще­ство, сознание). Гегелевская система включила в себя 21 категорию — та­кие, как "ничто" и "становление", "сущность", "отрицание", "противо­положность" и "противоречие", "взаимодействие", "причина", "след­ствие" и другие. Большое внимание философ уделял категориям диалек­тики, которые раскрывают процесс движения и развития — "противоре­чие", "скачок", "отрицание". Учение Гегеля о философских категориях способствовало утверждению в философии системного метода как важ­ного проявления диалектического мышления. Благодаря гегелевской клас­сификации мир предстал как некое единое и динамичное целое, в кото­ром все взаимосвязано и взаимообусловлено, вытекает друг из друга.

В классическом марксизме (К.Маркс, Ф.Энгельс) философские кате­гории рассматриваются как результат обобщения опыта практической и познавательной деятельности человека. К числу наиболее важных марк­сизм относит такие из них, как "материя" и "сознание", "развитие", "об­щество", "противоречие". Все они подчинены целям формирования диа-лектико-материалистической картины мира и общественной жизни.

Своеобразный понятийный ряд сформировался в русской религи­озной философии (В.С.Соловьев. Н.А.Бердяев и др.). Наряду с тради­ционными философскими категориями, в этом течении сложились та­кие понятия и термины, как "всеединство", "богочеловечество", "со­борность", "правда", "целостная личность". В них бытие мира и че­ловека раскрывается под углом зрения православной религии и само­бытной отечественной культуры.

В истории философии сформировалось такое изобилие категорий, что без их классификации никак не обойтись. Делать это необходимо еще и потому, что философия включает ряд областей (онтология, гно­сеология, антропология и другие), каждая из которых имеет свой, спе­цифический набор категорий. В системе категорий философии услов­но можно выделить несколько рядов, совокупностей. Первый ряд со­ставляют так называемые универсальные категории, которые отража­ют ("схватывают") внешний мир как единое и динамичное целое. Сюда относятся такие из них, как "бытие", "материя", "время" и многие дру­гие, часть из которых нами была представлена в предыдущих темах лекций. Второй ряд составят частные философские категории, кото­рые отражают отдельные сферы, грани бытия. К ним относятся такие понятия, как "общество", "человек", "познание" и т.д. Классификация категорий возможна и по иному основанию, а именно — с точки зре­ния наличия в объекте философии двух полюсов — человека и мира, отношений между ними. В таком случае можно выделить три группы ("ряда") категорий, что мы и сделаем ниже.

Пфвая группа ("ряд") включит в себя категории, которые выража­ют направленность познающего субъекта на объективно существую­щий мир. Это — "объектно направленные" категории, к которым от­носятся такие, как "бытие" и "материя", "пространство", "время", "при­чина" и т.д. Данные категории отражают различные аспекты единого и многогранного мира, существующего вне и независимо от человека и человечества. К этому ряду следует отнести и категории диалектики — такие, как "связь" и "взаимодействие", "противоречие", "изменение", развитие" и другие. С их помощью философия исследует универсаль­ные взаимосвязи и процессы изменений в материальном мире.

Вторая группа ("ряд") будет представлена такими категориями. вторые выражают мир человека как уникального существа и явления мироздания. Это — "субъектно направленные", или смысложизненные категории, поскольку они раскрывают и духовный ("внутренний") мир, и бытие человека в окружающем мире. К ним относятся такие, как "че­ловек", "сознание", "свобода", "смысл жизни человека", "вера" и "на­дежда", "смерть", "бессмертие" и многие другие. Этот ряд категорий наиболее точно и глубоко характеризует человека как существо не толь­ко познающее, но и самопознающее, ищущее себя в этом мире. Они раскрывают также и особое призвание человека в мире — творить по законам красоты, добра и любви.

Третья группа ("ряд") вберет в себя такие категории, которые выражают одинаковую направленность философии как на объект (ма­териальный мир), так и на субъект (человек). Это — "равно направ­ленные" категории, раскрывающие мир человека и его духовно-прак­тическую деятельность, активное познание им окружающего мира и преобразование его. Этот ряд представлен категориями процесса по­знания ("истина", "заблуждение", "знание" и др.) и практики ("дея­тельность", "труд", "техника" и т.д.). Данные понятия символизиру­ют связь человека с окружающим миром, процессы их взаимодействия.

Философские категории выполняют весьма важные функции в системе философского и общенаучного познания. Характеризуя эти функции, выделим в первую очередь следующие.

Основная среди функций — мировоззренческая, которая означает, что философские категории есть те логические формы, в которых син­тезировано обобщенное знание о мире и бытии человека в нем. Вот почему без них невозможно формирование предельно обобщенной, те­оретической картины мира. С их помощью этот мир раскрывается пе­ред познающим человеком как единое, многогранное и динамичное целое, как огромный Космос, а человек в нем — как "малый" космос. Особую роль в создании философской картины мира играют такие "древние" категории, как "бытие" и "материя", "природа" и "человек", "время", "пространство". Они дают возможность в самом общем виде ставить и осмысливать вопрос о мире и бытии человека в нем.

Методологическая ("эвристическая") функция предполагает, что философские категории выполняют поисковую роль в познании челове­ком мира. Категории —это как бы орудия и инструменты, находящиеся на стороне познающего субъекта, в его интеллектуальной власти. Они задают человеку общую ориентацию в мире, помогают выбрать тот или иной угол зрения. Такой ориентацией может быть, например, нацелен­ность на познание мира как единого целого, а не как суммы разрознен­ных частей; изучение человека как существа деятельного и т.д. Философ­ские категории ориентируют также на познание отдельных фрагментов бытия —причинно-следственных связей в природе, логики развития об­щества, смысла истории и т.д. Кроме этого, категории помогают мысля­щему человеку определить и свое отношение к окружающему миру: лю5ить или же ненавидеть этот мир, созидать или же разрушать его. Они помогают также определить смысл своего существования и призвание в мире. Методологический потенциал философских категорий находит широкое применение в научном познании, в разных его отраслях — есте­ственных и технических науках, обществознании, в человековедении.

Кроме названных выше, существует еще и логическая функция. Она указывает на то, что категории философии являются элементами ("кле­точками") процесса философского познания. Человек ведь мыслит поня­тиями и категориями, и в этом тоже состоит его специфика и уникаль­ность. По сути дела, категории и понятия составляют структуру (строе­ние, скелет) мыслительного процесса. Они присутствуют и в самом язы­ке как сложной знаковой системе. Богатство мышления и языка напря­мую зависит, следовательно, от применяемого в нем категориального (понятийного) аппарата, в том числе и философских категорий.

Что касается функции формирования духовной культуры, то она указывает на то, что без научных и философских категорий невозмож­но функционирование таких форм духовности общества, как язык и наука, система образования и воспитания человека. Философские ка­тегории есть как бы "кумулятивные узлы"* этой культуры. Они кон­центрируют в себе предельно обобщенное знание, полученное в ходе всей истории познавательной деятельности человека. Без них невоз­можна культура мышления, т.е. способность познавать окружающий мир и себя в нем, достигать полноты этих знаний.

Наконец, практическая ("технологическая") функция философс­ких категорий состоит в том, что их осмысление и усвоение челове­ком помогает ему овладевать окружающим миром практически, т.е. преобразовывать его. Подчинение мира своей власти происходит с помощью знаний о нем, например — знания о причинно-следствен­ных связях в природе, о сущности вещей и процессов, о тенденциях и перспективах развития общества. Интеллектуальное освоение фило­софских категорий является, следовательно, необходимым условием Для сознательной, целенаправленной деятельности человека.

СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ В ИСТОРИИ,ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Очевидно, что окружающий человека мир, как объект философского исследования, представляет собой единство разнообразного, многое в одном. Это, в конечном счете, обусловливает богатство и единство самих философских категорий. Они сформировались в ходе многовековой духовно-практической деятельности человека как отраже­ние этого мира и образовали систему ("сеть").

Осваивая искусство познания материального мира, человек сна­чала выделял его отдельные, отграниченные друг от друга предметы и их объективные характеристики — цвет, размеры, форму и т.д. Так ' со временем сформировалось понятие "свойство". Эта философская категория применяется для отражения и определения отдельных сто­рон и характеристик предметов, вытекающих из их природы. Тако­выми являются, например, твердость и ковкость металла, холод льда и тепло огня и т.д. Знание свойств материальных предметов дает че­ловеку возможность обретать власть над природой и удовлетворять свои потребности. Это понятие нашло широкое применение и в на­уках, особенно в естествознании (биология, химия, физика и другие).

По мере отражения взаимозависимости вещей и явлений сформи­ровалась категория "связь" (отношение). Человек научился выделять и учитывать в своей деятельности временные и пространственные, генетические, причинно-следственные и иные связи. Каждому здраво­мыслящему человеку известно, например, что за весной всегда следу­ет лето, что дождь вызывает рост растений и т.д. Все вещи находятся во взаимной связи, взаимодействуют, и это придает миру упорядо­ченность и гармонию. Особого рода связью являются общественные отношения, которые тоже многолики — экономические, политичес­кие, семейные и иные.

В целях познания вещей и явлений с точки зрения их вплетенности друг в друга и наличия в вещах внутреннего строения философия выработала такие понятия, как "элемент", "структура" и "система", "часть" и "целое". Под структурой принято понимать внутреннее ус­тройство ("порядок") целого с точки зрения наличия в нем различных элементов. Можно вести речь, например, о структуре личности, струк­туре общества и т.д. Элементом же является исходный компонент пред­мета ("первоначальное вещество"), клеточка всякой структуры. Что касается системы, то под ней подразумевается упорядоченное един­ство связей и зависимостей между элементами сложного целого, его отношения с другими предметами. Системный подход означает так­же, что всякий предмет — это целое (единое), которое включает в себя многочисленные взаимосвязанные элементы. Совокупность этих эле­ментов представляет собой часть системы, относительно самостоятель­ное материальное образование. Понятия части и целого характеризу­ют, таким образом, систему с точки зрения ее единства и вместе с тем

—расчлененности, фрагментарности.

Системный анализ помогает раскрывать целостность предмета и выявлять разнообразные взаимосвязи между элементами. Этот метод нашел широкое применение в научном познании. С его помощью исследуются живые и неживые, природные и социальные системы, их внутреннее строение и протекающие в них процессы.

Для характеристики предмета как внутренне расчлененного и вме­сте с тем — структурно организованного (упорядоченного), филосо­фия выработала такие парные понятия, как "содержание" и "форма". Под содержанием ("содержимое") принято понимать единство всех элементов и внутренних связей, процессов, противоречий и тенден­ций в развитии предмета. Можно говорить, например, о содержании процесса обучения и воспитания, содержании политических требова­ний людей и т.д. Форма же является оформлением (организацией) со­держания, способом его выражения и существования. Говорят, напри­мер, о формах проявления современной политической жизни в нашей стране, о формах собственности. Формы проведения занятий в вузах, школах и иных учебных заведениях означают способы организации учебного процесса, изложения материала. Содержание всегда одно (в данном случае — преподавание), но проявляет оно себя в разных фор­мах. Содержание оформлено, а форма наполнена содержанием, — та­кова краткая формула их взаимосвязи.

Для перехода познания на более высокий уровень отражения объекта философия использует понятия "сущность" и "явление".

Сущность — это внутренняя и устойчивая, чувственно не воспри­нимаемая сторона предметов и процессов, которая является основой их существования. Она есть как бы глубинный закон ("корень") вещи, определяющий все ее функционирование и развитие. Известно, напри­мер, что сущностью классического капиталистического способа про­изводства является частная собственность. Это — исток и "тайна" данного способа производства, непременное условие его существова­ния. Сущностью электрического тока является направленное переме­щение заряженных электронов от одного полюса к другому; сущность политики — борьба за власть в обществе. Сущность, таким образом, представляет собой основное (суть) в содержании предмета или про­цесса, некий внутренний стержень. Явление же — это проявление (об­наружение) сущности, нечто внешнее, лежащее на поверхности и вос­принимаемое человеком с помощью органов чувств. Так, частная соб­ственность "обнаруживает" себя в явлениях свободного предприни­мательства и конкуренции товаропроизводителей на рынке. Элект­рический ток, как процесс, дает о себе знать через такие явления, как нагревание и свечение проводника. Политика проявляется в деятель­ности партий и движений, отдельных личностей.

"...Сущность является. Явление существенно", — так писал о соотношении этих сторон предмета В.И.Ленин. Хотя сущность и не лежит на "поверхности", тем не менее она все равно рано или по­здно обнаруживает себя. В связи с этим народная мудрость гласит, что "золото и в грязи блестит", "на воре и шапка горит". Но сущ­ность может и скрываться, как бы прятаться за многообразием явле­ний. Вот почему говорят, что "чужая душа — потемки", "чтобы уз­нать человека, надо съесть с ним пуд соли". Иногда в силу извилис­тости и противоречивости познания может возникать и такой фено­мен, как кажимость, или видимость. К числу таковых относят, на­пример, явление миража в пустыне. А кому-то кажется, что Солнце движется вокруг Земли, а не наоборот.

Названные выше категории сущности и явления применяются так­же и для раскрытия поэтапности процесса научного познания. Извес­тно, что он движется через изучение "мира явлений" (эмпирическое познание) к постижению "мира сущностей" (рациональное познание). От явления к сущности, от внешнего к внутреннему — так выглядит краткая формула познавательного процесса.

В целях исследования качественного многообразия вещей и про­цессов окружающего мира, выявления их неповторимости и вместе с тем - сходства, философия выработала понятия "единичное", "особен­ное" и "'общее". Под единичным понимается отдельный предмет с ин­дивидуальными характеристиками, например—Иван Иванович Ива­нов. Особенное же — это то, что присуще какой-то группе (в сравне­нии с другой группой), классу предметов. В данном случае — всем лицам мужского пола (физиологические данные, внешние характери­стики) в сравнении с женщинами. Что касается общего, то оно объе­диняет все без исключения предметы данной системы. В рассмот­ренном случае речь может идти о том, что именно присуще всем людям — и мужчинам, и женщинам. Названные понятия фиксируют не только бесконечное разнообразие мира, представленное через от­дельные вещи. Они помогают также выявить и познать всеобщие (уни­версальные), единые для всего мира свойства и законы. В связи с этим в философии применяется понятие "всеобщее", которое фиксирует пре­дельно общие характеристики, свойства, начала мироздания. Это, на­пример, движение как непременный атрибут всего сущего, смертность как удел всего живого и т.д. и т.п.

Известно, что все предметы и процессы материального мира нахо­дятся в универсальных (всесторонних) связях и отношениях друг с дру­гом. Между ними имеет место взаимодействие, т.е. процесс их влияния и проникновения друг в друга. Благодаря этому и складываются так называемые причинно-следственные ("порождающие") связи. Ф. Энгельс подчеркивал, что взаимодействие и является подлинной и конечной причиной (истоком) всех вещей. В философии под причиной понимают процесс или явление, которые при определенных условиях вызывают к жизни новые процессы и явления, предшествуют им во времени. На­пример, движение электронов, их взаимодействие друг с другом и атомными решетками является подлинной причиной нагревания и свечения электропроводника. Повышение температуры воды до 100 градусов при обычном атмосферном давлении вызывает ее кипение, а при снижении температуры до нуля образуется лед. Низкая культура и мораль, эго­изм и недальновидность человека являются причинами современного глобального экологического кризиса на планете.

В реальной действительности предметы и процессы порождаются как результат пересечения и наложения друг на друга многих причин. Вот почему философия применяет понятие полной причины, которое фиксиру­ет совокупность всех причин. Так, полной причиной глобального эколо­гического кризиса в наше время является непомерный рост потребностей человека, развитие техники и низкая экологическая культура, психоло­гия покорения и властвования, недостаточная правовая база и многое другое. Что же касается основной причины, то ею является та, которая сре­ди всех названных играет наибольшую роль. В данном случае таковой является неконтролируемая хозяйственная деятельность человека, порож­дающая чрезмерную техногенную нагрузку на природу.

Что касается следствия, то под ним в философии понимается то, что возникает под воздействием причины. Например, современная многопартийность в России явилась результатом реформирования общества. Испарение воды происходит, как известно, в результате ее нагревания. Надо иметь в виду, что в действительности причина и следствие как бы меняются местами. Так, если в одном случае дождь есть следствие атмосферных процессов, то в другом случае он уже вы­ступает для нас как причина новых процессов (увлажнение почвы, рост растений и т.д.). Причину важно отличать от повода, который выпол­няет роль всего лишь "спускового крючка", включающего новый про­цесс. Повод—это как бы внешняя по отношению к следствию причи­на, и поэтому не играющая главной роли. (В известном фильме "Бро­неносец Потемкин" действительной причиной восстания матросов были невыносимые условия их жизни, а вот поводом для протеста оказалось, как известно, поданное к столу испорченное мясо). В ходе взаимодействия и переплетения причин и следствий складываются причинно-следственные связи мира, которые носят объективный ха­рактер. Они существуют во всех формах движения материи и изуча­ются различными науками. Философское учение об этих связях назы­вается детерминизмом. В своих суждениях он опирается на данные естествознания и выводы практики человека.

Для вскрытия и анализа закономерных связей бытия философия выработала категорию "необходимое". Она фиксирует объективные, Устойчивые и повторяющиеся внутренние связи и процессы в мире. Необходимое—это то, что обязательно происходит при благоприят­ных условиях. К таким процессам относят, например, смену времен года, прорастание растения из семени, плавление металла. Для иссле­дования этих процессов применяются и такие понятия, как ""закон"', " 'закономерность".

Напротив, философская категория '"случайное" отражает внешние, неустойчивые и необязательные связи, явления и процессы. Случай­ное — это то, что может произойти, а может и не произойти. Так, случайным можно назвать гибель урожая от града, выпадение снега летом на территории центральной России и т.п. Разумеется, случай­ность небеспочвенна, поскольку она имеет под собой определенные основания и предпосылки. Поэтому случайное рассматривается в фи­лософии как форма проявления необходимого и ее дополнение. Слу­чайное — это как бы выпадение из общего закономерного потока, маленькое отклонение от общей струи. Необходимый процесс всегда пробивает себе дорогу в истории через огромное множество случай­ностей и препятствий, что происходит и в общественной жизни. При­мером этого может быть становление рыночной экономики и инсти­тутов демократии в современной России.

В отличие от иных процессов, неизбежное наступает независимо от тех или иных условий и обстоятельств. Так, неизбежной всегда явля­ется смерть живого организма, которая приходит рано или поздно, но всегда неумолимо. В данном случае действует весьма жесткая и одно­значная связь со строго определенным результатом и последствиями.

При исследовании развития материального мира во времени фи­лософией применяются категории "'возможность" и ^действитель­ность". Возможность — это то, что еще не стало реально существую­щим, наличным бытием. Оно имеется пока лишь в зародыше, потен­циально в виде предпосылок. Известно, например, что возможность социальной революции в обществе вначале существует всегда в виде определенных социально-экономических, политических и иных про­тиворечий. Возможность таланта и гениальности личности пред­ставлена в форме задатков как предпосылок способностей. Возмож­ность — это как бы назревшее "бытие", еще не приведенный в дей­ствие потенциал, источник. (Степень возможности наступления того или иного события, процесса, обозначается понятием «вероятность», которое широко применяется в современной науке). Напротив, невоз­можное вовсе исключено, так как для него нет никаких предпосылок и условий (например, попытки создать вечный двигатель, совершить посадку на Солнце и т.п.).

Под действительностью философия понимает реальное ("налич­ное", "созревшее") бытие вещей и процессов. Это то, что уже живет и действует, развивается, пройдя этап становления. Возможность, та­ким образом, есть будущее, которое содержится в настоящем в форме предпосылок. Действительность же — это настоящее, которое содержит в себе и прошлое и будущее одновременно. Всякая действитель­ность является результатом уже заложенных ранее предпосылок. Она несет в себе потенциальные возможности развития в самых разных направлениях. Вот почему можно сказать, что у человека в юношес­ком возрасте всегда имеется много вариантов выбора жизненного пути, в том числе и альтернативных. Однако действительность всегда ока­зывается одна, единственна, и иногда, увы, она носит даже трагичес­кий характер.

Мы выделили и охарактеризовали отдельные философские категории. Они были показаны в контексте своего становления в рамках духовно-практической деятельности человека. Именно так и следует их рассматри­вать — как обобщение и итог познания мира. Сама история философии в таком случае предстает как история становления и развития своего поня­тийного аппарата.

Итак, философские категории представляют собой развиваю­щуюся систему знания, сумму и итог познания и практического преобразования окружающего мира. Без овладения этими катего­риями невозможно философское мышление как размышление чело­века о мире, вопрошание о нем.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

1.Алексеев П.В„ Панин А.В. Философия. — М„ 1996. С. 360— 430.

2.Андреев И.Д. Диалектическая логика.— М„ 1985.

3. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. — М„ 1974.

4. Горбачев В.Г. Словарь-справочник по курсу философии. Учебное по­собие для вузов и средних специальных учебных заведений. — Брянск, 1998.

З.Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. — М.. 1996.

6. Категории мышления и индивидуальное развитие. —Алма-Ата, 1991.

7. Мировоззренческое содержание категорий и законов материалисти­ческой диалектики.— Киев, 1981.

8. Спиркин А. Г. Основы философии. —М„ 1988. С. 158—255.

9. Философский словарь/под ред. И.Т.Фролова.—М., 1991.

10. Философский энциклопедический словарь. Статьи "Категории" "Понятие". — М., 1983.

11. Шептулин А.П. Категории диалектики. — М., 1971.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: