Причины падения Российской империи




https://ruskline.ru/news_rl/2020/03/03/prichiny_padeniya_rossiiskoi_imperii

К очередной годовщине Февральской катастрофы

Протоиерей Ростислав Мельник

03.03.2020 87

1. Внешние факторы. Революционеры, поддержанные мировой закулисой и вскормленные олигархами Запада и США, в условиях жесткой информационной войны явились главной действующей силой, разрушающей империю. Под воздействием внешних и внутренних разрушительных факторов случилось то, что великая, богатая, культурная и просвещенная империя рухнула. Почему же люди, которые при царе жили довольно неплохо, поменяли свои представления о мире, взялись за оружие и стали крушить сложившиеся веками порядки?

А случилось то, что в стране, истощённой многолетней войной, в один момент сошлись все внешние и внутренние причины и обстоятельства, способствующие крушению империи и разжиганию революционной стихии. Одной из главных причин было то, что в стране десятилетиями назревал сильный духовный и моральный кризис. Многие потеряли веру в Бога и доверие к властям. Произошла подмена ценностей. Было много деятелей, особенно среди людей образованных, которые посвятили себя борьбе с законной властью. Ими был создан своего рода «культ светлого будущего». Одержимые идеями французской революции под лозунгами «свободы, равенства и братства», они боролись с царизмом, чтобы разрушив его, создать на этом месте утопическое государство всенародного счастья. Правда, методы борьбы за это светлое будущее были выбраны ими совершенно странные. Это - ложь, обман, лицемерие, насилие и террор, от которых погибали многие невинные люди. Социалисты, возглавившие революционное движение, увлекли за собой очень многих из всех слоев общества, и направили эту стихию на разрушение империи. А когда революция совершилась, за дело взялись большевики, которые умело направили всё для достижения своих целей. Очень важным фактором в разрушении самодержавия явилось финансирование революционных движений. Львиная доля обеспечения революции пришла в страну из внешних источников – от стран Запада.

Революционная катастрофа не произошла внезапно. На протяжении многих десятков лет враги России подготавливали ее долго и упорно. Медленно, но верно, они шли к своей цели, используя все возможные средства. Своего они добились. Революция в октябре 1917 года была совершена на немецкие деньги от Парвуса, который финансировал Ленина и его соратников. Деньги от него Ленину передавал эстонский посредник Кеткола. Виктор Кобылин считает, что правительство Германии выделило на организацию революции в России около 70 млн. марок. От посольства Германии Ленин получал финансирование и через Ромберга. Другая группа революционеров во главе с Львом Троцким получала средства от американских олигархов с Уолл-стрит Якова Шиффа, Варбургов, Крейна. Внесли свою лепту в это дело также Ротшильды, Морганы, Мендельсоны и другие олигархи. «Западные партнеры» не только финансировали революцию и забастовочные движения, но и на протяжении многих лет вели информационную войну против державной России и царского дома Романовых. Они явились организаторами февральского переворота через сотрудников своих посольств и разведок. Но действовали они не прямо, а скрытно, оказывая влияние на оппозицию, сложившуюся против самодержавия по ряду разных причин. Во главе этой оппозиции встали богатые и влиятельные люди. Целью оппозиции был захват власти и устранение царя. В августе 1915 г. думские фракции кадетов, трудовиков, прогрессистов и октябристов объединились в «Прогрессивный блок», который стал ядром антимонархического заговора. Этот заговор возглавили самые влиятельные лица из «прогрессистов». Многие из них принадлежали к тайному масонскому обществу и были идейными противниками самодержавия. Согласно их планам, царь должен быть принуждён к отречению от власти, затем арестован и выслан за границу. Обсуждался вопрос и об убийстве его, если тот не отречется от престола. Гучков отмечал, что «на это было получено согласие некоторых иностранных правительств». Иностранные правительства умело направили все оппозиционные силы на свержение царской власти.

19 января 1917 г. в Петрограде собралась конференция союзников для координации усилий по завершению войны, снабжению русской армии и урегулированию территориальных вопросов в случае победы. Но была еще и тайная цель – разведка политической обстановки внутри страны и координация действий с организаторами готовящегося переворота. Главным действующим лицом союзников был банкир лорд А. Мильнер, которого Олег Платонов называет «Великий Надзиратель Великой масонской ложи Англии». В Петроград также приехал генеральный английский консул в Москве и по совместительству резидент британской разведки Брюс Локкард. Лорд Мильнер встретился со всеми представителями думской оппозиции. Кроме того, англичане провели переговоры с представителями финансовых кругов и военными на предмет организации переворота. С этой же целью у британского посла Бьюкенена постоянно происходили встречи со многими деятелями оппозиции, а с кадетом Милюковым, по сведениям полиции, он общался почти ежедневно. Посол Франции М. Палеолог вел тайные переговоры с польскими сепаратистами и поддерживал участников заговора. Отмечена и заметная роль в этом деле посла США в России Д. Френсиса. Все они внесли свой вклад в осуществление революции в России. «Глава французской военной миссии при царской Ставке М. Жанен записал в свой дневник 7 апреля 1917 г., что Февральская революция руководилась англичанами и конкретно, лордом Мильнером и сэром Бьюкененом» (Цит. по: Мультатули П.В. Внешняя политика императора Николая II. М.: ФИВ, 2019, с. 659). Фактически доказано, что в организации революции большую роль сыграло вмешательство западных союзников. «Жанен писал в дневнике в марте 1917 г., что в момент переворота Петроград был наполнен английскими агентами, которые подкупали солдат, чтобы те не выходили из казарм и не подчинялись своим офицерам, предлагая им за это 25 рублей» (Там же, с. 665). Когда уже было всё подготовлено, пользуясь отсутствием государя, который 22 февраля 1917 г. уехал в Ставку, заговорщики начали осуществлять свои планы. С 23 февраля в столице начались массовые выступления и демонстрации, которые переросли в вооруженные выступления с армией и полицией. Было свергнуто царское правительство, а 2 марта 1917 г. плененный военными заговорщиками и сам царь был лишен престола. Затем он был арестован и отправлен под конвоем в Царское Село. Но еще до отречения царя 1 марта 1917 г. над Зимним дворцом был поднят красный флаг. Представители союзных держав Англии, Франции и США первыми признали законной властью в России Временное правительство. Все эти события явились хорошо спланированным государственным переворотом, подготовленным и осуществленным думской оппозицией, высшим офицерством и либеральной интеллигенцией при поддержке влиятельных промышленных кругов, западных правительств и их разведок. В таких условиях император Николай II просто не мог что-либо изменить, хотя и старался.

Совершена была революция по уже хорошо отработанному сценарию. Сначала спровоцировали I Мировую войну и втянули Россию в эту многолетнюю кровавую бойню. Затем начали через своих агентов разрушать ее изнутри, чтобы постепенно, обескровив и обессилив, совершить вооруженный переворот. После чего начался откровенный грабеж ценностей и сырьевых ресурсов страны. Таковы внешние причины и разрушительные проявления так называемой «народной» революции. Следует отметить, что царскую власть уничтожили не какие-то внешние силы, не немцы, ни английский заговор и не военные неудачи. Действительно, возникло колоссальное напряжение и истощение материальных и людских ресурсов в кровопролитной мировой войне. Но не в них главная причина случившегося. Российская империя все эти вызовы преодолевала под управлением своего кроткого царя.

Но куда важнее и разрушительнее для государства были внутренние причины и воздействие в самой стране центробежных разрушительных факторов. Если бы не было этих внутренних факторов, то и внешние не смогли бы ничего с ним сделать. Россия не раз испытывала тяжелейшие потрясения, но пока она держалась веры православной и была единой в своем уповании, имела единый духовно-нравственный стержень, то была непобедима.

2. Внутренние факторы. Воздействие этих внутренних факторов, разрушающих Российскую державу, можно выразить следующим образом. Со времен Петра I в Россию приехали многие иностранные ученые, специалисты и военные. Иногда они занимали очень важные позиции в своих областях деятельности, но в то же время были совершенно чужды русским обычаям и русскому духу. Профессорами учебных заведений в XVIII-XIX веках были часто тоже иностранцы. Они насаждали среди учащихся либеральные идеи философов-энциклопедистов и французских революционеров. Воспитателями барских детей чаще всего приглашали иностранных гувернёров-иноверцев. Иногда это были пленные солдаты наполеоновской армии или авантюристы, искатели приключений, которые не могли себя найти на родине. Они с пренебрежением относились к православному русскому народу, его обычаям и культуре. Доходило до того, что во многих дворянских семьях забывали русский язык и говорили только на французском или немецком. Историю нашу и науки в те времена чаще всего изучали по трудам иностранцев. Русская историография во многом сложилась под предвзятым влиянием западных историков. Вследствие всех этих причин среди знати возникло в некоторой степени раболепство перед Западом и пренебрежение ко всему русскому исконному наследию. Против этого боролись еще Михаил Ломоносов и славянофилы.

Дворянство не понимало царя и не поддерживало его реформы. В начале ХХ века многие дворянские роды обеднели, но и поступать на государственную службу не хотели. Жили праздно и бездумно.

Крестьянство со времен Екатерины II было сильно закрепощено. Его лишили многих прав и гражданских свобод. И только в 1906 году царским указом крестьяне были уравнены в правах с прочими сословиями. Но недовольство и напряжение в деревне сохранялось. Крестьяне мечтали о расширении земельных угодий, улучшении условий жизни и более справедливом распределении плодов труда.

Рабочие, возмущенные социалистами, стали ненавидеть капиталистов-эксплуататоров и боролись за свои права, требуя повышения зарплаты, улучшения условий труда и сокращения рабочего дня.

Старообрядцы, с давних времен преследуемые и ссылаемые царскими властями, были недовольны своим положением. Многие из них стали промышленниками и крупными финансистами. Некоторые, такие как Морозов, поддерживали и финансировали революцию.

Интеллигенция и студенчество были одержимы социалистическими идеями и тоже вели борьбу с царизмом.

Между элитой общества и простыми гражданами возникло множество противоречий и разделений, которые начались и развивались еще с петровских времен. Общим было только то, что все были недовольны существующими порядками и хотели перемен.

Русское общество XVIII-XIX веков сильно подвергалось влиянию Запада и в сфере духовного просвещения. В духовных школах язык науки был латинский. Семинаристы писали сочинения на латыни. Очень долго православное образование было зависимо от схоластического богословия римо-католиков и юридической теории спасения.

В книжных лавках можно было найти произведения любых протестантских и католических богословов, оккультную литературу, книги по восточной и западной мистике. Почти невозможно было только найти творения святых отцов и православных богословов. Западному влиянию были подвержены также все стороны церковного искусства и культуры. От этого предостерегали святитель Игнатий Брянчанинов и Оптинские старцы. И только во второй половине XIX века Церковь стала освобождаться от западного влияния и возрождать восточные православные святоотеческие традиции.

В начале ХХ века русское общество было взбунтовано и разделено. Но ещё хуже стало то, что не было духовного единства. Многие из высшего дворянского сословия не были православными и с пренебрежением относились к простому русскому народу, хранителю отеческой веры. Элита отошла от Церкви. Среди высших слоев общества было очень много протестантов и католиков. В высшем свете был разгул оккультизма, всевозможных гаданий, спиритизма, магии, астрологии, различных русских, западных и восточных сект. Салоны многих знатных особ, в том числе и близких ко двору, таких как Черногорские принцессы Милица и Анастасия, были центрами астрологии и оккультизма.

В народе были распространены секты духоборов, молокан, хлыстов, скопцов и других. Среди кубанских казаков в некоторых станицах распространялась иудействующая секта «Новый Израиль». Члены этой секты одни из первых в столичном гарнизоне поддержали революцию.

Среди высокообразованных кругов был расцвет материализма и нигилизма.

Глубоко религиозный царь и его ближайшее окружение были чужды потерявшему веру и моральные устои обществу. Церковь, лишённая патриаршества, была превращена Петром I в один из государственных департаментов. Она перестала играть роль нравственного фундамента и цементирующей скрепы, соединяющей всё здание русского народного дома. Веками Русская Православная Церковь в самые тяжелые моменты нашей истории являлась той консолидирующей силой, которая помогала сохранять народное единство и выдержать все испытания.

Вдохновляя всех на подвиг, она давала возможность возрождаться Родине из пепла. Так было в период феодальной раздробленности Киевской Руси; так было в период монголо-татарского ига; так было в Смутное время; так было при нашествии Наполеона и в другие тяжелые времена.

В Синодальный период Церковь при видимом внешнем благополучии была скована государством по рукам и ногам. Петровскими реформами чудная симфония была нарушена. Церковь перестала иметь возможность пророчески свидетельствовать миру Божью истину и обличать сильных мира сего во грехах. Самым отрицательным последствием петровской реформы было то, что в России Церковь стала терять один из главных своих признаков – соборность. Вместо гармонического соединения двух ветвей власти наступил цезаропапизм. От Церкви также были отняты функции просвещения и печалования перед властями за обижаемых, сирот и бедных. С потерей всех этих функций Церковью, стал разрушаться духовный стержень, становой хребет, на котором держалось все тело Российской империи. Пришли в упадок духовное просвещение и церковное книгоиздательство. В духовных школах в начале XIX в. не хватало даже учебников. Занятия велись по рукописным конспектам, которые, как правило, находились в единственном экземпляре у преподавателей. Священники, особенно провинциальные, были малограмотны. Богослужебный устав они нарушали и проповедь Слова Божия не вели. Об этом свидетельствует святитель Тихон Задонский в своих письмах и другие церковные писатели, вплоть до 2-й половины XIX века. Церковные реформы привели к тому, что страну охватил сильный духовный кризис, который проник даже в среду духовенства. В предреволюционное время были выпуски в Духовных семинариях, где ни один из получивших диплом не принял священный сан. Революционные волнения иногда происходили и в духовных учебных заведениях. Бывали случаи, когда семинаристы участвовали в митингах и шли на баррикады. Впоследствии этот духовный кризис в среде духовенства выразился в том, что часть из них примкнула к обновленцам и живоцерковникам. Образованные круги общества увлекались учением Льва Толстого, французской философией и ницшеанством. Многие были одержимы идеями французской революции и марксизмом.

В начале ХХ века среди интеллигенции и студенчества очень популярны были разные религиозно-философские общества. Как правило, в своих религиозных исканиях они уходили от Церкви, от истинного Бога и создавали своих кумиров. Они искали смысл жизни в преклонении перед прекрасным и другими отвлеченными символами. В результате эти мистики приходили к раздвоенности понятий и к душевному смятению. На смену православной чистой духовности в общество приходили суррогаты и смеси суеверий, ложной мистики и оккультизма. В литературной среде очень многие были привержены идеям декадентства, символизма и футуризма.

С другой стороны, в то время были такие яркие личности, как отец Иоанн Кронштадский, отец Философ Орнатский, отец Алексий Мечев, Оптинские старцы, которые возвращали многих людей к Богу через покаяние. Однако влияние они оказывали, в основном, на простой народ. Интеллигенция и высший свет были далеки от них.

Просвещение в светских высших учебных заведениях стало либерально-рационалистическим, даже в некоторой степени атеистическим. Многие образованные люди потеряли Бога. А раз для человека Бога нет, то ему кажется, что всё дозволено.

В стране были распространены бюрократизм, формализм, ханжество, карьеризм, взяточничество и казнокрадство. Все эти пороки общества обличала русская классическая литература. Государственные чиновники распространению этих пороков всячески способствовали. Чего стоит только одна обязаловка раз в год исповедоваться и причащаться, с предоставлением об этом справки от духовника?! По мере оскудения веры, начали рушиться моральные принципы и устои. Отсюда пошли ложь, лицемерие, жестокость и насилие революционеров. Многие из народа, обманутые яркими лозунгами, призывами к созиданию «светлого будущего», пошли за ними. Царство разделилось и не устояло.

Выводы. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что главными причинами падения Российской империи были следующие факторы:

1) Внешние разрушительные воздействия мировой закулисы, финансовых воротил Запада и иностранных разведок при взаимодействии с внутренними враждебными силами.

2) Информационная война, развязанная врагами России против царского самодержавия.

3) Усталость от войны и невозможность выдержать тяжелые испытания всеобщего кризиса и вызовов военного времени.

4) Нигилизм, ложный мистицизм и нарушение в душах многих людей живой связи с Богом.

5) Десакрализация священных понятий о благодатной природе Церкви и власти православного царя.

6) Потеря духовного единства и разъединение всех слоев общества. Разброд и шатание в умах жаждущих революции людей.

7) Предательство Помазаннику Божию, которому весь народ давал клятву на верность.

Дай нам всем Бог осознать свои грехи и принести достойные плоды покаяния, чтобы не повторять прежних ошибок.

Святые Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!

Протоиерей Ростислав Мельник, Ставрополь

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

К не нашим (Николай Языков)

 

О вы, которые хотите

Преобразить, испортить нас

И онемечить Русь, внемлите

Простосердечный мой возглас!

Кто б ни был ты, одноплеменник

И брат мой: жалкий ли старик,

Её торжественный изменник,

Её надменный клеветник;

Иль ты, сладкоречивый книжник,

Оракул юношей – невежд,

Ты, легкомысленный сподвижник

Беспутных мыслей и надежд;

И ты невинный и любезный,

Поклонник тёмных книг и слов,

Восприниматель достослезный

Чужих суждений и грехов;

Вы, люд заносчивый и дерзкий

Вы опрометчивый оплот,

Ученья школы богомерзкой,

Вы все – не русский вы народ!

Не любо вам святое дело

И слава нашей старины;

В вас не живёт, в вас помертвело

Родное чувство. Вы полны

Не той высокой и прекрасной

Любовью к Родине, не тот

Огонь чистейший, пламень ясный

Вас поднимает; в вас живёт

Любовь не к истине и благу!

Народный глас – он Божий глас, -

Не он рождает в вас отвагу:

Он чужд, он странен, дик для вас.

Вам наши лучшие преданья

Смешно, бессмысленно звучат;

Могучих прадедов деянья

Вам ничего не говорят;

Их презирает гордость ваша.

Святыня древнего Кремля,

Надежда, сила, крепость наша –

Ничто вам! Русская земля

От вас не примет просвещенья,

Вы страшны ей: вы влюблены

В свои предательские мненья

И святотатственные сны!

Хулой и лестию своею

Не вам её преобразить,

Вы, не умеющие с нею

Ни жить, ни петь, ни говорить!

Умолкнет ваша злость пустая,

Замрёт неверный ваш язык:

Крепка, надёжна Русь Святая,

И русский Бог ещё велик!

 

Свобода (Пётр Вяземский)

 

Послушать: век наш – век свободы,

А в сущность глубже загляни –

Свободных мыслей коноводы

Восточным деспотам сродни.

 

У них два веса, два мерила,

Двоякий взгляд, двоякий суд:

Себе даётся власть и сила,

Своих наверх, других под спуд.

 

У них на всё есть лозунг строгой

Под либеральным их клеймом:

Не смей идти своей дорогой,

Не смей ты жить своим умом.

 

Когда кого они прославят,

Пред тем – колена преклони.

Кого они опалой давят,

Того и ты за них лягни.

Свобода, правда, сахар сладкий,

Но от плантаторов беда;

Куда как тяжки их порядки

Рабам свободного труда!

 

Свобода – превращеньем роли –

На их условном языке

Есть отреченье личной воли,

Чтоб быть винтом в паровике;

Быть попугаем однозвучным

Который, весь, оторопев,

Твердит с усердием докучным

Ему насвистанный напев.

 

Скажу с сознанием печальным:

Не вижу разницы большой

Между холопством либеральным

И всякой барщиной другой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: