Протокол психодиагностического обследования




Задание 1

 

Семья определяется как социальный институт, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников.

Пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций, коалиций и т. п.) и системы взаимоотношений между ее членам.

Структура и функции семьи. Функции семьи призваны реализовывать ее возможности в качестве как цели (создание оптимальных условий для формирования социальной идентичности и социализации детей), так и средства удовлетворения общественных, групповых и индивидуальных потребностей. При этом сами семейные функции являются формой реализации двухсторонней связи. Через них, с одной стороны, семья связана с обществом, а с другой с составляющими ее индивидами. Реализация основных семейных функций удовлетворяет потребности отдельных членов семьи и системы в целом, в том числе ее потребность в росте и изменении. Однако также как до сегодняшнего дня в науке не обозначилось единого определения семьи, так и в многочисленных публикациях указывается значительное количество ее функций, нередко различающихся между собой, а в некоторых случаях и противоречащих друг другу. По мнению Г.Наваитиса причиной этого является недостаточно четкое определение потребностей, удовлетворяемых в семье.

Несмотря на достаточно обширный перечень разнообразных функций семьи, выделяется определенный «костяк» потребностей, на которых они основываются, представленный в работах практически всех авторов. Вслед за А.Н. Елизаровым попытаемся представить обобщенный список наиболее часто встречающихся в литературе функций, приписываемых семье (по мере уменьшения частоты их встречаемости в литературе)

1) рождение и воспитание детей; 2) трансляция ценностей из поколения в поколение, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала; 3) удовлетворение потребностей в эмоциональном комфорте и психологической поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви; 4) создание условий для развития личности всех членов семьи;5) удовлетворение сексуально-эротических потребностей; 6) удовлетворение потребности в совместном проведении досуга; 7) организация домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь; 8) удовлетворение потребностей в отцовстве или материнстве, общение с детьми, их воспитание, самореализация в детях;9) удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в устойчивых коммуникативных связях с ними; 10) социальный контроль за поведением отдельных членов семьи; 11) организация деятельности по финансовому обеспечению семьи; 12) охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие стрессов.

Структура семьи:

-«нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

-«пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

- «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

- «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви Д., 1993).

А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу:

- нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

- расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений — прародителей, родителей и детей (внуков).

Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети отданного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью (Антонов А. И., Медков В. М.)

Е. А. Личко (Личко А. Е., 1979) разработал следующую классификацию семей:

1. Структурный состав:

- полная семья (есть мать и отец);

- неполная семья (есть только мать или отец);

- искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2. Функциональные особенности:

- гармоничная семья;

- дисгармоничная семья.

Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:

- централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;

- автономный —муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

- демократический — управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А. И., Медков В. М., 1996) разделяют на:

- партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец

- матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать

- эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

Внутрисемейные отношения являются основным элементом семейного воспитания, поскольку они, как определенная социальная общность, выступают как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. К тому же естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными. Помимо них семья также включает в себя хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические и другие связи. Внутрисемейные отношения также взаимосвязаны с национальными и бытовыми отношениями. В обобщенном виде именно семья аккумулирует в себе всю их совокупность.

Семейная метакоммуникация — это важная характеристика семейного функционирования, с точки зрения развития как самой семейной системы, так и отдельных членов семьи. Данный термин описывает процессы совместного обсуждения и осмысления того, что происходит между членами семьи, то есть представляет собой комментарий или сообщение по поводу коммуникации. Она может быть как вербальной, так и невербальной, и обычно представляет собой сигналы, помогающие правильно понять контекст сообщения. Противоречивость сообщения, либо на уровне его содержательной или смысловой части (например, пожелание «Будь непосредственным»), либо выражающаяся в несоответствии его вербальных и невербальных компонентов, приводит к парадоксу. Крайним вариантом подобной парадоксальной коммуникации является «двойной зажим» (Черников А. В., 2001). «Двойной зажим» («двойная связь», «двойная ловушка», «двойное послание») может быть определен как ситуация, когда индивид на разных уровнях коммуникации получает два противоречивых сообщения от одного и того же лица, с которым он, как правило, находится в близких отношениях. При этом ни на одно из полученных сообщений у него нет возможности адекватно отреагировать. В то же время он не в состоянии прервать взаимодействие в силу значимости отношений. Все это делает ситуацию безвыходной, так как реакция, адекватная одной части послания, будет вступать в конфликт с его другой частью. Помимо «двойной связи», признаками дисфункциональности семейной метакоммуникации являются ее фрагментарность или полная сокрытость (наличие «семейных секретов»). Так, например, может утаиваться некоторая информация от тяжелобольного члена семьи. При этом вся семья вовлекается в фальшивые тягостные коммуникации, которые еще больше увеличивают тревогу и депрессию, как у самого больного, так и у его близких.

Семейная история понятие, описывающее хронологию значимых

событий жизни семьи в течение нескольких поколений. Э.Г. Эйдемиллер для работы с семейной историей вводит термин «тема», под которым он понимает специфическую проблему, вокруг которой формируется периодически повторяющийся в семье конфликт. Тема определяет способ организации жизненных событий и внешне проявляется в стереотипах поведения, которые воспроизводятся из поколения в поколение.

Изучение данного феномена повторения в поколениях поведенческих

стереотипов было начато М. Боуэном. Им было установлено, что в семье отпоколения к поколению наблюдается накопление и передача дисфункциональных паттернов, что может явиться причиной индивидуальных затруднений у членов семьи. Эти наблюдения были развиты и зафиксированы в его концепции трансмиссии. С помощью генограммы, автором которой является М. Боуэн, можно правильно записать и узнать свою семейную историю. Метод генограммного анализа используется для терапевтических и для учебных целей.

Семейный миф – это многофункциональный семейный феномен, формирующийся в виде совокупности представлений членов данной семьи о ней самой. Миф – это сложное семейное знание, которое является продолжением такого предложения, как: «Мы – это…». Это знание актуально не всегда. Оно актуализируется, либо когда посторонний человек входит в семью, либо в моменты каких-то серьезных социальных перемен, либо в ситуации семейной дисфункции.

Семейный сценарий – это сформированная в раннем возрасте неосознаваемая программа поведения, в соответствии с которой индивид выстраивает свою семейную жизнь. Согласно идее брачного сценария, развитие отношений супругов в браке обусловлено неосознаваемой тенденцией к повторению моделей семьи своих родителей или отношений с ближайшими родственниками.

В связи с этим выделяют следующие «брачные сценарии»:

1. Родительская модель.

2. Модель брата или сестры.

 

 

Задание 2

Классификация типов семейного воспитания

 

Автор Типы семейного воспитания
О.Коннер (по В.В. Столину)   Принятие и любовь   Явное отвержение   Излишняя требовательность   Чрезмерная опека
А.М. Сигелмен 1963 Активная любовь   Неприятие   Сверхтребовательность   Гиперопека   Случайный тип воспитания(непоследовательный)   Пренебрежение
Е.С. Шефер, Р.К. Белл 1958 Свобода, демократия, кооперация   Ненависть   Сверхтребовательность   Всепрощенческая гипероопека   Отчуждение, пренебрежение  
А.И. Захаров 1982 Безусловная любовь   Неприятие   Условная любовь   Гиперопека  
А.Е.Личко Э.Л.Эйдемиллер 1987 1. Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности. 2. Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе к ребенку, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности, подавляют развитие его чувства самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя. 3. Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание ``кумира семьи''. Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы. 4. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители (или их ``заместители'': мачеха, отчим и пр.) считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка. 5. Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит ``стена'' эмоциональной холодности и враждебности. 6. Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга не соответственно его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль главы семьи. Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему поручают заботу за младшими детьми или престарелыми. Помимо этого авторами выделяются отклонения в стиле родительского воспитания:
А.Я. Варга 1986 1. Принимающие – авторитарный – субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.   2. Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации – эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.   3. Симбиотический – стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.   4. Симбиотическо-авторитарный – гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации.

 

 

Задание 3

Сведения о методике «Анализ семейных взаимоотношений»

Э.Г. Эйдемиллер (Методика АСВ).

 

Назначение методики Тест "Анализ семейных взаимоотношений" предназначен для изучения влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании.
Контингент испытуемых Родители с детьми и подростками
Обработка результатов На бланке регистрации ответов номера ответов, относящихся к одной шкале, расположены в одной строке (исключение составляют 6 шкал, подчеркнутых в регистрационном бланке). Это дает возможность быстрого подсчета баллов по каждой шкале путем суммирования положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Справа в бланке регистрации ответов указано сокращенное название шкалы и диагностическое значение. Если число баллов определенной шкале достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя присутствует данный тип отклонения в воспитании.   Если название шкал подчеркнуты, то к результату необходимо прибавить число баллов по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка и обозначена теми же буквами.   При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к Таблице "Диагностика типов семейного воспитания" для установления типа неправильного семейного воспитания.
Диагностируемые переменные  

 

Задание 4

Протокол психодиагностического обследования

Дата работы с методикой:6.01.2015.

Фамилия, имя, отчество респондента: Романова Сабина Юрьевна

Дата рождения: 24.07.1983 г.

Пол (ж)

Образование: Среднее

Название методики: «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер (Методика АСВ).

 

Личностный профиль результатов респондента

 

Результаты обследования

Гиперпротекция (Г+) 7 баллов

Гипопротекция (Г−) 5 баллов

Потворствование (У+) 2 балла

Игнорирование потребностей ребенка (У−) 2 балла

Чрезмерность требований-обязанностей (Т+) 2 балла

Недостаточность требований-обязанностей (Т−) 3 балла

Чрезмерность требований-запретов (З+) 4 балла

Недостаточность требований-запретов (З−) 2 балла

Чрезмерность санкций (С+) 4 балла

Минимальность санкций (С−) 2 балла

Неустойчивость стиля воспитания (Н) 3 балла

Расширение сферы родительских чувств (РРЧ) 5 баллов

Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК) 5 баллов

Воспитательная неуверенность родителя (ВН) 3 балла

Фобия утраты ребенка (ФУ) 3 балла

Неразвитость родительских чувств (НРЧ) 6 баллов

Проекция на ребенка собственных качеств (ПНК) 4 балла

Вынесение конфликта в сферу воспитания (ВК) 2 балла

Шкала предпочтения мужских качеств (ПМК) 3 балла

Шкала предпочтения женских качеств (ПЖК) 3 балла

 

Коррекционные мишени

 

Гиперпротекция (Г+). При гиперпротекции родители уделяют подростку крайне много сил, времени, внимания: воспитание является центральным делом в жизни родителей. Типичные высказывания таких родителей отражают то важное место, которое подросток занимает в их жизни, и содержат полные опасений представления о том, что произойдет, если не отдать ему все свои силы и время. Эти типичные высказывания использованы при разработке соответствующей шкалы.

Чрезмерность требований-запретов (доминирование) (3+). В этом случае ребенку “все нельзя”. Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных подростков такое воспитание форсирует реакцию эмансипации, у менее стеничных провоцирует развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любым проявлением самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, которые могут иметь место даже при незначительном нарушении запрета, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли подростка.

Чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания) (С+). Для этих родителей характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения. Типичные высказывания этих родителей отражают их убеждения в полезности для детей максимальной строгости.

Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК). В большинстве случаев составляет основу эмоционального отвержения, жестокого обращения. Причиной такого воспитания подростка является то, что в ребенке родитель видит те черты, наличие которых он ощущает, но не признает в самом себе. Это могут быть агрессивность, склонность к лени, тяга к алкоголю, различные протестные реакции, несдержанность и др. Ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у ребенка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя: борьба с нежеланным качеством кого-то другого помогает ему верить, что у него самого этого качества нет. Эти родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными качествами и слабостями ребенка, о мерах наказания, к которым они в связи с этим прибегают. В высказываниях родителей сквозит уверенность в том, что подросток неисправим, нередко они полны инквизиторских интонаций с характерным стремлением в любом поступке видеть проявление дурных качеств подростка, с которыми родитель борется.

 

 

Протокол психодиагностического обследования

 

Дата работы с методикой:3.01.2015.

Фамилия, имя, отчество респондента: Губерниев Алексей Генадьевич

Дата рождения: 15.04.1989 г.

Пол (м)

Образование: Высшее юредическое

Название методики: «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер (Методика АСВ).

 

Личностный профиль результатов респондента

 

Результаты обследования

Гиперпротекция (Г+) 6 баллов

Гипопротекция (Г−) 5 баллов

Потворствование (У+) 6 балла

Игнорирование потребностей ребенка (У−) 2 балла

Чрезмерность требований-обязанностей (Т+) 2 балла

Недостаточность требований-обязанностей (Т−) 2 балла

Чрезмерность требований-запретов (З+) 4 балла

Недостаточность требований-запретов (З−) 1 балла

Чрезмерность санкций (С+) 3 балла

Минимальность санкций (С−) 2 балла

Неустойчивость стиля воспитания (Н) 4 балла

Расширение сферы родительских чувств (РРЧ) 3 баллов

Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК) 3 баллов

Воспитательная неуверенность родителя (ВН) 5 балла

Фобия утраты ребенка (ФУ) 7 балла

Неразвитость родительских чувств (НРЧ) 2 баллов

Проекция на ребенка собственных качеств (ПНК) 2 балла

Вынесение конфликта в сферу воспитания (ВК) 2 балла

Шкала предпочтения мужских качеств (ПМК) 4 балла

Шкала предпочтения женских качеств (ПЖК) 1 балл

 

 

Коррекционные мишени

 

Фобия утраты ребенка (ФУ). Чаще всего ложится в основу господствующей или доминирующей гиперпротекции. “Слабое место” — повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличенное представление о хрупкости “ребенка”, его болезненности. Как правило, подобное отношение обусловлено историей рождения ребенка (его долго ждали, обращения к врачам-гинекологам ничего не давали, родился хрупким и болезненными, с большим трудом удалось выходить и т. п.). Другой источник — перенесенные тяжелые заболевания ребенка, особенно если они были длительными. Отношение родителя к ребенку в этом случае формируется под воздействием накопленного страха утраты ребенка. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к каждому пожеланию подростка и спешить с его выполнением (потворствующая гиперпротекция), других — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция). Типичные высказывания таких родителей отражают их ипохондрическую боязнь за ребенка: они видят у него множество болезненных проявлений. У родителей свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоровья ребенка.

Шкала предпочтения мужских качеств (ПМК)

 

Протокол психодиагностического обследования

 

Дата работы с методикой:29.12.2014.

Фамилия, имя, отчество респондента: Жиглов Алексей Викторович

Дата рождения: 12.12.1990 г.

Пол (м)

Образование: Среднее

Название методики: «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер (Методика АСВ).

 

Личностный профиль результатов респондента

 

Результаты обследования

 

 

Гиперпротекция (Г+) 7 баллов

Гипопротекция (Г−) 6 баллов

Потворствование (У+) 2 балла

Игнорирование потребностей ребенка (У−) 2 балла

Чрезмерность требований-обязанностей (Т+) 2 балла

Недостаточность требований-обязанностей (Т−) 4 балла

Чрезмерность требований-запретов (З+) 2 балла

Недостаточность требований-запретов (З−) 3 балла

Чрезмерность санкций (С+) 2 балла

Минимальность санкций (С−) 3 балла

Неустойчивость стиля воспитания (Н) 4 балла

Расширение сферы родительских чувств (РРЧ) 4 баллов

Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК) 2 баллов

Воспитательная неуверенность родителя (ВН) 2 балла

Фобия утраты ребенка (ФУ) 3 балла

Неразвитость родительских чувств (НРЧ) 5 баллов

Проекция на ребенка собственных качеств (ПНК) 4 балла

Вынесение конфликта в сферу воспитания (ВК) 2 балла

Шкала предпочтения мужских качеств (ПМК) 4 балла

Шкала предпочтения женских качеств (ПЖК) 1 балла

 

Коррекционные мишени

Гиперпротекция (Г+). При гиперпротекции родители уделяют подростку крайне много сил, времени, внимания: воспитание является центральным делом в жизни родителей. Ти-пичные высказывания таких родителей отражают то важное место, которое подросток занимает в их жизни, и содержат полные опасений представления о том, что произойдет, если не отдать ему все свои силы и время. Эти типичные высказывания использованы при разработке соответствующей шкалы.

Недостаточность обязанностей подростка (Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, что трудно привлечь ребенка к какому-нибудь делу по дому.

Недостаточность требований-запретов к ребенку (3-). Родители так или иначе транслируют ребенку, что ему “все можно”. Даже если существуют какие-то запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет время возвращения домой вечером, круг друзей, вопрос о курении и употреблении алкоголя. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа характера у подростка, особенно неустойчивого типа.

Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК). В большинстве случаев составляет основу эмоционального отвержения, жестокого обращения. Причиной такого воспитания подростка является то, что в ребенке родитель видит те черты, наличие которых он ощущает, но не признает в самом себе. Это могут быть агрессивность, склонность к лени, тяга к алкоголю, различные протестные реакции, несдержанность и др. Ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у ребенка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя: борьба с нежеланным качеством кого-то другого помогает ему верить, что у него самого этого качества нет. Эти родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными качествами и слабостями ребенка, о мерах наказания, к которым они в связи с этим прибегают. В высказываниях родителей сквозит уверенность в том, что подросток неисправим, нередко они полны инквизиторских интонаций с характерным стремлением в любом поступке видеть проявление дурных качеств подростка, с которыми родитель борется.

Шкала предпочтения мужских качеств (ПМК)

 

Протокол психодиагностического обследования

 

Дата работы с методикой:29.12.2014.

Фамилия, имя, отчество респондента: Барсукова Анна Сергеевна

Дата рождения: 12.12.1989 г.

Пол (ж)

Образование: Высшее

Название методики: «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер (Методика АСВ).

 

Личностный профиль результатов респондента

 

Результаты обследования

 

Гиперпротекция (Г+) 7 баллов

Гипопротекция (Г−) 5 баллов

Потворствование (У+) 4 балла

Игнорирование потребностей ребенка (У−) 2 балла

Чрезмерность требований-обязанностей (Т+) 3 балла

Недостаточность требований-обязанностей (Т−) 1 балл

Чрезмерность требований-запретов (З+) 1 балл

Недостаточность требований-запретов (З−) 3 балла

Чрезмерность санкций (С+) 2 балла

Минимальность санкций (С−) 3 балла

Неустойчивость стиля воспитания (Н) 3 балла

Расширение сферы родительских чувств (РРЧ) 7 баллов

Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК) 1 балл

Воспитательная неуверенность родителя (ВН) 2 балла

Фобия утраты ребенка (ФУ) 7 балла

Неразвитость родительских чувств (НРЧ) 6 баллов

Проекция на ребенка собственных качеств (ПНК) 1 балл

Вынесение конфликта в сферу воспитания (ВК) 1 балл

Шкала предпочтения мужских качеств (ПМК) 2 балла

Шкала предпочтения женских качеств (ПЖК) 4 балла

 

 

Коррекционные мишени

 

Гиперпротекция (Г+). При гиперпротекции родители уделяют подростку крайне много сил, времени, внимания: воспитание является центральным делом в жизни родителей. Типичные высказывания таких родителей отражают то важное место, которое подросток занимает в их жизни, и содержат полные опасений представления о том, что произойдет, если не отдать ему все свои силы и время. Эти типичные высказывания использованы при разработке соответствующей шкалы.

Недостаточность требований-запретов к ребенку (3-). Родители так или иначе транслируют ребенку, что ему “все можно”. Даже если существуют какие-то запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет время возвращения домой вечером, круг друзей, вопрос о курении и употреблении алкоголя. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа характера у подростка, особенно неустойчивого типа.

Расширение сферы родительских чувств (РРЧ). Обычно этот феномен наблюдается при таких нарушениях воспитания, как потворствующая или доминирующая гиперпротекция. Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда в силу каких-либо причин супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными: нет одного из супругов (смерть, развод) либо отношения с партнером по браку не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (эмоциональная холодность, несоответствие характеров). Нередко при этом мать (реже отец), сами того не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы он удовлетворял хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в процессе супружеских отношений (взаимная исключительная привязанность, частично эротические потребности). Отношения с ребенком, а позднее с подростком, становятся исключительными, важными для родителя. Мать нередко отказывается от повторного замужества, стремясь отдать сыну “все чувства”, “всю любовь”. В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям (ревность, детская влюбленность). Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед нарастающей самостоятельностью подростка, в результате чего появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции. Стремление одного из родителей к расширению сферы родительских чувств за счет включения эротических потребностей в отношения с ребенком, как правило, им не осознается. Эта психологическая установка проявляется косвенно, например, в высказываниях о том, что ей (матери) никто не нужен, кроме сына, и в характерном противопоставлении идеализированных отношений с сыном не удовлетворяющим отношениям с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они проявляют ее в виде многочисленных придирок к ним.

Фобия утраты ребенка (ФУ).Чаще всего ложится в основу господствующей или доминирующей гиперпротекции. “Слабое место” — повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличенное представление о хрупкости “ребенка”, его болезненности. Как правило, подобное отношение обусловлено историей рождения ребенка (его долго ждали, обращения к врачам-гинекологам ничего не давали, родился хрупким и болезненными, с большим трудом удалось выходить и т. п.). Другой источник — перенесенные тяжелые заболевания ребенка, особенно если они были длительными. Отношение родителя к ребенку в этом случае формируется под воздействием накопленного страха утраты ребенка. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к каждому пожеланию подростка и спешить с его выполнением (потворствующая гиперпротекция), других — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция). Типичные высказывания таких родителей отражают их ипохондрическую боязнь за ребенка: они видят у него множество болезненных проявлений. У родителей свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоровья ребенка.

Шкала предпочтения женских качеств (ПЖК)

 

Протокол психодиагностического обследования

 

Дата работы с методикой:30.12.2014.

Фамилия, имя, отчество респондента: Байгулов Алексей Михайлович

Дата рождения: 13.03.1984 г.

Пол (м)

Образование: Среднее

Название методики: «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер (Методика АСВ).

 

 

Личностный профиль результатов респондента

 

Результаты обследования

 

Гиперпротекция (Г+) 3 баллов

Гипопротекция (Г−) 6 баллов

Потворствование (У+) 5 балла

Игнорирование потребностей ребенка (У−) 1 балл

Чрезмерность требований-обязанностей (Т+) 3 балла

Недостаточность требований-обязанностей (Т−) 1 балла

Чрезмерность требований-запретов (З+) 1 балла

Недостаточность требований-запретов (З−) 3 балла

Чрезмерность санкций (С+) 3 балла

Минимальность санкций (С−) 3 балла

Неустойчивость стиля воспитания (Н) 0 балла

Расширение сферы родительских чувств (РРЧ) 4 баллов

Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК) 6 баллов

Воспитательная неуверенность родителя (ВН) 2 балла

Фобия утраты ребенка (ФУ) 3 балла

Неразвитость родительских чувств (НРЧ) 3баллов

Проекция на ребенка собственных качеств (ПНК) 3 балла

Вынесение конфликта в сферу воспитания (ВК) 2 балла

Шкала предпочтения мужских качеств (ПМК) 3 балла

Шкала предпочтения женских качеств (ПЖК) 0 балла

 

Коррекционные мишени

Чрезмерность требований-запретов (доминирование) (3+). В этом случае ребенку “все нельзя”. Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных подростков такое воспитание форсирует реакцию эмансипации, у менее стеничных провоцирует развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любым проявлением самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, которые могут иметь место даже при незначительном нарушении запрета, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли подростка.

Фобия утраты ребенка (ФУ). Чаще всего ложится в основу господствующей или домини-рующей гиперпротекции. “Слабое место” — повышенная неуверенность родителей, бо-язнь ошибиться, преувеличенное представление о хрупкости “ребенка”, его болезненно-сти. Как правило, подобное отношение обусловлено историей рождения ребенка (его дол-го ждали, обращения к врачам-гинекологам ничего не давали, родился хрупким и болез-ненными, с большим трудом удалось выходить и т. п.). Другой источник — перенесенные тяжелые заболевания ребенка, особенно если они были длительными. Отношение родите-ля к ребенку в этом случае формируется под воздействием накопленного страха утраты ребенка. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к каждому пожеланию подростка и спешить с его выполнением (потворствующая гиперпротекция), других — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция). Типичные высказыва-ния таких родителей отражают их ипохондрическую боязнь за ребенка: они видят у него множество болезненных проявлений. У родителей свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоровья ребенка.

 

 

Протокол психодиагностического обследования

Дата работы с методикой:7.01.2015.

Фамилия, имя, от<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: