О тех, кто приобретает власть




 

Новый правитель всегда оказывается хуже старого.

Никколо Макиавелли

 

Немалое значение для государства значит внутренняя политика правителя. Кроме того, взаимоотношения правителя и народа сказываются и на внешней политике, т.к. недовольством народа в отношении своего правителя могут воспользоваться как оппозиция внутри страны и устроить переворот, революцию, так и другие страны, имеющие намерение захватить территорию.

На отношение народа к главе страны влияют не только его непосредственные политические поступки, но и огромную роль играет образ правителя в глазах людей.

Сложно сказать, насколько новаторской была эта мысль для времени Н. Макиавелли, однако в наши дни есть целая гуманитарная наука - public relations (PR), заточенная на решении проблем с имиджем людей, в том числе и политиков.

Н. Макиавелли в своем трактате выделяет следующие обязанности для власть имущих.

Глава XIV «Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого».

Также Н. Макиавелли дает такие советы в удержании власти:

Глава XV «Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности»; Глава XVIII «разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание».

Н. Макиавелли предостерегает правителей, что

«государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости» (Глава XVII); лучше всего, когда государя «боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх» (там же);

«презрение и ненависть подданных – это то самое, чего государь должен более всего опасаться» (Глава XVI); «презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью» (Глава XIX); «чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных и на их женщин» (там же); «если государь не может избежать ненависти кого-либо из подданных, то он должен сначала попытаться не вызвать всеобщей ненависти. Если же это окажется невозможным, он должен приложить все старания к тому, чтобы не вызвать ненависти у тех, кто сильнее» (там же);

«государя подстерегают две опасности – одна изнутри, со стороны подданных, другая извне – со стороны сильных соседей. С внешней стороны можно справиться при помощи хорошего войска и хороших союзников; причем тот, кто имеет хорошее войско, найдет и хороших союзников. А если опасность извне будет устранена, то и внутри сохраниться мир, при условии, что его не нарушат тайные заговоры» (там же); главное средство против тайных – «не навлекать на себя ненависти и презрения подданных и быть угодным народу» (там же);

«надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранить готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо» (там же); «пусть тем, кто видит его и слышит, он предстает как само милосердие, верность, прямодушие, человечность и благочестие, особенно благочестие. Ибо люди большей частью судят по виду» (там же); «самое главное для государя – постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся» (Глава XXI);

государя уважают, «когда он открыто заявляет себя врагом или другом, то есть когда он без колебаний выступает за одного против другого – это всегда лучше, чем стоять в стороне» (там же); «лучше избегать союза с теми, кто сильнее тебя, если к этому не понуждает необходимость» (там же);

«государь всегда должен советоваться с другими, но только когда он того желает, а не когда того желают другие» (Глава XXIII); «на советах с каждым из советников надо вести себя так, чтобы все знали, что чем безбоязненнее они выскажутся, тем более угодят государю» (там же).

Вывод: эта часть Учения меньше остальных претерпела изменения/дополнения. Разница, благодаря глобализации СМИ, только в усилении внимания к внешнему облику правителя, к созданию, в глазах людей, благоприятного впечатления.

 


Заключение

 

Государю надлежит быть в дружбе с народом,

иначе в трудное время он будет свергнут.

Никколо Макиавелли

 

Кроме небольших отступлений (дополнений) учение Н. Макиавелли о государстве и политике современно и актуально. В свете этого Учения можно рассматривать различные мировые события и находить причины их свершения. Таким образом гипотеза была доказана.

Однако в выводе необходимо напомнить те аспекты, в которых Учение имеет определенные упущения с точки зрения сегодняшнего дня.

К видам государств в связи с глобализацией, необходимо добавить «непризнанные государства». Также история внесла свою коррекцию в представления о стабильности теократических государств. Появились новые разновидности войск – коалиционные войска и контрактные. Вопреки утверждениям Н. Макиавелли история показала эффективность союзнических войск как в Первой, так и Второй мировой войне. И СССР, призвавшая союзные войска, отнюдь не впала в зависимость от государств, направивших в помощь военный контингент. А также, благодаря глобализации СМИ, значительно усилилось внимание к внешнему облику правителя, к созданию, в глазах людей, благоприятного впечатления.

Однако при анализе текста, в связи с форматом работы, не были затронуты многие аспекты Учения.

При этом из трактата можно сделать вывод, что несмотря на распространенное крайне негативное мнение об учении Н. Макиавелли, именуемый «макиавеллизм», в действительности, если читать труд внимательно, можно увидеть, что хотя Н. Макиавелли и считает, что все средства хороши для достижения цели, но при этом целью он считал благополучие народа.

Глава XXI «Государь должен (…) выказывать себя покровителем дарований, привечать одаренных людей, оказывать почет тем, кто отличился в каком-либо ремесле или искусстве. Он должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут, другие – открывали торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами; более того, он должен располагать наградами для тех, кто заботиться об украшении города или государства. Он должен также занимать народ празднествами и зрелищами в подходящее для этого время года. Уважая цехи, или трибы, на которые разделен всякий город, государь должен участвовать иногда в их собраниях и являть собой пример щедрости и великодушия но при этом твердо блюсти свое достоинство и величие, каковы должны присутствовать в каждом его поступке».

 


Библиография

 

1. Никколо Макиавелли Государь // АСТ М.: 2009

2. www.ru.wikipedia.org

3. www.itar-tass.com

4. www.interfax.ru

5. www.rian.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: