Формирование навыка публичных выступлений на уроке и во внеурочной деятельности в основной школе




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

ГЛАВА I. Формирование навыка публичных выступлений на уроке и во внеурочной деятельности в основной школе...................................................................... 6

1.1 Основные навыки необходимые для публичных выступлений.................. 6

1.2.Основные виды и формы публичных выступлений................................... 9

1.3. Нормы и правила ведения диалога........................................................... 12

1.4. Урок как одна из форм обучения навыкам публичных выступлений....... 14

1.5. Особенности формирования навыка публичных выступлений на уроках истории 16

1.6. Публичное выступление во внеурочной деятельности............................ 20

ГЛАВА II. Методические рекомендации по формированию и совершенствованию навыка публичных выступлений у учащихся основной школы................................. 22

2.1. Формирование умений публичных выступлений 5-6 классах.................. 22

2.2. Формирование умений публичных выступлений 7-8 классах.................. 30

2.3. Формирование умений публичных выступлений 9 классе...................... 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................... 42

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................. 44


 

Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний.

Марк Туллий Цицерон

Мы слушаем говорящего сто раз, прежде, нежели однажды прочтём им написанное. Уже по одному этому уменье говорить важнее всего прочего.

Буслаев Ф.И.

Формирование умений публичных выступлений на уроках истории не входит в обязательные требования «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» для начальной и основной школы. В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества»[1]. Только на ступени среднего образования программа предусматривает «владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим

Л

нормам и правилам ведения диалога (диспута)». Несмотря на это, данные умения необходимы уже с пропедевтического курса «Что изучает история?» в 5 классе, когда обучающиеся сталкиваются с необходимостью выступать перед публикой с монологическим рассказом, докладом, презентацией, защитой творческой работы. ФГОС основного общего образования включает в себя требования «формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и

письменной речью, монологической контекстной речью».

Чтобы успешно выступить перед публикой, нужно обладать многими навыками, которые можно представить как совокупность трех важных


компонентов: хорошее эмоциональное состояние, тщательная подготовка и навыки публичного выступления. Тщательная подготовка подразумевает великолепное знание темы своего выступления проработку всех вопросов, которые может задать аудитория, и своих аргументов. Навыки публичного выступления предполагают живой интерактивный диалог с аудиторией. Важно не только то, что вы говорите, а какую реакцию у слушателей вызывают ваши слова.

Эта тема актуальна в современных условиях, когда требования к образованию и особенно к историческому, значительно повысились со стороны общества. Об этом свидетельствуют и требования ФГОС. Развитие навыков публичных выступлений занимает более важное место в содержании образования, чем может показаться на первый взгляд. В современном мире, в котором живут и развиваются ученики, как никогда актуальны проблемы открытости, толерантности, коммуникативности. Именно через общение лежит путь к жизненному и профессиональному успеху для большинства нынешних старшеклассников. Ученые полагают, что вовсе не IQ

(коэффициент интеллекта) является залогом жизненного успеха. Не менее важен так называемый эмоциональный интеллект EQ - способность владеть и управлять эмоциями. Умение выступать на публике является одним из качеств тесно связанных с эмоциональным развитием, мы здесь сталкиваемая с умением находить контакт с людьми, заинтересовывать, учимся привлекать их на свою сторону.

Данная работа будет полезна для учителя, стремящегося развивать коммуникативные возможности своих обучающихся.

Целью моей работы является разработка методических рекомендаций по формированию навыков публичных выступлений на уроках истории в 5-9 классах.

Исходя из указанной цели исследования, основными задачами являются:

1. охарактеризовать основные виды публичных выступлений и

выявить навыки необходимые для публичных выступлений;

2. показать значение уроков истории и внеурочной деятельности для обучения навыкам публичных выступлений;

3. дать подробную характеристику каждого этапа формирования навыков публичных выступлений для каждого класса основной школы;

4. разработать и представить таблицу поэтапного развития навыков публичных выступлений;

Для характеристики основных видов публичных выступлений я использовал справочники и энциклопедии: «Словарь лингвистических


терминов», «Словарь конфликтолога», «Профессиональное образование Словарь», «Педагогическое речеведение», «Философский

энциклопедический словарь», «Словарь по логике», «Российская педагогическая энциклопедия». «Словарь-справочник лингвистических терминов» Розенталя Д.Э. и Теленковой М.А. в четкой н доступной для учителя форме даст толкование наиболее употребительных в учебной и методической литературе лингвистических терминов.

Для выявления навыков публичных выступлений мне потребовалась сравнить стандарты 2004 года со стандартами второго поколения, изучить примерные программы по истории и русскому языку.

Значение уроков истории и внеурочной деятельности для обучения навыкам публичных выступлений раскрыты в методических пособиях для учителей истории Коротковой М.В. «Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях», Шогана В.В. «Методика преподавания истории в школе», Студеникина М.Т. «Методика преподавания истории в школе».

Основные правила ведения диалога даны в книге профессора МГУ, академика РАО Ю. В. Рождественского «Введение в общую филологию». Правила для говорящего и слушающего описаны в другой его работе «Теория риторики».

ГЛАВА I. Формирование навыка публичных выступлений на уроке и во внеурочной деятельности в основной школе

1.1. Навыки необходимые для публичных выступлений

Публичное выступление - это живое действие говорящего человека, которое осуществляется в контакте с тем или иным сообществом, с группой людей.

Публичное выступление осуществляется в рамках соотношения между активным модератором и определенной воспринимающей человеческой средой. При этом выступающее лицо берет на себя особую роль. Оно сознательно стремится воздействовать на среду, в том числе намерено передавать информацию, знания, оказывать эмоциональное влияние, побуждать к определенному действию. Публичное выступление представляет собой некоторым образом подготовленный и спланированный контакт с группой внимающих людей. Характерной особенностью публичной речи является то, что она происходит в ситуации живого общения, в то время как письменный монолог от нее отстранен. Отсюда проистекают специфические трудности для каждой из этих форм.

Публичное выступление - устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст.

Успешное публичное выступление требует многочисленных навыков.

1. Умение подготовить выступление.

На этом этапе важно определить:

-Тему выступления. Она должна выражать главную мысль, которую вы хотите донести до своих слушателей.

-Цель выступления. Она должна выразить смысл и направленность действий выступающего, содержание выступления, отбор и накопление материала, знаний, сведений, которые обладают актуальностью, не повторяют известное, а имеют признаки новизны. Материал должен быть обоснован сильными доводами, опираться на факты. Содержание выступления должно соотноситься с интересами и ориентирами слушателей.

-Форму изложения материала: доклад, презентация, речь и т.д. В любом случае избранная форма должна представлять собой организованный и сгруппированный материал, способный содействовать концентрации внимания слушателей на значимых в профессиональной среде вопросах.

2. Правильно устанавливать контакт с аудиторией.

Задача вступления состоит в том, чтобы установить между автором выступления и слушателями доверительное дружелюбное поле общения. На данном этапе выступающий стремится привлечь к себе внимание.

3. Привлекать и удерживать внимание аудитории, отслеживать реакцию аудитории и своевременно реагировать на снижение внимания.

4. Разрабатывать структуру презентации в соответствии с поставленными задачами, выбирать аргументы, подходящие для определенной аудитории.

5. Уверенно держаться перед аудиторией, уверенно и позитивно отвечать на вопросы,

Необходимо тренироваться в предугадывании вопросов и различать типы вопросов, использовать различные способы ответов.

Вопросы могут содержать требование дать о чем-либо новую информацию. На публичных встречах они задаются чаще всего. Грамотные ответы на них предполагают обширную эрудицию выступающего.

Встречаются вопросы корректные либо некорректные. Корректный вопрос опирается на истинные предпосылки. Он отсылает к весьма определенной области знания или деятельности. В нем не содержится противоречия. Некорректный вопрос основан на ложных или путанных знаниях, на противоречащих суждениях или суждения, смысл которого не определен. На логически корректный вопрос можно дать истинный ответ. На логически некорректные вопросы зачастую вообще нельзя дать осмысленного ответа.

Выступающему полезно научиться распознавать провокационные вопросы. Их смысл в том, чтобы поставить в затруднительное положение выступающего. С помощью таких вопросов предпринимается попытка ввести ложную, либо двусмысленную информацию об обсуждаемых событиях, о человеке, о знаниях и т.д.

6. Управлять своим голосом, жестикуляцией, мимикой в процессе выступления.

Она включает обширную сеть действий. В том числе это речь выступающего, различные голосовые приемы. Здесь важна также логическая составляющая речи, связность и последовательность изложения предлагаемого слушателям материала. Не помешают и специальные приемы красноречия, привлечение ярких образов по ходу выступления. Специальные тренировки позволяют эффектно использовать мимику, жесты и телодвижения. Выступление будет выигрывать, если применяются средства наглядности, рисунки, диаграммы, таблицы, демонстрационная техника, используются видеосюжеты.

Перед большой аудиторией использовать микрофон. Менее всего рекомендуется применять доску и мел. В этом случае непроизводительно тратится драгоценное время выступления, бросается в глаза архаичность подобных подручных средств.

7. Настраиваться на выступление, выбирая оптимальное эмоциональное состояние.

8. Выявлять элементы личного стиля выступления (слова, жесты, позы), мешающие эффективному выступлению и заменять их на помогающие (адекватные) конкретной ситуации.

9. Создавать у аудитории наиболее благоприятное впечатление о себе, демонстрируя дружелюбие, терпимость, содействие, тактичность.


1.2.Основные виды публичных выступлений

Доклад - развернутое сообщение, которое раскрывает или важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему. По времени доклады могут длиться от 10 - 15 мин до 2 - 3 ч (например, доклады правительства).

Сообщение - небольшое по времени (5 -10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему.

Выступление - подготовленное сообщение при обсуждении какого- либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки - 3-5 мин, тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление).

Лекция - связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции обычно бывают по длительности от 20 - 30 мин до 1- 1,5 ч (вузовская лекция).

Беседа - развернутый, подготовленный (т.е. заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов.

Высказывание - предложение, рассматриваемое в его коммуникативной функции, в конкретной речевой ситуации. "Предложение, утвердительное по своей природе, становится реальным утверждением лишь в контексте утвердительного высказывания" (М. Бахтин)[2]. В формальном плане термин "высказывание" используют для обозначения любых интонационно оформленных речевых единиц, в т. ч. и не имеющих грамматического оформления в качестве предложения. К числу параметров, отличающих высказывание от предложения, иногда относят и его актуальное членение, задаваемое порядком слов и интонацией.[3] В «Философском энциклопедическом словаре» есть ещё определение понятия высказывание - передача, воспроизведение в словесной форме тех или иных обстоятельств дела, которые всегда бывают обусловлены временем, интересом, воображением, намерением, аффектом, окружающей средой, возрастом, полом и т.д.[4]

В логике употребляется несколько понятий высказывание, существенно различающихся между собой. Перечень разных видов, изучаемых логикой, показывает, что область данного понятия является

гетерогенной и не имеет четких границ.

Монолог (гр. - одно слово) - развернутое и относительно завершенное по смыслу высказывание одного лица в адрес другого лица (группы людей, общества) с целью привлечения внимания, разъяснения или постановки проблемы. Монолог не требует ответа, он используется для самовыражения

о

его автора. Принято считать, что публичная речь - это монологическая речь, которая в «Словаре лингвистических терминов» характеризуется как «речь, обращенная, прежде всего к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника. Монолог характеризуется более сложным синтаксическим построением и стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге»[5]. По способу изложения содержания различаются три типа монологов: описание, повествование, рассуждение. [6]

Дискуссия - 1) устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения.[7] 2) коллективное обсуждение какого-либо

спорного вопроса или проблемы, в ходе которого познается объективная

истина. Сущность дискуссии состоит в коллективном обсуждении спорного проблемного вопроса - обмене мнениями и идеями, высказывании собственных суждений и отношений, доказательстве или опровержении фактов и положений. Такое обсуждение проводится в целях поиска истины, нахождения ответа на поставленный вопрос, для сближения позиций и отношений, в целях рождения нового знания. Дискуссия предполагает наличие действительно спорного вопроса, участие в ней компетентных людей, зрелых, умеющих слышать другое мнение, подбирать и излагать аргументы, способных идти на компромиссы. Дискуссия требует большой подготовки, четкой организации, ей противопоказаны псевдопроблемы и псевдообсуждения. Дискуссионная форма используется также при проведении «круглых столов», в работе экспертных групп, на форумах, симпозиумах и т.д. Участвуя в дискуссиях, человек обогащает свою культуру общения. Для успешного применения метода дискуссии необходимо, чтобы участники обладали знаниями или опытом относительно предмета

обсуждения. Зрители следят за происходящим, большей частью не вступая в обсуждения.[8]

Полемика (от греч. polemikos - воинственный) - спор, дискуссия, столкновение мнений по какому-либо вопросу.[9] Полемика является таким видом диалога (шире - полилога), в котором противоборствующие стороны активно взаимодействуют, обмениваясь мнениями. Но кроме необходимого для диалога общего фундамента, общей основы взаимодействия, полемике необходимы различия в позициях противоборствующих сторон, каждая из которых вынуждена не только излагать, но и постоянно уточнять собственную позицию, отвергая мнения своих оппонентов. Полемическая ситуация возникает тогда, когда для одного из участников общения оказываются неубедительными доводы другого, что приводит к столкновению мнений, точек зрения, идей.

Несмотря на отсутствие обоснованной классификации видов полемики, часто указывают следующие, противоположные в некотором смысле, пары: диалектическая (направленная на достижение истины) и эристическая (направленная на достижение победы); содержательная и формальная (спор ради спора, спор на публику и т. п.); основательная и безосновательная; конструктивная и деструктивная; стихийная и организованная; двусторонняя и многосторонняя; устная и письменная и др. Среди форм осуществления полемики условно называют: дискуссию (от лат. discussio - исследование, рассмотрение), где доминируют аргументация и четкий регламент; спор, где эмоциональная и нравственная стороны получают свое развитие; свару (перебранку), где эмоциональная сторона берет верх, а содержательность и аргументированность нивелируются.[10]


А. П. Чехов писал: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».

К. Паустовский считал, что «...по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

Традиционно существуют общие правила ведения и построения речи. Они создаются практикой людей и передаются из поколения в поколение. Хотя эти правила просты на первый взгляд, поведение человека во многом зависит от того, как он пользуется ими.

В основе речевых отношений должны быть доброжелательность и умение слушать: «Речь красна слушанием». Очень важно в общении услышать друг друга: «Язык - один, уха - два. Раз скажи, два раза послушай». Внимание к собеседнику, к аудитории необходимы также для того, чтобы начать говорить. Выражаясь парадоксально, речь начинается со слушания, понимания обстановки, правильной оценки ситуации. Говорящему необходимо всегда помнить о том, что он «ловится» слушающим на ошибках. И об этом свидетельствует народная мудрость: «Отвечает, когда не спрашивают».

Основные правила ведения диалога даны в книге Ю. В. Рождественского «Введение в общую филологию». Правила для организации диалога разделяются на три разряда:

1. Правила определяют отношение людей в диалоге и состоят в следующем:

а. человек оценивается по знанию форм речевого поведения (этикета);

б. невежливая речь запрещается, рекомендуется вежливость;

в. запрещается оскорбление словом.

2. Второй разряд определяет порядок ведения беседы и содержит следующие правила:

а. слово предшествует другим действиям: «Умный языком, глупый руками»;

б. слушание предшествует говорению;

в. умолчание есть часть диалога.

3.Третий разряд правил определяет типичные ошибки в диалоге:

а. ошибка в нарушении предмета диалога;

б. ошибка в избрании участника диалога: «Глухой слушает, как немой речь говорит»;

Таким образом, в беседе нужно вести себя в соответствии с правилами вежливости.

Выделяются также правила для говорящего:

а. правила осторожности;

б. замысел речи: «Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь», «Прежде чем говорить, подумай о смысле слов»;

в. типичные ошибки: неуместность речи и тривиальность содержания речи для слушающего;

Разнообразны правила для слушающего, например:

а. необходимо видеть различие в речи, получаемой от разных лиц;

б. необходимо выделять истинные и ложные сведения;

в. необходимо определять искренность говорящего;

г. необходимо видеть ошибки в содержании речи говорящего;


1.4. Урок как одна из форм обучения навыкам публичных выступлений

Урок - форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения; составная часть процесса обучения. Урок проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определённого промежутка времени.[11]

В приведенных выше определениях можно также выделить специальные признаки, отличающие урок от остальных организационных форм. Это неизменная группа учащихся, управление деятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них и овладение основами изучаемого конкретно на уроке.

Решая конкретные задачки в каждом раздельно взятом временном отрезке учебного процесса, Обучение навыкам публичных выступлений ведётся как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Урок был, есть и в обозримом будущем остается основной формой организации обучения и воспитания учащихся

Урок является частью темы, курса учебного предмет и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачками курса. Формирование умений публичных выступлений на уроках истории не входит в обязательные требования примерной программы для основной школы, но необходимы уже с 5 класса. Обучающиеся сталкиваются с необходимостью выступать перед классом с монологическим рассказом, докладом, презентацией, защитой творческой работы.

Следует отметить, что преимущество урока как формы организации педагогического процесса состоит в том, что он имеет:

1. На уроке ученик имеет возможность выступать перед аудиторией

2. Постоянный состав обучающихся создаёт щадящие условия для развития навыка публичных выступлений

3. Создаются благоприятные условия для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы, в ходе которой ученики развивает навыки публичных выступлений;

4. Позволяет учителю управлять развитием познавательных способностей, формирование навыка происходит в более короткие сроки

5. Провоцирует остальные виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю

Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса. Именно на уроке формируются основные навыки публичных выступлений. От свойства отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.


1.5. Особенности формирования навыка публичных выступлений на уроках истории

Урок истории является частью содержания исторического и обществоведческого образования, занимающего определенное место в системе школьного курса и построенного по проблемно-хронологическому принципу; действия и явления представлены в комплексе на каждом отрезке времени. Сквозные взаимосвязи действий и закономерностей инсталлируются из урока в урок учащимися под управлением учителя по проблемам экономического, социально-политического, историко­культурного и остальных качеств содержания.

В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования.

С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе.

При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Методика формирования умений при обучении истории включает в себя четыре этапа[12]:

1. Формирование ориентировочной основы умения, предполагающей раскрытие сути мыслительной операции учителем. На этом этапе составляется план-памятка выполнения операции.

2. Первичное применение учащимися операции при самостоятельном выполнении заданий.

3. Тренировочные задания, углубляющие знания и навыки.

4. Применение умения по типу все более отдаленного переноса.

Вначале обучаемые усваивают знание конкретного приема, необходимого для составления сравнительной таблицы, плана ответа, разработки логической схемы. Узнав о последовательности действий, составляющих этот прием, они начинают работу по образцу под руководством учителя. Постепенно они становятся более самостоятельными, особенно при действиях в аналогичных ситуациях. Знакомый прием ученики начинают применять в новых условиях, выполняя упражнения и решая задачи. В результате многократного повторения они усваивают все действия, составляющие прием и после этого могут самостоятельно переносить усвоенные действия на новый материал и в иные условия. Таким образом, вырабатывается способность применять усвоенный прием в работе с новым учебным содержанием или первоисточником. Умение нельзя свести только к знанию способа действия или приема. Умение требует реализации в собственной деятельности ученика. Мало действовать лишь по образцу, данному учителем, надо конструировать свою деятельность. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает способность самостоятельно выполнять известный тин задания в новых условиях, на новом учебном материале.

Какими основными речевыми навыками и умениями должны овладеть школьники на уроках истории? Речь идет о формировании у учащихся следующих общепредметных коммуникативных компетенций: вдумчивого чтения, что необходимо для успешного усвоения предметов гуманитарного цикла. Учитель должен постоянно уделять внимание развитию у школьников читательских интересов и навыков чтения, анализу текста, поиску нужной информации в справочной, научной и художественной литературе, составлению плана ответа по тексту, собственных вопросов к нему; устного диалога: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе.

Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной деятельности: ролевая или деловая игра, инсценированные отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др.; письменного диалога, включающего в себя грамотное оформление анкеты, заявления, резюме, написание эссе, сочинения - интервью и т.д.; групповая работа на уроках требует от ученика умения участвовать в дискуссии: спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии; монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого- либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т.д.;

Развитию письменной речи способствуют такие формы деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа или статьи, эссе или сочинения на злободневную тему, составление памяток, инструкций, заполнение таблиц и др.

На уроках истории учащиеся должны научиться давать устную и письменную характеристику исторического лица, события, государства, выявлять причинно-следственные связи. Овладеть этим умением им могут помочь различные памятки - алгоритмы, в которых указаны пошаговые действия. Пользуясь ими, ученик легко даст как устный, так и письменный ответ. Использование схем, опорных конспектов и сигналов облегчает учащимся составление связного, логичного изложения материала и способствуют развитию устной монологической речи. Для достижения прочности овладения этим умением работа должна быть системной. Только тогда новый навык прочно закрепится в сознании школьника, и он сможет составлять рассказ логично, плавно, без ненужных пауз.

Значительную роль в формировании исторических знаний играют исторические источники: документы, научная литература и др. Использование их на уроках позволяет сделать изложение материала наглядным, учит детей мыслить, рассуждать, анализировать информацию. В современных учебных пособиях и дополнительной учебной литературе содержится много текстовых документов, помогающих школьникам легче усвоить учебный материал. В ходе беседы по этим документам учитель должен добиваться от них аргументированных, развёрнутых рассуждений и логичных выводов.

Работа по анализу текста на уроке способствует формированию у учеников важнейших коммуникативных умений: самостоятельно создавать устный и письменный текст, отражающий зрелую авторскую позицию, новизну суждений, высокий уровень языковой культуры. К текстам желательно прилагать разноуровневые задания.

Практика показывает, что творческие работы многих учащихся неинтересны, бедны по содержанию и оформлению из-за однотипного построения предложений. Для устранения этого недостатка в их письменной речи применяю такие виды учебной деятельности, как редактирование текста, сочинения - миниатюры.

Для развития коммуникативных способностей учащихся целесообразно строить учебные занятия в форме проблемного диалога, задавать проблемные вопросы, активно использовать групповые формы работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Среди методов, которые помогают учителю истории и обществознания формировать грамотную, аргументированную речь учащихся, следует выделить учебную дискуссию. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, учатся отстаивать собственное мнение. Главная функция учебной дискуссии - стимулирование познавательного интереса; а также обучение навыкам диалогической и монологической речи, рассуждения, самостоятельного высказывания, развитие навыков общения в коллективе, воспитание положительных качеств личности, толерантного отношения к людям.


1.6. Публичное выступление во внеурочной деятельности

Работа кружка

Одна из форм внеклассной работы - кружок. Способствует развитию коммуникативных умений кружок юных корреспондентов.

Кружок развивает творческую деятельность, учит владению литературным языком, сочинению рассказов, стихотворений. Проводится корреспондентская работа, встречи, выпуск газеты.

Продолжительная работа в кружке закономерно способствует развитию творческих способностей детей, профессиональных навыков, т.к. им по силам со временем решать все более сложные задачи. Многие участники этого кружка становятся специалистами в области гуманитарных наук.

Организация исследовательской деятельности учащихся

Целенаправленная и систематическая исследовательская деятельность учащихся способствует им самоутвердиться, повышает теоретический уровень знаний, развивает практические навыки, творчество, формирует аналитическое и критическое мышление, познавательную активность, умение излагать и защищать свои мысли, способствует успешному поступлению в ВУЗ. Во время защиты своих работ учащиеся получают опыт публичных выступлений.

Публичное выступление формируется и на внеклассных мероприятиях: классных часах, праздниках классов, поздравлениях одноклассников.

Проектная деятельность

Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметным.

Проект может быть итоговым - по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения.

Игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли. Это могут быть литературные персонажи.

Творческий проект - сценарии, опорные конспекты статей, репортажей, дизайна, газет.

Метод проектов показывает путь соединения теории с практикой.

Подготовка к олимпиаде

Образовательные результаты одаренного ученика во многом зависят от содержания учебных программ, с помощью которых осуществляется обучение. Содержание образовательной программы группируется вокруг фундаментальных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал.

Как обеспечить эффективное обучение в обычном классе общеобразовательной школы, в котором учатся разные дети? Какой должна быть структура урока, позволяющая осуществлять индивидуальный подход? Наиболее оптимально, на мой взгляд, данные задачи решает технология “полного усвоения знаний”.

Черта этой системы - направленность всего учебного процесса на запланированный конечный результат. Учебный процесс разбивается на блоки, соответствующие предварительно выделенным учебным единицам. Изложение нового материала и его проработка происходит традиционно. Однако вся учебная деятельность проходит на основе ориентиров, которые представляют собой точно и конкретно сформулированные учебные цели. После изучения и проработки учащимися данной учебной единицы проводится проверочная работа, результаты которой объявляются сразу же после ее выполнения. После выполнения проверочной работы ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения, могут заниматься самостоятельно творческими заданиями повышенной трудности.


ГЛАВА II. Методические рекомендации по формированию и совершенствованию навыка публичных выступлений у учащихся

основной школы

2.1. Формирование умений публичных выступлений в 5-6 классах

Впервые учитель истории сталкивается с проблемой развития речи учащихся, когда они из начального звена переходят в среднее. Одной из причин является стрессовая ситуация, в которую попадает ребёнок: смена учебных условий. На протяжении четырёх предыдущих лет ребёнок общался только с одним учителем, он привык к этому учителю, привык к одному школьному кабинету. А одной из главных задач формирования навыков публичных выступлений является преодоление страха и неуверенности перед и в процессе выступления.

Пятый класс, как утверждают специалисты, - следующий проблемный класс после первого. Десять лет - начало физиологического созревания и одновременно переход к другой системе учебы и новым требованиям.

Адаптация - это приспособление строения <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: