Развитие Дальневосточного экономического района




Состав: Амурская, Камчатская. Магаданская, Сахалинская области, Приморский и Хабаровский края. Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область. Чукотский и Корякский автономные округа. Площадь - 6 млн. 216 тыс. км2. Население - 7 млн. 168 тыс. чел.

Отличительными особенностями района являются его огромные размеры (36% территории Российской Федерации), большая удаленность его от основных промышленных баз страны и слабая освоенность; более 70% длины его границ приходится на береговые линии морей Северного Ледовитого и Тихого океанов. На юге района проходят границы России с КНДР и Китаем, на севере - морские границы с Японией и США

Приморское положение Дальнего Востока предопределяет его выгодное экономико-географическое положение по отношению к странам Азиатско-Тихоокеанского региона. На Дальнем Востоке существуют три свободные экономические зоны.

Природные условия и ресурсы

По количеству осадков резко выделяются Камчатка, Сахалин и Приморье: здесь местами выпадает рекордное количество снега (2-4 м). Реки района относятся к крупнейшим а стране по протяженности, водности, величине гидроэнергопотенциала - Лена, Амур, Индигирка. Колыма.

Полезные ископаемые района разнообразны. Открыты месторождения каменного угля (Ленский, Южно-Якутский бассейны), нефти (Сахалин), природного газа (Якутия), железной руды (Алданский бассейн), руд цветных и редких металлов, алмазов, золота.

Район обладает большими потенциальными возможностями использования ресурсов Мирового Океана.

Главные отрасли специализации Дальнего Востока: добыча и переработка цветных металлов, добыча алмазов, рыбная, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность, судостроение, судоремонт.

Металлургический комплекс представлен добычей олова, ртути, полиметаллов, вольфрама, мышьяка и их переработкой.

Самые крупные в районе запасы олова принадлежат Республике Саха. Работают оловянный и горнообогатительный комбинаты.

Свинцово-цинковая промышленность сосредоточена в Приморском крае.

В Магаданской области и Приморском крае добывается вольфрам.

Быстро растет алмазодобывающая промышленность в Якутии. Здесь построены горно-обогатительные комбинаты и предприятия по обработке алмазов.

Одна из старейших отраслей хозяйства - золотодобыча.

В Комсомольске-на-Амуре построен сталелитейный завод.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность Дальнего Востока развивается на юге района. Больше всего леса заготавливается в Хабаровском и Приморском краях. В районе производятся пиломатериалы, бумага, целлюлоза, древесноволокнистые плиты. Основные центры деревообработки - Владивосток, Благовещенск, Хабаровск, Биробиджан.

Машиностроение района имеет разнообразную структуру, но ведущими отраслями являются судоремонт, производство энергетического оборудования. Машиностроительные заводы производят дизели, краны, судовые механизмы, станки, приборы и т.д. Крупные центры: Хабаровск, Владивосток, Николаевск-на-Амуре, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре.

Рыбная промышленность - одна из важнейших в районе. По улову рыбы Дальний Восток занимает первое место среди районов России. Здесь осуществляется лов крабов, лососевых, сайры и других пород. Главные районы рыболовства и морского промысла - Охотское, Японское, Берингово моря и восточная часть Тихого океана. Основные центры рыбопереработки: Петропавловск-Камчатский, Невельск, Находка, Охотск и др.

Топливно-энергетический комплекс. В районе добываются уголь (южная Якутия), нефть (на Сахалине), природный газ (в устье реки Вилюй).

Напряженное положение с обеспечением района электроэнергией с несовершенством структуры ТЭБ. В ней преобладают низкокалорийные угли. Поэтому основным направлением развития ТЭК Дальнего Востока должно стать повышение роли нефти и газа.

Большая часть энергии вырабатывается на ГРЭС и ТЭЦ. Функционируют также Билибинская АЭС и Паужетская геотермальная электростанция.

На Дальнем Востоке представлены все виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% грузоперевозок.

Проложенный на юге района еще в XIX в. Транссиб «оброс» боковыми линиями. Севернее Транссиба проходит восточная ветка Байкало-Амурской магистрали.

Автомобильных дорог в районе мало. Более развита автомобильная сеть на юге. Речной транспорт также представлен, в основном, в бассейне Амура.

Авиационный транспорт осуществляет пассажирские перевозки и доставку грузов в труднодоступные районы и на острова.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: