Понятие и формы факторинга




 

Банк, осуществляя обслуживание клиентов, может оказывать им также факторинговые услуги. Факторинг (англ. factoring от factor – агент, посредник) представляет собой переуступку банку неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе реализации продукции (товаров, работ, услуг), и является разновидностью торгово-комиссионной операции. Цель факторинговых операций – своевременное инкассирование долгов для снижения потерь от отсрочки платежа и предотвращения появления безнадёжных долгов. Использование факторинга ускоряет получение большей части платежей, гарантирует полное погашение задолженностей, снижает расходы, связанные с ведением счетов, и обеспечивает своевременность поступления платежей поставщикам при наличии временных финансовых трудностей у плательщиков. В России факторинговые операции стали применяться впервые в Санкт-Петербурге (Ленинграде) в 1989 г. и в дальнейшем получили распространение во многих банках страны. Для проведения таких операций в банках создаются отделы или группы факторинга. Они являются обособленными структурными подразделениями банков и обладают оборотными фондами, источником формирования которых являются собственные средства банка (прибыль, фонды), привлечённые факторингом средства. Соотношение между ними устанавливается правлением банка. Кроме того, если у факторингового отдела возникнет потребность в привлечении дополнительных источников для выполнения своих обязательств, банк предоставляет ему краткосрочный кредит. Хозяйственные органы могут также предоставлять факторинговому отделу временно свободные средства на определённый срок за плату, которая определяется в договорах по соглашению сторон. Существуют также и другие способы привлечения средств для деятельности факторингового отдела. Например, привлечение различных депозитов или выпуск и продажа облигаций с фиксированным годовым доходом. За счёт своей прибыли факторинговый отдел (группа) банка создаёт резервный фонд. Все операции факторингового отдела учитываются на отдельном активно-пассивном счёте «Расчёты банка по факториговым операциям». В аналитическом учёте ведутся отдельные счета в разрезе поставщиков. Результаты деятельности факторингового отдела включаются в общий баланс банка. Факторинговый отдел можно условно назвать «банк внутри банка». В факторинговых операциях участвуют три стороны: фактор-посредник, в роли которого выступает банк в лице своего факторингового подразделения; поставщик; покупатель. Факторинг – это рискованная, но высокорентабельная банковская операция, при которой процесс расчётов интегрируется с процессом кредитования в форме адекватной рыночной экономики. Благодаря факторингу создаются условия, при которых банк систематически наблюдает за финансовым состоянием поставщиков и платёжеспособностью их покупателей. По составу оказываемых услуг факторинг может быть конвенционным или конфиденциальным. Первый представляет собой систему финансового обслуживания клиентов, включающую бухгалтерский учёт, расчёты с поставщиками и покупателями, страхование, кредитование, представительство и т.д. За клиентом сохраняется только производственная функция. Предприятия при этой форме факторинга могут отказаться от сохранения собственного штата служащих, выполняющих функции, которые принимает на себя банк – организатор факторинга. Это способствует сокращению издержек по производству и реализации продукции при сохранении полной коммерческой самостоятельности. Факторинговое обслуживание подобного рода сочетается с «дисконтированием фактур». Дисконтирование заключается в том, что банк как факторинг покупает у своего клиента право на получение денег от покупателей, при этом немедленно зачисляет ему на счёт около 80% стоимости отгрузки, а остальную сумму – в обусловленный срок, независимо от поступления денег от дебитора. Это является, по существу, кредитом под товары отгруженные, за который клиент платит обусловленный процент. Конфиденциальный факторинг предусматривает ограниченный перечень услуг, в состав которых входят: приобретение у предприятий-поставщиков права на получение платежа по товарным операциям от определённого покупателя или группы покупателей; покупка у поставщиков дебиторской задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным, но не оплаченным в срок (просроченная дебиторская задолженность); приобретение векселей у своих клиентов.

Таким образом, суть конфиденциальных факторинговых операций заключается в том, что банк (отдел факторинга) за счёт своих средств гарантирует поставщику оплату выставляемых им на определённых плательщиков платёжных требований-поручений немедленно в день предъявления их на инкассо. В свою очередь, поставщик передаёт факторинговому отделу банка право последующего получения причитающихся ему платежей от этих покупателей. Досрочная (до получения платежа, непосредственно от покупателя) оплата платёжных требований-поручений поставщика фактически означает предоставление ему факторинговым отделом банка кредита, который ликвидирует риск несвоевременного поступления поставщику платежа и исключает зависимость его финансового положения от платёжеспособности покупателя. В результате, получив незамедлительно денежные средства на свой счёт, клиент факторинга имеет возможность, в свою очередь, без задержки рассчитываться со своими поставщиками, что способствует ускорению расчётов и сокращению неплатежей. Факторинговые услуги оплачиваются по установленным в соглашении сторон ставкам, которые по своему экономическому содержанию являются процентом за кредит и комиссионными за посреднические операции. Плата за факторинговые услуги отличается большой дифференциацией в различных регионах России.

Формы факторинга. Факторинг может быть открытым и закрытым. Открытый факторинг – это форма факторинговой услуги, при которой плательщик уведомлён о том, что поставщик переуступает право получения денег факторинговому отделу банка, который указывается в расчётных документах как получатель денег от покупателя. Закрытый факторинг – своё название получил в связи с тем, что служит скрытым источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлён о переуступке счетов-фактур факторинговому отделу банка. В данном случае плательщик ведёт расчёты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить полученные деньги факторинговому отделу банка. Взаимоотношения факторингового отдела и поставщика по осуществлению операций регулируются договором. В договоре предусматриваются условия совершения кредитно-расчётных операций; реквизиты платёжных требований; доля сумм платежа отделом от суммы по операциям факторинга; размер компенсационного вознаграждения; условия расторжения факторингового договора и другие условия по усмотрению сторон. В нём также оговаривается ответственность сторон в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения взятых на себя обязательств. Учитывая высокую степень риска факторинговых операций, отдел принимает решение о заключении договора на обслуживание после изучения финансового состояния возможного клиента и его перспектив. Если одна из сторон представляет собой юридическое лицо другой страны, то факторинг носит название внешнего.

 

 


Заключение

 

Роль нетрадиционных источников финансирования в экономике любой страны чрезвычайно велика. Анализируя теорию, видно, что лизинг, франчайзинг и факторинг регулярно развиваются и усовершенствуются.

Можно сделать выводы о довольно грамотном функционировании бизнеса в данных формах. Франчайзинг может быть определен, как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка под именем уже сформировавшейся компании, практически миную риски и получая сразу весомую прибыль. Лизинг полезен начинающим компаниям тем, что в распоряжение дается оборудование, помещения, позволяя начать бизнес практически без участия больших единовременных капиталовложений. Факторинг же позволяет своевременное инкассирование долгов для снижения потерь от отсрочки платежа и предотвращения появления безнадежных долгов. Именно эти формы ведения бизнеса позволяют получить возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную марку, возможность обучаться и получать по ходу дела необходимые консультации.

 

 


Список литературы

I. Нормативно-законодательные акты

1. ФЗ «О рынке ценных бумаг» №39 – ФЗ от 22.04.1996 г. в ред. ФЗ №121 от 07.08.01 г.

II. Учебники и учебно-методическая литература

2. Брагинский, М.И. Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья / М.И. Брагинский. – М.: Статут, 2004–306 с.

3. Завьялов, Н. Имидж-все. Школа своего дела 01 / Н. Завьялов. – Спб.: 2006. – 76 с.

4. Ленц, Е. Ретейл-франшизы. Секрет фирмы / Е. Ленц. – 2005–10 с.

5. Новосельцев, О. Оценка коммерческой концессии / О. Новосельцев. – Хозяйство и право: 2000–247 с.

6. Панина, М. Фаза активного развития франчайзинга на российском рынке / М. Панина, 2006–59 с.

7. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс: учебное пособие / под ред. О.И. Лаврушина. М: КНОРУС, 2007–130 с.

8. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / под ред. Е.В. Рыбалкина. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007–175 с.

III. Электронные ресурсы

9. Магазин франшиз и все о франчайзинге. – Режим доступа: https://www.deloshop.ru

10. Покупка франчайзинга. – Режим доступа: https://www. buybrand.ru


[1] Артеменков И. Стоит начать с франчайзинга // Экономика и жизнь. - 1996. - 15мая.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: