КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Учебное пособие
Оренбург 2006
УДК
ББК
А
Рецензент
Кандидат экономических наук, доцент Е.В.Крипак
Аралбаева Г.Г.
А Компьютерные информационные технологии: учебное пособие /
Г.Г. Аралбаева. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006.-189с.
Целью курса является изучение современных методов и средств автоматизации управления и информационного сопровождения управленческой деятельности, практическое освоение информационных технологий и программных средств, которые могут быть использованы для автоматизации подготовки и обработки документов в управлении, а также изучение основ эффективной работы с современными документальными информационными системами, включая технологии организации документальных массивов и многоаспектного информационного поиска.
|
Содержание
| стр. | ||
| Введение | ||
| ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫВ УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ | ||
| 1.1 | Понятие и классификация информационных систем и информационных технологий | |
| 1.2 | Особенности информационной технологии в организациях различного типа | |
| 1.3 | Виды информационных технологий | |
| 1.3.1 | Информационная технология обработки данных | |
| 1.3.2 | Информационная технология управления | |
| 1.3.3 | Автоматизация офиса | |
| 1.3.4 | Информационная технология поддержки принятия решений | |
| 1.3.5 | Информационная технология экспертных систем | |
| 1.4 | Информационные связи в корпоративных системах | |
| 1.5 | Информационные технологии как инструмент формирования управленческих решений | |
| 1.6 | Программное обеспечение информационных технологий | |
| Контрольные вопросы к главе 1 | ||
| Контрольные тесты к главе 1 | ||
| ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫВ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИИ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ | ||
| 2.1 | Программный инструментарий прикладной среды | |
| 2.2 | Планирование деятельности и поддержка коммуникаций | |
| 2.3 | Обработка текстовой информации | |
| 2.4 | Процессоры электронных таблиц | |
| 2.5 | Технологии использования систем управления базами данных | |
| 2.5.1 | Организация системы управления базами данных | |
| 2.5.2 | Обобщенная технология работы с БД | |
| 2.5.3 | Выбор СУБД для создания системы автоматизации | |
| 2.6 | Электронные презентации | |
| 2.6.1 | Современные способы организации презентаций | |
| 2.6.2 | Создание презентации с помощью Power Point | |
| 2.7 | Редакторы обработки графической информации | |
| 2.7.1 | Растровые и векторные графические редакторы | |
| 2.7.2 | Технология создания графических объектов | |
| Контрольные вопросы к главе 2 | ||
| Контрольные тесты к главе 2 | ||
| АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБРАБОТКИ ДОКУМЕНТОВ | ||
| 3.1 | Системы оптического распознавания информации | |
| 3.1.1 | Технология распознавания | |
| 3.1.2 | Организация работы в Fine Reader | |
| 3.2 | Системы машинного перевода | |
| 3.2.1 | Средства автоматизации переводов | |
| 3.2.2 | Переводческие пакеты Promt и технология работы с ними | |
| 3.3 | Автоматизация делопроизводства | |
| 3.3.1 | Анализ современных систем автоматизации документационного обеспечения управления и их классификация | |
| 3.3.2 | Рекомендации по выбору программного продукта для комплексной автоматизации работы | |
| 3.3.3 | Проектирование офисных систем на основе документальных корпоративных баз данных в среде Lotus Notes | |
| Контрольные вопросы к главе 3 | ||
| Контрольные вопросы к главе 3 | ||
| КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ. ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ | ||
| 4.1 | Компоненты вычислительной сети | |
| 4.2 | Классификация компьютерных сетей | |
| 4.3 | Структура сети Интернет | |
| 4.4 | Интернет как единая система ресурсов | |
| 4.5 | Основы проектирования Web – страниц | |
| Контрольные вопросы к главе 4 | ||
| Контрольные вопросы к главе 4 | ||
| КОМПЬЮТЕРНЫЕ СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ. ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ | ||
| 5.1 | Обзор компьютерных справочных правовых систем | |
| 5.2 | Основы организации поиска документов в СПС «Консультант Плюс» | |
| 5.3 | Классификация информационно-поисковых систем | |
| 5.4 | Информационно-поисковая система «Архивариус» | |
| Контрольные вопросы к главе 5 | ||
| Контрольные тесты к главе 5 | ||
| ОСНОВЫИНФОРМАЦИОННОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | ||
| 6.1 | Понятие информационной безопасности | |
| 6.2 | Организация безопасной работы с компьютерной техникой | |
| 6.3 | Эффективность использования компьютерных информационных технологий | |
| Контрольные вопросы к главе 6 | ||
| Контрольные тесты к главе 6 | ||
| Список использованных источников | ||
| Ответы на контрольные тесты к главе 1 | ||
| Ответы на контрольные тесты к главе 2 | ||
| Ответы на контрольные тесты к главе 3 | ||
| Ответы на контрольные тесты к главе 4 | ||
| Ответы на контрольные тесты к главе 5 | ||
| Ответы на контрольные тесты к главе 6 |
Введение
Достижения последних лет в вычислительной технике, обширный рынок сравнительно недорогих компьютеров и принтеров позволили успешно использовать персональный компьютер в делопроизводстве. Одной из важнейших задач современного менеджмента является рациональная организация работы служащих, деятельность которых протекает в офисе. Эта деятельность базируется на таких процессах, как получение информации и ее обработка; анализ, подготовка и принятие решений; выполнение решений; учет и контроль принятых решений. Интенсивность этих процессов столь велика, что уже невозможно пользоваться традиционными методами и средствами обработки информации. Известно, что в бизнесе низкая эффективность работы служащих офиса значительно замедляет производительность труда в целом по фирме и ухудшает ее позицию на внешнем рынке. Становится необходимым увеличивать оперативность обработки информации, а также следить за эффективностью организации деятельности современного офиса с точки зрения принятия обоснованных и своевременных управленческих решений.
Однако если учесть, что во все области деятельности человека, в том числе и в сферу управления, стремительно входят компьютерные технологии, обеспечение необходимой эффективности труда офисных служащих в современных условиях становится реально выполнимой задачей. Особое значение приобретают компьютерные технологии в тех структурах, где основная деятельность связана с приемом, обработкой и передачей информации. В первую очередь к таким структурам относятся все подразделения, обеспечивающие систему управления организации любого уровня: фирмы, банка, государственного учреждения, высшего учебного заведения, школы, предприятий социально-культурного назначения и т. д. В любой организации можно выделить нечто общее, что объединяет их, независимо от уровня, ранга или назначения. Этим общим является деятельность, связанная с обработкой документов, так как любое принимаемое управленческое решение должно быть зафиксировано в документах и доведено до соответствующих исполнителей. Следует отметить, что почти все работники сферы управления сталкиваются в своей деятельности с компьютерами, но далеко не все имеют представление о широчайших возможностях использования компьютерных технологий для рациональной и эффективной организации работы с документами. Широко распространенные в России программные продукты фирмы Microsoft (Windows, Word, Excel, Access, Power Point, Outlook), могут достаточно эффективно обеспечить организацию делопроизводства на основе персональных компьютеров и компьютерных сетей. На рынке программных продуктов имеются также специализированные для делопроизводства программные продукты отечественных и зарубежных разработчиков.
Раньше работа с документами требовала времени и больших трудозатрат в связи с необходимостью перепечатывать вручную весь документ даже при внесении самых незначительных изменений. Огромные стеллажи бумажных архивов и «тысячи курьеров» определяли «лицо» солидной организации. Компьютером вызваны фундаментальные перемены в делопроизводстве. Компьютерные программы помогают работать с текстом, таблицами, графиками, рисунками, позволяют создавать электронные архивы документов, обеспечивают движение документов внутри и вне организации, их регистрацию и контроль.
За последнее десятилетие в связи с развитием рыночных отношений в России появился устойчивый спрос на автоматизацию работы с документами в организации бизнеса. Огромный потенциальный спрос на программы и услуги в области автоматизации делопроизводства вызван целым рядом причин.
1. С документами работают абсолютно все организации и большое количество частных лиц.
2. Практически каждая организация сталкивается с проблемами в делопроизводстве, даже если речь не идет об автоматизации: документы теряются, не контролируются и т. д.
3. За счет улучшения ведения делопроизводства предприятия и организации получают реальный шанс улучшить качество своего управления, что является одной из актуальнейших задач современной российской экономики.
4. Секретари и лица, отвечающие в организациях за ведение делопроизводства, часто стремятся повысить свою квалификацию.
5. Возросли запросы пользователей на усовершенствованные программы автоматизации делопроизводства, способные интегрироваться с многочисленными автоматизированными рабочими местами, информационными и прикладными системами.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫВ УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ