Функция управления: организация




Исторические аспекты менеджмента.

Менеджмент – в буквальном переводе означает «управление лошадьми», «искусство верховой езды». Это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Разработка идеи управления как науки началась в США в конце XIX века Ф.Тейлором. А.Файоль в начале ХХ века разрабатывал управление как науку администрирования. «Школа человеческих отношений» (или поведенческая). Социолог Э.Мэйо выдвинул основные принципы управления. Иерархическая теория потребностей А.Маслоу включает классификацию потребностей личности: физиологические, безопасности существований, любви и принадлежности, уважения и почитания, познавательные, эстетические, стремления к самореализации, развитию личности.

В 80-е годы ХХ века – теория «организационной культуры» как мощного элемента управления. В конце ХХ - начале ХХ1 века развитие получили теории достижения успеха, как двигателя мотивации к труду.

Особенности управления в здравоохранении. Основной целью работы учреждений здравоохранения является улучшение здоровья отдельных людей и состояние общественного здоровья.

· Цели учреждений здравоохранения существенно отличаются от целей любой другой отрасли сложностью и трудностью измерения результатов. Применение количественных показателей ограничено.

· Руководителям доступна меньшая степень контроля над деятельностью части сотрудников. Определенная доля автономности свойственна и отряду медицинских сестер.

· Высокая специализация и взаимозависимость различных профессиональных групп.

· Особенности финансирования организаций здравоохранения.

Планирование как функция управления.

 

Планирование это определение целей и показателей деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов.

Миссия является основой для стратегических целей и планов, в свою очередь формирует тактический и далее операционный уровень.

Стратегия – это детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения осуществления миссии организации и достижения ее целей.

Тактика – это краткосрочные планы, способствующие претворению стратегии в действия, имеют короткий период планирования, обычно - ближайший год.

Оперативный уровень - основа планирования, включает: стандарты деятельности, описание работ, должностные обязанности.

Принципы планирования.

1. Полнота – учитывают события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.

2. Точность – используют современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов.

3. Ясность – цель и методы планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации.

4. Непрерывность – это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.

5. Экономичность планирования – максимальный эффект при минимальных затратах.

Норма в здравоохранении – это количественные показатели состояния внешней среды и лечебно-профилактической помощи, а также разработанные и регламентированные показатели деятельности медицинских учреждений, нагрузки медперсонала и использования материальных средств учреждений здравоохранения.

Нормативы – это расчетные показатели, характеризующие совокупность средств здравоохранения, а также состояние обеспеченности населения медицинской помощью.

Основными принципиальными подходами при формировании плановых показателей являются:

- комплексность показателей;

- единство стимулирующих и измерительных показателей;

- органическая взаимосвязь и взаимообусловленность показателей;

- дифференциация показателей;

- необходимость и достаточность для решения задач управления.

Способы планирования.

От достигнутого уровня – не требует особых усилий и знаний для реализации принятых решений.

Оптимальное планирование – строится на системе научно обоснованных нормативов, экономико-математических методов, совместном планировании взаимосвязанных объектов. Цель – достижение наиболее высоких конечных результатов.

Адаптивное планирование – позволяет гибко реагировать на изменения во внешней среде, учитывать и эффективно к ним приспосабливаться в плане.

Функция управления: организация

Организация – это выбор и формирование структуры системы и структуры управления, определение соотношений, взаимосвязей, взаимодействий, образующих систему компонентов.

Выделяют два основных аспекта организационного процесса: деление организации на подразделения и определение полномочий, посредством которых осуществляется связь высшего руководства с низшими уровнями работающих. Средством установления отношений между уровнями полномочий является делегирование.

Делегирование - это передача части задач и полномочий, уже закрепленных за руководителем лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Полномочия это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение задач. Полномочия закрепляются за должностью.

Требования к делегированию:

1. Цели и задачи, которые ставятся подчиненным, должны быть ясными и понятными.

2. Права и обязанности должны делегироваться в конкретной форме.

3. Четкость в делегировании полномочий определяет содержание работы, понимание исполнителями роли в достижении конечных результатов системы в целом.

4. Следует определить систему показателей, отражающих результаты деятельности каждого работника.

5. Необходимо оговаривать сроки делегирования.

исполнителю заниматься каждой проблемой отдельно, не отвлекаясь.

Делегирование полномочий не снимает с руководителя ответственности за выполнение задачи. Чем выше уровень занимаемой должности, тем больше объем ответственности.

Благодаря делегированию задач старшие и главные медицинские сестры снимают с себя ряд обязательств и обеспечивают существенное повышение квалификации подчиненных.

Причины нежелания передавать полномочия:

1. Заблуждение «Я сделаю это лучше».

2. Отсутствие способности руководить.

3. Отсутствие доверия к подчиненным ведет к потере у них инициативы.

4. Боязнь риска.

5. Недостаточный контроль за исполнением полномочий.

Усиливает процесс делегирования: улучшение коммуникационного процесса, оказание большего доверия подчиненным, устранение необоснованной критики.

Руководитель должен делегировать работнику полномочия, которые обеспечиваются возможностями их выполнения.

Сущность организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между подразделениями организации, в определении порядка и условий их работы.

Существует три основные структуры управления: линейная, функциональная и целевая.

Линейные полномочия передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее другим подчиненным. Полномочия передаются по цепи команд.

Для реализации специальных задач организуется функциональное управление, осуществляемое административным или штабным аппаратом.

Функциональные (штабные) отделы работают при линейном руководителе определенного уровня, это его помощники и советники по специальным вопросам и пользуются его властью для ведения работы между функциональными подразделениями разного уровня.

Организация выступает как вид деятельности, которая направлена на разработку и утверждение схем и структур управления, должностных инструкций, положений, других нормативных документов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: