ПРЕДАНИЯ ГЛУБОКОЙ СТАРИНЫ ИЛИ ОБУЗДАТЬ ЗОЛОТОГО КОНЯ




Древняя ситская земля хранит множество преданий и легенд, связанных, так или иначе, с Ситской битвой, с нашествием в Поситье монголо-татарских туменов, преследовавших дружины Владимирского князя Георгия Всеволодовича. В названиях мест и местечек, в наименованиях рек и речушек слышны отголоски тех печальных событий. До наших времён дошли рассказы о Прощёном Ручье, о Святом Иване, о князе Егории, о Плотищах. Однако в ряду исторической прозы всегда особняком стояли предания о кладах. О них и о «пытателях» халявного счастья и будем сегодня вести речь...

Свежо преданье

Много веков прошло, много воды утекло с тех пор, как, согласно преданию, спрятал хан ордынский в землю Золотого Коня и неисчислимое количество прочих награбленных ве-щей из благородных металлов и самоцветных камней. Он не просто зарыл свой клад, а на-ложил на него Слово, чтобы не досталось сокровище в руки никому, кроме хозяина или того, кто владеет тайной заветного Слова. В противном случае, схрон не только переме-стится на новое место, а может и наказать наглеца, послав череду неудач или вовсе печа-льный конец. И захоронен этот клад, по преданию, не где-нибудь, а на территории нашего Брейтовского края.

Кладоискатели

За все время существования предания находилось немало жаждущих как в среде простого народа, так и среди ученых, отыскать сокровище. Где только не искали: в Ситчине, на Мо-логе, в Прозорове и других местах края. Кладоискатели, несмотря на трудности и незна-ние заветного Слова, пытались явить миру Золотого Коня. Именно Золотой Конь, якобы обладающий некой таинственной силой, дающей его обладателю власть и несметные бо-гатства, притягивал и будоражил людские умы больше всего остального спрятанного кла-да. Только поиски сокровища не приводили к желаемому результату. Наоборот, некото-рые попытки найти заговоренного Золотого Коня приводили к трагическому концу и че-ловеческим жертвам.

Очевидцы

Предания преданиями, но некоторые старожилы еще помнят, как в 20-х годах прошлого века в селе Прозорово проводились археологические раскопки. Об этой истории, закон-чившейся печально, поведали очевидцы тех событий. Несмотря на свой почтенный воз-раст (всем далеко за 90 лет), Мария Ивановна Нехаева из села Брейтово и супруги (ныне покойные) Алексей Яковлевич и Мария Матвеевна Рябовы из Прозорова события почти девятидесятилетней давности описывали, словно они произошли вчера. Подобное и не мо-жет быть забытым, потому что у Алексея Яковлевича тогда погиб отец, Яков Федорович, а у Марии Матвеевны не стало родного брата, Петра. Мария Ивановна была в ту пору двенадцатилетней девочкой.

Курган

На правом, михайловском, берегу реки Редьма, в низине, которая и по сей день в народе называется Козьим болотом, стоял высокий красивый курган. Он был особенно привле-кателен весенне-летней порой, когда покрывала его своим буйным многоцветием трава.

«...Старики сказывали, что раньше уж больно любили здесь Прозоровские князья со своими гостями сиживать, чай пить да природой, рекой нашей знатной любоваться. Была на самом конусе широкая площадка с построенной на ней просторной красивой беседкой. Вела туда, на самый верх, лестница, а сам холм был огорожен. Про это от стариков слышали...» - вспоминают супруги Рябовы.

Раскопки

В 1926 году в село Прозорово с целью произведения археологических раскопок кургана и поисков Золотого Коня прибыл профессор. Ни имени, ни фамилии его очевидцы не помнят. Вспоминают только, что «обличьем» худощав был, среднего роста и долгокос, то есть носил длинные волосы.

Нанял в копали (землекопы) четырех михайловских мужиков: Якова Федоровича Рябова, жившего на улице с народным наименованием «Гребенино» (самый старший по возрасту был среди других), Петра Серова, Павла Рябова с «Нижнего посада» и Николая Рябова с «Верхнего посада».

На оплату труда профессор не поскупился. Она была по тем временам довольно приличная - один рубль на каждого работника. Холм начали разрывать, почему-то сверху. Работали неделю, но так ничего и не нашли. Стали делать подкоп под основание, в сторону от главного ствола «шахты». «Опаски» никакой не делали: ни крепежей, ни досок, ничего. Так и работали, а до беды далеко ли... Она и грянула».

Цена за Золотого КоняНесчастье случилось перед праздником Рождества Богородицы. Земля не выдержала собственной тяжести и рухнула на подрядчиков - копалей. Завалила она по грудь и профессора, который в это время начал спускаться по лестнице в шурф.

Тревожная весть моментально облетела оба села: Михайловское, и Рождествено. Мужчины, женщины, дети, старики быстро собрались к месту трагедии.

Вот как об этом вспоминает Мария Ивановна Нехаева: «Я была у своего крестного в Михайловском, помогала по хозяйству. Вдруг дверь распахнулась и крёстный, Сергей Дмитриевич Мирохин, через порог как закричит: «Маруся! Мужиков на холмане завалило!» Схватил заступ (лопату) и туда ринулся со всех ног. Я тоже, опрометью, через прогон, к реке. А там народу - море. Вой бабий над Редьмой жуткий стоит. Мужики что есть мочи землю отваливают, тех четверых откапывают. Профессора-то сразу вытащили. Живёхоньким. А вот дяде Якову, Петру да Коле с Павлом не повезло. Спасатели-то землю не в том месте отбрасывать стали, а наоборот, ещё больше навалили на засыпанных - не знали они в какую сторону подрядчики подкоп вели... Когда поняли свою ошибку да освободили от землицы-то - уж время драгоценное упущено было.

Ой, и страшная картина глазам предстала: лежат все четверо, в тех позах, в которых обвал их застал. Пётро-то, видимо, копал перед этим, так черенок у него прямо в живот воткнут был. Стон, плач, вой пуще стали. Шутка ли, семьи в одночасье без кормильцев остались. У дяди Якова шестеро деток осиротело. А у Петруши девушка была. У них дело-то вроде как к свадьбе шло...»

Отпевали всех погибших в храме Михаила Архангела. Печаль долго ещё не утихала ни в сердцах, ни в разговорах сельчан Михайловского и Рождествена.

А профессор? Профессора увезли в город в тот же день. Так и не нашёл он вожделенного Золотого Коня. Обидно, что цена за такую попытку была заплачена поистине великая.

Где сокровище ордынского хана?А Золотой Конёк, поговаривали старожилы, всё же был найден в конце 20-х годов прошлого века одним сицким мужиком из деревни Старое Мерзлеево. Обнаружил он его у Сити-реки в кургане. Был Конёк из золота, размером как картофелина или два спичечных коробка, в самый раз на «мужеской» груди носить на «чепке» (цепке - цепи). Однако не смог «сичкарь» распорядиться с умом, поверил пришлому торгашу, пообещавшему в исторический музей столицы сию древнюю вещицу доставить, отдал за мешок овса. Ещё поговаривают, что купчик тот обманул, ни в какие музеи Золотого Коня и не собирался сдавать, а себе оставил. Однако недолго радовался. Сгинул вместе с Коньком в ситских лесах, по которым обозом шёл.

Где теперь лежит сокровище ордынского хана?

Якушин камень

Попытки найти ханский клад предпринимались и в 50-60-х годах XX столетия. Проверить правдивость рассказов старых людей о наличии сокровищ под камнем, прозванным в народе Якушиным, решались ситские парни.

Этот приличных размеров валун возлежал в горе на берегу реки Сить недалеко от деревни Горильдово. Молодые мужчины, решив испытать счастья кладоискателей, дружно взялись за лопаты и выкопали вокруг Якушиного камня хорошую траншею глубиной в метра полтора. Прикинув, что скоро будет основание валуна, парни стали подбивать под него припасённые для этой цели крепкие колья, пытаясь его расшевелить и сдвинуть с места. Камень медленно подался в сторону. Возликовав от радостного предвкушения скорого обладания сокровищем, сицкари сильнее навалились на деревянные рычаги, и из-под Якушиного камня показалась... нет, не крышка заветного сундука, а вода. Она стала просачиваться сквозь песок, заполняя выкопанную траншею. Попытки отвести воду от камня ни к чему не привели, только валун стал плотнее оседать в песок.

Разочарованные парни, плюнув, бросили это ставшее бессмысленным дело, и ушли восвояси. А Якушин камень с того времени стал постепенно уходить в землю. Если и был под ним схрон ордынских сокровищ, то не захотел открыться он местным парням.

Потревоженные курганы

Примерно в это же время на берегах речки Обухты, что впадает в Сить, учёные проводили раскопки группы курганов. Среди жителей деревень Змазнево, Михалёво, Горильдово курганы считались местом не то что бы каким-то особым, но по возможности там старались пройти-проехать быстро, не задерживаться. Как рассказывали потом местные старожилы, раскапывая «татарские могилы» в поисках всяких древних вещиц, археологи потревожили покой захороненных в них.

Невольным очевидцем странных, если не сказать мистических, последствий стал молодой сицкарь. Возвращаясь домой с беседы, парень, будучи в отличном настроении, разводил меха своей гармошки. Мелодия лилась по реке далеко.

Вдруг услышал он, что кто-то его пытается переиграть. Сицкаря, что называется, «закусило» - стал он ещё громче, ещё «залихвастей» на гармони играть, а невидимый гармонист не отстаёт, всё переигрывать пробует. Парень, уверенный в своём мастерстве, наигрышей прибавил, да не заметил коряги, что на береговой тропинке подвернулась под ноги. Распластался на песке во весь рост так, что и гармонь в сторону улетела. В наступившей относительной тишине молодой сицкарь неожиданно понял, что вовсе не гармошка вторила ему.

От звуков, идущих из предрассветного клокастого тумана со стороны «татарских» курганов, у парня волосы на голове встали дыбом, а оцепеневшее тело пробил холодный пот - такой жути не слышал он никогда: ни до, ни после той ночи. Скрип тележных колёс, железный скрежет и бряцанье оружия переменялось женскими криками и плачем детей, громкому ржанию коней вторил лай собак, и всё слилось в один несусветный хор... Оглянувшись в ужасе в сторону курганов, сицкарь собрал остатки мужества, вскочил на ноги и, не забыв по пути прихватить свою гармонь, ринулся опрометью в направлении родной деревни.

Долго он не мог прийти в себя, но никому не стал рассказывать про этот необычный случай, приключившийся с ним на сицком берегу, боясь прослыть «тронутым», то есть большим фантазёром. Только о той самой ночи осталось у парня на всю жизнь «памятка» в виде седых висков. И поведал он родным о причине своих ранних седин совсем недавно...

Заключение.

Нет дыма без огня...

О Золотом Коне мало кто из современников сейчас знает, если и слышал что- то, то рассказ воспринимается как забавный «фэнтэзи»: то ли сказка, то ли быль...Однако дыма, как гласит поговорка, без огня не бывает...

Предание, связанное с поисками сокровищ ордынского хана, продолжает будоражить отдельные умы и в наше время. Залётные любители артефактов зачастую очень интересуются месторасположением в Поситье курганов, относящихся к нашествию монголо-татар, и заброшенных лесных хуторов. Сквозь это отнюдь непраздное любопытство самодеятельных «археологов» к истории нашего края явственно слышится поступь Золотого Коня.

Остаётся только добавить, что если и существует в действительности схороненный ордынским ханом клад, то земля надёжно хранит вверенное ей когда-то сокровище. Хранит. Пока не придёт тот, кому ведомо заветное Слово...

Т.Г. Манюкина, заведующая Брейтовским районным историко-краеведческим музеем-отделом

МУК Брейтовский районный КДЦ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: