Глава VII. «СРЕДСТВА ПРОТИВ ВЕЛИКИХ ИСКУШЕНИЙ»




«Как только ты встретишься с искушениями, посту пай так, как делают маленькие дети. Завидев в поле волка или быка, они тотчас же бросаются к отцу или матери или, во всяком случае, зовут их на помощь. Прибегайте к Богу, ищите Его помощи и заступления. Господь сказал: «Молитесь, да не внидите в напасть» (Мф 26.41).

Если искушение не прекращается и даже возрастает, прибегните, хотя бы мысленно, к Святому Кресту. Просите помощи у Распятого Господа, протестуя против искушения, отказываясь согласиться с ним, все время, пока оно будет длиться. Но во все это вре мя не смотри на то, что тебя искушает, смотри только на Распятого Христа, иначе искушение может поколебать твое мужество. Отвлеки себя каким-нибудь полезным трудом или занятием, оно постепенно увлечет тебя и изгонит из твоего сердца мысль о том, что тебя искушает.

Великое средство против всех искушений больших и малых - раскрыть свое сердце, потому что первое, что делает враг с душою, которую он хочет соблазнить, заставляет ее молчать, подобно тому, как соблазнитель внушает девушке или женщине, чтобы она ничего не говорила отцу или мужу. Бог, напротив, хочет от нас, чтобы мы открывались своим руководителям и старшим! Если же искушение все-таки продолжает нас преследовать, надо и нам твердо стоять на своем. Как бы встревожена ни была душа, пока она твердо говорит «нет», искушение не имеет над ней власти. Не вступай ни в какие пререкания с врагом, повторяй ему только слова Спасителя: «Отойди от меня, сатана, сказано: Господу Богу твоему покланяйся и Ему Одному служи» (Мф 4.20). Не надо обращаться даже взглядом к искусителю, но, отвернувшись от него, обратись ко Христу и помни о своем намерении быть верной Ему Одному.

(источник:https://vk.com/doc188508830_461158744)

92. S. Hieronym., Contra Vigilant., 16; PL XXIII, 352. (Св.Иероним Стридонский «Против Вигилянция»)

Св.Иероним Стридонский «Против Вигилянция»: «...А обязанность монаха не учить, а плакать; он оплакивает или себя или мир и со страхом ожидает пришествия Господня, зная слабость свою и бренный сосуд, который носит, он боится преткнуться, чтобы не ударить и не сокрушить его и чтобы он не разбился. Поэтому он и избегает взгляда женщин, особенно молодых и настолько заботится о чистоте, что боится и того, что безопасно.

Зачем, скажешь ты, идешь в пустыню? Да затем, чтобы не слышать, не видеть тебя, затем, чтобы не возбуждаться твоим неистовством, чтобы не терпеть твоих нападений, чтобы не пленил меня глаз блудницы, чтобы прекрасная наружность не влекла к преступным объятиям. Ответишь: это значит не воинствовать, а бежать. Стой в строю, сопротивляйся во всеоружии врагам, чтобы после победы получить венец. Я сознаюсь в своей слабости. Не хочу ратовать в надежде победы, чтобы не потерять когда-нибудь победы. Если убегу, то избегу меча; если буду стоять, то мне нужно или победить или пасть. А какая необходимость оставлять верное и гнаться за неверным? Нужно избегать смерти щитом ли, или ногами. Ты, ратующий, можешь и быть побежденным и победить. Я, когда убегу, не побеждаю чрез то, что убегаю; но я затем убегаю, чтобы не быть побежденным. Нисколько не безопасно спать подле змеи. Может случиться, что она меня не укусит, но может случиться, что когда-нибудь меня и укусит. Называем матерями, сестрами и дочерями, и не стыдимся святые имена омрачать своими пороками. Что делает монах в женских келлиях? Что значат уединённые и частые беседы и глаза, избегающие посредников? Святая любовь не имеет нетерпимости. Что сказали о похоти, то можем отнести и к корыстолюбию и ко всем порокам, которые отчуждаются пустынею. Поэтому-то мы и уклоняемся от городского многолюдства, чтобы не иметь побуждений делать то, что побуждает делать не столько природа, сколько свободная воля.»

(источник: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/kniga-protiv-vigiljantsija/)

 

93. S. Augustin., De sancta virginitate, c. 54; PL XL, 428. (Св.Августин «о святом девстве»)

(см. источник: https://www.ccel.org/ccel/schaff/npnf103.v.iii.xxviii.html)

94. Eccli., III, 27. (Еклесиаст.3.27)?

Сир.3.25: «Кто любит опасность, тот впадет в нее»

95. S. Augustin., Epist. 211, n. 10; PL XXXIII, 961. (Св.Августин, письмо 211)

96. Io. XVII, 18. (Иоан.17.18)

Иоан.17.18: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.»

97. Ibid. 16. (Иоан.17.16)

Иоан.17.16: «Они не от мира, как и Я не от мира.»

98. Ibid. 15. (Иоан.17.15)

Иоан.17.15: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.»

99. Cf. C.I.C., can. 124-142. Cf. B. Pius PP. X, Exhort. ad cler. cath. Haerent animo, AAS, XLI, 1908, pp. 565-573; Pius PP. XI, litt. enc. Ad catholici sacerdotii AAS, XXVIII, 1936, pp. 23-30; Pius XII, adhort. apost. Menti Nostrae, AAS, XLII, 1950, pp. 692-694. (Кодекс канонического права.каноны 124-142.(источник:https://catho.org/9.php?d=bok#a1); Св.Пий 10. «обращение к клиру Haerent animo. (источник: https://w2.vatican.va/content/pius-x/la/apost_exhortations/documents/hf_p-x_exh_19080804_haerent-animo.html); папа Пий 11 энциклика Ad catholici sacerdotii (источник: https://www.documentacatholicaomnia.eu/01p/1935-12-20,_SS_Pius_XI,_Encyclica._Ad_Catholici_Sacerdotii,_LT.pdf0); папа Пий 12. апостольское послание Menti Nostrae (источник:https://w2.vatican.va/content/pius-xii/it/apost_exhortations/documents/hf_p-xii_exh_19500923_menti-nostrae.html);

 

100. Cf. AAS XLII, 1950, pp. 690-691. (папа Пий 12. апостольское послание Menti Nostrae (источник:https://w2.vatican.va/content/pius-xii/it/apost_exhortations/documents/hf_p-xii_exh_19500923_menti-nostrae.html);)

 

101. Cf. I Cor. VI, 15. (1 Кор.6.15)

1 Кор.6.15: «Разве не знаете, что тела́ ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!»

102. Ibid. 19. (1 Кор.6.19)

1 Кор.6.19: «Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?»

103. Alloc. Magis quam mentis, d. 23 Sept., a. 1951; AAS XLIII, 1951, p. 736. (Пий 12. Обращение «Magis quam mentis» 1951 г.)

 

104. S. Clemens Rom., Ad Corinthios, XXXVIII, 2; ed. FunkDiekamp. Patres Apostolici, vol. I, p. 148 (Св. Климент Римский «Послания к Коринфянам». гл.38)

Св. Климент Римский:«Глава XXXVIII. Члены церкви должны служить друг другу, и никто не должен гордиться

Так пусть будет здраво и все тело наше во Иисусе Христе, и каждый повинуется ближнему своему сообразно с степенью, на которой он поставлен дарованием Его. Сильный не пренебрегай слабого, и слабый почитай сильного; богатый подавай бедному, и бедный благодари Бога, что Он Даровал ему, чрез кого может быть восполнена его скудость. Мудрый показывай мудрость свою не в словах, но в добрых делах. Смиренный не сам о себе свидетельствуй, но предоставляй другому дать о тебе свидетельство. Чистый по плоти .. и не превозносись, зная, что есть Другой, дарующий ему воздержание. Помыслим, братья, из какого вещества мы произошли, и какими вошли в мир, как бы из гроба и мрака. Творец и Создатель наш ввел нас в мир Свой, наперед приготовив нам Свои благодеяния прежде рождения нашего. Итак, все имея от Него, мы должны за все благодарить Его. Ему слава во веки веков. Аминь.» (Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimskij/poslanija-k-korinfjanam/#0_39)

 

105. I Ioann., IV, 8. (1 Иоан.4.8)

1 Иоан.4.8: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.»

106. S. Augustin., De sancta virginitate, cc. 33, 51; PL XL, 415, 426; cf. cc. 31-32, 38; 412-415, 419. (Св.Августин. «О святом девстве»)

(источник:(см. источник: https://www.ccel.org/ccel/schaff/npnf103.v.iii.xxviii.html))

107. Cf. Matth. XIX, 11. (Мф.19.11)

Мф.19.11: «Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано»

 

108. Cf. Ibid. VII, 8; S. Hieron., Comm. in Matth. XIX, 11; PL XXVI,135. (св.Иероним Стридонский «Толкование на Евангелие по Матфею» гл.19 ст.11)

св.Иероним Стридонский: «Под словом этим пусть никто не разумеет судьбы или счастья, потому что это [или] девственники (virgines), которым дано от Бога [быть таковыми], или же те, которых случай привел в такое состояние; но дано это тем, которые просили этого, хотели этого или трудились, чтобы достигнуть этого. В самом деле, всякому просящему будет дано, и ищущий найдет, и стучащему будет открыто (Мф.7,8; Лк.11,10).»

(источник: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/19)

 

109. Cf. S. Ambros., De virginibus, lib. III, c. 4, nn. 18-20; PL XVI, 225. (св.Амвросий Медиоланский «О девственности». Книга 3. гл.4 п.18-20)

Св.Амвросий Медиоланский:

«18. Точно так же и частая молитва пусть приводит нас в общение с Богом. Ибо если пророк, занятый государственными нуждами, говорит: «седмерицею днем хвалих тя» (Пс. 118, 164), то как должно поступать нам, о которых написано: «бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мф. 26, 41)? Конечно, должно приносить обычные молитвы с выражением благодарности, – когда пробуждаемся от сна, когда выходим из дома, когда намереваемся принять пищу, когда беремся (за дело), когда воскуряем фимиам и когда, наконец, ложимся в постель.

19. Я желаю, чтобы и в самой постели ты читала псалмы вместе с употребительной молитвой Господней, – и когда пробуждаешься, и пред тем, как тело твое погружается в сон. (Я желал бы), чтобы ты при самом начале сна была свободна от заботы о мирских делах, чтобы сон застал тебя размышляющей о божественном. Даже тот, кто первый выдумал название самой философии, прежде чем отойти ко сну, ежедневно заставлял флейтиста играть приятные песни, чтобы успокоить сердце, взволнованное мирскими заботами. Но он, подобно бесплодному труженику, тщетно стремился изгнать мирское мирским; ибо еще более осквернял себя тот, кто искал (таким способом) лекарства от страсти. Мы же, очистившись от всех земных пороков, оградим тайники нашей души от всякой скверны плоти.

  1. Особенно мы должны также прочитывать символ, как знак нашей веры (cordis), ежедневно пред рассветом; к нему нужно прибегать душою даже тогда, когда мы боимся чего-нибудь. В самом деле, разве бывают когда без служебной присяги воин в палатке или боец в сражении?»

(источник: https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/o-devstve-i-brake/3_4)

 

 

110. Cf. S. Alphonsus a Liguori, Practica di amar Gesu Cristo, c. 17, nn. 7-16. (св.Альфонс Лигуори «Practica di amar Gesu Cristo» гл17.п.7-16)

(источник: https://www.intratext.com/ixt/itasa0000/_IDX110.HTM)

 

111. Leo XIII, encyclica Mirae caritatis, d. 28 Maii, a. 1902; A. L. XXII, pp. 1902-1903.

(папа Лев 13 энциклика «Mirae caritatis »)

Источник (https://w2.vatican.va/content/leo-xiii/en/encyclicals/documents/hf_l-xiii_enc_28051902_mirae-caritatis.html)

112. Io. VI, 57.(Иоан.6.57)

Иоанн.6.57: «Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.»

113. S. Ambros., De institutione virginis, c. 6, n. 46; PL XVI, 320. (св.Амвросий Медиоланский «О воспитании девы» глава 6.п.46)

(источник: https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/o-devstve-i-brake/6)

 

114. Cf. S. Athanas., De virginitate, ed. Th. Lefort, Muséon, XLII, 1929, p. 247.(Св.Афанасий Великий. «О девстве».)

(источник: https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/o-devstve-ili-o-podvizhnichestve/)

 

115. S. Augustin., Serm. 51, c. 16, n. 26, PL XXXVIII, 348. (Св.Августин Проповедь 51.)

(источник: https://www.newadvent.org/fathers/1603.htm)

 

116. Cf. S. Athanas, Ibid. p. 244. (Св. Афанасий. «О девстве»)

 

117. S. Ambros., De institutione virginis, c. 14, n. 87; PL XVI, 328. (св.Амвросий Медиоланский «О воспитании девы» глава 14.п.87)

(источник:https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/o-devstve-i-brake/6_14)

 

118. S. Ambros., De virginibus, lib. II, c. 2, n. 6, 15; PL XVI, 208, 210. (Св. Амвросий «О девственницах в трех книгах. Книга вторая. гл.2 п.6,15)

Св Амвросий:

«6. Итак, да будет перед вами, как бы на картине, изображена девственная жизнь Марии, от которой, как от зеркала, блещет образ непорочности и красота добродетели. Отсюда можно брать вам примеры жизни: здесь, как бы на чертеже, изображены наставления (девственной) чистоты, который показывают, что должно вам исправить, что усвоить и чего держаться.

  1. Она – образ девства. Действительно, Мария такова, что жизнь ее одной является наукой для всех. Посему, если нам нравится виновница (подобной жизни), то мы должны одобрить и деяние (этой жизни); вот почему и та, которая желает себе награды, (присущей виновнице подобной жизни), пусть подражает и ее примеру. Сколько же, таким образом, видов добродетели сияет в одной деве? – Уединенность скромности, знамение веры, послушание благочестию; дева – в доме, она – спутница в служении, она – мать для храма.»

 

(источник: https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/o-devstve-i-brake/2_2)

 

119. Ibid., c. 3, n. 19, PL XVI, 211. (Св. Амвросий «О девственницах в трех книгах.»)

 

120. S. Ambros., De Institut. virginis, c. 7, n. 50; PL XVI, 319. (св.Амвросий Медиоланский «О воспитании девы» глава 6.п.50)

50. Итак, каким же образом можно было лишать непорочности Марию, которая во время бегства апостолов не убоялась казни, но сама подвергала себя опасностям? В ней было столько даров (gratiam) (целомудрия), что она не только в себе самой могла соблюдать дар девства, но могла вызывать обнаружение непорочности даже в тех, на которых взирала. Посетила она Иоанна Крестителя, и тот взыграл во чреве матери прежде рождения. На голос Марии взыграл младенец и таким образом выказал повиновение еще ранее (своего) рождения. И не без причины остался непорочным телесно тот, которого как бы некоторым елеем своего присутствия и благовонием целомудрия приуготовила к тому Матерь Божия, когда он был еще в возрасте трех месяцев. И вот она же потом была передана не ведущему супружества евангелисту Иоанну. Посему, я не удивляюсь, что этот (евангелист), пред лицом которого пребывал чертог небесных таинств, говорил о божественных тайнах больше, чем прочие (евангелисты).

(источник: https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/o-devstve-i-brake/6_7)


121. Ibid., c. 13, n. 81, PL XVI, 339. (там же п.81)

Св. Амвросий:

«81. О, богатства девства Мариина! Она раскалилась как скудельный сосуд и как облако пролила на землю благодать Христову! Ведь это о ней написано: вот Господь грядет восседая на облаке легком (Ис. 19, 1). Поистине – легком, ибо она не знала бремени супружества; поистине – легком, ибо она облегчила сей мир от тяжкого греховного нароста. Легка была та, которая в утробе носила отпущение грехов. Вот она укрепила даже пребывавшего еще во чреве Иоанна (Лук. 1, 41), который на ее голос возрадовался и, будучи младенцем, радостно взыграл и воодушевился чувством обета прежде, чем исполнился дыханием животворного духа.)

(источник: https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/o-devstve-i-brake/6_7)

 

122. S. Bernard., In nativitate B. Mariae Virginis, Sermo de aquaeductu, n. 8; PL 183, 441-442. (св.Бернард Клервосский)

(источник: https://www.binetti.ru/bernardus/page/6)

 

123. S. Hieronym., Epist. 22, n. 18; PL XXII, 405. (Св. Иероним Стридонский Письмо 21.)

Таков конец супружества: а моя цель там, где ни женятся, ни посягают. Пусть вышедшие замуж имеют свое время и имя. А мне пусть будет предоставлено девство в Марии и Христе.

(источник: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma/#0_23)

 

124. S. Ambros., De virginibus, lib. I, c. 10, n. 58; PL XVI, 205. (Св.Амвросий Медиоланский «О девственности». Книга 1. гл. 10. п.58)

Св.Амвросий: «Что же это значит, что следуют за мной даже те, которые меня не слушают: ужели же не последуют за мной те, которые слушают? Вот я узнал, что очень многие девы желают (последовать моему совету), но матери препятствуют им даже выходить, и – что еще тяжелее, – (это делают) вдовицы, с которыми у меня идет эта беседа, A ведь если бы ваши дочери захотели полюбить человека, то они по законам могли бы выбрать того, кого они хотят. Итак, неужели нельзя избрать Бога тем, которым позволено выбирать человека?»

(источник:https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/o-devstve-i-brake/1_11)

 

125. Ibid., c. 7, n. 32; PL XVI, 198. (Св.Амвросий Медиоланский «О девственности». Книга 1. гл. 7. п.32)

Св.Амвросий: «Вы слышали, родители, в каких добродетелях вы должны воспитывать и в каком учении должны наставлять своих дочерей, чтобы иметь возможность снискать в них таких (дочерей), заслуги которых могли бы искупить ваши прегрешения. Дева – это дар Божий, ограждение (munus) родителя, священство целомудрия. Дева – матерняя жертва, ежедневным священнодействием которой умилостивляется божественная сила. Дева – неотъемлемый залог родителей, она не доставляет им забот из-за приданого, она не оставляет их вследствие (своего) переселения, и не причиняет обид.»

(Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/o-devstve-i-brake/1_11)

 

126. Cf. S. Ambros., De virginibus, lib. II, c. 4, n. 32; PL XVI, 215-216. (Св.Амвросий Медиоланский «О девственности». Книга 2. гл. 4. п.32)

Св.Амвросий: «Когда дело выяснилось, то был осужден вместо девы тот, кто был схвачен вместо нее, ибо такое именно воздаяние и нужно было победителю. Таким образом, из дома разврата выходят – не только дева, но и мученики.

Говорят, что девица прибежала на место казни, и оба они начали спорить друг с другом относительно казни; но тот говорил: «Меня приказано убить; тебя же приговор оправдал, коль скоро меня арестовали». Но она начала кричать:

«Я тебя не избирала поручителем за свою смерть, но я желала только поручителя своей невинности. Если желают воспользоваться (этой) невинностью, то пусть и пол остается; если же требуется кровь, то мне нет нужды в поручителе: я имею возможность выполнить это требование сама. На меня простирается этот приговор, которому ты подвергся из-за меня. Допустим: я тебя сделала поручителем в денежных делах, и судия в мое отсутствие присудил твое имущество заимодавцу; но тогда, в случае твоей жалобы в тот же суд, я посредством отцовского наследства могла бы, конечно, уничтожить твое обязательство. И если бы я отказалась, то кто не счел бы меня достойною постыдной смерти? Насколько же больше (должна быть) расплата за эту человеческую жизнь! Пусть лучше я умру невинною, чем виноватою. В данном случае нет другого исхода: сегодня я буду или виновницей твоей крови или сама (сделаюсь) мученицей. Если я возвратилась благовременно, то кто смеет лишить меня (наказания)? Если я даже замедлила, и тогда кто осмелится оправдать меня? Я вдвойне преступна пред законами, так как повинна не только в своем бегстве, но и в чужой гибели. А члены мои, которые были неспособны подвергнуться растлению, теперь готовы к смерти. Есть у девы место, неспособное к бесчестию, но способное к получению раны. Я отвергла позор, но не мученичество. Я уступила тебе одежду, но не изменила своего исповедничества. Если же ты отнимаешь у меня смерть, то ты тогда не выкупил меня, а обманул. Прошу, не спорь и не смей возражать. Не отнимай благодеяния, которое ты оказал. Отнимая у меня этот приговор, ты восстановляешь прежний. В самом деле, (этот) приговор заменяется (тогда) прежним: если я не подвергнусь последнеми (приговору), то подвергнусь – первому. Мы же собственно оба можем удовлетворить (этому последнему) приговору, если только ты позволишь, чтобы я была умерщвлена первою. К тебе они не могут применить другого наказания кроме того, которое (обыкновенно) ими употребляется, а в девице подвергается опасности честь. Да и ты собственно приобретешь большую славу в том случае, когда увидят, что ты из прелюбодейки сделал мученицу, чем в том случае, если будут видеть, что из мученицы ты снова сделал прелюбодейку».

 

127. Phil., II, 8. (Флп.2.8)

Апостола Павла послание Филиппийцам: «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.»

128. Apoc. XIV, 4. (Апокалипсис 14.4)

Апокалипсис: «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу.»

129. Ibid., 3. (Апокалипсис 14.3)

Апокалипсис: «Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.»

130. Matth. V, 10. (Мф.5.10)

Евангелие от Матфея: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: