Глава 3 Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения за выслугу лет




Существующая нормативная правовая база не содержит четкого определения понятия военной пенсии. Сущностные признаки военной пенсии включены в общее определение пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Военная пенсия, согласно Закону №166-ФЗ, - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, которая предоставляется военнослужащему в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, при достижении установленного законом возраста, а также в случае наступления инвалидности или потери кормильца. В целом такое определение военной пенсии можно взять за основу, несколько его скорректировав.

Действительно, пенсии всех категорий военнослужащих (неважно, служат они по контракту или по призыву) относятся к государственному пенсионному обеспечению, цель которого - защита лиц от рисков материальной необеспеченности в старости, при наступлении инвалидности и в случае потери кормильца. Пенсионное обеспечение военнослужащих, как и пенсионное обеспечение гражданских лиц, - это защита от перечисленных рисков. Сама же реализация социальных рисков здесь более вероятна в силу специфики военной службы.

По своей сути военная пенсия представляет собой, с одной стороны, компенсацию утраченного заработка (как и для гражданских лиц), а с другой, - компенсацию потери здоровья, ограничений общепризнанных прав и свобод, прямо закрепленных соответствующим законодательством).

Важно учитывать, что военно-социальное законодательство неслучайно предусматривает ранний возраст (то есть до достижения общегражданского возраста), дающий военнослужащим право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению: неудобства военной службы, преждевременная так называемая «изношенность организма», которая может наступить не только вследствие военной травмы, но и хронической стрессовой ситуации, психологической усталости и прочее[23].

Назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина. При этом обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком.

Перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением степени ограничения способности к трудовой деятельности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, а также в связи с изменением условий назначения социальной пенсии. В других случаях производится перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению[24].

Срок, на который назначается пенсия (в том числе при изменении ее размера), зависит от вида пенсии. Пенсия за выслугу лет и пенсия по старости назначаются пожизненно. Пенсия по инвалидности назначается на срок, на который определена инвалидность. Пенсия по случаю потери кормильца назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению индексируются в следующем порядке:

- пенсии федеральных государственных служащих - при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих;

- пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей) - в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"[25];

- пенсии военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, пенсии участников Великой Отечественной войны, пенсии гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, пенсии членов семей перечисленных категорий граждан, пенсии нетрудоспособных граждан - в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Правовое регулирование пенсионного обеспечения лиц указанной категории существенно отличается от пенсионного обеспечения граждан, подлежавших обязательному пенсионному страхованию. Различия связаны с отличиями финансирования пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов (за счет федерального бюджета, а не государственных внебюджетных фондов), спецификой профессиональной деятельности (повышенными физическими и психическими нагрузками, повышенной опасностью деятельности для жизни и здоровья, возможностью применения оружия и специальных средств, интеллектуальными, эмоциональными и другими неблагоприятными факторами, влекущими снижение или утрату профессиональной трудоспособности в зависимости от длительности осуществления служебной деятельности).

Первой проблемой, которую стоит обозначить, является определение лиц, включаемых в категорию «сотрудники правоохранительных органов». В российском законодательстве и научной литературе нет единства мнений по данному вопросу. Больше десяти лет Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации"[26] устанавливал наличие трех видов службы: государственной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы. Изначально предполагалось, что каждый из названных видов службы будет регламентироваться отдельным федеральным законом, но фактически был принят только закон о государственной гражданской службе[27]. Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 262-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"[28] в Закон № 58-ФЗ были внесены изменения, термин «правоохранительная служба» был заменен на термин «государственная служба иных видов», что нельзя признать положительным.

Пенсионное обеспечение имеет особое значение для военнослужащих. Выбирая военную службу, отличающуюся повышенными рисками для жизни и здоровья. Они должны быть уверенными в том, что после увольнения в запас или отставку их ждет обеспеченная старость. По сути, достойное пенсионное обеспечение - один из важнейших аспектов привлекательности военной службы, который влияет на комплектование кадрового состава соответствующих «силовых» структур государства, где официально предусмотрена такая служба. В силу же особой значимости этих структур в жизни общества и государства, можно утверждать, что от них зависит военная, а, значит, и национальная безопасность Российской Федерации в целом. Поэтому от эффективности пенсионного обеспечения военнослужащих зависит, в конечном итоге, и решение вопросов обеспечения безопасности страны и общественной жизни.

Следует особо подчеркнуть, что военная служба отличается от иных видов трудовой деятельности повышенным риском гибели военнослужащего, нанесения вреда его здоровью, что объективно влечет негативное изменение материального и (или) социального положения, как самого военнослужащего, так и членов его семьи. Риск материальной необеспеченности военнослужащего (и/или членов его семьи) может наступить не только вследствие причинения вреда его здоровью, гибели военнослужащего, но и прекращения военно-служебных отношений (увольнения из соответствующих структур по разным основаниям).

Представляется, что в силу особого характера военной службы военная пенсия (в том числе пенсия за выслугу лет) должна трактоваться не только как компенсация потери утраченного заработка военнослужащего, но и как компенсация вреда, причиненного его здоровью (жизни), а также всех тягот и лишений военной службы (повышенного риска гибели, потери здоровья, ограничений общепризнанных прав и свобод, предусмотренных соответствующим законодательством).

Пенсия за выслугу лет предусмотрена ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении предусмотрена для военнослужащих (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин).

Пенсионное обеспечение сотрудников правоохранительных органов и членов их семей представляет собой составную часть российской пенсионной системы. Под пенсионной системой в научной литературе понимается совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий[29].

Будучи целостным образованием, пенсионная система в зависимости от источников финансирования и субъектов обеспечения состоит из нескольких элементов - частей:

1) пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию;

2) государственное пенсионное обеспечение;

3) дополнительное пенсионное обеспечение.

В свою очередь, каждая часть пенсионной системы как относительно самостоятельная система включает несколько подсистем: финансирования, управления, субъектов обеспечения, видов обеспечения и правовую[30]. Эти подсистемы служат базой взаимодействия частей пенсионной системы. Финансирование государственного пенсионного обеспечения осуществляется из федерального бюджета, что закреплено ст. 10 Закона РФ 4468-1."Однако согласно ст. 12 этого же Закона органы государственной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут устанавливать за счет собственных бюджетов дополнительные социальные гарантии для пенсионеров из числа сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.

 

 

Заключение

 

По итогам исследования можно сделать следующие обобщающие выводы.

Цель пенсии за выслугу лет - освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, в значительной степени компенсировать им утраченный заработок в связи с полным прекращением трудовой деятельности.

Пенсия за выслугу лет занимает своеобразное место в системе государственного пенсионного обеспечения по ряду оснований: она выплачивается при условии оставления работы, с учетом которой установлена и это единственный вид пенсий, который реально осуществляет охранительную функцию, основанную на том, чтобы предотвратить перерастание профессиональной усталости в общую изношенность человеческого организма; пенсия за выслугу лет, по общему правилу, назначается при наличии одного лишь условия - выслуги лет, независимо от достижения пенсионного возраста; само название пенсии указывает на особенность субъекта обеспечения, она должна предоставляться тем, кто служит - служащим.

Исходя из Закона о государственном пенсионном обеспечении РФ право на получение государственной пенсии за выслугу лет имеют всего четыре категории граждан:

- федеральные государственные служащие;

- военнослужащие;

- космонавты;

- работники летно-испытательного состава.

В России пенсия за выслугу лет для данных категорий работников является основным видом пенсионного обеспечения, вместо пенсии по старости. Размеры таких пенсий выше, чем пенсий по старости.

В России пенсия за выслугу лет для данных категорий работников является основным видом пенсионного обеспечения, вместо пенсии по старости. Размеры таких пенсий выше, чем пенсий по старости.

Обычно пенсия за выслугу лет назначается при полной выслуге. Так для федеральных государственных служащих необходим стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещение должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по определенным («белым») основаниям.

Следовательно, нет полной выслуги, установленной законом, нельзя получить и пенсию за выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения, когда недостаточная выслуга просто ведет на уменьшение пенсии на несколько процентов.

Продолжительность специального трудового стажа (выслуги), дающего право на пенсию за выслугу лет, в некоторых случаях различна для мужчин и женщин, а в некоторых одинакова.

Пенсионное законодательство, касающееся пенсий за выслугу лет очень обширно и в целом сложно. Для исчисления пенсий, например космонавтам и летчикам используются достаточно сложные формула системы начисления надбавок к пенсии



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: