Стабилизироваться, наблюдать, а затем действовать: что делать в кризисы




Что делать в кризисы? Я могу уверенно сказать следующее: я не знаю. Существующая ситуация совершенно беспрецедентна. У меня нет никаких прогнозов и содержательных идей. Тем более тех, за которые я готов нести ответственность. С другой стороны, у меня есть некоторый жизненный опыт. И я могу сказать, как лично я отношусь к кризисам и возмущениям.

1. При любом потрясении природа требует от нас реализовать одну базовых реакции: бежать, нападать или замереть. Мы так устроены. Эти реакции давно не современны. Не отвечают многогранности проблем мира. Это эволюционный механизм, который пока не адаптировался. Я предпочитаю реакцию «стабилизироваться-наблюдать-действовать».

2. Почему сначала стабилизироваться? Первые дни шока на изменения взрывают эмоциональную составляющую мышления. Активизируются все возможные паттерны и cognitive biases. Надо остаться спокойным. Резко ограничить информационные шоки. Изолироваться, особенно в условиях фейковых информационных потоков. А они в кризисе фейковые чуть более, чем все.

3. Этап наблюдения наступает после стабилизации. Он нужен, чтобы понять возможности. Как ни цинично прозвучит, но любое возмущение - это еще и возможности. Надо их аккуратно собирать и примерять на себя. Что в изменившемся мире станет тебе полезно? А что послужит поводом отбросить изжившее? Возможности - они могут быть разными.

4. Дальше настанет пора действовать. К этому моменту должны быть ресурсы. Прежде всего эмоциональные. То есть проще всего выгореть в кризисе, и потом долго восстанавливаться. Тот, кто подойдет к неизбежному выравниванию ситуации после возмущения с внутренним ресурсом, тот реализует возможности гораздо эффективнее.

5. Все пройдет. И наступит снова. Кризисы, потрясения и возмущения - часть нашей жизни. Я считаю, что личная ответственность каждого - это сохранять возможность рационально действовать в своих интересах, в интересах близких. Для этого нужна определенная сила. Найти ее на фоне рушащихся планов и прогнозов непросто. Может, в этом и есть смысл жизни?

 

Наблюдение, выявление, присоединение, закрепление, ведение (эксперимент), модель, парадигма

Объясняем пациенту психотерапевтический алгоритм, как пример выработки нужного стереотипа адаптации и преодоления кризиса: наблюдение, выявление, присоединение, закрепление, ведение (эксперимент), модель, парадигма.

Меня всегда просят, приведите наглядный пример, чтобы даже дурак понял, причём очень убедительно. Приводу пример, наглядный и убедительный…

Ставим пациента, просим расслабиться и закрыть глаза. Присоединяемся к вестибулярному аппарату. При наблюдении замечаем, что пациент покачивается в разные стороны, т.е. работает вестибулярный аппарат, но так как глаза закрыты, то зрительный контроль отсутствует. Итак, мы выявили покачивания, это работает наш внутренний механизм саморегуляции (на уровне ориентации себя в пространстве и времени), естественно.

Теперь мы обращаем внимание пациента на его покачивания и объясняем ему данное явление. Это «сканирование», работает обратная связь, чтобы удержать тело в пространстве. Точно также летит ракета и торпеда, а легкие движения называются «рысканием».

Присоединяемся к покачиваниям, т.е. кладём руки или руку на плечо. Ничего не делаем, не помогаем пациенту, но и не мешаем, так как фокус внимания сосредоточился на покачиваниях, включилась обратная связь и мы можем закрепиться. Это экспозиция.

Вот теперь настало время ведения. Мы начинаем подкреплять покачивания назад и не подкреплять остальные движения. Например, говорим: «Тебя тянет назад, и притрагиваемся пальцем к плечу».

Далее формируем навык на падение назад. Тебя тянет назад, и ты падаешь, можно щёлкнуть пальцем. Не бойся я тебя поймаю. Чтобы снять испуг, можно несколько раз наклонить пациента до падения и тут же подхватить его, уперев ладонями спину. Как только пациент убедиться в безопасности падений, то закрепляем навык и кодируем. Теперь каждый раз, когда я буду говорить: Ты падаешь и впадаешь в транс, ты будешь погружаться с каждым качком и падением всё глубже и глубже в состояние альфа ритма, т.е. транса».

Точно также формируются стереотипы не только в кинестетике, но и в других разделах, отделах, сенсорных системах нашей психики…. Кинестетика хороша тем, что она наглядлная, мы можем видеть, наблюдать визуально, контролировать и управлять, т.к. это двигательная сфера, которая является одновременно произвольной и автоматической бессознательной сферой психики.

Просим пациента открыть глаза, и производим экологическую проверку, и, вырабатываем якорь-триггер на самостоятельное вхождения в состояние транса. Отходим от пациента на несколько шагов, поднимаем руку вверх и просим смотреть на кисть руки. Считаем до семи, подходим к пациенту. Лёгкий хлопок в лоб и наклоняем ему голову назад: Закрой глаза!» Далее инструкция. Каждый раз, когда будешь останавливать взгляд на какой-либо точке в пространстве под углом 15 – 20 градусов, считаешь от одного до семи и говоришь «ВХОЖУ», ты будешь погружаться в состояние альфа ритма как с закрытыми глазами, так и открытыми. Ты будешь в полном сознании, только мозг твой будет работать в творческом, интуитивном режиме альфа-ритма.

Просим пациента проделать это самостоятельно. Если у него получилось, то проверяем полученное состояние альфа-ритма. Например, желаем, чтобы рука правая или левая медленным и плавным движением поднялась на уровень плеча. Почему, да потому что это состояние когда наши желания, мечты и установки реализуются. Транс – это состояние реализации наших образов, представлений, творческого воображения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: