Задания к следующей сессии студентам 2 курса
По дисциплине «Специальная психология»
1. Самостоятельно ознакомиться с темой: Методики изучения интеллекта и нарушений мышления, выполнив следующие задания:
Теоретическое задание
a) Познакомиться с методиками, направленными на изучение интеллекта и выявляющие нарушения мышления:
- Методика Векслера.
- Культурно свободный тест Кеттела.
b) Знать цель, инструкцию, технологию применения и обработки результатов перечисленных выше методик.
Литература
1. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC) [Текст] /Ю. Филимоненко, В. Тимофеев. – СПб.: Госстандарт России ГП «ИМАТОН», 1994. - 94с.
2. Культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла [Текст]: Руководство по использованию /А.Ф. Денисов, Е.Д. Дорофеев. – СПб.: Госстандарт России ГП «ИМАТОН», 1994. – 31 с.
Задание на теоретическое осмысление
Прочитать главу II монографии В.В. Лебединского «Нарушения психического развития у детей». - М., 1985. Законспектировать основные положения на тему: «Параметры дизонтогенеза».
После конспектирования, ответьте на вопросы:
1. Сколько параметров выделяется Лебединским В.В.?
2. С какими факторами связаны психологические параметры дизонтогенеза?
3. Что такое «регресс»?
4. Как взаимодействуют между собой первичный и вторичный дефект?
5. Что такое «асинхрония»? Виды асинхроний.
Литература
1. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский - М.: Издательство МГУ, 1985.- 168 с.
2. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие /В.В. Лебединский. – СПб.: Академия, 2002. – 144 с.
(оба источника в электронной версии)
Задание на теоретическое осмысление
Конспектирование литературы на тему: «Л.С. Выготский о дефекте и компенсации».
Конспектируя статьи Выготского Л.С., придерживайтесь следующего плана:
1. Понятие «компенсация».
2. Представление о природе компенсаторных процессов.
3. Принцип замещения психологических функций.
4. Система межфункциональных связей.
5. Примеры сверхкомпенсации.
Литература
1. Выготский, Л.С. Дефект и компенсация: В 6 т /Акад. пед. наук; под ред. Т.А. Власовой. — М.: Педагогика, 1983. – 368 с. Т. 5: Основы дефектологии. С. 34-49.
2. Выготский, Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах развития умственно отсталого ребенка /Акад. пед. наук; под ред. Т.А. Власовой. — М.: Педагогика, 1983. – 368 с. Т. 5: Основы дефектологии. С. 115-135.
3. (оба источника в электронной версии)
4. Задание для освоения учебной дисциплины
Читать специальную литературу, иметь общие представление о детях с отклонениями в развитии:
- О детях с нарушениями зрения
- О детях с нарушениями слуха
- О детях с задержками психического развития
- О детях с нарушениями поведения
- О детях с искаженным развитием
- О детях с нарушением интеллекта
Литература
1. Сорокин В.М. Специальная психология: учебное пособие /под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 216 с. (источник в электронной версии).
2. Специальная психология: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений / под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003, 2003. – 464 с. (источник в электронной версии).
3. Специальная психология: учебник для студентов высш. учебных заведений / под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2010. – 253 с.
4. Шаповал И.А. Специальная психология: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 225 с.
Задание поискового характера
- Осуществить поиск (записать на диски, флеш-карту) художественных (и документальных) фильмов по проблемам, поднимаемым в изучаемом курсе (по возможности и желанию студента):
1. Карточный домик
2. Человек дождя
3. Игры разума
4. Я – Сэм
5. Шестое чувство
6. Испытание любви
7. Меркурий в опасности
8. Без ума от любви
9. Страна глухих
10. Адам
11. Бен Икс
12. Танцующая в темноте
13. Дура
14. 8 день
15. Король говорит
и другие фильмы о детях и взрослых людях с отклонениями в развитии, например, о детях и взрослых с синдромом Дауна (Театр простодушных) …
6. Практическое задание
1) Провести самостоятельное изучение мышления с применением методики «Пиктограмма» у испытуемых дошкольного или младшего школьного возраста (на выбор студента) с нормой психического развития и умственной отсталостью.
a. Провести пробный количественный и качественный анализ пиктограмм (на примере пиктограмм, выполненных испытуемыми разного возраста), выполненных детьми с нормой психического развития и умственной отсталостью.
b. Составить протокол с учетом процедуры обследования и необходимостью фиксации особенностей выполнения ребенком заданий методики.
c. Составить таблицу для проведения количественного анализа полученных с помощью методики «Пиктограмма» данных.
d. Оформить психологическое заключение по результатам выполненной методики «Пиктограмма».
e. Оформить и сдать преподавателю на проверку полученные материалы. Они должны содержать следующие документы: рисунки, выполненные ребенком; протокол обследования; таблица количественных показателей; заключение по результатам методики.
2) Применить методику «Рисунок человека» и «Рисунок семьи» с детьми (умственно отсталыми, с ЗПР, с детьми с нормой психического развития (лист бумаги нелинованный, формат А4, простой карандаш, набор цветных карандашей, ластик).
На обороте листа карандашом написать следующие сведения:
- пол и возраст ребенка;
- класс и программа обучения (класс коррекционно-развивающий; С(К)ОУ VIII вида);
- норма психического развития;
- состав семьи (полная или неполная в случае рисования на тему «Моя семья»).
4. Предоставить (по возможности) практический материал (видео-запись урока; фото-презентация школы с участием школьников с умственной отсталостью; протоколы (копии) с ПМПК; копии записей в тетрадях (математика, русский язык) с запечатлением характерных для умственно отсталых школьников ошибок; фрагменты беседы с умственно отсталым ребенком – видео; продукты детской деятельности с полной информацией о ребенке (пол, возраст, программа обучения) и инструкции по выполнению определенной деятельности (рисунок на заданную или свободную тему; работа с бумагой (аппликация с наличием образца; оригами) и др.