ИКОНА – ЖИВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОРГАНИЗМ




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Культурология»

 

 

Выполнил: студент гр. ВВ – 11

факультета МиМ

Корепанов А. А.

 

Проверил: Сорокина М. В.

 

2002 год

Содержание

 

стр.

 

Введение ……………………………………………………….. 3

 

1. История возникновения искусства иконописи …………... 4

 

2. Икона – живой художественный организм ………………. 5

 

3. Искусство иконописи ……………………………………… 8

 

4. Вековое развитие иконописи ……………………………… 11

 

Заключение ……………………………………………………. 14

 

Список используемой литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Древнерусская иконопись - выдающееся явление мирового искусства, часть

 

драгоценнейшего наследия нашей национальной культуры, одно из ярчайших сви-

 

детельств духовного и художественного гения России.

 

Начиная с X века – времени принятия Русью христианства в качестве государ-

 

ственной религии – тысячи храмов столетие за столетием украшались драгоцен-

 

ными мозаиками, стенными росписями и иконами с изображениями религиозных

 

сюжетов на темы истории жизни Христа, Богоматери, апостолов и многочислен-

 

ных последователей христианского учения – проповедников, аскетов – монахов и

 

мучеников за веру. Древнейшие центры искусства – Киев, Владимир, Новгород,

 

Псков, Тверь, Москва – оставили нам бесконечное разнообразие местных памят-

 

ников живописи XI–XV веков, главным образом икон, порой весьма различных

 

по стилю, но всегда единых как по содержанию, так и по своим идейным основам.

 

Это внутреннее их единство постепенно, параллельно с объединением Русского

 

государства под эгидой Москвы, привело в XVI–XVII веках к сложению целостно-

 

го национального художественного канона, воплотившегося в древнерусской ико-

 

не, канона, традиция которого в значительной степени продолжала сохраняться и

 

позднее – в XVIII–XIX веках, став с начала ХХ столетия объектом многочислен-

 

ных исследований, предпринятых историками культуры Древней Руси. Именно в

 

результате их общих усилий необычайное художественное богатство образной си-

 

стемы иконы, её эстетическая ценность и изначально заложенный в ней общечело-

 

веческий идеал красоты и высокого гуманизма стали достоянием современности.

 

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА ИКОНОПИСИ

Искусство древнерусской иконописи восходит к культурной традиции Ви-

 

зантии, к той традиции, где на протяжении столетий (в основном приблизительно

 

с V по Х века) гармонично сплавились художественные достижения раннесредне-

 

векового Запада и Востока, эстетические ценности поздней античности (эллиниз-

 

ма) и малоазийской национальных культур (Египта, Сирии, Палестины), Закавка-

 

зья и сасанидского Ирана.

 

Впитав в себя и творчески переработав это богатейшее византийское насле-

 

дие, Русь органично вошла в европейскую средневековую культуру, отбросив, од-

 

нако, - в силу личного духовного миро чувствия – всё чуждое её национальным

 

устремлениям: порой излишнюю репрезентативность имперского византинизма,

 

несколько холодноватую “отстранённость” образов византийского искусства, а

 

нередко и чисто внешне понимаемую им «пренебесную» красоту «горнего» мира.

 

На смену всему этому приходит система собственных эстетических ценнос-

 

тей: большая свобода иконографического канона, большая теплота иконописных

 

образов и – что, быть может, важнее всего – гораздо большая обращённость ис-

 

кусства к «дольней» (иначе говоря – вполне земной) человеческой жизни, к

 

духовно свободной человеческой личности.

 

 

ИКОНА – ЖИВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОРГАНИЗМ

Нигде и никогда икона не играла такой большой роли, как в России. Иконы

 

здесь издавна были непременной принадлежностью каждого здания – и храмово-

 

го, и общественно – гражданского, и просто жилого дома.

Икона (от греческого «эйкон» - образ, изображение) совершенно не похожа

 

на обычную картину. В иконе передаётся отнюдь не то, что художник видит обыч-

 

но своими глазами, а то, что он усматривает в реальной действительности, так

 

сказать, «духовными очами», «внутренним» взором, - прежде всего глубинные

 

«первосущности» вещей, «первооснову» всего бытия – то, что в античной филосо-

 

фии называлось «эйдосами», или «идеями», а средневековые христианские мысли-

 

тели именовали «первообразами», или «прототипами» всего вещественного ма-

 

териального мира, в том числе и каждого человеческого индивида. Иконопись по-

 

этому – сакрально – ритуальное искусство, призванное возводить «внутренний»

 

духовный взор каждого зрителя от образа к первообразу, от художественной реа-

 

льности изображения – например, вполне «земного», признанного «святым» ас-

 

кета – к запредельному (или, как говорили в древности, к «небесному») смыслу –

 

«прототипу» этого изображения. Отсюда в иконах преобладание иконографичес-

 

ких «типов», идеализирующая условность формообразующих элементов, необыч-

 

ность пространственно – временных связей, неизменность и своеобразная непре-

 

ложность строгого набора самих композиций в виде более или менее постоянных

 

иконографических схем. Отсюда же и сама столь часто непривычная для совре-

 

менного глаза система средств художественной выразительности: это и обострён-

ная графичность, линеарность стиля, это и своего рода плоскостная «ковровость»

 

композиций со специфическим характером «вывернутой» перспективы, это и яв-

 

ная идеограмматичность отдельных образов, это, наконец, и часто применяемый в

 

иконописи как бы «обратный» принцип художественной передачи в иконе свое-

 

го рода «сверхдвижения» (столь характерного для динамики духовной жизни,

 

особенно при создании гиперболизированных образов «святых») через некий

 

«сверхпокой», внешне выражаемый в подчёркнутой статичности фигур, в отсу-

 

тствии глубины пространства и в своеобразной неподвижности, как бы «застылос-

 

ти» всех форм духовно «преображенного» в плоскости иконы «тварного» мира.

 

Однако, несмотря на всю свою каноническую кодифицированность, икона

 

всегда остаётся живым художественным организмом, отражающим изменения ис-

 

торической жизни нации, все нюансы мирочувствия и мировосприятия художни-

 

ков той или иной эпохи и даже того или иного района. Почти в любом случае

 

можно указать на причастность иконы к той или иной местной школе живописи –

 

новгородской, псковской, тверской, ростово – суздальской, московской – в зависи-

 

мости от того, к каким художественным центрам России тяготели мастера – ико-

 

нописцы; точно так же среди икон легко определить и памятники, созданные ху-

 

дожниками, принадлежащими к кругу наиболее прославленных иконописцев

 

Древней Руси – Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова.

 

Древнерусские иконы писались на дереве по меловому грунту темперой –

 

минеральными и растительными красками на яичной эмульсии – и покрывались

 

затем для усиления цвета и предохранения красочного слоя слоем тонкой прозра-

 

чной масляной плёнки – олифой. При написании фонов икон и нимбов вокруг го-

 

лов святых использовали светлые золотисто -–жёлтые краски или же тончайшие

 

листки чистого золота, которые должны были символизировать духовное сверх-

 

пространство или «небо» запредельного божественного мира. При этом и в самом

 

написании иконы, и даже в её естественных природных материалах древнерусс-

 

ким мастером неизменно усматривался внутренний мистический смысл, отражав-

 

шийся в актах специального молитвенного освящения и очищения всего творчес-

 

кого процесса - освящались и краски, и даже вода для их разведения.

 

Непременным условием творчества ставилась и необходимость личной ду-

 

ховной чистоты самого иконописца, ибо только такой мастер, как считалось на

 

Руси, был способен передать в иконе всю безмерность и красоту умозрительного

 

мира сакральных ценностей.

 

Таким образом, как сам художник, так и создаваемые им произведения явля-

 

лись носителями глубоко нравственных идей и понятий, столетиями возвышав-

 

ших душу народа среди всех бед и разрух, войн и насилия, столь характерных для

 

эпохи средневековья.

 

ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ

Искусство иконописи – особое искусство, чаще всего анонимное (мастера, как

 

правило, не подписывали своих имён на иконах), в которых в силу его традици-

 

онности и жёсткой канонизированности личность художника могла раскрыться в

 

основном за счёт нюансировки и акцентирования или отдельных элементов обще-

 

принятой эстетической системы, где был абсолютно недопустим произвольный

 

полёт фантазии иконописца. Индивидуализировать это искусство было чрезвычай-

 

но трудно, и тем не менее, как показало многовековое развитие древнерусской

 

живописи, истинному таланту, истинному художественному творчеству иконопи-

 

сный канон отнюдь не служил помехой в раскрытии личной творческой индиви-

 

дуальности: как метко подметил один из исследователей иконописи, П. Флоренс-

 

кий, «трудные канонические формы во всех областях искусства всегда были

 

оселком, на котором ломались ничтожества и заострялись настоящие дарования».

 

Истинному художнику было достаточно сделать ряд сознательных, хотя и отно-

 

сительно небольших отступлений от традиционного образца, чтобы тот получил в

 

новом произведении – на ту же привычную тему – совершенно новое звучание, а

 

порой и значительно обогащённое внутреннее содержание, как бы повёрнутое к

 

зрителю неведомыми до того гранями. Живое человеческое чувство всегда проби-

 

вается в древнерусской иконе сквозь жёсткий иконописный канон; любой иконо-

 

писный сюжет неизбежно окрашен личным мироощущением художника, тем чут-

 

ким лиризмом души, что издревле был присущ русскому человеку. Недаром ещё

 

до всеобщего признания древней иконописи выдающимся достижением отечес-

 

твенной культуры Н. В. Гоголь в середине прошлого века писал о русских ико-

 

нах: «В них нет чрезмерной восторженности, экзальтации, но царит спокойная

 

сила… Необыкновенный лиризм, рождённый верховной трезвостью ума».

 

Хотя культовое назначение и накладывало на древнерусскую иконопись оп-

 

ределённую печать условности и метафизической отвлеченности, она никогда не

 

была простой иллюстрацией религиозного учения. В произведениях талантливых

 

мастеров прошлого века находили отражение и реальный исторический процесс

 

бытия, и все изменения, происходившие в самых недрах души русского народа,

 

весь рост его духовного потенциала. Благодаря именно такой активной жизненной

 

позиции древнерусским иконописцам удалось высказать и передать даже в кано-

 

нических сюжетах своё личное отношение к окружавшей их действительности,

 

свои национальные эстетические и нравственные идеалы.

 

Вместе с тем иконопись отнюдь не становилась излишне приземлённой, не

 

теряла присущей ей художественной возвышенности и своеобразной, почти кос-

 

мической надмирности. Если, по словам известного советского историка искусст-

 

ва М. В. Алпатова, христианский храм в целом мыслился как модель мира, космо-

 

са, а храмовый купол представлялся подобием небосвода, то точно так же и каж-

 

дая икона понималась в свою очередь как подобие храма и модель освящённого

 

космоса, и хотя «современный человек, как правило, не принимает средневековой

 

концепции духовного космоса», но «и его не могут не пленять порождённые этим

 

воззрением плоды поэтического творчества; светлый космический порядок, тор-

 

жествующий над силами мрачного хаоса».

 

Иконопись в Древней Руси являлась наиболее распространённым видом ис-

 

кусства. Но если в частном владении, в домах имелись, как правило, лишь икон-

 

ные изображения отдельных фигур Христа, Богоматери и различных святых, то в

 

церквах и соборах к ним прибавлялись и иконы с многофигурными сценами из

 

жизни Христа (так называемые праздничные иконы, или праздники); здесь же на-

 

ходилось и немало икон святых, чьи изображения сопровождались большим чис-

 

лом сцен их жития, содержащих множество занимательных подробностей и

 

дающих представление о той или иной исторической эпохе и обычаях людей того

 

времени.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: