ВЕКОВОЕ РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ




Параллельно с развитием и усложнением иконографической, собственно ком-

 

позиционной основы икон в древнерусской живописи исподволь происходило и

 

постоянное изменение образной и стилистической систем в их непосредственном

 

художественном проявлении.

 

Так, иконы XII – XIII веков отличаются подчёркнуто репрезентативной мо-

 

нументальностью и внутренним спокойствием образов, порой напоминающих нам

 

о классических статуарных принципах античного искусства.

 

В свою очередь бурная эпоха XIV века, явившаяся периодом собирания на-

 

циональных сил для отпора монголо – татарским завоевателям, нашла своё отра-

 

жение в иконах необычайно динамичных, экспрессивных по форме, цвету и свету.

 

Важную роль в появлении подобного рода икон сыграли имевшие тогда место ре-

 

лигиозно – философские споры относительно природы и сущности божественных

 

«энергий» как формы проявления в мире самого Бога; связанное с этой проблема-

 

тикой мистическое учение о божественном сверхприродном свете провозглаша-

 

лось в восточно – христианском мире (в том числе и средствами искусства) предс-

 

тавителями группы аскетов – «исихастов» («молчальников»). Именно происихаст-

 

ские черты явственно просматриваются в творчестве одного из ведущих мастеров,

 

работавших в Древней Руси на рубеже XIV – XV веков, - прославленного Феофа-

 

на Грека.

 

Подобное экспрессивное направление в искусстве Древней Руси (особенно

 

ярко проявившееся в новгородских и псковских стенных росписях последней чет-

верти XIV века, а также в ряде икон типа псковского «Собора Богоматери»),

 

естественно, не могло не вызвать вскоре и своего рода реакции на него. Это проя-

 

вилось в стремлении к более спокойной и более уравновешенной системе образов.

 

И вот на смену удивительно напряжённой живописи исихазма приходит гармони-

 

чное искусство Андрея Рублёва, его учеников и последователей – вплоть до зна-

 

менитого иконописца рубежа XV – XVI столетий Дионисия, автора прославлен-

 

ных стенных росписей Ферапонтова монастыря.

 

Искусство Рублёва и его школы по праву считается наивысшим взлётом

 

древнерусской живописи. Вообще искусство XV века явилось самой блестящей и

 

одухотворённой страницей в истории древнерусской культуры; творческие дости-

 

жения этой эпохи служат в дальнейшем неизменным, хотя и более недосягаемым,

 

художественным эталоном для мастеров – иконописцев XVI столетия.

 

В XVI веке, насколько оскудевал духовно – нравственный смысл, духовная

 

глубина самой подосновы творчества и насколько средневековый символизм куль-

 

туры перерождался в более рационалистический «аллегоризм», настолько же бле-

 

днел и язык художественных средств средневекового искусства. На всём протяже-

 

нии XVI века параллельно со всё большим «огосударствливанием» и «обмирще-

 

нием» всех сфер жизни общества – в силу всё большего укрепления централизо-

 

ванной самодержавной власти – шаг за шагом складывается искусство совершен-

 

но иного типа, при внешнем сохранении всё той же средневековой эстетики, ис-

 

кусство, ассоциирующееся (хотя и с некоторой степенью условности) с понятием

 

«неоклассицизма» как чего – то достаточно тяжелого, достаточно холодного, дос-

 

таточно умелого, хотя и той умелостью, что порождается у силенным, но

 

весьма внешним подражанием классическим образцам искусства прошлого. Для

 

иконописи эпохи Ивана Грозного всё более характерным становятся строгие, тем-

 

ные лики и такие же строгие, тёмные, глуховатые краски – древнерусская икона

 

переживает в это время период определённого кризиса, из которого она вновь вы-

 

ходит лишь с начала следующего, семнадцатого столетия, крестьянской народно –

 

декоративной эстетике, с другой – к всё более проникающим с Запада началам ре-

 

алистического искусства.

 

Иконы XVII века поэтому отмечены как явно проступающим в них интере-

 

сом художников к реальным сторонам окружающей действительности, так и всё

 

более усиливающейся декоративностью, стремлением к особой тонкости и изощ-

 

рённости исполнительской манеры, присущей, например, мастерам царской Ору-

 

жейной палаты.

 

Эти же основные эстетические принципы оставались почти неизменными и

 

в позднейшей иконописи XVIII – XIX веков, разумеется в том её русле, которое

 

оставалось исконно традиционным.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Духовная и художественная значимость русской иконописи общепризнанна,

 

и слава её давно перешагнула границы нашей страны.

 

Было бы неверно сводить значение иконы лишь к функции историко – напо-

 

минательной: ещё более ценилась средневековым человеком её способность ука-

 

зывать на высший духовный смысл бытия – иконные образы в своей космологиче-

 

ской устремлённости как бы вбирали в себя все иерархические уровни человечес-

 

кой истории и провозглашали при том непреложный во все времена закон любви

 

человека к человеку – как всеобщий закон человеческого существования.

 

Можно сказать, что активно провозглашаемое понятие о светлых духовных

 

началах человечества является основным внутренним смыслом древнерусской

 

иконы на всём протяжении её существования. Думается, что в первую очередь

 

именно поэтому столь, казалось бы, удалённое от нас по времени искусство ико-

 

нописи и ныне не оставляет равнодушным современного зрителя не только в Рос-

 

сии, но и далеко за её пределами.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Большая советская энциклопедия. Третье издание. – М.: изд. «Советская энци-

 

клопедия», 1972.

 

2. Брук Я. В. Живое наследие. – М., 1970.

 

3. Древнерусское искусство. – М.: 1970.

 

4. Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. – М.,

 

1970.

 

5. Малков Ю. Г. Русские иконы XII – XIX веков. – М.: изд. «Искусство», 1988.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: