Для того чтобы физическое или юридическое лицо было обязано уплачивать земельный налог, необходимо подтвердить право на владение земельным участком. Для этого необходимо иметь соответствующие документы. Статьей 8 Федерального закона №141-ФЗ установлены следующие документы, подтверждающие право на землю:
· Свидетельство о государственной регистрации права по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 №219;
· Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.1993 №1767;
· Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 №493;
· Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 №177;
· Акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, о предоставлении земельных участков. [5]
В нашей стране существует много различных типов хозяйственных структур. Среди них важное место отводится федеральным государственным унитарным предприятиям (ФГУП – коммерческие организации, которым государственное имущество предоставлено на правах оперативного управления или хозяйственного ведения) и федеральным государственным учреждениям (ФГУ – бюджетные учреждения, созданные государством, наделенные государственным имуществом и финансируемые из федерального бюджета.) Руководителям предприятий важно знать, в каком порядке облагаются земельным налогом земельные участки, предоставленные федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям.
В соответствии с прежним порядком взимания земельного налога (согласно Закону Российской Федерации от 11.10.1991 №1738–1 «О плате за землю») от уплаты земельного налога полностью освобождались земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления. Находящиеся в ведении органов государственной власти и управления федеральные государственные унитарные предприятия наделялись имуществом, в том числе земельными участками, в целях обеспечения деятельности этих органов, а потому земельным налогом не облагались. НК РФ подобное освобождение не предусмотрено. В соответствии с Кодексом исключаются из объектов налогообложения земли, изъятые из оборота или ограниченные в обороте.
К земельным участкам, изъятым из оборота в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
· государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ);
· зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
· зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
· объектами организаций федеральной службы безопасности;
· объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
· объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
· объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
· объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
· воинскими и гражданскими захоронениями;
· инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
К земельным участкам, ограниченным в обороте, находящимся в государственной и муниципальной собственности и не являющимся объектами налогообложения по земельному налогу, относятся:
· земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
· земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
· земельные участки из состава земель лесного фонда;
· земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Таким образом, указанным освобождением в отношении земельных участков, правообладателями которых являются ФГУП и ФГУ, данные организации могут воспользоваться только в случае, если и правоудостоверяющими документами на конкретный земельный участок, и кадастровым планом подтверждается отнесение земельного участка к землям, предоставленным для нужд обороны, безопасности и таможенных нужд. Таким образом, ФГУП и ФГУ указанным освобождением от уплаты земельного налога не пользуются. [2]
Однако, существуют объекты, которые в соответствии с НК РФ освобождаются от уплаты земельного налога. Согласно пп. 2 и 3 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, а также объектами, предоставленными для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.1992 №1487 присвоение конкретному объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации означает отнесение его к высшей категории охраны и учета, предполагающей особые формы государственной поддержки и включение его в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
К особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства. [4]
На практике часто имеют место факты, когда право на владение земельным участком находится в общей долевой собственности. Рассмотрим, как в этом случае будет взиматься земельный налог. В соответствии с п. 1 ст. 392 НК РФ налоговая база по земельным участкам, находящимся в общей долевой собственности, определяется для каждого налогоплательщика, являющегося собственником земельного участка, пропорциональна его доле в общей долевой собственности. При этом при определении налогоплательщика в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами, возникают некоторые сложности.
На основании ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. В перечне общего имущества поименованы земельный участок, на котором расположен дом, элементы озеленения, благоустройства и иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации дома.
Права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с п. 1 ст. 25 ЗК РФ и п. 1 ст. 131 ГК РФ. В соответствии со ст. 23 Федерального закона №122-ФЗ государственная регистрация права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Если участок под домом сформирован и ему присвоен кадастровый номер, платить земельный налог следует, когда перешло право собственности на помещение. При этом налоговую базу по участкам, которые находятся в общей долевой собственности, определяют для каждого владельца пропорционально его доле. Согласно п. 1 ст. 37 ЖК РФ долю организации в общем праве собственности на землю рассчитывают как долю площади ее помещений в общей площади всех помещений дома. Если у организации нет информации об общей площади дома, необходимые данные нужно запросить в БТИ или в организации, управляющей многоквартирным домом. [5]
В настоящее время актуальным может быть вопрос о применении повышающих коэффициентов, используемых при налогообложении земельных участков, на которых ведется строительство жилья. Положение о том, что в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами для осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление земельного налога, а также и авансовых платежей производится с учетом коэффициента 2 в течение 3-летнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, содержится в настоящее время в ст. 396 НК РФ. При исчислении налога и авансовых платежей по земельным участкам, приобретенным в собственность указанными лицами для осуществления на них жилищного строительства, если период проектирования и строительства превышает 3-летний срок строительства, применяется коэффициент 4.
В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, применяется коэффициент 2 в течение периода строительства, превышающего 10-летний срок строительства.
Так, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 2 в течение 3-летнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность указанными лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего 3-летний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения 3-летнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету или возврату налогоплательщику.
В соответствии со ст. 25.3 Закона №122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, если для строительства данного объекта не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый на участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, являются:
· документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
· правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. При этом обязательным приложением к представляемым документам является кадастровый план земельного участка, на котором расположен создаваемый объект недвижимого имущества.
Рассмотрим на примере применение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных в собственность для жилищного строительства.
Пример 1. Организация приобрела в собственность земельный участок для жилищного строительства. Права на земельный участок зарегистрированы 1 января текущего года. Данная организация получила свидетельство о государственной регистрации прав на земельный участок. Его кадастровая стоимость составляет 3 000 000 руб. Налоговая ставка установлена представительным органом муниципального образования в размере 0,3%.
Сумма земельного налога составит:
3 000 000 руб. x 0,3% x 2 = 18 000 руб.,
где 2 – коэффициент, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства в течение 3-летнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данный земельный участок.
В том случае, если органы муниципального образования установили авансовые платежи по земельному налогу, а земельный участок, приобретенный в собственность для жилищного строительства, использовался не весь отчетный период и права на него зарегистрированы не с начала года, то сумма исчисленного авансового платежа за отчетный период рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы, налоговой ставки и повышающего коэффициента, учитывающего период строительства объекта недвижимости, и коэффициента, учитывающего период владения земельным участком.
Пример 2. Организация приобрела в собственность 12 сентября 2007 г. земельный участок для жилищного строительства. Права на данный участок зарегистрированы этим же числом. Кадастровая стоимость земельного участка – 4 500 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 0,3%. Организации необходимо заплатить авансовые платежи.
При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составит:
4 500 000 руб. x 0,3% x 0,33 x 2 = 8910 руб.,
где 0,33 – коэффициент, учитывающий период владения участком;
2 – коэффициент, применяемый в период строительства жилого объекта.
Для исчисления суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет за III квартал, коэффициент К2 (владения земельным участком) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде:
за III квартал: К2 = 1 мес.: 9 мес. = 0,11.
Авансовые платежи по отчетным периодам с учетом применения повышающего коэффициента, учитывающего период строительства объекта на земельном участке, и коэффициента, учитывающего период владения земельным участком, составят:
за III квартал – 0,25 x (4 500 000 руб. x 0,3% x 0,11 x 2) = 743 руб.
Всего в течение налогового периода организация должна уплатить по установленному нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования сроку сумму авансового платежа в размере 743 руб.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит: 8910 руб. – 743 руб. = 8167 руб.
Пример 3. Организация на земельном участке, предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования для ведения садоводства, занимается выращиванием садовых и овощных культур. Дополнительный земельный участок приобретен организацией 15 февраля текущего года для жилищного строительства. Кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного для садоводства, составляет 1 600 000 руб., налоговая ставка установлена в муниципальном образовании, где находится данный земельный участок, в размере 0,2%.
Сумма налога за земельный участок, предоставленный для садоводства, составит:
1 600 000 руб. x 0,2% = 3200 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного для жилищного строительства, – 1 500 000 руб. Налоговая ставка установлена представительным органом муниципального образования в размере 0,3%.
Сумма земельного налога за земельный участок, приобретенный в собственность организацией для жилищного строительства, составит:
1 500 000 руб. x 0,3% x 0,92 x 2 = 8280 руб.,
где 2 – коэффициент, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства в течение 3-летнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
0,92 – коэффициент правообладания земельным участком (К2), который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. К2 = 11 мес.: 12 мес. = 0,92. [6]
Заключение
Таким образом, земельный налог является одним из видов платежей за землю, взимаемых на территории РФ в соответствии с Законом РФ «Оплате за землю». Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Этот налог относится к разряду местных налогов.
Налогоплательщиками земельного налога признаются физические и юридические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями в соответствии с требованиями Земельного Кодекса РФ.
Ставки земельного налога устанавливают региональные или местные власти. При этом они должны руководствоваться средними размерами ставок, которые ежегодно устанавливает Правительство РФ.
Как и любой другой вид налога, земельный налог является инструментом в перераспределении ВВП государства и оказывает большое влияние на темпы экономического роста.
Список используемой литературы
1. Н.В. Голубева – Земельный налог от А до Я. \ «Ваш бюджетный учет», 2007, №12.
2. Т. Добринова – Налог на земельные участки. \ «Финансовая газета. Региональный выпуск», 2008,2
3. Н.С. Кулаева – Бюджетные учреждения. Земельный налог. \ «Налоги» (газета), 2007, №36
4. В.М. Есиков – О некоторых вопросах применения главы 31 «Земельный налог» НК РФ. \ «Налоговая политика и практика», 2008, №2
5. Е.Л. Джабазян – Уплата земельного налога. \ «Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, №4
6. Т. Добринова – Земельный налог: применение повышающих коэффициентов. \ «Финансовая газета. Региональный выпуск», 2007, №50