Доклад
По дисциплине: «Культура речи и деловое общение»
Тема: «Менталитет, специфика делового общения, межличностные отношения, обычаи и традиции Китая»
Выполнила:
Студентка 1 курса, группа ЭЗ 101
Забугорнова Н.С.
I Глава Особенности китайского менталитета
В современном Китае, безусловно, существует мощное влияние западного мировоззрения и технологий. Но при этом, благодаря особенностям китайского менталитета, западное мировоззрение и технологии, сталкиваясь с традиционными китайскими, не вытесняют последние, а образуют в массовом сознании симбиотический конгломерат. При этом классическое китайское мировоззрение сохраняется, и китайцы как бы пропускают через себя западное знание, берут из него только то, что соответствует их духу и пониманию. Все это характерно для психологии обычного китайца, чья мировоззренческая основа формируется и существует посредством структуры языка, через представления о ценностях, через метафорический строй и поговорки.
Думать по-китайски – это значит думать метафорами, типовыми ситуациями, которые находятся в сознании в форме пословиц, поговорок, устойчивых словообразований и в большинстве своем восходят историческому опыту. Менталитет обычного китайца проявляется в том, что он нетороплив в суждениях, выводах, старается контролировать свое мышление и не искать прямых путей. Он уделяет больше внимания разуму, а не чувствам. Особенность же менталитета, например, в том, что китайцы, в отличие от русских, обычно реально понимают, в чем разница между общественным и частным.
В целом общественная сознательность людей в Китае достаточно высокая. Отчасти по причине того, что любая организация, любое сообщество автоматически устраивается как семья, по семейному типу. По принципу семейности устроено все китайское общество. По этой же причине у китайцев явно выражено высокое уважение к социальному статусу как таковому, поскольку издревле культ почитания старших культивируется не только в семье, но и в социальных отношениях.
|
Имеется и безболезненно воспринимается существование верхов и низов, а отсюда большое уважение не только к власти как таковой, но и к ее носителям, даже на самых низовых уровнях. В современной России не так много людей, которые уважают, предположим, милиционеров или налоговых служащих. В Китае такое уважение – это всеобщая норма. При этом люди, имеющие какие-либо официальные должности, вполне осознают себя облеченными властью, отдают себе реальный отчет. Они воспринимают власть как некую высшую субстанцию, которую человек, наделенный ею, проводит через себя. Если некто в коллективе получил власть, то у него повышается мера ответственности за людей, над которыми он эту власть осуществляет.
В Китае очень позитивное отношение к государственной службе и к служению вообще. Общий принцип здесь: «Государь управляет, а чиновник, слуга служит». В Китае, например, большим престижем пользуется служба в армии. И не только в качестве офицерского состава, но даже обычным рядовым. Особенно это стало ощутимо, после того как армия начала переходить на контрактную систему службы. К тому же отслужившим в армии государство предоставляет обширные социальные льготы. В результате сегодня попасть на службу в китайскую армию стало достаточно сложно.
|
Но чувство собственного достоинства есть не только у тех служб, что пользуются популярностью и авторитетом. Оно имеется практически у любого работника: у уборщика туалета, стюарда, официанта. С вами, например, легко может заговорить носильщик в гостинице (если, конечно, Вы говорите на китайском языке или он на английском). Без подобострастия, но и без вальяжности, а просто с интересом. То есть сегодня китайцы в достаточной мере дистанцируют себя от своей работы, от профессии. Могут осознавать себя как личность. У каждого своя работа, но завтра она может смениться. Если сегодня человека работает продавцом, то это вовсе не означает, что в этом его сущность. Завтра он может стать пекарем или менеджером, оставаясь при этом тем же человеком, который работал продавцом. При этом китайцы в основном очень уважительно относятся к тому, что они делают. Они, как правило, гордятся своей профессией и стараются ее не менять. Хотя, справедливости ради следует отметить, что еще недавно, по меркам исторического времени, в годы «культурной революции» иностранный наблюдатель за китайской жизнью мог бы увидеть совсем иную картину.
Для китайцев важна культивация скромности. Если человек сильный (в любом из проявлений силы), то это не означает, что он непременно будет силу демонстрировать. Считается, что человек, который себя выставляет, гордится, кичится, в конечном счете всегда потерпит поражение.
В Китае у людей значительно развито чувство долга. Это, по-видимому, связано с устройством системы воспитания в целом. Они остро ощущают взаимосвязь всех процессов: между людьми своего рода, своей страны, между живыми и мертвыми, между всеми живущими на этой планете. И это все очень логично и здраво объяснено еще в древних трактатах. Это часть их культуры. Любой китаец знает, что такое ритуал, зачем он нужен и почему следует поступать нравственно. Изначально это понимание закладывается через атмосферу, царящую в семье, а затем имеет свое логическое продолжение в системе образования.