СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11 (4 часа)




Тема: Социальная работа в Кубанской области на рубеже ХIХ – ХХ вв. (4 часа)

Основные понятия: клуб, народный дом, призрение, благотворительность, общественно-педагогическое движение.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Деятельность национальных обществ. Черкесское благотворительное общество.

2. Армавирское общество попечения о детях.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Лекция.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г./ Под общей ред..В.Н.Ратушняка. - Краснодар, 1996.

Спирина В.И. Генезис социально-педагогической работы на Кубани. – Армавир, 1999.

Спирина В.И. Становление социальной работы на Кубани (конец ХYIII – начало ХХ вв). – М., 2000.

Спирина В.И., Спирина М.Л. Очерки истории социальной работы на Кубани.- Армавир, 2008.

Дополнительная:

1. Бадя, Л.В. Исторический путь социальной работы в России / Л.В. Бадя. – М., 1994.

2. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М., Академия, 1999.

3. Отечественная социальная педагогика: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. и авт. предисл. Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.

4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX в. / под ред. Э.Д. Днепрова и др. – М.: Педагогика, 1991.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

Тема: Благотворительность в современных условиях. (4 часа)

Основные понятия: социальная работа, индустриальное общество, постиндустриальное общество, парадигма науки, социкультурная анимация, методология.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1.Изменяется ли социальная политика государства по отношению к детям в России в современных условиях? В чем ее причины, и каковы последствия

2.Возрождаются ли благотворительные организации и благотворительная деятельность в России?. По каким фактам можно об этом судить?

3.Насколько отвечает отечественным традициям благотворительности современная система социальных и социально-педагогических служб для детей?

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Лекция.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Горячев, М.Д. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом / М.Д. Горячев. – Самара, 1998.

2. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире / А.Н. Джуринский. – М., 2003.

3. Козлов, А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы / А.А. Козлов – М., 1998. 4. Липский, И.А. Социальная педагогика: методологический анализ: учебное пособие / И.А. Липский. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

5. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004 г.

6. Мустаева, Ф.А. Социальная педагогика: учебник для вузов / Ф.А. Мустаева. – М.: Академ. Проект; Екатеринбург, 2003.

7. Мюллер, К.-В. Социальная педагогика и социальная работа как две родственные сферы деятельности в историческом опыте Германии // Подготовка социальных педагогов в системе высшего образования. Основные требования к развитию теории в области социальной педагогики и социальной работы: материалы международ. научно-практич. конф. (Москва, 2002). – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. – С. 27 – 30.

8. Нимайер, К. Социальная педагогика как наука и профессия / К. Нимайер // Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы: хрестоматия учебных текстов германских преподавателей и экспертов по социальной работе и социальной педагогике / Под общей ред. Ф. Прюс и Ф. Беттмер. – М.: Издательская компания «Подвиг», 2001. – С. 79 – 110.

9. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США / Под ред. И.А. Зимней. – М., 1992.

10. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт; в 2 т. / Под ред. Т.Ф. Яркиной и В.Г. Бочаровой. – М.:Тула, 1993.

Дополнительная:

1. Антология социальной работы. Т. 1-3. М., 1994 - 95.

2. Бадя Л.В. и др. Исторический опыт социальной работы в России. –М, 1994.

3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994/

4. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Проф. Е.И. Холостовой. – М, 1998.

Задания для СРС

Вопросы и задания

1. Обоснуйте наиболее целесообразную систему социальной педагогики или социальной работы.

2. Предположите перспективы развития социальной педагогики – социальной работы у нас в стране и за рубежом.

3. Попробуйте обосновать или опровергнуть своевременность, возможность и необходимость развития на современном этапе системы социально-педагогических служб.

Темы для сообщений

1. Используя литературу, подготовить сообщение о специфике социальной педагогики в одной из зарубежных стран по плану:

· нормативно-правовой статус;

· цели и задачи социально-педагогической деятельности;

· сферы социально-педагогической практики;

· подготовка специалиста;

· отношения с социальной работой.

2. Педагогическая анимация как направление современной социальной педагогики.

3. Современный скаутизм в России и за рубежом: социально-педагогические смыслы.

4. Социальная направленность современного детского движения.

5. Современные концепции социализации и их значение для развития социальной педагогики.

 


 

МРСП

Семинар 1. Тема: Социальный педагог как личность и профессионал

Вопросы для обсуждения:

1. Профессиональная компетентность социального педагога

2. Психологические требования к личности и характеру педагога, социального педагога

3. Формирование педагогической направленности личности

4. Мотивы выбора педагогической профессии

5. Адаптация к педагогической профессии

6. Педагогическое мастерство

7. Психологические условия овладения основами педагогического мастерства

8. Индивидуальный стиль педагогической деятельности

Литература

1. Борисова Е.М. Индивидуальность и профессия. – М., 2001

2. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. – М., 1998

3. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. – М., 1986

4. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1983

5. Митина Л.М. Формироавние профессионального самосознания учителя. – М., 1990

6. Мышление учителя / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, А.Г. Сухобской. – М., 1990

7. О путях повышения эффективности труда учителя / Под ред. А.К. Марковой. – М., 1987

8. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зазюна. – М., 1990

9. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998

10. Страхов И.В. Психология педагогического такта. – Саратов, 1986

 

Семинар 2. Тема: Деформация личности в процессе профессиональной деятельности

Вопросы для обсуждения

1. Влияние профессии на поведение и личность педагога

2. Развитие профессиональных стереотипов

3. Агрессивность педагога

4. Стрессогенные факторы педагогической профессии

5. Феномен эмоционального выгорания

Литература

1. Абрамова Г.С. К проблеме диагностики педагогической позиции // Психология труда учителя. – М., 1998

2. Ерошенко А.А. Особенности установок учителя на разных этапах овладения мастерством. – М., 1998

3. Клюева Н.Ф. Технология работы психолога с учителем. – м., 2000

4. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – М., 1970

 

 

Семинар 3. Тема: Содержание социально-педагогической деятельности

Вопросы для обсуждения

1. Объекты и субъекты социально-педагогической деятельности

2. Социально-педагогическая работа с личностью, группой, общиной

3. Характеристика содержания социально-педагогической деятельности

4. Основные направления социально-педагогической работы с детьми в образовательном учреждении

5. Деятельность социального педагога в микрорайоне

6. Деятельность социального педагога в условиях детского дома, школы-интерната

7. Цель социально-педагогической деятельности

8. Обеспечение гуманистического и демократического характера социально-педагогической деятельности

Практическое задание

Ознакомьтесь с законами РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и «О системе профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних», как в этих документах определен объект социально-педагогической деятельности?

Литература

1.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М.,1997

2. Нагавкина Л.С. и др. Социальный педагог: Введение в должность: Сб. материалов. – СПб., 2000

3. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога:Уч. Пособие. – М., 2002

4. Мардахаев Л.В. Методика и технологии работы социального педагога. – М., 2002

5. Социальная педагогика: учеб. Пособие/ Под ред. В.А. Никитина. – М., 2000

 

Занятие 4. «Профилактика в социально-педагогической деятельности». (2 часа)

Цель: Определить сущность и назначение профилактической функции; сформировать профессиональные умения по определению системы профилактической работы с детьми.

 

Теоретическая часть.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные направления работы социального педагога по профилактике дезадаптивного поведения.

2. Общие принципы профилактических программ.

3. Основные компоненты профилактической работы.

4. Профилактика наркомании среди несовершеннолетних.

 

Практическая часть.

1. Рассмотрите наиболее типичные варианты программ, используемых в зарубежных странах при реализации различных направлений профилактической деятельности.

2. Дайте характеристику некоторых (наиболее популярных) методов организации антинаркогенной профилактики детей и подростков.

Литература

1. Березин, СВ., Лисецкий, К.С., Орешникова, И.Б. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании [Текст]. — М., 2000.

2. Габиани, А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы [Текст]. — М-, 1990.

3. Данилин, А.Г., Данилина, И.В. Как спасти детей от наркотиков [Текст]. — М., 2000.

4. Джонсон, В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться [Текст]. — М., 2000.

5. Колесов, Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма [Текст]. — М., 2001.

6. Лапыщев, Г.В., Бережная, М.А., Речнов, Д..Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании [Текст]: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. — М., 2001.

7. Макеева, А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе [Текст]. — М., 2000.

8. Тихомиров, СМ. Основные подходы к профилактике наркомании [Текст]. — М., 1996.

9. Ураков, И.Г. Наркомания: мифы и действительность [Текст]. — М., 2000.

Дополнительная литература:

1. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галазуговой. – М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Социальная работа: Теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М., 2003.

3. Колесникова Т.И. Мир человеческих проблем.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.-208с.

4. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. – М.: Academia, 2002.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2000.

6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: изд. «ТЦ Сфера», 2004.

7. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005.

Задания для СРС:

Рассмотрите наиболее типичные варианты программ, используемых в зарубежных странах при реализации различных направлений профилактической деятельности.

Дайте характеристику некоторых (наиболее популярных) методов организации антинаркогенной профилактики детей и подростков.

 

Семинар 5. Тема: Инфраструктура социально-педагогической деятельности

Вопросы для обсуждения

· Сущность понятия «Социальная инфраструктура»

· Социальный педагог в учреждениях системы образования

· Социальный педагог в учреждениях системы социальной защиты населения

· Социальный педагог в учреждениях системы здравоохранения

· Социальный педагог в учреждениях культуры

· Социальный педагог в учреждениях пенитенциарной системы

Литература

1. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. – М., 1994

2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2001

3. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога:Уч. Пособие. – М., 2002

4. Нагавкина Л.С. и др. Социальный педагог: Введение в должность: Сб. материалов. – СПб., 2000



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: