Основная идея проекта
Как рассказать детям о недавнем «советском прошлом»? Это сделать нелегко, когда мыслишь категориями большой истории. Но это может быть доступно и занимательно, если рассказывать свои истории детства, фоном для которых, как раз, и становится история страны. А попросить рассказать такие истории нужно людей, которые понимают, что лучшим проводником в прошлое и хранителем человеческой памяти являются дорогая сердцу вещь, книга, фотография, документ... и истории, связанные с ними.
Отправной точкой проекта стала идея собрать истории из детства музейных сотрудников. Темами для воспоминаний послужили школьная и внеучебная жизнь, различные увлечения, летние каникулы, мечты, переживания, радостные события. В подробностях их описания содержится ссылка на конкретное историческое время, а основным предметом рассказа становятся памятные вещи, любимая книга или фильм, документы и другие «свидетельства прошлого».
Истории музейных сотрудников оформлялись в тексты, «оживали» при съемках видеоинтервью. В создании «детских историй» были задействованы семейные архивы и коллекция Государственного музея политической истории России.
В ходе работы над проектом круг авторов «детских историй» расширялся, к участию приглашались люди самых разных профессий.
В итоге было собрано свыше 80 историй о «советском детстве» 1940 - 1990-х годов. «Детские истории» явились оригинальной источниковой базой для создания новых выставок, обновления сценариев музейно-педагогических программ о событиях советской эпохи.
Знакомство с «детскими историями» и документальными материалами на выставках Государственного музея политической истории России предполагало «диалог с прошлым» и «диалог поколений» - взрослые посетители музея вспоминали свои истории, а дети могли расспросить родителей, бабушек и дедушек об их детстве, которое является отражением истории страны.
|
Целью проекта стал поиск «языка», которым детям доступно и увлекательно можно рассказать о недавнем советском прошлом.
Партнеры проекта
Партнерами проекта стали Творческая лаборатория ЛЕНВИДЕО при Санкт-Петербургской студии документальных фильмов, студенты курса «Практика режиссуры и видеосъемки» (руководитель - режиссер, оператор Сергей Щербаков). Lenvideo.ru
Авторам «Детских историй» предлагалось рассказать их на «камеру» в формате интервью. Съемки проходили в рабочих кабинетах музейных сотрудников, на экспозициях Детского исторического музея – в «Кабинете музейного историка», в воссозданной «Советской школе 1950 - 1960-х гг.», на экспозиции «Советская эпоха: между утопией и реальностью», в других пространствах Государственного музея политической истории России. В задачи съемок входило создание благоприятной доверительной атмосферы, возможностей «погрузиться» в детство. В ходе практики студенты знакомились с музеем и музейными специалистами, приобретали навык съемки интервью, отрабатывали приемы видеофиксации материалов (детали, «крупный план»), представляющих музейную ценность. В результате сотрудничества с профессиональным режиссером-оператором и курсом студентов-практиков был получен обширный видеоматериал, на основе которого создано 25 видеоинтервью, опубликованных на YouTube и ставших органичной частью музейных выставок и сценариев музейно-педагогических программ.
|
В проекте приняла участие композитор Виолетта Гриневич, таким образом, видеоинтервью получили авторское музыкальное оформление.
Выставочная часть
Итогом первого этапа реализации проекта стала выставка «Детские истории. Музейные сотрудники рассказывают… » (2016 г.), оформленная музейными художниками. https://polithistory.ru/visit_us/view.php?id=2059
О своем детстве – любимых книгах, фильмах, о школе и внеучебной жизни, об увлечениях и занятиях, о мечтах и радостных событиях рассказали музейные педагоги, экскурсоводы, методисты, хранители, экспозиционеры, администрация Государственного музея политической истории России, сотрудница Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
В 2017 г. музей продолжил собирать истории и материалы о детстве. В рамках проекта была создана вторая выставка - «Лето в чемодане». Детские истории». https://polithistory.ru/visit_us/view.php?id=3267 Круг участников проекта расширился. О том, где и как можно было провести летние каникулы в советское время, рассказали не только музейные сотрудники, но и петербургские писатель, художники, учителя школ и преподаватели высших учебных заведений, специалисты самых разных специальностей. В основе «летних» историй – воспоминания о каникулах в деревне, о «списке книг на лето», о смене в пионерском лагере, о трудовой школьной и студенческой практике, о туристическом походе и поездке на море. А также яркие личные впечатления о событиях, которые стали важными для истории всей страны - эвакуация из Ленинграда летом 1941 г., трагедия в Новочеркасске 1 - 2 июня 1962 г., XXII летние Олимпийские игры в Москве в 1980 г, VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. и XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1985 г. в Москве.
|
Отредактированные музейным редактором тексты историй и видеоинтервью участников проекта заняли достойное место в оформлении выставки наряду с материалами, в рассказе на которые опирались авторы. На выставках «Детские истории. Музейные сотрудники рассказывают…» и «Лето в чемодане. Детские истории» были представлены вещи, книги, документы, фотографии, плакаты, открытки и другие свидетельства эпохи СССР 1940 - 1990-х годов, материалы из личных архивов и коллекции Государственного музея политической истории России.
Материалы выставок, содержащие значительный образовательный потенциал, включались в музейные программы для семейной и детской аудитории
В ходе подготовки выставок велась и собирательская работа – некоторые вещи из семейных архивов в дальнейшем могут быть приняты на хранение в фонды и включены в коллекцию Государственного музея политической истории России.
Выставки работали в летний период для петербуржцев и гостей города. Выставку «Детские истории. Музейные сотрудники рассказывают…» посетили 8672 человека. Выставку «Лето в чемодане. Детские истории» - 6786 человек.
Целевая аудитория
Проект ориентирован на широкую аудиторию как его участников (авторов «детских историй»), так и посетителей. Интерес к теме «детских историй» возникает и со стороны взрослых, в большинстве случаев с теплотой вспоминающих свое «советское детство», и современных детей, у которых появляется возможность через конкретные частные примеры узнать о детстве своих родителей, бабушек и дедушек и сравнить их тогдашнюю повседневную жизнь со своей.
Музей в этом проекте выступает местом встречи и общения людей разных поколений. Поэтому самой «адресной» аудиторией проекта стала семья.
Музейно-педагогическая часть
Идея проекта получила развитие на ХII фестивале «Детские дни в Петербурге» в ноябре 2016 г. На школьных осенних каникулах в Государственном музее политической истории России проводилась программа «Интервью о детстве» для семейной аудитории.
https://vk.com/museum12345?w=wall-5027532_3007
Программа включала в себя экскурсионную и практическую части.
Экскурсия проходила на постоянной экспозиции «Советская эпоха: между утопией и реальностью» и на центральной экспозиции «Человек и власть в России в XIX – XXI столетиях». Дети и взрослые могли совершить путешествие в недавнее прошлое нашей страны: увидеть «коммунальную кухню», узнать, почему новые дома с отдельными квартирами в Ленинграде называли «хрущевки», что такое «дефицит» и много ли товаров можно было принести из магазина в «авоське», о какой посуде, технике и мебели мечтали в то время хозяйки. В ходе экскурсии особое внимание уделялось вещам, которые определяли уровень и особенности повседневной жизни советских граждан (среди них – керосиновая лампа, кухонный шкаф-«ледник», чугунный и электрический утюги, патефон и магнитофон, швейная машинка и пылесос, радиоприемник и телевизор и др.). Дети сравнивали эти вещи с современными, а взрослые вспоминали свое детство. На экскурсии можно было поговорить и о знаменательных событиях в истории страны, о которых тогда хорошо знали школьники. Это запуск первого искусственного спутника Земли и полет человека в космос, VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов и XXII летние Олимпийские игры в Москве.
На выставке «Детские истории. Музейные сотрудники рассказывают…» участники программы познакомились с видеоинтервью сотрудников нашего музея:
· история «История сделала круг» (о фильме «Белый Бим Черное ухо) https://www.youtube.com/watch?v=ayJ26OIuYio,
· история «Домашние киносеансы» (о просмотрах диафильмов в домашних условиях) https://www.youtube.com/watch?v=fsYpFtRowMw,
· «Мои первые аплодисменты» (о занятиях в спортивной секции) https://www.youtube.com/watch?v=RJ78MakB2PU и др.
В практической части программы взрослым предлагалось выбрать любой предмет на выставке – атрибутику пионерской организации, книги, игрушки, коньки, пластинки,, фотоаппарат, обыденные бытовые вещи - и рассказать свою историю детства в жанре «интервью». В роли «журналистов» выступили дети, которые интервьюировали мам и пап, бабушек и дедушек по составленным авторами проекта вопросам. Общаясь со своими близкими, дети смогли, к примеру, узнать о том, каким важным событием в «советские времена» являлся «прием в пионеры», как ценились немногочисленные игрушки, как выкупали книги Ж. Верна и советскую фантастику на сданные 20 кг макулатуры, какими были первые коньки и первое выступление на соревнованиях, как правильно следовало обращаться с виниловыми пластинками и как много времени тратилось на то, чтобы сделать фотографию в домашних условиях и еще о многом другом. Органично была создана доверительная атмосфера встречи разных поколений.
Собранные материалы и опыт проведения программы «Интервью о детстве» был использован и в проведении текущих музейно-педагогических программах в 2016/2017 учебном году. Программы проходят на постоянной экспозиции и тематических выставках Государственного музея политической истории России и в музейно-педагогических пространствах Детского исторического музея:
ü «Мир забытых вещей» (для дошкольников) - занятие, на котором на экспозиции музея юные исследователи ищут некоторые предметы «советской эпохи» (примус, патефон, сумку-авоську и др.) и знакомятся с выставкой «Детские истории. Музейные сотрудники рассказывают…» с просмотром видеоинтервью (история «Три рубля») https://www.youtube.com/watch?v=QLVkjnP5UfU;
ü «Книжный фестиваль в музее» (для семейной аудитории) – программа, посвященная советской литературе с просмотром видеоинтервью на темы:
«как учились читать» (история «Книжка про муравьишку»)
https://www.youtube.com/watch?v=OWC3bmN9VR4,
«литературные герои» (история «Бороться и искать, найти и не сдаваться») https://www.youtube.com/watch?v=L-PMcUGEE2M,
«как можно было купить книгу» (история «Почему я люблю книги») https://www.youtube.com/watch?v=fzye0C8Kq94;
ü «Советская школа 1950 - 1960-х гг.» (для учащихся 1 - 7 классов) – программа, которая знакомит с эпохой «хрущевской оттепели» и с фрагментами воспитательной системы школы этого времени. Завершается она просмотром видеоинтервью с музейными сотрудниками, чьи школьные годы совпали со знаменательным событиям – полетом человека в космос. В видеоинтервью включены предметы из коллекции музея (история «12 апреля 1961 года»)
https://www.youtube.com/watch?v=T5uED-kq0Fg;
ü программа для городских оздоровительных лагерей «В стране мороженого» с посещением выставки «Лето в чемодане. Детские истории» и просмотром видеоинтервью (история «Старик Хоттабыч рекомендует…»)
https://www.youtube.com/watch?v=lmOclrkX_W8.
С проектом познакомились и студенты Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств кафедры музеологии и культурного наследия, в рамках музейной практики «Основы музейного дела. Музейно-педагогическая работа». Показ материалов выставки «Детские истории. Музейные сотрудники рассказывают» и видеоинтервью с сотрудниками Государственного музея политической истории России (https://www.youtube.com/watch?v=Pf1ymll9SDY, https://www.youtube.com/watch?v=UNy_hPodu8k)
содействовали развитию интереса к музейным профессиям, пониманию значимости и ценности музейного предмета.