Н.Н. Михайлова, учитель-логопед




КОНСТРУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ – ВАЖНЫЙ АСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Н.Н. Михайлова, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад комбинированного

вида № 48 «Журавлик»

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» указано, что требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования направлены на создание образовательной среды, которая: обеспечивает открытость дошкольного образования, создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Одним из психолого-педагогических условий успешной реализации Программы является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность [1].

Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал о том, что семья – важнейший элемент социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основной механизм ее – воспитание. [3]

В Федеральном законе от 31 июля 2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» указано, что «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающегося чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [2].

 

Коррекционное воспитание - создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях.

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Инициаторами установления сотрудничества должны быть педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе и понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.К. Котырло, С.А. Ладывир). Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Сотрудничество со специалистами детского сада необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к своим детям, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые учителем-логопедом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка и взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку-дошкольнику.

Специалисты имеют уникальную возможность опереться в своей работе на самых заинтересованных в ее успешности людей — родителей, которые при оптимальной организации конструктивного взаимодействия могут стать их партнерами.

Родители, в свою очередь под руководством учителей-логопедов овладевают инструментарием, необходимым для эффективной помощи собственным детям.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей c ограниченными возможностями здоровья является установление партнерских отношений с родителями (О.В. Бачина, А.В. Закрепина, М.А. Поваляева, Е.А. Рогова, Г.А, Семенова, Е.А. Стребелева, Л.Н. Стяпина).

В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 48 «Журавлик» учитель-логопед, взаимодействуя с родителями, реализует ряд функций:

- устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

- повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

- обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.

Реализация данных функций осуществляется через разнообразные формы взаимодействия с родителями:

- информационно-наглядные (папки-передвижки, рекомендации, материалы на стенд, памятки, буклеты и листовки, выставки развивающей литературы);

- индивидуальные (беседа, консультация);

- коллективные (круглые столы, родительские собрания, тематические консультации);

- познавательные (семинар-практикум, педагогическая гостиная, тренинг);

- информационно-аналитические (анкетирование, опрос);

- наглядно-информационные (дни открытых дверей, просмотры занятий).

В нашей работе центральным звеном, объединяющим родителей и педагогов, выбрана такая форма взаимодействия, как совместная детско-родительская деятельность (проекты, детско-родительские занятия).

В логопедической практике нашего учреждения дни открытых дверей, открытые занятия – одни из стабильных, эффективных форм работы с родителями. Цель проведения открытых занятий – это демонстрация логопедом основных приемов и методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Открытые занятия мы рассматриваем как подготовительный этап к включению родителей в совместную деятельность. На таких занятиях степень активности родителей выражается в модели «родитель-наблюдатель» - педагог руководит деятельностью детей, а родитель является наблюдателем [6]. Для активного включения «наблюдателя» в педагогический процесс мы используем анализ проведенного занятия после его завершения.

Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводится домашним заданиям. Логопедические домашние задания – это различные виды заданий, направленные на закрепление тех знаний, навыков и умений, которые были приобретены ребенком на фронтальных и индивидуальных занятиях по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным программным содержанием [4].

Хорошо зарекомендовали себя такие формы как организация «круглых столов», тренингов, семинаров-практикумов, консультаций-практикумов, а также индивидуальные занятия с семьей, в которых позиция родителей формулируется моделью «Родитель – участник, в позиции «ученика». Данная модель предполагает участие члена семьи воспитанника в занятии в позиции ученика, что позволяет ему взаимодействовать в процессе деятельности как с педагогом, так и с ребенком, выполняя задания, решая поставленные задачи совместно с малышом [4].

В логопедической работе нашего ДОУ семинары-практикумы направлены на формирование знаний и практических навыков у родителей для работы с детьми, имеющими нарушения устной речи, а также на профилактику возникновения трудностей в обучении. Примерная тематика проводимых семинаров-практикумов в нашем учреждении: «Путешествие в страну правильной речи», «Веселые пальчики», «Учимся, играя», «Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники», «Учите детей говорить правильно», «Развиваем фонематический слух», «Развитие речи детей посредством игр с водой».

В логопедических тренингах используются такие методы, как информирование участников, консультирование и обучение умению применять представленную информацию в конкретной ситуации, а также помощь педагога в решении какой-либо задачи, тренировка умения применять полученные навыки в домашних занятиях с ребенком. На наш взгляд, наиболее актуальными и востребованными являются проводимые нами тренинги: «Артикуляционная гимнастика и особенности ее проведения», «Система работы по автоматизации поставленных звуков». «Трудный звук, ты наш друг!», «Ум на кончиках пальцев», «Учимся слушать и слышать».

Внедрение современных компьютерных технологий в дошкольную логопедическую практику позволяет сделать просветительскую работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Связь с родителями в нашем дошкольном учреждении осуществляется при помощи Интернета посредством:

- сайта ДОУ (https://www.ds48-nowch.edu21.cap.ru), на котором размещается ознакомительная и обучающая информация; на страничке учителя-логопеда представлены рубрики «Для вас, родители», «Поиграй со мной» с советами логопеда, консультациями, мультимедийными презентациями, играми и упражнениями, направленными на развитие психических процессов и речевых умений и навыков.

- электронной почты, которая позволяет обмениваться сообщениями и документами без применения бумажных носителей; кроме обычного текста мы используем и передаем изображения, презентации, видео-консультации.

- родительских чатов в Вайбере, групп ВКонтакте, в которых родители выступают в роли активных субъектов, могут поделиться опытом воспитания, дают советы, принимают участие в групповых обсуждениях, выстраивают общение не только с педагогом, но и между собой. В то же время можно отметить и желание большинства родителей оперативно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах.

Для более тесного взаимодействия с членами семей воспитанников ежегодно проводятся различные конкурсы: «Придумай сказку о веселом язычке», «Чудо-книга своими руками», «Веселые игры для развития дыхания».

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей и детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др.

Анализируя работу учителя-логопеда по взаимодействию с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, мы пришли к выводу, что систематическая согласованная деятельность учителя-логопеда и семей воспитанников способствует:

- проявлению у родителей осознанного отношения к образовательной деятельности в ДОУ (родители перестают быть зрителями и наблюдателями и становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследование собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании);

- сокращению времени на постановку звуков;

- более быстрой автоматизации поставленных звуков и введению их в самостоятельную речь;

- улучшению лексико-грамматического строя речи, связной речи и фонематических представлений.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

2. Федеральный закон от 31 июля 2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОО: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 112 с.

4. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи / Под ред. Л.С. Вакуленко – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2011. – 160 с

5. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов / Сост. Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

6. Степанова Л.И. Детско-родительские занятия как современная форма взаимодействия с семьями воспитанников // Культурно-историческая среда ученика: теория, эволюция, современное состояние /отв. Ред. А.А. Буданцова. – Чебоксары: Чуваш.гос.пед.ун-т, 2012. – 216 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: