историческая справка «Крепостничество и ревизские сказки».




Мёртвые души

Тема сегодняшнего урока: «Русь «живая» и Русь «мёртвая» в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

«Мертвые души» – вершина творчества Гоголя. Гоголь задумывал монументальное произведение в трех томах, «великую национальную поэму», стремясь показать не только современную Россию (Русь «с одного боку»), но пытался заглянуть в ее завтрашний день, указать родине путь к спасению. Труд над «Мертвыми душами» писатель рассматривал как величайшее дело всей своей жизни, как свой человеческий и гражданский подвиг

Какие вопросы у вас вызвала тема урока?

(В чем заключается символическая параллель «живой-мертвый»?)

Как мы сможем воссоздать образ Руси, какой ее видел Гоголь?

(Через галерею различных образов произведения).

Что мы можем сделать сегодня, чтобы Русь «жила?».

(Не допускать ошибок прошлого).

Идейным замыслом поэмы является повествование о жизни Чичикова (разоблачение чиновничества и пороков общества, ведущих к общей деградации и регрессу развития государства).

События в поэме происходят. (В городе NN).

Главный герой поэмы Павел Иванович Чичиков приезжает в город NN, чтобы проведать старых друзей (чтобы познакомиться с помещиками и скупить у них «мёртвые души»).

В основе сюжета лежит история о том, как Чичиков продавал «мёртвые души», чтобы развлечь себя (скупал «мёртвые души» с целью наживы).

Этап погружения в тему урока.

Слово учителя.

По замыслу Н. В. Гоголя темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом первого тома “Мертвых душ” писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществу первой половины XIX века: между мнимой содержательностью и действительной ничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа и его закабалителями. Действительно, “Мертвые души” можно назвать энциклопедическим исследованием всех насущных проблем того времени: состояния помещичьих хозяйств, морального облика помещичьего и чиновничьего дворянства, их взаимоотношений с народом, судеб народа и родины.

ование.

историческая справка «Крепостничество и ревизские сказки».

При Петре I крепостное право продолжало укрепляться, что подтверждается несколькими законодательными актами (ревизиями и др.). Ревизские сказки — документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — I половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — помещиками или их управляющими. В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, а в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству, с одной стороны, повышать собираемость подушевого налога, а с другой, создавало условия для злоупотреблений, о чем мы и читаем в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Вопрос учителя. Название поэмы – символично – «Мёртвые души». Какова же оно – гоголевское видение и отражение действительности?

(«… не мертвые, а живые души»).

Дайте комментарий просмотренному видеоотрывку.

Гоголь в своем произведении изображает социальные болезни общества, которые постепенно ведут его к моральной смерти. Миру «мертвых душ» в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. За страшным миром помещиков и чиновников писатель чувствовал душу русского народа, но каковы они – помещики? Тема духовного омертвения раскрывается прежде всего в изображении поместного дворянства. Гоголевские персонажи — существа ординарные, представители «толпы». Большое значение при этом имеет изображение уклада помещичьей жизни. В «Мертвых душах» она предстает в двух формах: бесцельно-беззаботного эгоистического существования и жадного стяжательства.

Обратимся к галерее образов помещиков. По текстовой характеристике вы определите героя и таким образом мы обозначим «болезни общества того времени».

Помещики в поэме «Мертвые души» (образы и характеристики):

Манилов (глава II).

Приятный, но скучный и ленивый мужчина средних лет. Мало занимается своей усадьбой. В его деревне 200 крестьянских изб. Его крестьяне ленивы, как и сам хозяин. Он любит сидеть в своем кабинете и мечтать целый день, куря трубку. Романтичный и чувствительный мужчина, любящий свою семью.

Коробочка (глава III).

Старая вдова. Она – хорошая хозяйка, бережливая и запасливая, глуповатая и подозрительная старуха. В ее деревне всего 80 душ. Крестьяне работают исправно, а хозяйство хорошо отлажено. Избы и постройки в усадьбе целые и крепкие. Она торгует товарами, которые производят ее крестьяне.

Ноздрев (глава IV).

Молодой вдовец, 35 лет. Бойкий, веселый и шумный. Любит развлекаться и пьянствовать. Не может сидеть дома более одного дня. Мало занимается своей усадьбой и крестьянами. Не занимается своими двумя детьми. Держит целую стаю собак и любит их больше, чем своих детей.

Собакевич (глава V).

Возраст от 40 до 50 лет. Женат. Внешне похож на медведя. Здоровый и крепкий. Неуклюжий, грубый и прямолинейный. Основательно занимается своим поместьем. У его крестьян избы крепкие и надежные. Любит хорошо поесть. Зажиточный помещик.

Плюшкин (глава VI).

Богатый помещик. У него около 1000 душ. У него много мертвых и беглых душ. Живет как нищий человек: ходит в обносках и питается сухарями. Он ничего не выбрасывает. Его крестьяне живут в старых, ветхих домах. Он завышает цены и не продает товары купцам, поэтому товары гниют в кладовых.

Беседа с учащимися.

- чем «болеет общество»? Каковы причины возникновения этих «болезней»?

- есть ли возможность излечения?

- с какой целью Гоголь обличает помещиков?

Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереи помещиков умело сочетает общее и индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, мы почти ничего не знаем об их прошлом. Этот прием подчеркивает еще раз, что маниловы, коробочки, собакевичи, плюшкины и есть мертвые души, которые замерли в своем развитии. Гоголь показал страшную деградацию человеческой души, духовное и нравственное падение крепостника-корыстолюбца.

Но главный собирательный образ, в котором воплотилась низость человеческих побуждений, рожденных государственным строем, – это образ Чичикова.

«Есть ли надежда на моральное возрождение Чичикова?».

Слово учителя.

Основная тема поэмы “Мертвые души” — тема настояще го и будущего России. Беспощадно ругая порядок, который существовал в стране, Гоголь был уверен в том, что Россия будет процветающей страной, что настанут времена, когда Россия станет идеалом для других стран. Эта убежденность возникала из ощущения огромной творческой энергии, которая таилась в недрах народа. Образ родины в поэме выступает в качестве олицетворения всего великого, на что способен русский народ. Возвышающийся над всеми картинами и образами, нарисованными в поэме, образ России овеян горячей любовью автора, посвятившего свой творческий труд родной стране. В своей поэме Гоголь обличает тех, кто мешал развитию творческих сил нации, народа, беспощадно развенчивает “хозяев жизни” — дворян. Люди, подобные Манилову, Собакевичу, Плюшкину, Чичикову, не могут быть создателями духовных ценностей.

Гоголь назвал их “мертвыми душами”, потому что они тормозят движение России вперед, они своим паразитическим существованием омертвляют все, что есть лучшего в России, в том числе душат и давят русский народ. Гоголь ясно ощущал, какие необъятные живые силы кроются в недрах страны, в недрах русского народа. Ничтожным людям писатель противопоставляет образ великой Руси, обладающей богатырской мощью. Здесь раскрывается главная идея произведения, которая заключается в отрицании социального порабощения, общественного застоя во имя прогресса.

Еще один образ, не менее важный, встает перед нами. Это образ дороги. Дороги ведущей к воскрешению «мертвых душ» и их исцелению. Дороги, по которой идет сам автор.

(Дорога, по которой предназначено идти автору).

Одну за другой Гоголь набрасывает картины русской природы, возникающие перед взором путешественника, мчащегося по осенней дороге. Не случайно застою поместных хозяев писатель противопоставляет стремительное движение России вперед. В этом выражается его вера в будущее страны и народа. Лирические размышления писателя о живом характере трудолюбивой русской нации принадлежат к числу наиболее проникновенных страниц, согретых неугасимым пламенем патриотизма. Гоголь прекрасно понимал, что изобретательный ум и творческие дарования русского народа только тогда обратятся в могучую силу, когда они будут свободны. Горячо веря в великое будущее России, Гоголь, однако, неясно представлял себе путь, по которому она должна была прийти к могуществу, славе и процветанию.

Образ Руси и крестьян в поэме – это единственные «живые» персонажи, которые находясь в заточении «мертвых душ» все же смогли устоять и продолжить свою борьбу за существование и за свободу.

Видеофрагмент из 5-й серии («Русь – тройка» – конец фильма).

Работа в группах.

1 – сгруппируйте понятия о Руси «мертвой» и Руси «живой», обоснуйте свой выбор (помещики, застой, крепостное право, моральные болезни общества, дорога, простой народ, вера в будущее, патриотизм, стяжательство, лживая лесть, обман, желание угодить, духовные ценности, привычка жить за счет чужого труда, жизненная «близорукость», свобода, моральная деградация, выдержка, влачение своего существования, дышать полной грудью и жить стремлением к лучшему, равенство, человек-товар, широкая русская душа);



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: