Оценка эффективности антикризисных мер государства РФ по оценкам различных авторов
Для анализа эффективности антикризисных мер правительства РФ в период кризиса 2008 -2009 годов я взяла для анализа 3 статьи периодических изданий «Вопросы экономики» и «Экономист» различных периодов:
1. Оценка антикризисных мер по поддержке реального сектора российской экономики. (государственный университет- Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), межведомственный аналитический центр (МАЦ) Вопросы экономики №5
2. Особенности антикризисной политики в России (В. Смирнов, Д. Комаров) Экономист:№7
3. В дополнение к антикризисной программе (В. Архангельский) Экономист №5
Первой вышла статья «Оценка антикризисных мер по поддержке реального сектора российской экономики»,в которой группа ученых представляет комплексный анализ антикризисных мер правительства РФ с точки зрения применимости, используемых инструментов, возможного эффекта и последствий как позитивных, так и негативных.
Остановимся подробнее на анализе, приведенном в данной статье.
К настоящему времени правительство РФ сформировало и реализует широкий набор антикризисных мер, уникальный по количеству форм и направлений воздействия государства на экономику, по объемам используемых ресурсов.
В качестве приоритетов изначально были заявлены:
- поддержка (обеспечение стабильности) финансового вектора;
- социальная поддержка населения, сохранение и создание новых рабочих мест;
Поддержка отдельных, наиболее чувствительных к кризису отраслей реального сектора экономики на основе стимулирования внутреннего спроса и импортозамещения;
- поддержка системообразующих и градообразующих предприятий.
|
При проведении анализа антикризисных мер ГУ-ВШЭ и МАЦ основное внимание уделялось оценке используемых инструментов государственного регулирования (воздействия), соответствующих правил, а также механизмов, обеспечивающих их выполнение.
Принципы оценки антикризисных мер
Суть подхода, используемого при анализе в статье – проведение «сквозной» экспертной оценки всех рассматриваемых мер в едином «формате» по следующим направлениям:
· Инструменты, задействованные для реализации меры, их функциональная направленность, сроки действия, ориентировочные объемы бюджетных затрат («выпадающих» доходов);
· Оценка с позиции соответствия или отхода от ранее установленных долгосрочных направлений (принципов)государственной политики;
· Идентификация основных групп бенефициаров и проигравших от реализации меры;
· Оценка мотивационного потенциала меры, наличие поведенческих требований;
· Оценка основных рисков;
· Сопоставление особенности действия меры в фазе кризиса и в фазе перехода экономики к росту, выявление возможных «ловушек» и «развилок».
Информационной основой для оценки антикризисных мер служили соответствующие нормативные акты, при этом выдерживался принцип использования только публично доступных документов.
Основные задачи антикризисных мер
Многие антикризисные меры реализовывались в условиях жестких ременных ограничений, сильнейшего давления различных групп интересов.
В результате резко возросла нагрузка на административную систему, что повлекло за собой в некоторых случаях «расшатывание системы», возник разрыв между принятием нормативных актов и практической реализацией соответствующих мер.
|
Все это привело к своеобразным «догоняющим волнам» формирования мер по отдельным отраслям.
В связи с этим необходимо было реконструировать задачи антикризисной политики, исходя из состава и особенностей реализуемых мер. В основном антикризисные меры направлены на решение следующих задач
· Снижение нагрузки на бизнес;
· Смягчение негативных социальных последствий и развитие рынка труда;
· Стимулирование внутреннего спроса;
· Поддержка малого и среднего бизнеса, развитие конкуренции.
В «антикризисном пакете» недостаточно предоставлены меры по стимулированию конкурентной среды. Мало мер, связанных со стимулированием инновационной активности и развития компаний, повышением эффективности деятельности субъектов естественных монополий и крупных госкомпаний, отсутствуют меры по привлечению иностранных инвесторов и формированию особых экономических зон.
Основные бенефициары антикризисных мер
Сопоставим получаемые выгоды в зависимости от масштабов бизнеса и отраслевой принадлежности предприятий. Как выяснилось, большинство мер направлены на поддержку крупных компаний. Примерно треть мер направлена на поддержку малого предпринимательства, но их «вес» в объеме ресурсов не превышает 5%. Только 15% мер предполагают поддержку бизнеса безотносительно к его масштабам.
В итоге в худшем положении оказывается средний бизнес, поскольку его «не касаются» ни меры системного характера для малых предприятий, ни меры селективной поддержки крупных компаний. Есть только две значимых и системных меры, где средний бизнес не дискриминирован, — снижение ставки налога на прибыль и введение 30-процентной амортизационной премии, но позитивный эффект от этих мер существенно сокращается по мере углубления кризиса.
|
В целом антикризисные меры и по количеству, и по характеру перераспределения ресурсов сконцентрированы «на краях» — на поддержке крупного и микробизнеса.
Если судить по количеству мер, то отраслевые приоритеты выявляются довольно четко — это в основном поддержка автомобилестроения и сельхозмашиностроения, оборонно-промышленного комплекса, АПК, жилищного строительства, железнодорожных перевозок. К числу отраслевых приоритетов, безусловно, относится нефтегазовый комплекс, предприятия которого от снижения нагрузки «экономят» в 2009 г., по оценкам, 200—250 млрд руб. Меры прямой и косвенной поддержки автомобилестроения и сельхозмашиностроения «весят» 190—200 млрд руб., ОПК — около 180 млрд руб.
В целом в качестве основных бенефициаров антикризисных мер выступают традиционные секторы экономики, при этом меры направлены главным образом на компенсацию потерь крупных компаний. Авыторы статьи делают вывод, что создается впечатление «дефицита» мер по обеспечению условий развития новых динамичных секторов, стимулированию роста средних компаний.