Ребенок, рожденный до срока




Российская государственная библиотека для слепых

Центр для слепых детей, США

 

 

ЗАОЧНАЯ ШКОЛА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

ДВИГАЙСЯ ВМЕСТЕ СО МНОЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ

 

Москва


Российская государственная библиотека для слепых

Центр для слепых детей, США

 

 

ДВИГАЙСЯ ВМЕСТЕ СО МНОЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ

Перевод с английского

 

Москва


 

 

Составитель-переводчик Г.С. Елфимова

Редактор Г.П. Коваленко

Ответственный за выпуск А.Д. Макеева


Введение

Дети с серьезными проблемами зрения чаще всего предпочитают, чтобы окружающий их мир был постоянным и понятным. Поэтому они сопротивляются изменениям, в том числе и изменению их положения в пространстве. Многие родители рассказывают, что их незрячие дети очень любят лежать на спине. Крайне важно с самого раннего возраста показывать детям различные движения, приучать их двигаться. Чем раньше вы начнете заниматься со своим малышом, тем более уверено он будет чувствовать себя в будущем, и тем больше удовольствия будет получать от движения.

Родители должны иметь хотя бы общие представления о возрастной динамике развития двигательной активности детей, что поможет им определить, на каком этапе начинать обучение ребенка тем или иным движениям. У незрячих детей тот же потенциал развития, что и у их зрячих сверстников, оно просто может быть несколько замедленным. Это нужно рассматривать как индивидуальную особенность, которая не помешает полноценному развитию ребенка.

У каждого человека есть свои “системы навигации”, помогающие ему ориентироваться в пространстве. И зрение – лишь одна из них. Наша задача развить у незрячего ребенка другие “системы навигации”, научить его пользоваться ими, доверять им. В дополнение можно сказать, что, возможно, ваш ребенок не научится двигаться так же свободно, как зрячие дети. Тем не менее, он сможет двигаться самостоятельно и достаточно уверенно.

В данном издании представлены различные способы, которые помогут вам научиться стимулировать желание ребенка двигаться. Советы носят рекомендательный характер, и ваше знание индивидуальных особенностей вашего ребенка поможет вам подобрать наиболее подходящие ему методики. Занимаясь с ребенком, всегда помните о том, что ваш голос и прикосновения являются для ребенка символами безопасности и комфорта. Все упражнения необходимо выполнять медленно и мягко, отводя для них несколько минут каждый день.

Если какие-либо рекомендации, приведенные в этом издании, вызывают у вас сомнения или если у вашего ребенка есть дополнительные проблемы развития, пожалуйста, проконсультируйтесь со своим педиатром. Надеемся, что приведенные в книге упражнения доставят вам и вашему ребенку радость, станут не обязанностью, а игровым элементом.

Д. Хаг, педиатр Терапевтического центра, Санта Моника, Калифорния

Н. Чернус-Мансфилд, исполнительный директор Центра для слепых детей, Лос-Анджелес, Калифорния

Д. Хаяши, директор Центра развития слепых детей, Лос-Анджелес, Калифорния


Глава 1. Первые месяцы жизни

Если ваш ребенок родился недоношенным, пожалуйста, в первую очередь ознакомьтесь с разделом “Ребенок, рожденный до срока” в конце этой главы и только затем приступайте к чтению самой главы.

В течение последних трех месяцев в утробе матери напряженность позы ребенка и давление на его тело постепенно увеличиваются. Появившись на свет, ребенок начинает чувствовать тяжесть своего тела. Его мускулатура постепенно привыкает к новому состоянию.

Мускулатура шеи новорожденного недостаточно сильна, и ребенок не способен держать головку прямо, она склоняется набок. Постепенно мускулатура укрепляется и симметрия восстанавливается, что является определяющим фактором развития всех движений, так как обуславливает способность ребенка удерживать баланс, когда он учится сидеть или ходить. Симметрия также является залогом здорового позвоночника и хорошей осанки.

В первой главе представлены рекомендации, направленные на решение следующих задач:

· приучение ребенка лежать на животе, на боку и спине с тем, чтобы эти положения стали для него привычными и он чувствовал себя комфортно. Опыт подсказывает, что без дополнительной стимуляции незрячий ребенок предпочитает лежать на спине. К сожалению, эта ситуация не способствует развитию мускулатуры ребенка и может привести к атрофии некоторых мышц, что затруднит дальнейшее физическое развитие ребенка;

· стимулирование мускулатуры к напряжению и расслаблению, что является основой всех движений;

· формирование “симметрии”. Ребенок предпочитает лежать на спине, в результате мускулатура шеи остается в пассивном состоянии и может атрофироваться.

Если бы ваш новорожденный ребенок мог говорить, он, возможно, спросил бы вас: “Почему мне следует лежать на животике? Это совсем не так приятно и просто, как лежать на спине. Я начинаю хуже слышать, потому что ушко придавливается головой. И мне так трудно поднимать свою тяжелую головку!”

Очень важно как можно раньше приучить ребенка лежать на животе. Это первый, но очень важный шаг на пути освоения более сложных движений.

1. На начальном этапе, пока ребенок еще не привык лежать на животе, пусть ваше тело будет для него подушкой. Он сможет услышать биение вашего сердца, почувствовать ваше тепло. А положение лицом к лицу, ваш голос, обращающийся к ребенку с нежными словами, и ваши руки, обнимающие его за спинку, дадут ему ощущение комфорта и безопасности. Пока ребенок лежит на животе, нежно вытяните его руки немного вперед и мягко надавите на его попку. В таком положении ему будет легче приподнять голову.

2. Другой хороший способ приучить ребенка лежать на животе – переворачивать его на живот на несколько секунд каждый раз перед тем, как приподнять ребенка. Точно так же, укладывая ребенка, следует класть его на живот, аккуратно поддерживая за грудную клетку. Через несколько секунд следует нежно перевернуть его на спину. По мере привыкания ребенка к этому упражнению, время лежания на животе можно увеличивать.

3. Положите ребенка поперек своих колен, так чтобы его головка на них не опиралась. Можно постелить на колени мягкий пушистый коврик, что создаст у ребенка ощущение комфорта и безопасности. Нежно погладьте шею ребенка, а затем мягко положите руку ему на спину. Это движение заставит ребенка приподнять головку.

4. Если ребенок привык лежать на животе, используя ваше тело как подушку, можно переходить к следующему этапу. Расстелите на полу мягкий пушистый коврик. Ложитесь на живот рядом с ребенком. Нежно прикоснитесь пальцами к его губам, погладьте их, а затем медленно отведите руку вверх или в сторону. Это заставит его поднять головку, чтобы найти исчезнувший источник приятных ощущений.

5. Положите ребенка животом на болстер (длинную цилиндрическую подушку). Голова и руки ребенка не должны касаться подушки. Аккуратно раскачивайте подушку вперед-назад. Поместите перед ребенком музыкальную шкатулку или любой друг предмет, издающий приятные звуки, с тем, чтобы ребенок тянулся вперед к источнику звука. По мере того как ребенок освоится с новым упражнением, меняйте направление покачивания.

6. Сядьте на пол и положите ребенка себе на колени, слегка приподняв его. Мягко придерживая ребенка за плечи, сведите его руки вместе так, чтобы его ладони соприкоснулись. Возможно, он даже начнет играть своими пальчиками. Это прекрасное положение, развивающее у ребенка чувство симметрии (голова его удерживается в одном положении вашими коленями, а руки сведены вместе).

Ребенок, рожденный до срока

Если ребенок рождается вовремя, то в течение последних трех месяцев в утробе матери он испытывает постепенное увеличение напряженности позы и давления на свое тело. Появившись на свет, ребенок начинает чувствовать тяжесть своего тела, и его мускулатура постепенно привыкает к новому состоянию.

Недоношенный ребенок не достаточно долго находился в позе эмбриона, и появляется на свет “слишком прямым”. Затем, когда в действие вступают силы гравитации, у недоношенного ребенка может сформироваться слишком прямой и неподвижный позвоночник, что в свою очередь может затруднить дальнейшее физическое развитие ребенка. В дополнение к этому в отделении интенсивной терапии недоношенный ребенок в кювете большую часть времени лежит на спине, что еще больше усугубляет неподвижность позвоночника.

В свете вышесказанного основная задача на начальном этапе работы с недоношенным ребенком заключается в том, чтобы обеспечить ему возможность находиться большую часть времени в позе эмбриона, чтобы ему было одинаково удобно лежать как вытянувшись, так и свернувшись “клубочком”.

Приведенные ниже упражнения нужно выполнять аккуратно, медленно и мягко. Приучайте ребенка к каждой из позиций постепенно. После того, как поза эмбриона станет для ребенка привычной и комфортной, можно переходить к упражнениям, приведенным в начале первой главы.

7. Детскую кроватку достаточно просто превратить в гамак. Для этого большой кусок ткани, который можно купить в магазине, нужно прочно закрепить за верхние края кроватки так, чтобы полотнище немного провисало. Такой импровизированный гамак кроме всего прочего будет способствовать формированию симметрии тела ребенка, так как естественным образом будет поддерживать руки и ноги ребенка сведенными вместе.

8. Недоношенный ребенок очень чувствителен к звукам и прикосновениям, и его сложно успокоить. Для того, чтобы создать ребенку ощущение комфорта и безопасности, рекомендуется туго пеленать его. Благодаря этому он начнет лучше чувствовать свое тело, а тепло, создаваемое импровизированным коконом, сделает его более спокойным.

9. Когда ребенок лежит на спине, мягко подтяните его колени к груди, положите его ручки на колени – поза эмбриона. Затем аккуратно покачайте его в этом положении вперед-назад.


Глава 2. Играть лежа на животе научились… Что теперь?

Теперь, когда ребенок научился лежать на животе, переворачиваться, поднимать головку и при этом чувствует себя комфортно, можно переходить к следующему этапу. В первой главе рассматривались упражнения, направленные на развитие мускулатуры спины, шеи, рук, во второй представлены упражнения на укрепление мышц живота. Освоив их, ребенок сможет самостоятельно поддерживать баланс своего тела в более сложных позициях.

10. Мягко помогите ребенку приподнять нижнюю часть тела так, чтобы он коснулся рук коленями и ступнями. Проследите, чтобы ребенок дотянулся руками до своих ножек. Для того чтобы сделать упражнение более эффективным, можете попробовать привязать к пальчику его ноги колокольчик. Со временем мышцы живота настолько укрепятся, что ребенок сможет обходиться без вашей поддержки. Для незрячего ребенка это упражнение важно еще и потому, что позволяет ему почувствовать свои ноги, которых он не видит.

11. До того как ребенок научится садиться самостоятельно, ему придется серьезно потренироваться. И он не сможет обойтись без вашей помощи. Посадите ребенка на мягкий пушистый коврик, поместите перед ним в качестве опоры цилиндрическую подушку. Положите руки ребенка на подушку и, аккуратно поддерживая его, покачивайте подушку вперед-назад.

12. Посадите ребенка на колени лицом к себе. Аккуратно поддерживая, покачайте его вперед-назад. По мере укрепления мускулатуры ребенка, сводите поддержку к минимуму, чтобы ребенок научился самостоятельно удерживать баланс.

13. Цилиндрическая подушка поможет ребенку научиться сидеть, опираясь на пятки. Это упражнение станет первым шагом в обучении ползать, а затем и ходить. Согните ноги ребенка так, чтобы его попка слегка опиралась на пятки. Поддерживая ребенка за грудную клетку, положите его руки на подушку. Покачивайте подушку вперед-назад, слегка надавливая на ягодицы ребенка, когда он наклоняется вперед вслед за подушкой. Это действие предотвратит возможность падения ребенка, если он наклонится слишком сильно вперед.

Глава 3. Вперед, на освоение нового пространства!

Если для ребенка сидячее положение уже стало привычным и удобным, а мускулатура спины и живота укрепилась, то пора попробовать новые упражнения. Для того, чтобы двигаться самостоятельно, ребенку на данном этапе необходимо научиться равномерно распределять вес своего тела.

14. Ребенок будет более уверенно учиться ходить, если узнает, как обезопасить себя при возможном падении. Следующее упражнение – прекрасный материал для объяснения ребенку, как ему следует вытягивать руки вперед для того, чтобы не пораниться при падении. Положите ребенка животом на большой резиновый мяч (диаметром не меньше 50 см). Поверхность мяча не должна быть скользкой. Придерживая ребенка за ноги, покачивайте его в разные стороны. Учите ребенка вытягивать руки перед собой, когда мяч отклоняется вперед. Вы будете удивлены, насколько быстро ребенок освоится с этим упражнением и научится вытягивать руки вперед еще до того, как сможет коснуться ими пола. Это упражнение стимулирует развитие “систем навигации”, позволяющих ребенку ориентироваться в пространстве.

15. Когда ребенок привыкнет лежать на мяче животом, поменяйте исходную позицию. Придерживая ребенка за руки, положите его спиной на мяч. Покачивайте мяч из стороны в сторону. Это прекрасное упражнение для развития навыков балансирования.

16. На этот раз посадите ребенка на мяч. Для начала придерживайте ребенка за талию. По мере того, как он будет учиться самостоятельно балансировать на мяче, сводите свою поддержку к минимуму, лишь слегка придерживая его за ноги. Аккуратно покачивайте мяч вперед-назад. Многим детям также очень нравится подпрыгивать на упругом мяче.

17. Когда ребенок научится вставать на ноги, вам нужно начинать знакомить его с движением. Поставьте ребенка в прочную и устойчивую тележку, которую можно приобрести в магазине или сделать самостоятельно. Главное условие – чтобы четыре ее колеса были небольшими, сама тележка имела бортики, предотвращающие падение ребенка, и чтобы она имела ручку, подходящую ребенку по высоте. Пока ребенок держится за ручку тележки, вы начинаете слегка подталкивать ее вперед. Когда ребенок освоится с этим упражнением, поиграйте в игру “Движение-остановка”, чтобы ребенок научился балансировать при смене режима движения. Это упражнение также поможет развить чувство направления движения.

18. На следующем этапе ребенок может учиться ходить, толкая перед собой тележку. Положите в нее какой-либо тяжелый предмет, чтобы она стала более устойчивой и не выскальзывала из-под рук ребенка. Положите свои руки поверх рук ребенка на поручень тележки и медленно продвигайтесь вместе с ним вперед. Тележка при обучении первым шагам с одной стороны является опорой для ребенка, а с другой – гарантом того, что он не поранится, случайно натолкнувшись на какое-либо препятствие.

19. Теперь ребенок учится ходить, придерживаясь за стену или мебель. Это очень важный этап в освоении ребенком пространства и обучении хождению без поддержки. Так как благодаря этому упражнению укрепляется мускулатура ног ребенка, предоставьте ребенку на этом этапе максимум возможной свободы, предварительно позаботившись о безопасности маршрута и объяснив ребенку, что его окружает.

Теперь, когда ваш ребенок научился самостоятельно ходить, вам необходимо помнить о том, что обстановка квартиры должна быть безопасной. Не переставляйте мебель, ребенок должен хорошо знать, где что стоит. По мере развития навыков ребенка, сводите свою поддержку к минимуму и расширяйте площадь тренировок.

В случае с незрячим ребенком развитие навыков самостоятельного уверенного передвижения в пространстве может занять длительное время. Наберитесь терпения и ваши усилия будут вознаграждены!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: