Требования к практической части курсовой работы




Практическая часть курсовой работы призвана способствовать подготовке студента к написанию аналитической части дипломного проекта. В данной части курсовой работы студенты разрабатывают управленческие решения по результатам анализа деятельности туристской фирмы.

В качестве исходных материалов используются данные Приложения. Номер варианта определяется по последней цифре зачетной книжки.

Качество написания практической части является определяющим при оценке работы. В этой части необходимо дать описание базового предприятия, выявить основные проблемы в его работе: провести исследование, направленное на определение причин возникновения проблем на предприятии; предложить конкретные мероприятия, повышающие эффективность работы данного предприятия.

Практическая часть курсовой работы должна содержать два обязательных раздела:

1. Комплексный анализ деятельности организации.

2. Управленческая разработка.

В разделе 1 «Комплексный анализ деятельности организации» студент на основании данных Приложения в соответствии с вариантом задания самостоятельно разрабатывает план и проводит анализ деятельности туристской (гостиничной) организации. Формы аналитических таблиц также разрабатываются самостоятельно. Обязательной является итоговая таблица (см. табл.1).

Таблица 1

Динамика основных показателей хозяйственной
деятельности организации

 

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. Период 1 Период 2 Измене ния
+/- %
  Выручка (без НДС) Тыс.руб.        
  Себестоимость Тыс.руб.        
  Стоимость основных производственных фондов Тыс.руб        
  Численность работающих Чел.        
  Фонд оплаты труда Тыс.руб.        
  Прибыль от реализации (с. 1-с. 2) Тыс. руб        
  Рентабельность производства (с. 6/с.2) х 100 %        
  Рентабельность продаж (c. 6/с. 1) х100 %        
  Производительность труда (с.1/с.4) Руб./чел.        
  Фондоотдача (с.1/с.3) Руб./руб.        
  Средняя заработная плата (с.5/с.4) Тыс.руб./чел.        

 

Данный раздел практической части курсовой работы должен заканчиваться выводами, в которых сформулированы три основные проблемы функционирования организации. Выводы должны быть обоснованы содержанием анализа.

В разделе 2 «Управленческая разработка» практической части курсовой работы дается описание проектируемой управленческой разработки, внедрение которой направлено на разрешение проблем, выявленных в разделе 1 практической части курсовой работы. Раздел 2 состоит из двух частей:

2.1. Построение дерева целей

2.2. Формирование затрат на проведение мероприятий.

Часть 2.1. «Построение дерева целей» производится на основании использования следующего методического подхода. Исходя из выбранной стратегии и предполагаемых изменений, необходимо сформулировать генеральную цель деятельности организации и построить дерево целей. При выполнении работы следует руководствоваться следующими определениями и указаниями.

Цель – желаемый результат деятельности организации, достижимый в пределах некоторого интервала времени [1]

Задача – желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный (заданный) интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата.

Работа – совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение задачи.

Проблема – это возможная цель (задача), для которой еще не найдены альтернативные способы ее достижения и/или не представляется возможным выделить ресурсы на поиск альтернатив и проведение работ для ее решения.

Цель выступает как более общая категория, чем задача, поскольку можно предположить, что цель достигается в результате решения ряда задач, а сами задачи упорядочены по отношению к целям.

Цели организации классифицируются по своей функциональной направленности, временной области, месту в иерархии целей, используемым в формулировках характеристикам предметной области.

Классификация целей по их функциональной направленности определяет характер действий, которые будут предприниматься организацией. Различают три наиболее часто используемые категории целей:

1. Цели технического обслуживания, определяемые как специфический тип деятельности, которую требуется поддерживать на протяжении длительного времени. Например, применительно к туристской фирме, целью может быть постоянная готовность к обслуживанию не менее 40 клиентов в день.

2. Цели усовершенствования, связанные с достижением желаемых специфических изменений определенных характеристик организации. Например, увеличение ее рыночной доли, повышение отдачи на вложенные средства, сокращение числа ануляций в обслуживании.

3. Цели развития, характеризующие своеобразные формы роста, обучения или прогресса. К целям этого типа относятся, например, увеличение количества новых видов турпродуктов, повышение профессионального уровня работников.

По месту в иерархической совокупности (системе) целей, различают следующие виды целей: конечные, промежуточные, основные (главные / генеральные), частные и дополнительные.

Конечной целью называют такую, которую нельзя достичь за планируемый период времени, но нужно и возможно ее достичь в будущем, за более продолжительный период.

Все цели, последовательное достижение которых обеспечивает достижение конечной цели, называются промежуточными. Промежуточная цель для своего периода может рассматриваться как конечная, тем более, если этот период разбит на меньшие части, для каждой из которых определена своя промежуточная цель.

По предметной направленности используемых показателей цели классифицируются по следующим типам:

1. Цели в терминах оценок продуктивности. Цели такого типа формируются с использованием планируемых (конечных и промежуточных) значений таких показателей, как число единиц продукции (услуг) на каждого сотрудника, выпущенных в единицу времени, а также затраты (прибыль) в расчете на одного сотрудника организации в единицу времени.

2. Цели в терминах рыночных показателей. Примерами таких целей являются увеличение (в процентах) доли рынка определенного продукта, продажа определенного количества единиц турпродукта в следующем году, создание сети агентств и т.д.

3. Цели в терминах используемых ресурсов различных типов (сырьевых, финансовых и др.). Примерами таких целей являются сокращение уровня текучести кадров, снижение трудоемкости обслуживания.

4. Цели в терминах прибыльности. Цели такого типа обычно формируются с использованием показателей чистого дохода, уровня рентабельности, уровня выплачиваемых акционерам дивидендов.

5. Цели в терминах внедрения новшеств (обновления). Целями такого типа могут быть разработки нового, более эффективного технологического процесса в течение определенного периода, создание новых типов турпродукта, внедрение новой политики маркетинга, стимулирования сотрудников и т.п.

Совокупность последовательно дробящихся целей в соответствии с понижающимся уровнем подсистем называется деревом целей. Цели отдельных подсистем увязываются в схеме дерева целей, которое является наглядной графической моделью иерархической взаимосвязи целей системы в целом и отдельных ее подсистем.

При построении дерева целей следует руководствоваться следующими общими правилами и свойствами реализации процедуры целеобразования:

1. Ни одна цель высших уровней иерархии не достигается непосредственно, а лишь посредством достижения подцелей, на которые она распадается. В то же время это не просто обычное сложение подцелей, так как каждая из подсистем может обладать собственными подцелями, отличающимися от глобальной.

2. Средства к достижению общей (глобальной) цели являются ее подцелями.

3. Цели нижних уровней всегда являются средствами достижения целей высших уровней и дерево целей реализуется наиболее эффективно, если каждая подсистема стремится достичь своей подцели, имея в виду общую цель всей системы.

4. В системе существуют состязательность целей и их взаимосвязь, которые проявляются на всех ярусах дерева целей.

5. Цели верхних уровней формулируются неизбежно в достаточно общем виде, в агрегированных, абстрактных понятиях и детализируются на нижних уровнях организационной структуры.

Проект формирования системы целей необходимо представить в виде развернутой схемы.

Часть 2.2. «Формирование затрат на проведение мероприятий» практической части курсовой работы заключается в подробном описании каждого конкретного мероприятия и расчетом затрат на его проведение.

Результаты расчетов должны быть оформлены в виде табл. 2 и 3.

Таблица 2

Затраты по мероприятию

 

№п/п Статья затрат Сумма, тыс.руб.
1. Единовременные затраты
     
2. Текущие затраты
     
Итого затрат  

Таблица 3

Сводная таблица затрат по мероприятиям проекта

 

№п/п Мероприятие Сумма, тыс.руб.
1. Единовременные затраты
  Мероприятие 1 «……..»  
  Мероприятие 2 «…….»  

Продолжение таблицы 3

  Мероприятие 3 «…….»  
  Итого единовременных затрат  
2. Текущие затраты
  Мероприятие 1 «……..»  
  Мероприятие 2 «…….»  
  Мероприятие 3 «…….»  
  Итого текущих затрат  
Всего затрат по проекту  

 

Литература

Основная

1. Косолапов А.Б. Менеджмент в туристской фирме: учеб. пособие / А.Б. Косолапов. – М.: «КНОРУС», 2007

2. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туристическом бизнесе: учеб. пособие / под ред. И.Н. Гаврильчака, М.П. Синицына. – СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2002.

3. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. –Спб.: Питер, 2007

4. Туризм и гостиничное хозяйство: учеб. пособие / под ред. Л.П. Шматько. – Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2005.

5. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма: учеб. пособие / А.Д. Чудновский. – М.: «Кнорус», 2004.

 

Дополнительная

1. Туристский бизнес: основы организации/ И. И. Бутко и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

2. Жолдак В.И. Основы менеджмента в спорте и туризме / В.И. Жолдак. – М.: «Советский порт», 2003.

3. Жукова М.А. Идустрия туризма: Менеджмент организации» / М.А. Жукова. – М.: «Финансы и статистика», 2004.

4. Менеджмент туризма: Основы менеджмента: учебник. – М.: «Финансы и статистика»., 2003.


Приложения

Варианты заданий на практическую часть

Вариант 1

Характер деятельности организации: въездной туризм

1. Организационная структура туристской фирмы

 

Штатное расписание

Наименование должности Кол-во работников (человек)
Генеральный директор  
Заместитель ген. директора  
Бухгалтерский отдел
Главный бухгалтер  
Специалисты  
Отдел реализации турпродуктов
Специалисты  
Отдел иностранного туризма
Специалисты  
Экскурсионный отдел
Специалисты  
Экскурсоводы  
Отдел путешествий
Специалисты  
ИТОГО  

 


2. Анализ объемов реализации туристской услуги

Таблица 1

Показатель Единица измерения Период 1 Период 2 Период 3
Объем реализации услуг Тыс. руб.      

 

3. Анализ качества туристских услуг

Таблица 2

Показатель Единица измерения Период 1 Период 2 Период 3
Объем реализации услуг Тыс. руб.      
Стоимость услуг, по которой поступили жалобы покупателей Тыс. руб. 0,9 0,7 0,8

 

4. Анализ наличия и эффективности использования основных
производственных фондов

Таблица 3

Показатель Данные Отклонения
Период 2 Период 3 Абс. прирост Темп роста, в %
Объем реализации, тыс.руб.     +470 1,58
Стоимость основных фондов, тыс.руб.     +76  

 

5. Анализ обеспеченности и эффективности использования
оборотных средств

Таблица 4

Структуры оборотных средств организации (тыс. руб.)

 

Показатели Период 2 Период 3
Денежные средства    
Дебиторская задолженность    
Оборотные активы    
Краткосрочные обязательства    
Краткосрочные финансовые вложения    

 


6. Анализ себестоимости продукции

Таблица 5

Себестоимость продукции (тыс. руб.)

 

Элементы затрат Период 2 Период 3
1.Материальные затраты    
2. Отчисления на соц. нужды    
3. Амортизация    
4. Прочие затраты    
ИТОГО    
6.Коммерческие расходы    
7. Полная себестоимость, в том числе:    
переменные затраты    
постоянные затраты    

 

7. Анализ конкурентоспособности организации

Таблица 6

Сведения о конкурентах

 

Название Основные маршруты Средняя стоимость Кол-ство продаж (мес.)
  «Отпуск» Внутренний туризм Въездной туризм Выездной туризм    
  «Курорт-он-лайн» Внутренний туризм Въездной туризм Выездной туризм    
  «Ладога Тур» Внутренний туризм Въездной туризм Выездной туризм    
  «Нева» Внутренний туризм Въездной туризм Выездной туризм    
  «Верди» Внутренний туризм Выездной туризм    
  «Икар» Въездной туризм Выездной туризм    
  «Аркада» Внутренний туризм Въездной туризм Выездной туризм    
  «Ева» Внутренний туризм Въездной туризм Выездной туризм    
  «Планета» Внутренний туризм    
  «Олимпия» Внутренний туризм Выездной туризм    

Вариант 2

Вид деятельности: туризм

1. Организационная структура

 

Штатное расписание на период 3

 

№ п/п Наименование должности Количество штатных единиц Месячный должностной оклад
  Генеральный директор   18 000
  Бухгалтер    
  Менеджер выездного туризма    
  Менеджер по продажам    
  Курьер    
  ИТОГО:    

2. Динамика реализации туруслуг

Таблица 1

Показатель Период 1 Период 2 Период 3
Объем реализации туруслуг, тыс. руб.      

 

3. Данные для анализа производительности труда

Таблица 2

Показатель Период
Период 2 Период 3
Объем реализации туруслуг (ВП), тыс. руб.    
Среднесписочная численность работников (СЧР), чел.    
Среднее число дней, отработанное одним работником за год (СЧД), дни    
Среднедневная выработка одного работника (СДВ), руб. 4,3 5,9

4. Наличие, структура и движение основных средств с учетом амортизации

Таблица 3

Вид основных средств Наличие на начало периода Поступило за отчетный период Выбыло за отчетный период Наличие на конец периода
Период 2 Период 3 Период 2 Период 3 Период 2 Период 3 Период 2 Период 3
Машины и оборудование, тыс.руб.         -      
ИТОГО         -      

.

5. Наличие и структура оборотных активов

Таблица 4

Вид оборотных средств Наличие на начало периода Наличие на конец периода Изменения
тыс.руб. % тыс. руб. % +/- %
Период 2
Денежные средства   88,6   87,5 +480 -1,1
Дебиторская задолженность   0,4   0,5 +7 0,1
Прочие   7,5   8,4 + 106 0,9
Расходы будущих периодов   3,5   3,6 + 30 0,1
Общая сумма оборотных активов         + 623  
Период 3
Денежные средства   87,5   86,5 +400 -1
Дебиторская задолженность   0,5     +43 +0,5
Прочие   8,4   8,5 +54 +0,1
Расходы будущих периодов   3,6     +45 +0,4
Общая сумма оборотных активов         +542  

 

6. Структура затрат на производство туруслуг

Таблица 5

Статья затрат Период 2 Период 3
тыс. руб. % тыс. руб. %
Аренда помещения   15,0   15,1
Услуги связи   6,3   6,3
Налог на имущество   1,2   1,2
З/п персонала (с ЕСН)   18,6   19,1

Продолжение таблицы 5

Итого постоянных затрат   41,2   41,7
Оплата счетов гостиницы   18,7   18,8
Оплата питания   11,0   10,9
Оплата счетов автотранспорт. п/п   9,0   8,9
Оплата экскурсион.обслуживания   14,5   13,6
Заработная плата гидов   5,5   6,0
Итого переменных затрат   58,8   58,3
Полная c/c турпродукта        

 

7. Показатели движения качественного состава персонала

Таблица 6

Показатель Период 2 Период 3
Численность персонала на начало года    
Приняты на работу    
Выбыли, в том числе: по собственному желанию; за неспособность освоить новую работу    
Численность персонала на конец года    
Коэффициент текучести кадров 0,33 0,5

 


Вариант 3

Вид деятельности: туризм

1. Организационная структура

 

Штатное расписание

 

№ п/п Наименование должности Количество штатных единиц Месячный должностной оклад ФОТ
  Генеральный директор      
  Главный бухгалтер      
  Начальник отдела приема      
  Менеджер отдела приема      
  Начальник отдела отправки      
  Менеджер отдела отправки      
  ИТОГО:      

 

Сведения о работниках организации

 

Персонал Возраст (лет) Общий трудовой стаж (лет) Стаж по данной специальности (лет)
Генеральный директор      
Главный бухгалтер      
Начальник отдела приема      
Менеджер отдела приема      
Начальник отдела отправки      
Менеджер отдела отправки      

 


2. Анализ структуры турпродукта услуг представлен в таблице 1

Таблица 1

Показатель     Отклоние, %
руб. в % к итогу руб. в % к итогу
Организация туров по приему в Санкт-Петербурге и регионах 4 060 000 45,4 4 218 400   103,9
Организация туров за рубеж 3 149 800 35,2 2 200 800 26,6 69,8
Организация конференций, семинаров 1 450 000 16,2 1 680 800 20,3 115,9
Оформление загранпаспортов 290 800 3,2 170 600 2,1 58,6
Итого 8 950 600   8 270 600   92,4

 

Динамика реализации турпродукта

Показатель      
Объем реализации тур. продукта, услуг, руб. 5 480 600 8 950 600 8 270 600

 

3. Структура оборотных средств

Таблица 2

Вид оборотных средств Наличие на начало года (тыс. руб.) Наличие на конец года (тыс. руб.) Изменение Уд.вес на начало периода % Уд.вес на конец периода % Изменение
2006 год
Оборотные произв. Фонды. В том числе:         38,2 107,1
Запасы     -232 20,4 14,5 85,2
расходы будущих периодов       22,6 23,7 127,1
Фонды обращения. В том числе:         61,8 130,3
денежные средства       37,3 38,6 124,8
дебиторская задолженность       13,4 15,2 134,9
Прочие активы       6,3   152,9
Итого сумма оборотных средств:           120,4
2007 год
Оборотные произв. Фонды. В том числе:       38,2 38,4  
                         

Продолжение таблицы 2

Запасы       14,5 15,1 111,2
Расходы будущих периодов       23,7 23,3 104,5
Фонды обращения. В том числе:       61,8 61,6 106,1
денежные средства       38,6 38,3 105,5
дебиторская задолженность       15,2 15,2 107,2
Прочие активы         8,1 106,6
Итого сумма оборотных средств:           106,4

 

4. Стоимость основных фондов

Таблица 3

Вид основных средств Наличие на начало года, тыс. руб. Поступило за год, тыс. руб. Выбыло за год, тыс. руб. Наличие на конец года
2006 год
Здания        
Машины и оборудование        
Транспортные средства        
ИТОГО        
2007 год
Здания        
Машины и оборудование        
Транспортные средства        
ИТОГО        

 

5. Структура основных фондов

Таблица 4

№ п/п Наименование оборудования Кол-во Стоимость, руб.
       
  Системный блок Intel Centrino Duo    
  МФУ HP 1005    
  ЖК монитор LG    
  Стол для ПК    
  Мягкий стул    
  Шкаф    
  Кондиционер LG    
  Вешалка    
  Музыкальный центр LG    
  ЖК телевизорLG    
  Телефон - факс    
  Автомобиль Toyota    
  Прочее    
Итого    

6. Трудовые ресурсы организации

Таблица 5

Трудовые ресурсы Численность
План Факт
Генеральный директор    
Главный бухгалтер    
Начальник отдела приема    
Менеджер отдела приема    
Начальник отдела отправки    
Менеджер отдела отправки    
Итого:    

 

7. Показатели движения качественного состава персонала

Таблица 6

Показатель      
Численность персонала на начало периода      
Приняты на работу      
Выбыли, в том числе      
по собственному желанию      
за нарушение труд. дисциплины      
Численность персонала на конец периода      
Среднесписочная численность      
Коэффициент оборота по приему 28,5% 35,7% 21,4%
Коэффициент оборота по выбытию 28,5% 35,7% 21,4%
Коэффициент текучести кадров 28,5% 35,7% 21,4%
Коэффициент постоянства кадров 71,5% 64,3% 78,6%

 

8. Данные для анализа производительности труда

Таблица 7

Показатель Ед. изм. Усл. обозн. 2006г. 2007г.
1Объем реализации услуг тыс.р. ВП 8950,6 8270,6
2. Средне-списочная численность работников чел. СЧР    
3. Среднее число дней, отработанное одним работ- ником за год дни СЧД    
4. Средне-дневная выработка одного работника тыс.р. СДВ 2,9193 2,6255
5.Производительность труда тыс.р.   639,3 590,7

 

9. Структура затрат на производство тур. продукта

Таблица 8

Статья затрат    
руб. % руб. %
Аренда помещения 600 000   660 000 8,7
Услуги связи 500 000 6,7 520 000 6,9

Продолжение таблицы 8

Заработная плата адм-управ. персонала (с ЕСН)   26,4   33,4
Итого постоянных затрат:   41,1    
Оплата счетов гостиницы 1 910 900 25,5 1 400 900 18,4
Оплата питания   12,7 1 020 400 13,4
Оплата счетов автотранспортного предприятия 350 600 4,7 290 400 3,8
Оплата экскурсионного. обслуживания 1 200 800   1 170 000 15,4
Итого переменных затрат: 4 419 000 58,9    
Полная себестоимость:        

 


Вариант 4

Вид деятельности: туризм

1. Организационная структура

 

Ген. Директор

 

           
   
   
 
 
 

 

 


 

  Отдел иностранного туризма,     Бухгалтерия   Отдел внутреннего туризма

 

    Менеджеры по продажам туров за границу           Менеджеры по продажам внутренних туров       Специалисты по экскурсиям, экскурсоводы

 

           
     
 

  Секретарь фирмы       Кассир     Транспортный отдел

 

2. Структура услуг (тыс.руб.)

Таблица 1

Вид услуг Период 2 Период 3
Россия: экскурсионные туры и отдых    
Отдых в странах ближнего зарубежья    
Отдых в Турции    
Отдых в Египте    
Европейские страны    
Итого 2007,0 2228,0

3. Объемы реализации услуг

Таблица 2

№ п/п Месяц Период 2 Период 3
  Январь 115,5 111,4
  Февраль 91,0 97,8
  Март 110,3 97,7
  Апрель 110,8 122,1
  Май 183,8 205,6
  Июнь 214,7 235,6
  Июль 253,8 288,04
  Август 250,8 296,4
  Сентябрь 231,6 266,5
  Октябрь 145,8 166,4
  Ноябрь 125,4 135,8
  Декабрь 173,3 193,9
  ВСЕГО: 2007,0 2228,0

 

4. Затраты на производство услуг

Таблица 3

Элементы затрат Сумма (тыс. руб.)
План Факт +/-
Период 1
Материальные затраты     +20
Заработная плата     -
Единый социальный Налог     -
Амортизация основных средств     -
Прочие расходы     +20
Полная себестоимость     +40
В том числе:      
переменные расходы     +40
постоянные расходы     -
Период 2
Материальные затраты     +20
Заработная плата     +84
Единый социальный Налог     +18
Амортизация основных средств     -
Прочие расходы     +14
Полная себестоимость     +136
В том числе:      

Продолжение таблицы 3

переменные расходы     +34
постоянные расходы     +102
Период 3
Материальные затраты     +20  
Заработная плата     +34  
Единый социальный Налог     +9  
Амортизация основных средств     -  
Прочие расходы     +19  
Полная себестоимость     +82  
В том числе:        
переменные расходы     +39  
постоянные расходы     +43  
               

 

5. Динамика движения кадров организации

Таблица 4

  Показатели Периоды
Период 1 Период 2 Период 3
  Принято работников всего, чел      
  Уволено работников всего, чел      
  Из них за нарушение внутреннего порядка      
  Проработало работников весь год всего, чел.      

 

 

6. Использование трудовых ресурсов

Таблица 5

Показатель Период
Период 1 Период 2 Период 3
Среднегодовая численность персонала (ЧП)      
Отработано дней одним человеком за год (Д)      
Отработано часов одним человеком за год (Ч)     1612,5
Средняя продолжительность рабочего дня (П) ч. 7,8 7,6 7,5
Общий фонд рабочего времени (ФРВ) чел-ч.      

 


7. Затраты на увольнение 1 работника

Таблица 6



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: