Аргументы на тему: Месть и великодушие в романе «Война и мир» (Л. Н. Толстой)




АВТОР: САМЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ · 19.12.2018

Порой жизнь бывает крайне непростой и непонятной. К сожалению, для правильных поступков не предусмотрены инструкции, поэтому такие вопросы, как «прощать — не прощать?» или «мстить – забыть?» становятся риторическими. Это стало почвой для многих литературных произведений, в частности, роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» целиком пропитан философией жизни и вопросами человеческой добродетели. Поэтому Многомудрый Литрекон представляет отделение банка аргументов – подборку для итогового сочинения по направлению «Месть и великодушие»

1. (Великодушие – настоящая добродетель). Автор взращивает великодушие во многих героях своего романа, однако у одного персонажа оно присутствует с самой первой страницы. Воплощением доброты и самоотверженности писатель изобразил Наташу Ростову. Желание оказать безвозмездную помощь нуждающимся буквально пронизывает её насквозь, каждый ее поступок пропитан добродетелью. Одним из самых ярких примеров великодушия этой девушки является эпизод с подводами. Когда семейство Ростовых спешно готовилось к переезду из Москвы, Наташа заметила прибывающих раненых. Выбежав на улицу и увидев всю трудность ситуации, она, не задумываясь, предложила солдатам свои подводы. Однако, не имея права распоряжаться семейным имуществом, она в надежде побежала просить родительского разрешения. Её удивлению не было предела, когда мать отказала её прошению, поставив семейное удобство выше воли нуждающихся. Доброе сердце девушки заставило её пойти наперекор родителям и всё же выделить подводы защитникам отечества. Кто-то может назвать это слишком альтруистичным, но никто не поспорит с тем, что поступок Наташи спас десятки жизней. Её великодушие – это настоящая добродетель.

2. (Проявление великодушия в прощении). Великодушие может проявляться по-разному, как в помощи, так и в прощении. Данное качество нельзя назвать врождённым, зачастую оно формируется в процессе жизни. В критической ситуации оно может проявиться в поведении человека, который ранее не славился своей добротой и мягкостью. С этого ракурса великодушие изображает Лев Николаевич Толстой в своём романе «Война и мир». Андрей Болконский – примерный герой романа, умный, но сдержанный, любящий, но скрытный человек слова и чести. После смерти его супруги Елизаветы, подарившей ему сына, судьба свела молодого графа с Наташей Ростовой. История их любви была чистой и прекрасной. Однако возлюбленным пришлось столкнуться с разлукой длиною в год. В это время молодой и неопытной Наташе пришлось столкнуться с трудностями взрослой жизни. Знакомство и интрижка с искусителем Анатолем Курагиным затуманили её разум, вскоре заставив горячо пожалеть о случившемся. Предательство со стороны возлюбленной сильно ударило по Болконскому. Никакие попытки раскаяния от Наташи не смогли искоренить уже поселившуюся в его сердце ненависть. Но, как говорится, — время лечит. В их последнюю встречу они сумели поговорить и понять друг друга. Чувства Наташа к Андрею были искренни и сильны, как и его к ней. Уже с последним вздохом Болконский набрался сил и сумел простить девушку. Великодушие Болконского освободило Ростову от душевных мук, терзающих её всё это время.

3. (Великодушие – сила или слабость?) Месть и великодушие – две стороны одной медали. Зачастую они пересекаются, и нам приходится выбирать между ними. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» богат на иллюстрации жизненных трудностей, ставящих нас перед таким выбором. Пьер Безухов – персонаж с низкой долей уверенности в себе, ведомый многими своими знакомыми, заключённый в праздности московской весёлой жизни. Подавив своей мнение и поддавшись уговорам со стороны, Пьер женился на Элен Курагиной, хотя их брак с самого первого дня был обречен. Отношения с супругом у Элен не складывались, да она к этому и не стремилась. Для собственного утешения она завела себе любовника – Долохова. Офицер оказался на редкость противный человеком, не упускавшим возможность задеть человека за живое. Он даже не пытался скрыть свой роман с замужней женщиной. Не выдержав таких издёвок и оскорблений, Пьер вызывает Долохова на поединок, чтобы отстоять свою честь. Поддавшись страсти и эмоциям, он не осознал, что натворил. Когда дуэль состоялась, и граф ранил приятеля, от его чувства мести не осталось и следа. Ему сразу стало жалко противника, и он даже начал искать оправдания деяниям Долохова. Чувство мести у Пьера погасло так же быстро, как и вспыхнуло. Оно было беспочвенно, вызвано провокацией. Отсюда можно сделать вывод, что месть – это довольно сильное чувство, но это вовсе не означает, что великодушие – это удел слабых. Напротив, чтобы победить сильное искушение, нужно обладать незаурядной волей и способностью контролировать эмоции.

4. (Можно ли избавиться от великодушия?) Великодушие как добродетель может проявляться по-разному. Иногда оно проявляется как исходящее от человека желание оказать помощь, а иногда в принятии и терпении неподобающих действий в отношении себя. Такой пример имеет место в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Марья Болконская – домашняя, воспитанная в строгих условиях девушка. Он не отличалась красивыми внешними данными, однако внутренне была прелестной, понимающей барышней с высокими ценностями. Всё детство и юность она прожила с отцом, постоянно слыша от него оскорбления и унижения. Грубость родителя к собственной дочери не знала границ, однако Марья великодушно терпела всё и ухаживала за ним. Будучи благодарной ему за свою жизнь, она позволяет ему целиком и полностью владеть ею. У Марьи не было личного пространства, она не могла выражать своё мнение, занималась тем, что велит отец. Несмотря на внутренне сопротивление, она проявляла доброту к своему суровому родителю, что делало её невероятно великодушной. В конце концов, Мария слышит от него признания в любви, слова, которые были так важны для неё. Таким образом, настоящее великодушие нельзя искоренить. Если оно идёт от сердца, но никакие внешние нападки не смогут его погубить.

 

Слово «великодушие» образовалось от словосочетания «великая душа». Лексема «великий» толкуется как то, что превосходит другие предметы (явления). Выходит, что великодушным можно назвать человека с большой душой, которая может уместить не только собственные страдания, радости, но и чужие.

Великодушие – это качество человека, позволяющее ему проявлять доброту, щедрость. Великодушный человек всегда открыт для других. Он никогда не откажет просящему, требующему какой-либо помощи. Синонимы ко слову «великодушие» – доброта, милосердие. Великодушие – понятие несовместимое со скупостью, корыстностью.

Указанное качество воспевали многие писатели, поэтому литература – прекрасный помощник в поисках ответа на вопрос, что такое великодушие. Главный герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов пережил ужасы войны. Судьба не жалела мужчину: на фронте его ранили, потом взяли в плен. Самым же большим потрясением стало известие о смерти жены и дочери. Супругу Андрей любил больше жизни, как и дочь. Единственное что его утешало: сын остался жив. Вскоре Соколов узнал, что его сын Анатолий тоже отправился воевать, благодаря мужеству и незаурядному уму парень быстро дослужился до капитана. Отец гордился сыном, но счастье продлилось недолго: в 1945 г. Анатолий погиб.

Можно только представить, что чувствует человек, потерявший всех родных. Тем не менее, герой не ступил на тропу мести, не взялся за рюмку. Он продолжал честно трудиться, по возможности помогал другим. Судьба вознаградила Андрея Соколова. Как-то он встретил мальчишку-сироту Ваню. Мужчина не задумываясь, сказал Ване, что приходится ему отцом. Вот оно, настоящее великодушие. Человек с израненной душой сумел подарить сердечную теплоту ребенку. И это при том, что сам Соколов жил небогато: от работы на грузовике его отстранили, а на месте его дома осталась воронка.

Этот пример показывает, что великодушие – это проявление доброты к ближним, желание дарить им счастье. Однако, если человек действительно великодушен, его стремления обязательно сопровождаются соответствующими поступками.

В начале поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» главный герой вспоминает, как однажды возвращался с «немецкой» стороны вместе с отрядом. Русские солдаты отступали. В деревне, захваченной немцами, служивых приняла женщина. Она накормила защитников, уложила спать. Добрая женщина не обращала внимания на то, что перед ней солдаты, которые «отдали» родные земли фашистам. Думаю, она смогла простить ребят, ведь понимала, что от их воли зависит мало.

Героиню поэмы тоже можно считать великодушной, ведь она бескорыстно помогла солдатам. Женщина понимала, что перед ней, в первую очередь, уставшие, измученные кровавыми событиями люди, а уж потом – отступающие солдаты.

Можно сделать вывод, что великодушие – это качество, которое проявляется в добрых, бескорыстных поступках.

Жизнь и судьба Матрёны Васильевны Захаровой из рассказа Солженицына «Матрёнин двор» является для нас настоящим уроком жизни – уроком добра, совести и человечности. Всю доброту сердца она отдаёт людям. Словно живёт для других, а не для себя. Воспитала дочку когда-то любимого ею мужчины Фаддея, всегда помогала другим: то картошку посадить — собрать, то тяжести какие-то перенести. Никто в деревне и не думал, что Матрёна может отказать им — во всём помогала, да и денег не брала. Всё делала от души, с радостью. Оказывать людям безответную помощь — вот нравственный выбор, который сделала Матрёна. Она не ждёт в ответ даже простой благодарности, привыкла, что люди вокруг грубые, корыстные. Но продолжает делать добро. Это суть её характера, её души, она не может без этого.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: