Глава III. Основные направления деятельности государственного управления в условиях кризиса. Специфика антикризисных технологий




 

Антикризисное управление базируется на системных технологических схемах управления, но, естественно, существует определенная специфика, отражающаяся в его технологиях.

Значительное воздействие оказывают факторы дефицита времени, конфликтности интересов, снижения управляемости, сложного переплетения проблем, высокой степени неопределенности и риска, снижения конкурентоспособности, давления внешней среды, нарушения баланса власти.

Технология антикризисного управления - это комплекс последовательно осуществляемых действий по профилактике, предупреждению, преодолению кризиса. Технология антикризисного управления - это технология активной управленческой деятельности со всей совокупностью ее функций, методов, ролей и т.д. Технология антикризисного управления должна учитывать конкретные обстоятельства, являться результатом искусства управления и важнейшим фактором, обеспечивающим его успех.

Антикризисные технологии схематично можно представить в виде восьми блоков. Причем, данная схема может применяться как к управлению отдельной компанией или структурой, так и к государственному управлению.

Блок 1. Создание специализированной рабочей группы. Она может состоять из персонала организации и из работников, приглашенных со стороны лишь на время возможной или реальной кризисной ситуации. Специалисты должны знать прогнозирование, конфликтологию, теорию кризисов, исследование систем управления, макроэкономику, микроэкономику, разработку управленческих решений и т.д. Руководители должны владеть искусством управления в условиях кризиса и практическими навыками эффективного управления в условиях риска и неопределенности, обладать специальными знаниями по антикризисному менеджменту, понимать специфику кризисного предприятия, специфику управления финансами, технологиями, персоналом, информационными потоками и пр. Группа может быть выделена в отдельное подразделение в организационной структуре предприятия.

Блок 2. Постоянный мониторинг ситуации. Предполагается проверка целесообразности и своевременности проведения мероприятий по антикризисному управлению. При нецелесообразности происходит возвращение к исходной ситуации - поиску новых целей, планированию по ним специальных мероприятий. Если есть обоснование целесообразности и своевременности "включения" антикризисного управления, совершается переход к блоку 3.

Блок 3. На этом этапе создаются антикризисные управленческие решения.

Важнейшим этапом является получение необходимой информации о ситуации в организации, структурно-морфологический анализ ситуации, определение необходимых ресурсов, определение путей вывода организации из кризисной ситуации, проверка возможности достижения поставленных целей.

Блок 4. На четвертом этапе создается система реализации мероприятий по разрешению острых противоречий в организации. При этом группой специалистов, подготовившей эти решения, определяются их конкретные исполнители. Исполнитель должен располагать необходимыми и достаточными ресурсами для выполнения антикризисного управленческого решения, а также обладать знаниями и навыками по управлению кризисными ситуациями.

Блок 5. На этом этапе антикризисного управления осуществляется организация выполнения управленческих решений. Это конкретные организационно-практические мероприятия, реализация которых в четко определенной последовательности позволит достигнуть целей, поставленных в антикризисном управлении.

Блок 6. На следующем этапе необходимы оценка и анализ качества выполнения управленческих решений по показателям деятельности организации. Если качество выполнения управленческого решения удовлетворяет критериям эффективности, т.е. в деятельности организации установлена положительная динамика развития, начинается следующий этап антикризисного управления.

Блок 7. Теперь проверяется целесообразность проведения дальнейших работ по выводу организации из кризисной ситуации, определению стадии антикризисной программы.

Блок 8. На заключительном для данной технологической схемы этапе антикризисного управления разрабатываются мероприятия по прогнозированию будущих кризисных ситуаций. Прогнозирование позволяет, если не избежать кризисной ситуации, то подготовиться к ней и минимизировать ее последствия.

В масштабах всей страны именно государство является, прежде всего, необходимым инициатором антикризисных программ, осуществляющихся при бюджетной поддержке, которые становятся импульсом для оживления экономики и всей социальной жизни страны. Выделим основные направления государственного антикризисного регулирования, касающиеся прежде всего экономической сферы:

совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий.

оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям, прежде всего в отраслях машиностроения, химии и ВПК;

принятие Правительством мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей со стороны государственных органов заказчика;

приватизация и ликвидация предприятий-должников;

совершенствование деятельности арбитражных судов и повышение действенности судебных приставов;

создание института арбитражных управляющих - саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В России государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная служба по финансовому оздоровлению ( ФСФО), которая должна выполнять основные функции:

проводить анализ финансового состояния организаций, имеющих признаки несостоятельности, подготавливать рекомендации по их устранению;

формировать положения и критерии оценки платежеспособности организаций;

учитывать неплатежеспособные организации в специальном реестре;

выступать представителем собственника госпредприятия, участвовать в проведении процедур банкротства предприятий;

анализировать деятельность арбитражных управляющих и рассматривать жалобы на их действия;

проводить анализ деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Возможно сведение высказанных положений в следующую таблицу:

 

 

Итак, антикризисное управление является сложной конструкцией, объединяющей в себе различные элементы, как постановка целей, планирование, учет, контроль, анализ хозяйственной деятельности, управление информационными потоками и выработка рекомендаций. Следовательно, антикризисное управление обеспечивает целостный синтетический взгляд на экономику страны и деятельность предприятия в прошлом, настоящем и будущем, комплексный подход к решению проблем.

Для оздоровления экономики очень важна экономическая безопасность страны (состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития процессов).

Фактором, в значительной степени определяющим экономическую безопасность страны, является производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения.

Кризисная ситуация обязывает просчитывание максимального количества рисков. Основные факторы, угрожающие экономической безопасности страны, сводятся к следующим:

усиление структурной деформации экономики;

распад научно-технического потенциала страны;

низкая конкурентоспособность продукции;

утрата управляемости экономикой;

усиление социальной деформации населения;

высокий уровень инфляции;

зависимость страны от импорта технологий и продовольствия;

отсутствие мотивов для повышения эффективности производства.

Содержание понятия "экономическая безопасность " может быть рассмотрено в относительно статичном состоянии как комплекс следующих важных для национальной экономики элементов:

постоянное усложнение человеческих ресурсов вусловиях повышения роли науки в производстве - их профессионализм, компетентность и нравственность в значительной мере определяют экономическую безопасность общества;

технико-производственная составляющая, т.е. способность индустрии страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные потребности;

технологическая составляющаяэкономической безопасности предполагает состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантировало бы в минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства. Массовое же использование перспективных технологий будет способствовать ускоренному переводу экономики на интенсивную модель развития, ликвидации ее экономической зависимости от зарубежных стран;

гуманизация технического прогресса, усиление жизнеобеспечивающей ветви НТП, смещение приоритетов в сторону биологии, биохимии, биофизики, медицинских наук, информационных услуг, т.е. в сторону тех направлений науки и техники, которые повышают качество жизни людей. Второе важное направление НТП - снижение энергоемкости и металлоемкости общественного производства;

развитие информационных сетейи спутниковой связи позволяет легко преодолевать национальные границы и придает жизни общества все более глобальный характер;

продовольственная составляющая, предполагающая способность сельскохозяйственною сектора экономики обеспечивать население страны продовольствием, а промышленность - необходимым сельскохозяйственным сырьем. Сложившиеся неблагоприятные условия создают реальную угрозу потери продовольственной независимости страны, если органами исполнительской власти и хозяйствующими субъектами не будут предприняты эффективные меры по ее преодолению;

энергетическая составляющая, которая предполагает обеспечение стабильности поставок энергоносителей для нужд национальной экономики и оборонного комплекса. Хотя российская экономика приобретает все больше топливно-сырьевой характер, энергетическая составляющая может стать ограничителем экономического роста. Нужна четкая и ясная для всех структурная политика в этой отрасли, которая определяла бы приоритеты, обеспечивающие экономическую независимость страны;

управленческая составляющая, включающая целый набор разнообразных умений, навыков, необходимых менеджерам для реализации функций управления как на макро - так и микроуровне.

В области управления, особенно государственного управления, первостепенную важность приобретает человеческий фактор. Выделяются две основные группы умений и навыков, которыми должны в совершенстве владеть специалисты в области управления:

) умение реализовать весь управленческий цикл, направленный на успешное решение проблемы, определять перспективные цели, рационально планировать работу (свою и подчиненных), четко доводить задания до исполнителей, соблюдать режим, не поддаваться текучке;

) овладение коммуникативной функцией, т.е. умение общаться с людьми, налаживать контакты с сотрудниками, партнерами, представителями внешних организаций и государственных структур, а также умение слушать собеседника, входить в его положение, владеть письменной и устной речью, контролировать собственные эмоции.

Сейчас судьба экономики в значительной мере определяется качеством управленческого потенциала, эффективностью систем управления на макро - и микроуровне. Особое внимание следует обратить на необходимость обоснованного и взвешенного использования механизма банкротств. Так, например, подавляющее большинство российских предприятий ввиду высокого уровня взаимной задолженности формально имеют признаки банкротства, либо смогут их иметь при относительно небольшом изменении макроэкономических условий.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы, касающиеся собственно антикризисных технологий государственного управления:

И так, технология управления, включая и государственное управление, сознательно выстраивается по критериям рациональности, экономии времени, использования ресурсов, максимальной эффективности, характеру возникающих проблем. Практически технология состоит в выборе и реализации определенной последовательности, параллельности, комбинации операций при разработке управленческого решения.

Антикризисное управление, как всякое управление вообще, характеризуется определенными технологическими схемами управления. Но специфика антикризисного управления отражает и специфику его технологии. Здесь могут существенное влияние оказывать факторы дефицита времени, снижения управляемости, конфликтности интересов, высокая степень неопределенности и риска, сложное переплетение проблем, давление внешней среды, снижение конкурентоспособности, нарушение баланса власти.

Технология антикризисного управления - это комплекс последовательно осуществляемых мер предупреждения, профилактики, преодоления кризиса, снижения уровня его отрицательных последствий. Она предполагает как большую исследовательско-аналитическую работу, так и социально-организационную деятельность. Нельзя технологию антикризисного управления сводить только к поиску вариантов поведения. Это технология активной управленческой деятельности в полном комплексе всех его функций, ролей и полномочий.

Антикризисное управление можно рассматривать как элемент любого управления, выраженный в той или иной степени в зависимости от того, на какой стадии циклического развития находится организация (фирма, корпорация, предприятие и пр.). Антикризисное управление имеет свои специфические черты. Они охватывают все области управленческой деятельности, характеризуются своими значениями различных параметров. Так, например, риск присущ любому управлению, он проявляется в разработке всех управленческих решений, но в антикризисном управлении играет особую роль и проявляется в показателях неопределенности и риска.

То же самое можно сказать и о технологии управления и об инновациях, без которых невозможно даже представить себе антикризисное управление.

Антикризисное управление не будет антикризисным, если оно лишено стратегии. Взгляд в будущее, его предвидение позволяет оценивать не только саму возможность наступления кризиса, но и его последствия и тенденции послекризисного развития.

Антикризисное управление также предполагает и построение эффективной системы контроля, особенностью которой является обнаружение и своевременное распознавание слабых сигналов кризисных явлений. Это позволяет предпринимать профилактические меры и, по возможности, смягчать кризис.

Контроллинг необходимо разрабатывать и проектировать с учетом конкретных условия работы и развития.

Овладение механизмами антикризисного управления, глубокое понимание его концепции и значения имеет большое значение в достижении эффективности управления, в обеспечении устойчивого развития экономики в рамках ее общих циклических изменений, в условиях конкуренции, динамики потребностей и спроса, в научно-техническом прогрессе.


Заключение

 

Представленная в работе тема антикризисных технологий государственного управления является исключительно актуальной в силу непосредственной включенности в сам процесс применения антикризисных технологий, без которых невозможно преодоление кризисных явлений, поразивших сегодня мировую экономику и имеющих глобальный характер. В трех главах работы мы попытались раскрыть такие теоретические понятия, как государственное управление, технологии, этимология кризиса, антикризисные технологии, и, развивая далее эту тему, нам представляется интересным проследить, насколько позволят рамки курсового исследования, конкретное применение антикризисных технологий в рамках государственного управления.

Прежде всего, мы будем основываться на материал Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. Уже в октябре - декабре 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство начало реализацию антикризисных мер. Антикризисные меры первого этапа позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В документе отмечена природа глобального кризиса и своеобразие его воздействия на Российское государство. "У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему", говорится в документе.

Основная проблема российской экономики - до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.

В качестве второй проблемы отмечается недостаточная конкурентоспособность не сырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных "поддержать" экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные. Результатом такого развития экономики явилось значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.

Выделятся также и третья проблема - это недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.

В таких условиях, подчеркивается в документе, объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Далее документ выдвигает ряд антикризисных технологий, касающихся не только экономики страны, но в первую очередь общесоциальных вопросов. В этой связи в государственном управлении выделяются семь приоритетных направлений.

. Публичные обязательства государства перед населением с гарантией выполнения в полном объеме. Прежде всего, обращается внимание на наиболее уязвимые слои населения, которые в большей мере ощущают на себе влияние кризиса. Под контроль берется сфера занятости.

. Сохранение и усиление п ромышленного и технологического потенциал а страны, а также обеспечение его будущего роста. Правительство дифференцирует свою денежную помощь и оказывает ее только предприятиям, повысившим в последние годы свою эффективность. инвестировавшим в развитие производства и создание новой продукции, повысившим производительность труда.

. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное использование внутренних ресурсов. В условиях кризиса важная роль отводится внутреннему спросу со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.

. Д олгосрочным приоритетом становится модернизация страны. Главная модернизационная задача Правительства - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо "нефтяного" переход к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, должны быть реализованы, при этом будет значительно повышена эффективность расходования как бюджетных, так и частных средств.

. Освобождение бизнеса от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.

. Опора экономики на мощную национальную финансовую систему. Правительство предпримет все необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую и страховую системы, фондовый рынок, для поступления в экономику необходимых объемов инвестиционных ресурсов. При этом особое внимание уделяется скорости принятия и реализации решений.

. Правительство и Центральный Банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

В условиях кризиса ключевую роль будет играть бюджетная политика Правительства.

Важная роль в преодолении кризиса отводится сотрудничеству с другими странами мира в преодолении кризиса и его последствий. Из глобального кризиса невозможно выбраться в одиночку. Такое сотрудничество будет обеспечено как на основе двустороннего сотрудничества с отдельными странами, так и в рамках международных организаций (G8 и G20, АТЭС, ШОС и др.). Россия будет проводить активную политику по продвижению своих антикризисных инициатив по формированию новой архитектуры мировой экономики и финансов.

Все предложенные антикризисные технологии демонстрируют комплексный подход к решению проблем, обусловленных кризисом. Налицо расстановка приоритетов социального порядка, что является первоочередным в государственном управлении. Антикризисные технологии социальной направленности имеют самую детальную проработку. Сюда входят такие направления, как усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи, государственная поддержка сферы занятости. Предполагается постоянный мониторинг ситуации и гибкое применение антикризисных технологий, что особенно касается производственной сферы, где основной задачей государственного управления становятся фасилитаторские функции. Предлагаются антикризисные технологии, различные по своему темпоральному наполнению, рассчитанные на разные временные периоды. Особое внимание уделяется долгосрочному развитию страны и, в частности вопросам модернизации, без развития которых невозможно преодолеть кризисные явления до конца. И главное - предложенные направления антикризисных технологий оказались своевременными, достаточно подробно проработанными. Их дальнейшее применение предотвратило возникновение психологического кризиса у населения, они оказались способными направить развитие страны на преодоление кризисной ситуации.

На сегодняшний день видны результаты выдвинутых и применяемых антикризисных технологий. Детальный анализ современной ситуации дал в своих предвыборных статьях и в своем последнем выступлении в Государственной Думе Владимир Владимирович Путин. Он отмечает, что ВВП России в начале 2012 года превысил докризисный уровень, экономика в полном объеме преодолела последствия спада. В своем выступлении он касается политического развития страны и, в частности, отмечает: "Восстановив страну после всех потрясений, которые выпали на долю нашего народа на рубеже веков - мы фактически завершили постсоветский период. Впереди - новый этап развития России. Этап - создания государственного, экономического, социального порядка и общественного жизнеустройства, способного обеспечить процветание граждан нашей страны на десятилетия вперед."

Рассматривая сложившуюся ситуацию как новую реальность с усилившимся ростом конкуренции, определил ее как серьезный вызов для российской экономики и для целого ряда ее отраслей. Отметил, что разрабатываются новые технологии и конкретные механизмы гибкой поддержки отечественного производителя, прежде всего в автопроме, сельском хозяйстве и сельхозмашиностроении.

В последних выступлениях В. В Путина, по сути дела, выдвинуты реальные технологии для дальнейшего развития страны, касающиеся практически всех сфер государственного управления, и в тоже время они четко структурированы и конкретизированы. Так, например, говоря о внешней политике, он конкретизирует ситуацию вступления в ВТО, подчеркивая, что членство в ВТО в стратегическом плане даст мощный импульс для динамичного, инновационного развития российской экономики. "Ее открытость, рост конкуренции на пользу гражданам России, а для нашего производителя необходимый стимул. Это новые рынки и новые перспективы, которые мы пока еще не привыкли видеть и верно оценивать. Наконец, членство в ВТО открывает возможность цивилизованно, в правовом поле отстаивать наши интересы". Во внутренних делах определяет четкие линии улучшения ситуации в стране, через борьбу с коррупцией, например. Много внимания уделяет вопросам безопасности страны, особенно важным в кризисный период. В рамках его пристального внимания и финансовая безопасность. Так, средства Резервного фонда РФ будут по-прежнему использоваться в качестве "подушки безопасности", а не для других целей, заявил премьер-министр, избранный президент РФ Владимир Путин. "Эти средства играют важнейшую роль для обеспечения макроэкономической стабильности. И опыт 2008-2009 годов убедительно показал, как важно иметь такие "подушки безопасности", - сказал Владимир Путин, выступая с ежегодным отчетом правительства перед депутатами Госдумы. Далее он добавил: "Я считаю, что к этому надо относиться очень аккуратно. Истратить накопленные средства легко, денег всегда не хватает, но остаться без этого резерва очень опасно, особенно в современной мире, в условиях такой турбулентности и неопределенности развития мировой экономики".

Он также подчеркнул необходимость "сосредоточиться на вопросах, которые имеют стратегическое, принципиальное значение", связанных с российскими историческими перспективами, обозначив пять приоритетов, на первое место поставив проблему демографии.

Российские власти должны также уделить особое внимание решению проблемы социального неравенства, необходимо уравнять минимальную зарплату с прожиточным минимумом, "У нас еще сохраняется большая имущественная дифференциация. Доходы наиболее обеспеченных граждан примерно, хочу это сказать отдельно, это наша проблема действительно, в 16 раз превышают доходы наименее обеспеченных. И за последние годы этот разрыв, к сожалению, практически не сокращается. Мы должны уделить этой проблеме самое пристальное внимание. Здесь огромные риски и социальные, и политические, и экономические", - сказал Владимир Путин, выступая в в Госдуме с отчетом о работе правительства.

Мы представили лишь краткий обзор последних выступлений вновь избранного Президента, отдельные фрагменты его высказываний, но наша цель была не в пересказывании его речей, а в демонстрации того, что в них в полной мере присутствуют антикризисные технологии, гибко применяемые к современной ситуации и полностью соответствующие государственному управлению.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: