Глава I.. Государственное управление. Его роль в жизнедеятельности страны




Содержание

Введение

Глава 1. Государственное управление. Его роль в жизнедеятельности страны

Глава II. Анализ и основные характеристики кризисных явлений

Глава III. Основные направления деятельности государственного управления в условиях кризиса. Специфика антикризисных технологий

Заключение

Список источников и используемой литературы


Введение

 

Государственное управление, как неотъемлемая часть государственности, приобретает особую важность в кризисные периоды. Современный этап мирового развития отмечен глобальным кризисом, имеющим ряд специфических факторов, отличающих его от всех предыдущих, и уходящим корнями в прошлый век. ХХ век ознаменовался созданием глобальной экономической системы, которая, с одной стороны объединила мировые государства, сделав из взаимозависимости, с дугой, - ослабила саму государственность как таковую. Глобальная экономика уже продемонстрировала свою волновую характеристику подъемов и спадов, в той или иной степени вовлекая в этот процесс большую часть земного населения, сделав, таким образом, кризис мировой реальностью.

В данном контексте важным диалектическим фактором развития отдельного государства выступает взаимодействие глобального и локального. Определяя основные мировые тренды, глобальная экономика оставляет отдельным государствам решение своих проблем на своем локальном уровне, что во многом и определяют их возможности преодоления кризиса.

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, уникальностью исторического момента, отмеченного мировым экономическим кризисом. Современный кризис существенно отличается от своих предшественников и по оценкам экспертов предполагаемые сроки развития кризиса: 2008 год - рецессия в США и начало промышленного спада в других странах, 2009-2010 годы - пик кризиса (основное падение), 2010-2013 годы - депрессия, перестройка мировой экономики для нового развития. В своей беседе с известным американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике, П. Кругманом В.В. Путин говорит о том, что истоки современного кризиса надо искать в более отдаленных годах и в сфере глобального перепроизводства. Современный же этап связан скорее с падением конечного спроса, который стимулировался несколько десятилетий, но с 2008 года перестал получать поддержку - в связи с исчерпанием механизмов стимулирования. Но за это время, почти 30 лет, избыток спроса вызвал тяжелые структурные диспропорции, которые сегодня тяжко давят на экономику, не давая ей развиваться. Экономический кризис не существует изолированно от остальной жизни государства. Начинаясь как экономический, он охватывает все сферы жизнедеятельности. В этих условиях резко возрастает роль государства, чьей основной задачей является забота о своих гражданах и жизнеобеспечение, что обычно фиксируется в основном законе государства, коим у нас является Конституции Российской Федерации, в частности глава третья, статьи 71, 72, 75.

Осознавая сложность настоящего момента, вновь избранный Президент Российской Федерации рассматривает ее комплексно. Так, в программной статье Владимира Путина, посвященной мировому кризису, которая была опубликована 15 января на его интернет-сайте звучит следующее: "Следует признать, что по своему масштабу сегодняшние глобальные дисбалансы таковы, что вряд ли они могут быть устранены в рамках действующей системы". Он прогнозирует начало "новой культурной, экономической, технологической и геополитической эпохи", переход к которой для многих будет болезненным. Именно поэтому в своей следующей статье он уделил много внимания социальным вопросам, продемонстрировав тем самым очень высокий уровень понимания ситуации.

В настоящее время не существует однозначных рецептов для преодоления кризиса, так как каждый кризис представляется уникальным в силу быстро меняющейся ситуации, и прежде всего на глобальном уровне. В то же время, нарабатывается уникальный опыт, предоставляется широкое поле для исследований, для наработки материала, на базе которого будет возможно строить модели для дальнейшего прогнозирования ситуации, что является залогом успешной выработки необходимых антикризисных технологий.

Целью данной работы является выявление и анализ технологий, применяемых на уровне государственного управления в условиях кризиса. Определение приоритетных и наиболее эффективных технологий.

Для достижения поставленной цели исследования, автор сформулировал ряд задач:

выявление поля применения антикризисных технологий государственного управления;

выявление технологий, применяемых в целях преодоления кризиса на уровне государственного управления;

определение целей применения государством антикризисных технологий;

определение эффективности применяемых антикризисных технологий в государственном управлении;

анализ антикризисных технологий государственного управления с целью выявления возможностей научного прогнозирования возможных рисков и определение путей их преодоления.

Объектом данного исследования является совокупность технологий, применяемых в государственном управлении в условиях кризиса.

Предметом исследования является теоретический анализ понятий государственного управления, кризисной ситуации, а также теоретический подход в исследовании применяемых антикризисных технологий в рамках государственного управления.

Методологическую основу исследования составили положения политологии, социологии управления, теории управления, антикризисного управления социальными системами, теории самоорганизации, теории катастроф, методологии управления рисками и кризисами.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и используемой литературы.

Первая глава посвящена анализу основных понятий: государственного управления и центральным задачам антикризисного управления. Главными выводами данной главы являются положения о многоуровности и многофункциональности государственного управления, необходимости подходить к нему как к сложной системе с элементами самоорганизации.

Вторая глава данного исследования дает определение кризисных ситуаций, предлагает подходы к классификации кризисов. Основным выводом является: кризисные явления, неоднозначные по своей природе, требуют системного подхода в анализе с позиции современных достижений синергетики. Теоретическое исследование кризиса необходимо для выработки эффективных антикризисных технологий.

В третьей главе автор рассматривает основные направления деятельности государственного управления в условиях кризиса и определяет специфику антикризисных технологий, предлагаются также теоретические выводы, касающиеся характеристик антикризисных технологий.

Заключение оформлено в несколько нетрадиционном, для курсовой работы виде. В связи с несомненной важностью исследуемой темы, а также ее теоретической сложностью, мы решили заключить работу представлением и анализом предпринимаемых конкретных антикризисных технологий государственного управления на современном этапе. Для этого мы достаточно подробно рассматриваем Программу антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год, а также последние выступления В.В. Путина, в которых четко представлены антикризисные технологии.


Глава I.. Государственное управление. Его роль в жизнедеятельности страны

 

Прежде чем приступить к анализу антикризисных технологий, применяемых в государственном управлении, необходимо определить, что же такое государственное управление и каковы сферы его применения.

Любое управление - это процесс, предполагающий последовательную смену стадий, операций, методов, приемов осуществления воздействия на управляемый объект.

Управление обладает закономерным содержанием, которое включает: оценку ситуации, целеполагание, принятие и реализацию управленческого решения, нахождение главной проблемы.

Процесс управления сознательно выстраивается по критериям рациональности, использования ресурсов, максимальной эффективности, экономии времени. Именно это и является технологией управления, сводящейся к выбору и внедрению некоторой последовательности, комбинации операций при разработке управленческого решения. Все вышесказанное имеет непосредственное отношение и к государственному управлению.

Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность, то есть наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями людей, их реальными потребностями. В масштабах общества государственное управление призвано создавать, закреплять законодательно, поддерживать обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности. Таким образом, государственное управление, обеспечивая жизнедеятельность всего общества в целом, поддерживает и каждого члена общества.

Выделяют следующие функции государственного управления:

. политическую, т.е. обеспечение целостности и сохранности общества, формой которого выступает государство;

2. социальную, т.е. обеспечение на территории государства соблюдения прав гражданина;

. экономическую, т.е. создание предпосылок для экономического развития общества;

. международную, обеспечивающую поддержание свободы суверенитета и исторического существования народа в рамках широкого сообщества.

Функции объективны, так как исходят из сущности государства и выражают его управленческое и социальное назначение. Антикризисное управление должно реализовываться во всех перечисленных функциях на уровне государства. Однако, их распределение бывает неодинаковым по интенсивности, значимости, востребованности, и обусловливается это прежде всего своеобразием собственно кризисной ситуации.

В основе антикризисного управления должно лежать управление на базе постоянного мониторинга жизнедеятельности государства с целью своевременного диагностирования причин ухудшения состояния по каким-либо параметрам в какой-либо области и определения путей восстановления.

Так что же считать кризисом? Когда необходимо применять антикризисные технологии на государственном уровне?

антикризисная технология государственное управление




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: