Презентация опыта работы




МБУ ДО «ДДТ № 1»

педагога дополнительного образования, руководителя театральной студии «БИС»

Литвак Ксении Николаевны

 

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, так как современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной и духовной культурой.

Задача духовного воспитания - научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом.

В современных условиях, воспитание духовно развитой культурной личности является уже одним из приоритетных направлений развития образования, интенсивно осуществляется поиск применение современных технологий, ко­торые обеспечивали бы формирование в подростковой и молодежной среде более глубокого интереса к историческому и культурному наследию страны и реализацию творческих возможностей подрастающего поколения в деятельностной форме, форми­рующей позитивный жизненный опыт.

Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству. Знакомясь с языком театра, подростки погружаются в увлекательный мир человеческих отношений, нравственного выбора, неожиданных событий, способствующих их духовному взрослению, и могут выразить свое собственное отношение к добру и злу.

В театральной студии «БИС» МБУ ДО «ДДТ № 1» города Новокузнецка на протяжении трех лет реализуется дополнительна общеразвивающая программа «Театр - вселенная души» для подростков 13-16 лет, которая способствует раскрытию духовно-нравственного потенциала, формированию общей культуры подростка через синтез искусств и созданию сценического образа на сцене.

При реализации данной программы, ведущей является технология «погружения», разработанная в 80-е годы 20-го столетия на основе теоретических концепций М.П. Щетинина, который уделял особое внимание созданию условий и построению образовательных программ таким образом, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на оба полушария головного мозга.

Система «погружений» создает условия для максимального включения подростков и педагога в продуктивную деятельность, что способствует самоопределению и саморазвитию учащихся, становлению их ключевых компетенций.

Технология «погружения» базируется на трех ведущих принципах:

1. Проведение занятия в удовольствие учащимся, их расслабление на нем.

2. Принцип единства сознательного и подсознательного.

3. Принцип двусторонней связи в процессе протекания воспитательно-образовательного процесса.

Технология «погружения» открывает большие возможности для глубокого, эмоционального «проживания», «прочувствования» идеи постановки, образа героев, повышая в итоге воспитательный эффект театральных занятий.

Несмотря на то, что технология «погружения» в свое время была разработана для школ, в театральном коллективе «БИС» успешно используются ее различные модели «погружения» с небольшими корректировками: выездное «погружение», межпредметное погружение, погружение в культуру и реальную среду, погружение в образ.

Например, при постановке спектакля с использованием моделей «погружения» описанных выше, осуществляется погружение в определенную историческую эпоху, событие или в творчество одного писателя. Мы считаем, что в театральной деятельности это можно осуществить через:

¾ систему тематических экскурсий по музеям и историческим местам как родного города и области, так и России (заочные путешествия): по видам месторасположения, по принципу памятной даты, экскурсии, связанные с выдающимися личностями;

¾ изучение культурного наследия как России, так и своего региона;

¾ активный совместный поисков, создавая возможность для развития креативного мышления, поиска различных способов выполнения поставленных задач, новых художественных средств воплощения сценического образа;

¾ создание сценической платформы, на которой разворачиваются те или иные исторические события (исторические места города имеющих ценность культурного характера).

Согласно технологии, обязательными компонентами «погружения» являются:

1. Активные формы обучения: групповые формы работы (практикум, заочная экспедиция, заочное путешествие, экскурсия, эксперимент); творческая мастерская; приемы взаимообучения, игровые приемы и упражнения, тренинги.

2. Подача информации крупным блоком (использование эвристического и выездного погружения) в период посещения культурно-исторических мест или застольный период, где осуществляется литературный и драматургический анализ пьесы, дается краткий анализ творческого периода написания произведения, выявляются основные иди, проблематика. Используются следующие методы: метод «вживания», метод придумывания, метод «Если бы…», метод эвристических вопросов, мозговой штурм, метод морфологического ящика.

Проиллюстрируем из собственной практики. Работая над постановкой спектакля «Зал ожидания» Надежды Сокмаровой была организована экскурсия в Кузбасский Институт Федеральной Службы Исполнения Наказания города Новокузнецка в день открытых дверей. Актерам будущего спектакля и, в частности, исполнителю роли участкового было понятно, чем сформирован характер этого героя, его поступки, его мечты. Ребята посмотрели, как студенты ФСИН учатся и живут. На следующий день актер «участковый» знал, как сыграть свою роль. А все остальные юные актеры поняли какую атмосферу нужно создать на сценической площадке.

В преддверии (2021 год) празднования 200-летия Ф.М. Достоевского было задумано в 2019 году поставить спектакль «Мой Достоевский о любви...» по мотивам романа «Идиот», в связи с чем была организована экскурсия в литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского города Новокузнецка. В ходе экскурсии юные актеры услышали рассказ о жизни Достоевского в Кузнецке, о истории любви, которая подарила ему семью и что в памяти великого писателя России Кузнецк остался городом обретения, который подарил ему главную любовь его жизни. Это позволило юным актерам найти нужные актерские находки, изменить прочтение своей роли. У них появилась манерность, осанка, жесты характерные той эпохи.

3. Артистические средства. Театр синтетический вид искусства, потому в помощь более глубокому эмоциональному проживанию направляется весь арсенал выразительных средств театрального искусства – пластическое и мимическое выражение, использование шумовых эффектов, декораций, костюма, грима, света, музыка (использование записей «звуков эпохи» либо живое исполнение). Важна тематика разговоров, жесты и особенно речь героев, читают тексты, разговаривают, употребляя характерные для конкретной исторической эпохи слова и конструкции.

4. Контроль знаний проводится в творческой форме.

Таким образом, используя технологию «погружения» мы отметили, что юным актерам удается во время спектакля воссоздать колорит эпохи, проникнуться настроениями литературных персонажей, живших в определенный исторический период, понимать смысл той идеи, с которой они работают. У них рождается личный творческий продукт (идея, проблема, гипотеза, версия, текст), они начинают понимать ценность художественной литературы. У юных актеров заметно повысилась активность и работоспособность, поскольку им стало интересно; креативность и творчество, развитость речи, способность восприятия и переработки большого объема информации, умение работать в команде, интерес к театральным профессиям.

Критериями оценки результативности образовательной деятельности являются:

1. Наличие устойчивого интереса к практическим и теоретическим занятиям.

2. Наличие степень активности:

¾ в творческо-учебной работе

¾ в общественной жизни группы, студии;

¾ в освоении смежных навыков и умений (технической, постановочной, художественно-прикладной работе)

3. Умение работать с информацией и ее обобщать.

4. Умение работать совместно с другими людьми для решения какой – то проблемы.

5. Анализировать художественный текст и резюмировать главную его идею.

6. Адекватно использовать средства речевой выразительности для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей.

7. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа.

 

В заключении. Творчество – волшебный пропуск во внутренний мир ребенка, и потому воспитание средствами театра – прямая возможность формирования нравственных установок, усвоения духовных ценностей, управлении развитием личности, не покушаясь на свободу выбора ребенка, свободу воли.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: