Рефлексия в структуре инновационной деятельности педагога




Воп.9

Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги исследований в области креативности с 1970 по 1980 г., сделали следующие обобщения того, что известно о креативности:

1. Креативность это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.

2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

3. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.

4. Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем и др. [6].

Ученые не достигли согласия даже по поводу того, существует ли вообще креативность или она является научным конструктом? Самостоятелен ли процесс креативности, или креативность это сумма других психических процессов?

Одно из пониманий креативности необычные проявления ординарных процессов,

т. е. процессу креативности его сторонники отказывают в самостоятельности.

Один из аргументов в пользу такого подхода заключается в когнитивной теории "врожденных структур ". Н. Хомский, например, утверждает, что языковая компетентность базируется на врожденных структурах человеческого языка, Дж. Фодор что такие структуры лежат в основе всех форм человеческого интеллекта и когнитивных функций, включая математический, музыкальный и специфический интеллект. Все уже содержится в потенциале, нельзя создать что-то из ничего, т. е. помимо существующих структур.

В новой области когнитивных наук проявляется скептическое отношение к креативности как самостоятельному, отличному от других процессу. С. Герберт старается доказать, что ординарные когнитивные процессы, трансформированные определенным образом, достаточны для открытия базовых научных законов (типа законов Кеплера). Процесс решения творческих задач описан как взаимодействие других процессов (мышления, памяти и пр.) [12].

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА КРЕАТИВНОСТИ

Однако у креативности как самостоятельного процесса все же есть и защитники.

Т. Тардиф и Р. Стернберг [26], пытаясь проанализировать все разнообразие точек зрения, выделили два наиболее общих подхода к процессу креативности: как к процессу, протекающему в отдельной личности в отдельный момент времени (этой точки зрения придерживается большинство исследователей), или как к процессу, зависимому от системы социальных связей, проблемных сфер, критериев

оценок креативного продукта и т. д., т. е. в широком социальном и историческом контексте [4], [5], [9], [15], [20], [21]; при этом процесс креативности не теряет своей связи с индивидуальностью творца, но требует иного подхода к анализу процесса и его созревания.

Различные исследователи делают акцент на разных составляющих процесса креативности, либо ставя во главу угла одну составляющую, которая признается центральной, либо выстраивая сложную систему взаимодействующих процессов.

Например, П. Торранс, вслед за Дж. Гилфордом описывает креативность в терминах мышления, понимая творческое мышление "как процесс чувствования трудностей, проблем, брешей в информации, недостающих элементов, перекоса в чемто; построения догадок и формулировки гипотез, касающихся этих недостатков, оценки и тестирования этих догадок и гипотез; возможности их пересмотра и проверки и, наконец, обобщения результатов " [28; 47].

Ф. Баррон считает центральным процесс воображения и символизации, который служит критерием креативности, и вводит определение креативности как "внутреннего процесса, спонтанно продолжающегося в действии ", утверждая, что с этой точки зрения отсутствие продукта не говорит об отсутствии креативности [7]. Р. Стернберг также подчеркивает важность способности создавать "продуктивные метафоры " [22].

С. Медник постулирует, что в основе креативности лежит способность выходить за рамки стереотипных ассоциаций, работать с широким семантическим полем (цит. по [1]).

Д. Фелдман предлагает трехчастную модель креативного процесса, имеющую три связанные между собой составляющие: 1) рефлективность как основной процесс, отличающий человека от животных и позволяющий формировать самосознание, самооценку, посредством языка планировать, отражать и анализировать мир; 2) целенаправленность, или интенциональность, позволяющую организовать переживаемый опыт "внутри и снаружи организма "; вместе с верой в возможность изменений к лучшему позволяет реально изменять среду; 3) владение способами трансформации и реорганизации, которые предлагаются культурой и обусловливают индивидуальные различия [12].

Многие исследователи считают, что процесс креативности специфичен для разных сфер деятельности и знаний [9], [12], [23]. Однако некоторые общие требования к процессу креативного мышления можно выделить. Креативный процесс независимо от проблемы, на которую он направлен, необходимо включает следующее:

1. Изменение структуры внешней информации и внутренних представлений с помощью формирования аналогий и соединения концептуальных пробелов.

2. Постоянное переформулирование проблемы.

3. Применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового и применения старых знаний и навыков в новом ключе.

4. Использование невербальной модели мышления.

5. Процесс креативности требует внутреннего напряжения, которое может возникать тремя путями: в конфликте между традиционным и новым в каждом шаге креативного процесса; в самих идеях, в различных путях решения или предполагаемых продуктах; оно может создаваться между хаосом неопределенности и стремлением перейти на более высокий уровень организации и эффективности внутри индивидуальности или общества в целом. Возможно, все три вида напряжения возникают на разных этапах креативного процесса [26].

Что касается специфических сфер, в которых креативность из "общей " становится специальной, то здесь можно воспользоваться классификацией, предложенной

Х. Гарднером [24]. Хотя эта классификация описывает семь видов интеллекта, она "скорее соотносится с видами одаренности " [2; 12], а стало быть, и креативности, поскольку подразумевает под выраженным видом интеллекта творческие достижения в данных областях.

126-х. Гарднер выделил семь относительно независимых интеллектуальных компетенций, определенных как навыки, соответствующие двум базовым стандартам: формулирования и творческого решения проблем или нового подхода к решенным проблемам; широкого использования и высокой оценки обществом.

1. Лингвистический интеллект, основанный на чувствительности к смыслу слов и эффективной вербальной памяти.

2. Логическоматематический интеллект способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами, символами, понятиями.

3. Пространственный интеллект способность воспринимать и создавать зрительнопространственные композиции, манипулировать объектами в уме.

4. Телеснокинестетический интеллект способность использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде.

5. Музыкальный интеллект способность исполнять, сочинять и воспринимать эмоционально музыку.

6. Интраперсональный интеллект способность понимать и опознавать собственные чувства.

7. Интерперсональный интеллект способность замечать и различать темперамент, мотивацию и намерения других людей.

Часто они выступают вместе, например, кинестетический и пространственный интеллект дают компетентность в сфере механики. Компетентность только в одной сфере лингвистической или интерперсональной также может привести в ряде профессий к выдающимся успехам. Существуют убедительные экспериментальные доказательства существования многих видов креативного процесса, в зависимости от сферы приложения [24].

Возвращаясь к характеристикам креативного процесса, можно отметить немалую роль времени в процессе креативности: как долго он длится. Одни подчеркивают длительный период созревания идей [6], [7], [19], [21], [26]. Например, описывая процесс открытия роли естественного отбора в эволюционном процессе Ч. Дарвиным, Х. И. Грубер подчеркивает, что инсайты в процессе работы случались часто, но не имели решающего значения для построения концепции в целом (цит. по [12]).

Другие признают центральным моментом креативного процесса вспышку инсайта [9], [10], [15]. Феномен инсайта остается в фокусе внимания исследователей и вызывает споры по поводу определения самого понятия и его роли в творческом процессе. Спектр мнений очень широк: от практического сведения креативного процесса к исходному инсайту [11], [25] до отрицания специфической роли инсайта в креативности [32].

Дж. Девидсон [10] изучала роль инсайта в креативном процессе в контексте проблемы одаренности; в том числе ею проводились и лонгитюдные исследования. Она выделила три вида инсайта: 1) инсайт "избирательного декодирования " позволяет отделить релевантную информацию от иррелевантной; 2) инсайт "избирательного комбинирования " позволяет правильно состыковать "кусочки " информации; 3) инсайт "избирательного сравнения " позволяет связать эту информацию с той, что уже содержится в памяти. В творческом процессе могут фигурировать все три вида инсайта.

Воп.10

В отечественной психологии широко разрабатывается проблема творческих способностей человека. Она ставится как проблема творческого, продуктивного мышления, в отличие от репродуктивного мышления. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном акте сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты Это значит, что для субъекта не может быть абсолютно известной задачи, иначе она перестает быть для него задачей. В то же время невозможна задача, в которой не присутствовали бы компоненты знакомых по прошлому опыту задач Если, допустим, предложить ребенку-дошкольнику задачу на интегральное исчисление, она даже не выступит для него в качестве задачи, так как не будут поняты ни ее содержание, ни цель, которой следует добиться. Как справедливо отметил П Я Гальперин, "возможности разумного (а тем более творческого) решения задач существенно зависят от качества прежде приобретенных знаний и умений" (П.Я. Гальперин, 1976)

При решении различных задач по-разному сочетаются эвристические и неэвристические компоненты мышления. Поэтому различают задачи творческие, требующие для своего решения креативного мышления, характеризующиеся высокой степенью новизны получаемого в результате решения продукта, и нетворческие, при решении которых функционирует репродуктивное мышление, использующее известные подходы и способы действий; получаемый результат не отличается здесь новизной и оригинальностью

Поскольку границы между продуктивным и репродуктивным мышлением достаточно условны, существует мнение, что механизмы, лежащие в основе мышления,

едины, любое мышление является творческим (А В Брушлинский, Л Л Гурова) В противоположность такой точке зрения существует другая, сторонники которой резко разделяют продуктивное и непродуктивное мышление (Я.А Пономарев, О К. Тихомиров). Ими высказывается мысль о том, что механизмы этих видов мыслительной деятельности различны. Более того, истинным мышлением, лежащим в основе интеллектуальных способностей, они признают творческое мышление

Экспериментальные исследования творческого мышления, осуществляемые с помощью творческих задач, задач-головоломок, показывают между тем, что в основе интуитивного решения, инсайта, догадки лежат логический анализ, рассуждение, выбор вариантов. Кроме того, хотя процесс интуитивного поиска не осознается, после получения решения его можно вербализовать (Я А Пономарев, 1980). Несомненно, это свидетельствует о единой природе двух видов мышления — творческого и нетворческого

В отечественной психологии большое внимание уделяется проблеме условий развития творческого мышления, целенаправленного формирования эвристических приемов (З.И Калмыкова, 1981; П.Я. Гальперин, В Л Данилова, 1980; Г.С Альтшуллер, 1979) Показано, что овладение эвристическими приемами дает мощный толчок развитию творческого мышления, но не гарантирует успешного решения творческих задач Поэтому, несмотря на единую природу репродуктивного и продуктивного мышления, все же остается загадкой, а что же в конечном счете помогает индивидам находить решение творческой задачи'

Итак, в отечественной психологии большое внимание уделяется раскрытию сущности креативности, выяснению механизмов творческой деятельности и природы творческих способностей Что же касается диагностики креативности, можно сказать, что работ в этом направлении почти нет Мы отметим лишь одно исследование, проведенное Д Б Богоявленской (1983).

Ею выделена единица измерения творческих способностей, названная "интеллектуальной инициативой". Автор рассматривает ее как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в "продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком". В соответствии с гипотезой Д.Б. Богоявленской был предложен "метод креативного поля", позволяющий испытуемому без воздействия внешнего стимула перейти от осуществления заданной деятельности к теоретическому обобщению и анализу заданной ситуации В рамках этого метода было сконструировано несколько методик, которые проходили проверку на валидность. Автор испытал значительные трудности в нахождении внешнего критерия. Творческая успешность устанавливалась методом экспертных оценок, имеющим целый ряд недостатков. Полученные корреляции экспериментальных оценок интеллектуальной инициативы с внешним критерием очень высоки, но субъективность выбранного критерия не позволяет считать выводы о валидности разработанных методик окончательными.

Подводя итоги отечественных исследований в области диагностики интеллектуальных способностей и креативности, нужно подчеркнуть, что они тщательно теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с количественной, но и с качественной стороны, а сама диагностика имеет четко определенные практические цели Тем не менее все еще незначительно количество

исследований в этой области. Не хватает методик диагностики, а работ по их созданию недостаточно.

В.11Диагностика творческих способностей

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело - задача, то более, то менее трудная.

При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Среди первых исследователей креативности был Л. Терстоун, который обратил внимание на разницу между творческими способностями и способностями к обучению.

Дж. Гилфорда создал концепцию, в основе которой лежит принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности, которую объяснял как “тип мышления, идущего в различных направлениях".

Концепцию Дж. Гилфорда развивал Е.П. Торранс.

Креативность рассматривалась Торрансом как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности.[33]

С. Медник полагает, что в творческом процессе присутствует как конвергентная составляющая, так и дивергентная. Суть творчества по Меднику не в особенности операции, а в способности преодолевать стереотипы.

Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Креативность, рассматриваемая в различных концепциях, предстает в виде частей головоломки, собрать которую целиком еще никому не удалось. Еще в 60-х гг. было описано более 60 определений креативности.

Диагностика творческих способностей - одна из наименее разработанных областей психодиагностики, что связано со сложностью исследуемого феномена. При этом существует ряд методов диагностики креативности, созданных в рамках разных научных парадигм. Ученые пришли к выводу, что творческие способности не являются тождественными способностям к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение IQ. В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода -- порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творческостью).

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. На основании научной литературы было установлено, что креативность, как характеристика личности, это сложное интегративное образование. Состав креативности определяет совокупность различных способностей, обуславливающих осуществление творческого процесса. На основании рассмотренных исследований структуры творческого процесса установлено: в динамике творческого процесса можно выделить фазы или стадии, когда развитие (дальнейшее осуществление) творчества обуславливается в большей степени какой-либо доминирующей способностью. Иначе говоря, в процессе творчества способности, составляющие содержание креативности, последовательно актуализируются, оставаясь при этом единой системой.

Формирование креативности предполагает создание диагностических средств, дающих возможность идентифицировать творческий потенциал человека. В последнее время в нашей стране практические психологи (в том числе школьные) стали активно применять различный психодиагностический инструментарий, который включает и тесты креативности (были адаптированы к русскоязычной выборке и получили широкое распространение зарубежные методики измерения креативности Е. Торренса и С. Медника). Но проблема заключается в том, что традиционные тестовые процедуры, по мнению ряда ученых, не позволяют представить достаточно полную картину творческих возможностей обследуемых людей, Б. Саймон, М. Уоллах. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что при идентификации креативности приходится иметь дело с психологическим феноменом, характеризующимся неконтролируемостью, спонтанностью проявления.

Кроме того, творчество, как считают исследователи, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, связано с нецелесообразной активностью, мотивацией самовыражения, большую роль в нем играют бессознательные процессы (интуиция), что значительно затрудняет процедуру диагностики. Поэтому особое значение приобретает следующий вопрос: какой должна быть процедура диагностики креативности, которая позволяла бы оценить действительные творческие возможности человека в условиях реальной деятельности.[34]

Таким образом, актуальность изучения проблемы диагностики творческих способностей обусловлена ее слабой разработанностью, недостатке диагностических средств, дающих возможность идентифицировать творческий потенциал человека. Объект исследования - творческие способности. Предмет исследования - методы и методики диагностики творческих способностей.

Цель исследования: проанализировать теоретические концепции по проблеме творческих способностей. Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу о креативности.

2. Проанализировать концепции творческих способностей.

3. Исследовать методы и методики диагностики креативности.

 

Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей, является дискуссия о подходах к диагностике креативности.

Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей:

Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас - конвергентное мышление - направлено на поиск из множества решений единственно верного. Многочисленные тесты измерения интеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность нахождения верного решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности.

В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.

Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности.

Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:

а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;

б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;

в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.

Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:

отсутствие ограничения по времени;

минимизация мотивации достижения;

отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;

отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.

Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.

В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.

Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.

В настоящее время для оценки уровня креативности в нашей стране наиболее широко применяются тесты творческого мышления Торранса, батарея креативных тестов, созданная на основе тестов Гилфорда и Торранса и адаптированный вариант опросника креативности Джонсона, направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности.

Тест дивиргентного мышления Гилфорда предназначен, в основном, для взрослой популяции, тесты творческого мышления Торренса являются весьма трудоемкими при проведении и обработке данных. Поэтому возникла необходимость в разработке креативных тестов, рассчитанных на широкий возрастной диапазон подростков, являющихся тестом надежным, валидным, с национальными нормами, а также не требующим больших затрат времени и сил при тестировании и обработке данных.

Всем вышеприведенным требованиям удовлетворяет набор креативных тестов Вильямса. Адаптированный Е. Туник вариант предназначен для подростков от 9 до 17 лет. Он состоит из 3 частей.

Первая часть - это тест дивиргентного мышления. Данный тест по форме проведения является образным. Требует 20-25 мин. на проведение. Способ проведения - групповой (тест направлен на измерение когнитивной составляющей, связанной с креативностью).

Вторая часть - опросник личностных, творческих характеристик. Опросник состоит из 50 утверждений, задания опросника - задания закрытого типа с множеством вариантов ответов. Опросник направлен на сомооценку качеств личности, которые тесно связаны с креативностью.

Третья часть - это оценочная шкала Вильямса для учителей и родителей, направленная на выяснение экспертного мнения о креативных проявлениях данного ребенка. Это позволяет проводить сравнительный анализ результатов всех трех частей наборов тестов.

Я остановилась на первой части - тесте дивергентного мышления. На базе МОУ СОШ №8 г. Богородицка в 4 «А» классе совместно с классным руководителем Фетисовой Ларисой Эдуардовной был проведен данный тест. Обследование детей мной проводилось строго по инструкции и в соответствии с рекомендациями автора методики (приложение 1). После того, как подростки выполнили задание в тестовых тетрадях (приложение 2), я перешла к обработке и анализу полученных данных.

При анализе работ учащихся я обратилась к модели Вильямса - модели творческого поведения ребенка:

1. беглость мышления - генерирование большого количества идей, беглость мысли;

2. гибкость мышления - разнообразие типов идей, способность перемещаться с одной категории на другую, направлять мысль по обходным путям;

3. оригинальность мышления - необычные ответы, нестандартные идеи, отступление от очевидного или общепринятого;

4. разработанность мышления - приукрашивание простой идеи или ответа, расширение или добавление чего-то к основной идее.

По результатам проделанной работы мною была составлена справка - анализ о результатах обследования развития творческого мышления учащихся 4 класса. Из справки-анализа можно увидеть, что в целом уровень развития креативности хороший.

Но развитие дивергентного мышления у подростков происходит не само по себе. Подобный тип мышления может сформироваться только при целенаправленном и систематическом развитии. Поэтому учителя школы работают в тесном контакте с психологом. Педагоги узнают об уровне развития дивергентного мышления у детей и используют эти знания в продуктивном направлении на своих уроках, так как это одно из основных требований целостного развития ребенка, пришедшего в школу.

В12Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.

Рефлексия в структуре инновационной деятельности педагога

Все процедуры инновационно-рефлексивных технологий можно разбить на

следующие этапы:

1 – этап поиска новых идей;

2 – этап формирования нововведения;

3 – этап реализации нововведения;

4 – этап закрепления новшества..

Этап поиска новых идей включает в себя формирование информационного инновационного фона в курсе «Основы инновационной педагогики»,актуализацию школьных проблем и потребностей, предварительную работу по формулировке целей, идей нововведения, создание образа будущего школы.

Этап формирования нововведения – состоит из проектирования в активных

формах хода нововведенческой работы, опробование отобранных новшеств, принятие решения о введении нового в школу.

Этап реализации нововведения – предполагает создание условий для проведения экспериментальной работы в школе, рефлексии хода эксперимента, коррекции содержания и введения новшеств.

Этап закрепления новшества – представляет собой закрепление образа обновленной школы в сознании учителей, психокоррекционную и методическую работу по совершенствованию инновационного поведения педагога.

Лейтмотивом всех четырех фаз является развитие восприимчивости к новому и субъективности отношения к осваиваемому новшеству.

Необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности является рефлексия, как познание и анализ учителем явлений собственного сознания и деятельности (взгляд на собственную мысль и действия со стороны).

Термин «рефлексия» в отечественной литературе начал использоваться в 30-40 годах прошлого века. Анализируя различия в подходах к проблеме, следует отметить наличие двух традиций в трактовке рефлексивных процессов:

- рефлексивный анализ сознания, ведущий к разъяснению значении объектов и их конструирование;

- рефлексия, как понимание смысла межличностного общения.

В связи с этим выделяются следующие рефлексивные процессы:

- самопознание и понимание другого, самооценка и оценка другого,

- самоинтерпретация и интерпретация другогое.

Наиболее активное и многостороннее изучение рефлексии присутствует в работах, посвященных выявлению механизмов творческого решения задач.

Можно утверждать, что инновационная деятельность начинается с «борьбы

мотивов», поиска смысла. Иногда построение учителем целей начинается при

явно недостаточной информации о способе построения модели концепции, об

условиях деятельности, что может привести к появлению риска во введении

новшеств.

Возможность учителя свободно осуществлять целеполагание и осознавать ее целесообразность зависит от следующих условий:

- от того, насколько педагог может осознавать и управлять процесса целеполагания, разлагать их на составляющие, отслеживать процессы – это дает ему возможность видеть себя на пути построения педагогической концепции, а значит, яснее представлять границы своих состояний и действий;

- при анализе значимости мотива – способности распознавать значимость инноваций для детей и для себя, умения самостоятельно строить алгоритмы для достижения цели;

- от уверенности, гибкости, адекватности действий учителя при анализ и оценке результатов и последствий достижения цели;

- от владения алгоритмами выбора инновационной цели.

По данным опросов и наблюдений - лишь небольшая часть учителей (от

10 до 15%) способны критически отнестись к собственному опыту. Для

большинства он едва ли не единственный ориентир в определении целей и задач

работы с детьми, главный источник представления о них, ведущий критерий в

оценке эффективности рекомендуемых методов работы. По степени значимости

собственный опыт далеко оставляет позади себя и советы коллег, консультации

методистов, педагогическую литературу и др. Ни один из внешних регуляторов

не может сравниться по степени значимости с собственным опытом.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что процесс рефлексии индивидуален. Активизация рефлексивной позиции в инновационной деятельности

учителя, несомненно, связана с личностью педагога, с его ориентацией на

саморазвитие. Источником этого процесса выступает система осознаваемых

учителем противоречий в педагогической деятельности, именно поэтому

необходимо создавать в учебно-профессиональной деятельности такие ситуации,

которые актуализировали бы рефлексивную позицию, формировали позитивное

самовосприятие, стимулировали процессы самоутверждения.

Рефлексивное сознание контролирует процесс построения и проверки тех

или иных инноваций в школе, критически осмысливает все этапы деятельности.

Есть основания предположить также, что инновационная деятельность не всегда четко осознается, по крайней мере, на этапе создания программ, целей. Она

часто реализуется, как сознаваемое и неосознаваемое, спонтанно и сознательно реализуемые способы и формы педагогической деятельности.

На следующем этапе рефлексивной деятельности учитель анализирует себя,

как преодолевающего, корректирующего свою деятельность субъекта. Он

способен актуализировать и формировать сложные, адекватные решаемой

проблеме, шкалы оценивания, понимать себя как верно или ошибочно решающего

педагогические задачи, конструктивно относиться к границам своей

деятельности. В результате рефлексии на успешное выполнение деятельности,

учитель с развитой «Я-концепцией» испытывает удовлетворение, уверенность,

чувство свободы и счастья. Такой педагог самоутверждается как личность, так

как знает, что способен преодолеть (и действительно преодолевает)

препятствия личностного и духовного роста на пути достижения цели по

введению новшеств в школу. Он интегрируется в педагогическом обществе,

передает другим свои «находки», несет ответственность за свою инновационную

деятельность перед детьми, руководителями, самим собой.

В.13.Эмпатия как компонент и необходимое условие творческой деятельности воспитателя

Эмпатия является определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Понимание другого человека, его переживаний, мыслей и чувств.

В педагогической эмпатии это направленность на эмоциональную поддержку ребенка. Эмпатийность педагога -- направленность на эмоциональую поддержку проявление любви к нему, условие понимания и принятия ребенка. Педагогу важно научиться принимать ребенка таким, каков он есть, с его мыслями и желаниями, его эмоциями и поведенческими реакциями, с его чувствами и переживаниями.

Функции эмпатии педагога: сигнализирующая, осмысляющая, активизирующая, актуализирующая и преобразующуая.

Функции эмпатии преобразуются в зависимости от возникающих педагогических ситуации с ребенком.

В 14По мнению Загвязинского, творчество – это «всегда создание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов научения. Новизна и преобразование – две наиболее существенные характеристики творчества». [4, с.12]

Педагогическое творчество не является исключением. В нем чаще всего присутствует субъективная новизна мысли. «Творчество начинается тогда, когда результат не может быть достигнут путем логического вывода из имеющихся посылок, когда познание добывает так называемое невыводимое знание с использованием гипотез, предположений, догадок». [10, с.35]

Громкова М.И., определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает признаки, характеризующие ее как целостный процесс:

ö «наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;

ö социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство);

ö наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

ö наличие субъективных (личностных качеств — знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

ö новизна и оригинальность процесса или результата. [3, с.10]

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой. Такой подход к сущности творчества согласуется с идеями гуманистической педагогики, с развитием личности, культуры и общества. Истинное творчество гуманно по своей природе, поскольку оно с необходимостью приводит к развитию и саморазвитию личности и соответственно культуры и общества.

Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: