Маломерное судно и судовой ход
Маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. Если по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее, при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами.
Буи (обозначающие кромку (край) судового хода) располагаются на расстоянии 250-500 м друг от друга. Если следующий буй не видно - держаться своего курса и скорректировать его когда буй станет видно.
Маломерные суда при необходимости могут пересекать судовой ход, а также выполнять поворот с пересечением судового хода, как правило, за кормой проходящих судов. Пересечение должно производиться под углом, близким к прямому (+/- 150), и в возможно короткий срок.
Для спасению людей можно выходить на судовой ход без ограничений.
Маломерным судам запрещается:
· маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними;
· останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения), а также у плавучих навигационных знаков;
· выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости.
Правила расхождения судов
Если два судна идут встречными курсами таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то каждое судно должно изменить курс вправо с тем, чтобы они могли разойтись левыми бортами.
Если два маломерных судна идут пересекающимися курсами и может возникнуть опасность столкновения, то применяются следующие правила:
|
· маломерные моторные суда должны уступать дорогу всем другим маломерным немоторным судам;
· маломерные немоторные суда и суда, не идущие под парусом, должны уступать дорогу парусным судам.
Общее правило: уступает дорогу тот, кому проще + действует правило правой руки.
Расхождения МС вне судового хода
Если курсы пересекаются - расхождение левыми бортами
Если НЕ пересекаются - любым бортом
Ночь
Самоходное маломерное судно при плавании ночью должно нести: топовый огонь (белый), бортовые (левый-красный, правый-зеленый) и кормовой огни (белый), при этом бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, расположенном по оси судна в носовой части (в любом случае бортовые включаются только когда движется). Буксируемые и идущие в счале маломерные суда должны нести круговой белый огонь.
Навигационные огни и знаки
Общий принцип по навигационным огням и знакам: справа по течению все знаки в основном красные, слева - белые (или черные), огни - справа красные, слева - зеленые (либо и там и там белые или желтые), створы (кучка щитов для ориентирования по направлению судового хода) - на темном фоне белые, на светлом - красные].
Весенний знак служит для обозначения затопляемых берегов и выставляется на затопляемых островах, ярах, мысах для предупреждения посадки судна на мель.
На левом берегу = сооружение из столба, на вершине которого укреплен трапециевидный щит белого цвета.
На правом берегу = щит круглой формы красного цвета.
Весенний знак левого берега оборудуется постоянным огнем зеленого цвета, правого - красного цвета.
|
а) на левом берегу; б) на правом берегу
Знак опасности обозначает особо опасные места у кромок судового хода (затопленные сооружения, оголовки дамб, и.др.). Знак выставляется непосредственно над оконечностью препятствия со стороны судового хода.
Дублирует обычный кромочный знак, выставляемый на расстоянии 10-15 мм от знака опасности в сторону судового хода. Приближаться к знаку опасности запрещается (оплывать только по судовому ходу!!).
а) на левой кромке
б) на правой кромке
Наименование знака | Вид | Цвет и характери огня | Назначения |
Якоря не бросать! | Обозначает зону подводного перехода, где запрещено отдавать якоря, опускать цепи - волокуши, лоты | ||
Не создавать волнения! | Обозначает участок водного пути, где запрещено создавать волнение (у дебаркадеров, пляжей, купален, лодочных станций и др. сооружений). Необходимо снизить скорость | ||
Движение мелких плавстредств запрещено! | Обозначает участок, где на судовом ходу запрещено движение маломерных судов(на рейдах, в подходных каналах, у причалов и др. местах) |
Внимание! | Предупреждает о необходимости соблюдать осторожность (непросматривающиеся узкие участки судового хода, крутые повороты) | ||
Пересечение судового хода | Обозначает места пересечения судового хода судами и паромными переправами. | ||
Скорость ограничена | Обозначает участки, где скорость водоизмещающих судов ограничена (каналы, рейды, аванпорты, районы пляжей и др.). Цифра показывает максимальную допустимую скорость в км/ч |
Знаки и огни судоходных пролётов мостов для маломерных судов - треугольный щит, вершиной вниз, ночью огни не выставляются. На темном фоне знаки окрашены в белый цвет, на светлом - в красный.
|
Сигналы бедствия на воде (подаются при необходимости помощи, просто так запрещено):
· флаг с находящимся над ним или под ним шаром или аналогичным предметом;
· частое мигание круговым огнем, прожектором, вертикальное перемещение огня;
· ракеты (фальшфейеры) красного цвета;
· медленное поднятие и опускание вытянутых в сторону рук;
· подача звуковых сигналов (частые удары в колокол, металлический предмет или продолжительные звуки любым аппаратом).
Три продолжительных звука = "Человек за бортом".
О спасательных жилетах
Судоводители и пассажиры при плавании на маломерных судах должны иметь на себе спасательные жилеты в следующих случаях:
- темное время суток, ухудшение гидрометеоусловий (туман, дождь, ветер);
- плавание на гидроциклах, водных лыжах или аналогичных средствах;
- шлюзование.
Дети до 16 лет допускаются к плаванию на маломерных судах только в спасательных жилетах.
Экстренная остановка
1) отключить тягу
2) дать задний ход
3) бросить якорь
(применяется во избежание аварий, а не для спасения выпавшего за борт).